Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические рекомендации по организации учебного процесса по предмету «Иностранный язык».

Инструктивно-методическое письмо

«О преподавании иностранных языков в 2011 - 2012 учебном году

В общеобразовательных учреждениях Ленинграддской области»

Введение

Язык является важнейшим средством общения, без которого невозможно существование и развитие человеческого общества. Владение иностранным языком повышает уровень гуманитарного образования школьников, способствует формированию личности и ее социальной адаптации к условиям меняющегося поликультурного, полиязычного мира.

Учебный предмет «Иностранный язык» входит в общеобразовательную область Филология». В соответствии с БУП иностранный язык в образовательных учреждениях общего образования Ленинградской области изучается как обязательный предмет со 2-го по 11-й класс на следующих уровнях:

· базовый со 2-го по 11 класс

· углублённый /высокий со 2-го по 11 класс

· профильный/повышенный 10 – 11 класс

Количество часов на изучение иностранного языка в каждом классе на базовом и профильном уровне определяется в БУП. Количество часов для изучения иностранного языка на углублённом уровне определяется в программах и УМК, которые реализует образовательное учреждение.

                       
Базовый уровень _                    
Углублённое изучение В соответствии с программой и УМК
Профильный уровень _                    

 

Нормативные документы, регламентирующие деятельность учителя иностранного языка в 2011-2012 учебном году

1. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г., № 3266-1.

2.. Медведев Д.А.Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», М. 2010.

3. «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год» Приказ МОиН РФ N 2080 от "24" декабря 2010 г

4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях""

5. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по иностранным языкам//Новые государственные стандарты по иностранному языку: 2-11 классы/ Образование в документах и