Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Место информационных технологий в развитии человеческой цивилизации




Возникновение и современное содержание термина «информационная технология»

 

В период массового внедрения персональных ЭВМ практически во все сферы информационной деятельности человека возник и очень быстро получил широкое распространение термин «новая информационная технология» (НИТ).

Определение «новая» должно было подчеркивать коренное отличие персональной автоматизированной технологии обработки информации не только от традиционной «ручной», но и от предшествующей технологии автоматизированной обработки, которая базировалась на ЭВМ коллективного пользования.

Существовали различные трактовки понятия новая информационная технология.

Автор одной из первых фундаментальных работ в этой области Г.Р.Громов полагал, что главная отличительная черта НИТ, возможность «автоформализации» профессиональной деятельности. Наличие «персональных» ЭВМ предоставляло возможность любому специалисту, занятому умственным трудом, существенно «усилить свои интеллектуальные способности» за счет этого инструмента. Причем для общения с персональным компьютером (ПК) ему становились ненужными посредники в лице электронщиков, системных и прикладных программистов, операторов, как это было в течение всего предшествующего периода автоматизации.

Термин «автоформализация» означал способность конечного пользователя – «непрограммирующего профессионала», используя возможности диалогового, «дружественного» программного обеспечения ПК, приступить к самостоятельной автоматизации своих задач. Надо подчеркнуть, и употребление термина «формализация» это подтверждает, что под автоматизацией подразумевалась возможность проведения с помощью ПК каких-либо расчетно-логических (научных, инженерных, экономических и пр.) операций.

 

Однако правильнее считать, что новая информационная технология возникла, когда конечные пользователи стали использовать для решения своих профессиональных задач средства персональной компьютеризации, не зависимо от того, кто осуществил разработку применяемой программы.

Т.е. суть понятия «новая информационная технология» следует связывать в первую очередь с переходом к автоматизации информационных процессов на индивидуальном уровне.

Причем, что очень важно, быстро стало понятно, что автоматизировать можно не только расчетно-логические операции, но и работу с текстами.

 

Следующим, революционным этапом распространения новой информационной технологии, стало появление на рынке первых качественных, надежных, как тогда говорили, «IBM PC-подобных компьютеров», оснащенных удобной программной оболочкой для общения пользователя с операционной системой и простыми текстовыми редакторами, имеющих функции контекстного поиска информации, проверки ошибок, встроенным калькулятором и пр.

При желании, научиться работать с этими программами каждый мог самостоятельно, хотя и недостатка в помощниках тоже уже не было, так как процесс освоения ПК стал массовым. Теперь уже любой грамотный человек мог за очень короткий срок «освоить ЭВМ» и действительно освободить себя от значительной части рутинной работы. Убеждать, например, в преимуществах оформления сметной документации на ПК по сравнению с пишущей машинкой, уже никого не приходилось.

Заметим также, что и в настоящее время, подавляющее большинство пользователей ЭВМ работают главным образом с текстовыми процессорами.

 

Революционный характер происходящих в обществе изменений, связанных с массовым использованием персональных компьютеров, вызвал к жизни поиск исторических аналогов этого явления в предшествующей истории.

 

Есть ученые, считающие, что первой информационно-технологической революцией явилось книгопечатание, а весь предшествующий этап развития цивилизации относит к «предыстории информационной технологии», когда первым носителем человеческих знаний явилась речь, а в дальнейшем «природные возможности человека по накоплению и передаче знаний впервые получили технологическую поддержку после создания письменности».

Другие считают, что в истории развития цивилизации следует выделять четыре информационные революции – «кардинальных преобразований общественной жизни, возникших на основе изменений в сфере обработки информации»:

1) первая связана с возникновением письменности, когда появилась возможность передачи знаний от поколения к поколению;

2) вторая обусловлена изобретением книгопечатания, радикально изменившего общество, культуру, организацию деятельности человека практически во всех областях жизни;

3) третья обусловлена изобретением электричества, благодаря которому появились телеграф, телефон, радио, позволяющие оперативно передавать информацию практически на любые расстояния;

4) четвертая, связана с изобретением микропроцессорной технологии и персональных компьютеров.

Помимо приведенных существует и множество других взглядов на историю развития и оценок роли развития информационных технологий в современном обществе.

Но главный вывод, который следует из анализа взглядов различных авторов, состоит в том, что в этой области еще много непознанного, она по сути только формируется и требуются дальнейшие исследования для формирования наших представлений о том, что такое информационная технология.

В настоящее время еще очень многие употребляют этот термин исключительно в отношении компьютерных информационных технологий (неслучайно в настоящее время широкую распространен жаргонный термин «айтишник»), тем самым неоправданно сужая область исследований.

Компьютерные информационные технологии, при всем их распространении и постоянном расширении сфер использования, составляют всего лишь незначительную часть общего множества информационных технологий, которыми пользуется современный человек.

Как уже было сказано, термин «информационная технология» получил широкое распространение на начальном этапе распространения персональных ЭВМ, причем употреблялся он главным образов с прилагательным «новая». Но раз есть «новая информационная технология», то должна была существовать и ей предшествующая.

Так до появления ПК при рассмотрении вопросов автоматизации обработки информации, как правило, употребляли другие термины: «информационная система», «автоматизированная система», «автоматизированная обработка данных»; массовое распространение получила аббревиатура АСУ – «автоматизированная система управления» и др.

По мере развития процессов автоматизации стали все чаще употреблять термины «технология машинной обработки информации», «автоматизированная технология обработки информации», «безбумажная технология обработки информации», и только в период персональной компьютеризации термин «информационная технология» стал широко употребляемым.

Хотя и сегодня некоторые авторы, рассматривая проблемы информационного обеспечения в организационном управлении, практически не употребляют этот термин, используя понятия «информационный процесс», «информационный поток» и т.д.

Что же понимать сегодня под информационной технологией?

 

Следует заметить, что в исторической перспективе сам термин «технология» довольно молод. Например, в словаре Даля его еще нет.

Что сегодня понимают под технологией? В словаре Ожегова приводятся следующие трактовки понятия технология: совокупность производственных процессов в определенной отрасли производства; описание способов производства; совокупность методов обработки, изменения свойств материала в процессе производства.

Отталкиваясь от этого определения, можно по аналогии охарактеризовать и понятие информационной технологии (ИТ), как совокупность процессов в информационных сферах деятельности; описание способов реализации информационных процессов; совокупность методов обработки и изменения свойств информации.

В настоящее время в специальной литературе существует множество разнообразных определений понятия «информационная технология». Все их можно в принципе разделить на две группы.

К первой следует отнести определения ИТ, делающие акцент исключительно на компьютерные технологии:

· совокупность методов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, хранение, распределение и отображение информации с целью снижения трудоемкости процессов использования информационных ресурсов, а также повышения их надежности и оперативности;

· процесс, использующий совокупность методов и средств реализации операций сбора, регистрации, передачи, накопления и обработки информации на базе программно-аппаратного обеспечения;

· совокупность четко определенных целенаправленных действий персонала по переработке информации на компьютере;

· система методов и способов сбора, накопления, хранения, поиска и обработки информации на основе применения средств вычислительной техники;

· система методов и способов сбора, передачи, накопления, обработки, хранения, представления и использования информации на основе применения технических средств.

Вторая группа определений ориентирована на расширенную трактовку понятия ИТ:

· процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта);

· система методов и способов сбора, передачи, накопления, обработки, хранения, представления и использования информации. Причем подчеркивается, что информационные технологии реализуются в автоматизированном и традиционном (бумажном) видах;

· комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации.

Нам представляется более точной вторая трактовка данного понятия, ориентированная на рассмотрение компьютерных технологий как подмножества информационных технологий, используемых человеком.

Более того, учитывая современную концепцию информационных ресурсов, рассматривающую персонал как важнейший информационный ресурс, а также результаты исследований влияния персональной компьютеризации на мыслительную деятельность человека, представляется правильным использовать еще более общую трактовку понятия ИТ и хотя бы контурно включить в нее информационные процессы мыслительной деятельности, реализуемые в сознании специалистов. Индивидуальное накопление информации в сознании человека является информационной технологией, возникшей еще до «первых приемов общения» и порожденной биологической эволюцией.

Окружающий человека мир сложен и непрерывен. Его познание требует декомпозиции общей модели на более простые, выделения фрагментов-«квантов» информации. Для такого выделения используются физические, пространственно-временные пределы порций восприятия. Квантование информации о мире и манипулирование этими квантами и есть информационная технология разума, разгадка которой является одной из важнейших проблем современной науки.

Технология формирования мыслительных моделей познана еще очень мало. Возможно важнейшая информационная технология на земле – процесс мышления требует дальнейшего познания. Пока «как это происходит» не объяснил никто.

Модели и связи, образующиеся в течение жизни человека в результате обучения, практической деятельности, творчества, банк этих моделей и связей, накапливаемый в памяти, это и есть система знаний, которыми человек обладает.

Причем необходимо особо подчеркнуть, что информационные модели, которыми оперирует человек, есть не только продукт отражения действительности. Важнейшим свойством человеческого разума является способность порождения новых моделей и связей, новых знаний, способных влиять на внешний мир.

С течением времени люди научились механически отражать знаки-звуки речи буквами письменности. Использование рисунков, письменности, счета увеличили полноту и объективность как внутренних, так и внешних моделей. Дальнейшее развитие техники измерений и математики, позволило отобразить объективными моделями многие физические и другие явления. Информационные отображения, модели становятся все более сложными, цивилизация постоянно увеличивает потребности в знаниях, насыщает память новыми моделями-знаками.

Но познавательные возможности отдельного человека ограничены, его биология сопротивляется чрезмерной перегрузке мозга. Только объединение людей в сообщества и вооружение их техникой способно в какой-то мере охватить информационную картину современной действительности.

В последние годы отмечены определенные успехи в изучении работы мозга. Одно из последних достижений – составление его трехмерной компьютерной карты, над которой в течение нескольких лет в шести странах работали несколько тысяч нейрохирургов и невропатологов. Стало понятным, какие области мозга, управляют теми или иными его функциями. Но, не смотря на это, по мнению авторитетных ученых в обозримом будущем адекватно смоделировать работу мозга из-за его чрезмерной сложности не представляется возможным. И реальный механизм работы человеческого разума пока будет оставаться не разгаданным.

Учитывая вышеизложенное, в настоящей работе под информационной технологией будем понимать комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации. В соответствии с используемыми в определении основными этапами информационного процесса, следует выделять и отдельно анализировать соответствующие методы, способы и средства, например, отображения информации и т.д.

Познание такого сложного явления как информационная технология, требует его декомпозиции и структуризации. Существует множество мнений относительно того, как это следует делать.

На наш взгляд в рамках развиваемого в данной работе подхода представляется целесообразным выделять следующие базовые компоненты любой информационной технологии:

· знаковую систему, способ отображения (отражения) реального мира;

· носители, на которых информация фиксируется и передается;

· инструментарий, с помощью которого информация фиксируется, обрабатывается, передается и т.д.

 

Понятие знаковых систем

Как было показано выше, возникновение термина ИТ было обусловлено развитием автоматизированных средств обработки информации, и первоначально его использовали главным образом лишь в качестве удобной аналогии с технологией производственной. Дальнейшее осмысление содержания этого понятия привело к выводу о том, что ИТ – важнейшая составляющая человеческого бытия с самых ранних этапов его развития. До настоящего времени нет специальной дисциплины, глубоко изучающей ИТ. Но существуют научные направления, которые, не употребляя термина «информационная технология», по существу, исследовали информационно-технологические проблемы. К их числу несомненно относятся лингвистика (наука о языке, языкознание) и семиотика (наука изучающая природу знаков).

Существуют различные точки зрения относительно связи этих наук. Некоторые ученые считают лингвистику составной частью семиотики, полагая, что язык лишь одна из знаковых систем. У других иная точка зрения на основании того, что знак – отдельная составляющая языка. Но в данном случае это не имеет значения. Главное, что в этих научных областях сконцентрированы знания, в наиболее полной мере раскрывающие отдельные очень важные аспекты понятия «информационная технология», к числу которых конечно относится теория знаковых систем.

В процессе приспособления человека к окружающей среде одним из самых важных инструментов являются различные знаковые системы [37]. Все, что осознается нашим мышлением и может быть подвергнуто обозначению знаками, и есть «реальность». Выбор знака вырабатывается в результате общего согласования конкретного языкового сообщества. Согласие не выражается волеизъявлением, оно внедряется необходимостью существовать внутри данного сообщества

Знаковая система – множество взаимосвязанных знаков, используемых в соответствии с определенными правилами (условными договоренностями). Правила устанавливаются для максимального использования возможностей данной системы. Правила могут изменяться и совершенствоваться во времени.

Знак обозначает что-то, что находится вне знаковой системы, и его использование определяется правилами системы. Знак – модель обозначаемого. Знак принадлежит одновременно и системе и внешнему миру, к тому объекту, который он отражает.

В развитой знаковой системе существует иерархия знаков. Базисные знаки и знаки более высокого уровня, формируемые из базисных по правилам метаязыка данной системы. Метаязык должен существовать для любой знаковой системы и служит для ее описания. Знаковая система есть средство, или в нашей терминологии, информационная технология взаимодействия человека с внешней средой.

Авторы учебного пособия ГУУ И.Корнеев и Т.Година полагают, что «информационная технология возникла вместе с первыми приемами общения (нечленораздельными звуками, мимикой, жестами, прикосновениями) наших предков» и приводят достаточно подробное описание ключевых этапов дальнейшего развития информационных технологий.

По мнению других специалистов в круг рассмотрения знаковых систем, используемых человеком, необходимо включать и «естественные» знаковые системы, обеспечивающие его взаимодействие с природой. Они могли возникнуть и до первых приемов общения и широко используются людьми в настоящее время.

Под естественным знаком следует понимать предмет реального мира, выступающего вместо других предметов в качестве их представителя, который получает статус знака. Первобытные люди не смогли бы существовать, не «читая» естественных знаков окружающей среды. Врачи и сегодня не могут обойтись без этих знаков, свидетельствующих о тех или иных недомоганиях.

Мимику, жесты и прочие «немые действия» следует относить к классу так называемых образных знаковых систем. Образ, образный знак выступает вместо других вещей, по поводу которых имела место коммуникация.

Образ является принципиально иным средством представления реальности, нежели естественный знак. Образ может и должен напоминать обозначаемое, но это только знак «чего-то», придуманный человеком для его представления. Образные знаки можно считать представителями «б о льших отрезков действительности», нежели естественные знаки-представители.

Если положить в витрине булку, то это будет естественный знак того, что в магазине продается хлеб. Но с другой стороны этот знак уже в определенной мере образный, так как свидетельствует о том, что в магазине продается не конкретный тип булок, а хлеб вообще. Нарисованная же буханка хлеба – это уже образный, а не естественный знак.

Главной характеристикой образных знаков является внешняя похожесть. Символический или реалистический рисунок, фотография – примеры образных знаков. Причем образы могут быть не только визуальными, но, например, и слуховыми. Просто зрительные образы занимают главное место во всей совокупности подобных знаков. Эти знаки получили очень широкое распространение в практической жизни. Вследствие своей похожести на изображаемое, они понятны практически всем категориям людей, включая не умеющих читать и не знающих языка.

Описание развития знаковых систем наиболее полно отражает эволюцию человеческого рода. Естественный ход развития – переход ко все более абстрактным способам кодирования мира, прогресс перемещает нас в сторону все более абстрактных кодов.

Следующими этапами развития явилось появление языковых знаков систем, естественных языков. Одновременно начали формироваться и зачатки еще более отвлеченных математических или кодовых знаковых систем. Их подробному рассмотрению мы посвятим следующие параграфы.

Здесь же остановимся на следующих соображениях.

Во-первых, еще раз подчеркнем, что все перечисленные знаковые системы, включая самые абстрактные, являются инструментом, средством информационного отображения реальности и поэтому могут и должны рассматриваться как информационные технологии.

В работе приведена цитата современного нам философа, педагога и психолога Джерома Брунера: «Язык – инструмент самого общего плана, не только собственно инструмент, а главным образом умение и навыки владения этим инструментом. Язык представляет собой возможно идеальный пример... технологии».

Во-вторых, отметим, что довольно часто понятия «знаковая система» и «язык» трактуются как синонимы. В литературе очень часто можно встретить термины «язык природы», «язык образов», «язык математики» и им подобные.

Любой знак не существует сам по себе, а только в системе, которую называют языком. Это вполне обосновано, и подобная синонимия будет использована и в настоящей работе. Использование термина «знаковая система» удобно для обозначения места и роли естественных человеческих языков в общем наборе способов информационного взаимодействия человека с внешним миром.

В-третьих, как следует из приведенных ранее определений, одно из значений термина технология – описание. В этом смысле любой метаязык, описывающий знаковую систему, например, грамматику естественного языка, также следует рассматривать как информационную технологию. Если согласится с этим, то необходимо признать, что изучение информационных технологий имеет уже очень длительную историю.

Как у человека в голове формируется грамматика – механизм, который позволяет говорить правильно, не зная ее законов, пока не объяснимо. Природа постаралась очень глубоко спрятать подсознательные грамматические знания. С одной стороны, человек в процессе общения совершенно не задумывается о грамматических правилах, по которым говорит. Речь льется как бы сама собой. Но с другой, людей эта проблема стала интересовать очень давно.

В Индии с древнейших времен существовал особый язык культуры – санскрит. На нем говорили только в особых торжественных случаях, например, во время религиозных обрядов. Очень важно было правильно говорить, а чтобы делать это, требовалось знать, как он устроен. Примерно в 5-6 вв. до н.э. была создана знаменитая грамматика санскрита (грамматика Панини – «Восьмикнижие»). Она состоит из коротких стихов-кусочков сутр, содержащих около 4 тысяч правил. В каждой сутре содержится одно или несколько правил типа: «Возьми то-то, сделай над ним такую-то операцию и получишь то-то». Это ли не информационная технология?

Китайские иероглифические словари также имеют многовековую историю. Только для непосвященных иероглиф – цельная картинка. На самом деле он имеет свою структуру, блоки и имеет особую технологию написания.

Существуют античная или греко-римская и арабские традиции описания грамматики; известны грамматики эпохи Возрождения, грамматика Пор-Рояль, основанная на предположении о единстве логической структуры мысли, а, следовательно, и общности всех языков.

 

Может возникнуть вопрос: так ли необходимо глубокое познание традиционных информационных технологий для работы на компьютере?

С одной стороны, конечно же, при освоении конкретных «кнопочных» программных продуктов без этого можно обойтись. Достаточно воспользоваться инструкцией, описывающей последовательность нажатия клавиш. Для того чтобы ездить на автомобиле не обязательно знать историю развития отрасли и устройство автомобиля. Более того, нельзя научится водить машину чисто теоретически. Без практики здесь не обойтись. Поэтому, чтобы решить свои транспортные проблемы, достаточно купить автомобиль и получить права. Но хорошему разработчику автомобильной техники без знания истории предмета, устройства автомобиля и современных достижений в этой области уже не обойтись.

Но дисциплина «информационные технологии» – предмет особенный в том смысле, что каждый современной специалист должен стать умелым разработчиком своей собственный информационной среды. А для этого нужно обладать высокой информационной культурой, понимать сущность информационных процессов в организационных системах.

Совокупность информационных технологий, которой пользуется каждой конкретный человек, уникальна, поэтому включение в информационно-технологический арсенал новых средств требует обязательной увязки с ранее используемыми. Практически каждый работник умственного труда должен стать «конструктором-разработчиком» своей информационной технологии.

Язык и речь

 

Появление языков по-прежнему одна из главных загадок истории. Существует множество гипотез их возникновения. Согласно одной из самых последних, человеческая речь возникла на основе развития навыков имитации природных звуков и, в частности, звуков птичьего пения. Подражание птицам могло быть использовано для подманивания потенциальной добычи. Подобную технологию ловцы пернатых успешно используют и в настоящее время.

Многие учёные считают, что возникновению звукового языка предшествовала передача сообщений с помощью жестов и пантомимы. Жесты нередко сопровождались звуками, дополняющими образ или выкриками, возгласами, выражающими призыв, радость и т.д. Жестами можно отдавать распоряжения; с помощью пантомимы можно «рассказать» о многом.

Жесты, однако, не всегда удобны для передачи сообщений. Их нельзя использовать в темноте или если на «говорящего» не смотрят. Звуки, сопровождавшие жест, постепенно становились главным источником информации, смысл сообщения закреплялся в звуке. Т.е. появился звуковой язык — речь, часто и сейчас сопровождаемый жестами. Жесты остаются основным способом общения: для людей, не слышащих звуков и говорящих на разных языках.

У глухих используются два типа жестовых языков: пальцевая азбука и знаковый язык жестов. Они могут дополняться характерными движениями губ и соответственно чтением по губам. Некоторые системы сочетают эти способы. Пальцевая азбука — это перевод национального языка в жестовую форму; пальцами условно изображаются буквы алфавита. Существуют разновидности пальцевой азбуки и для слепоглухонемых: говорящий передаёт знаки своей рукой, используя ладонь и пальцы слушающего.

Знаковые системы жестов — это самостоятельные, довольно сложные и развитые языки со своей грамматикой и богатым словарным составом. В каждой стране существует свой знаковый язык жестов.

 

Хотя понятия язык и речь часто употребляются как синонимы, необходимо понимать, что на самом деле они вовсе не тождественны.

Язык это только определенная часть, пусть и важнейшая, речевой деятельности [43]. Речь или «устная информационная технология» – это целая комбинация знаковых систем. В речи используются и язык жеста, мимики, интонации. Язык у жителей какой-либо страны, как правило, одинаковый, а речь у всех разная. Хотя и имеются некоторые характерные для определенных регионов общие речевые особенности.

В окраске сказанного заложена огромная информация. Любой текст в изложении настоящих «мастеров художественного слова», не только звучит совсем иначе, но и позволяет более глубоко вникнуть в содержание сказанного.

Одна из древнейших наук, которая, несомненно, может быть отнесена к наукам об информационных технологиях, – это риторика, направленная на разработку средств и методов, делающих речь ясной и убедительной.

Язык – знаковое обозначение, средство мышления, инструмент реализации «внутренней информационной технологии», позволяющий вести разговор «с самим собой». Речь – это уже «коммуникационная информационная технология», одним из элементов которой является язык.

 

Ребенок познает мир и осваивает первой «устную информационную технологию», и именно она обеспечивает формирование человеческой личности. Поэтому данную информационную технологию следует признать главной. Все последующие информационные технологии, созданные человеком, исключительно важны, но все равно по отношению к языку и речи они вторичны.

И в настоящее время, когда в области компьютерных информационных технологий достигнуты замечательные успехи, в огромном множестве жизненных ситуаций устный обмен информацией является по-прежнему самым эффективным. Кстати, недопонимание этого факта послужило причиной неудач многих проектов автоматизации.

Устная информационная технология до сегодняшнего дня является главной коммуникационной технологией взаимодействия между руководителями высшего уровня. В самые критические моменты человеческой истории (такие, например, как Карибский кризис) решающими оказывались и оказываются личные «устные» контакты руководителей.

 

Язык – знаковая система, инструмент, средство информационного обмена; он является «во многом формой, а не только содержанием» и поэтому, как уже было сказано, его совершенно правомерно рассматривать, как некую информационную технологию. Владение этой технологией – необходимое условие нормального существования любого человека.

Язык как знаковая система состоит из следующих элементов: звук, морфема, слово, словосочетание, предложение, текст. Каждый из этих элементов занимает свое место в системе и выполняет определенную информационную функцию.

Звук (фонема) является единицей восприятия речи, у которой еще нет смысла. Звуковые частицы любого языка очень устойчивы, они не меняются столетиями. Природа этого феномена также пока не раскрыта.

Мельчайшая частица смысла в языке появляется в морфеме (от греческого «форма»), которая передает простое понятие или представление и как смысловая единица далее неделима. Морфемы переходят из слова в слово, сохраняя свое значение и, тем самым, помогая нам понимать и запоминать слова. Без понимания морфемного строя языка освоить его невозможно.

Базисной единицей языка, согласно теории английского философа Джона Локка (1632-1704) ["Опыт о человеческом разуме",1690], являются слова-знаки, являющиеся «символами наших идей». Слово-знак объединяет «понятие» и «акустический образ». Звуки и морфемы входят в состав слова и вне его не несут никакой смысловой нагрузки.

Словосочетания и предложения состоят из слов. Словосочетание – простейшая мыслительная единица, в которой начинают работать грамматические законы, правила, т.е. «языковая технология», например склонение, спряжение.

Предложение – это единица языка, которая служит для выражения мысли, суждения. Для этого в предложении должен быть глагол, как средство утверждения и отрицания.

Самую большую сложность вызывает понятие текста, так как у него нет особых языковых признаков. Поэтому существует мнение, что это уже и не единица языка, а объект, требующий особого исследования.

Термин текст произошел от латинского слова textus, имеющего значения: «сплетение», «строение», «связь», «связанное изложение». Именно «связность» считается основным свойством текста.

Хотя текст может состоять и из одного предложения и даже слова, как правило, под текстом понимают взаимосвязанную совокупность предложений.

Существуют различные способы установления межфразовых связей и отношений, выявленные и классифицированные учеными текстологами. Причем для различных типов текстов существуют особые приемы.

Тексты имеют определенную структуру, создателем которой является автор. Он состоит из абзацев, разделов, глав, частей, томов и пр. Структура текста должна служить главной цели – донесение законченной мысли автора (источника информации) до читателя (получателя информации). Структура текста определяется расстановкой знаков препинания, способом отделения одного предложения от другого, образованием «сверхфразовых единств», т.е. совокупностей предложений, объединенных общей темой.

Отметим, что текст может быть нарисован, начерчен, станцован, т.е. может существовать и в других знаковых системах.

 

Развитие компьютерной техники сделало реальным создание гипертекстовых информационных технологий, обеспечивающих одновременную работу с множеством текстов и других информационных объектов.

Понятие гипертекст, впервые было предложено американским ученым Тедом Нельсоном в середине 60-х гг. ХХ в. в ходе работы над проектом, целью которого было создание текста, включающего в себя все идеи и факты, связанные между собой без жесткой структуры и заранее определенной последовательности ознакомления с ними. Гипертекст должен был стать основой хранилища мировой литературы и обеспечивать организацию доступа к электронным книжным хранилищам. В 80-е гг. появились технологии способные реализовать эти идеи. Сегодня гипертекст определяют как текст, содержащий в себе связи с другими текстами, графической, аудио, видео и другой информацией.

Внутри гипертекстового документа некоторые фрагменты текста четко выделены. Указание на них с помощью, например, мыши позволяет перейти на другую часть этого же документа, на другой документ в этом же компьютере или даже на документы на любом другом компьютере, подключенном к Интернету.

Все серверы глобальной сети используют специальный язык HTML (Hypertext Markup Language – язык разметки гипертекста). HTML-документы представляют собой текстовые файлы, в которые встроены специальные команды.

Отображенный на экране гипертекст, представляет собой сочетание алфавитно-цифровой информации в различных форматах и стилях и некоторые графические изображения – картинки.

Связь между гипертекстовыми документами осуществляется с помощью ключевых слов. Найдя ключевое слово, пользователь может перейти в другой документ, чтобы получить дополнительную информацию. Новый документ также будет иметь гипертекстовые ссылки [46].

 

Успехи в познании естественных языков послужили основой для формирования в конце XIX — начале XX вв. движения за создание искусственных языков. Разноязычие всегда мешало народам общаться, поэтому с древнейших времён люди мечтали о языке, понятном для всех. Проблемой создания общего языка занимались Платон, Р.Декарт, И.Ньютон, Г.В.Лейбниц и др. Известно множество различных проектов искусственных международных языков.

Первый искусственный язык, получивший широкую популярность, был волапюк, обнародованный впервые в 1880 г. Его изобрел немецкий католический священник Иоганн Мартин Шлейер, знавший огромное количество языков. Лексикон этого языка ориентировался на английский словарь, используя также немецкие, французские, испанские и итальянские корни.

Первоначальный успех превзошел все ожидания: в 1889 насчитывалось около 200 тыс. приверженцев этого языка, в той или иной степени освоивших его и говоривших на нем. Более трехсот обществ любителей нового языка публиковали около двадцати журналов на волапюке в нескольких странах. Но вскоре этот язык был забыт. Одной из причин этого было появление эсперанто, оказавшегося самой удачной попыткой создания искусственного языка.

По словам доктора Заменгофа, создателя наиболее популярного из искусственных языков — эсперанто, им двигало желание создать простой и доступный язык для всего человечества, объединить на базе этого языка весь мир и разрушить, таким образом, национальные перегородки и межнациональную рознь и вражду.

26 июля 1887 г. в Варшаве появилась брошюра на русском языке «Международный язык. Предисловие и полный учебник». Автор взял себе псевдоним д-р Эсперанто, что в переводе с нового языка означало «надеющийся». Скоро это слово стало названием языка. Заменгоф сразу отказался от авторских прав на своё изобретение, разрешив вносить в язык усовершенствования. Однако принципиальных изменений практически не понадобилось. Вскоре была создана Академия эсперанто с целью поддержания единства языка, утверждения новых слов и решения спорных вопросов, а в 1905 г. состоялся 1-й Всемирный конгресс эсперанто.

Движение эсперантистов постоянно расширяется: в большинстве с<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...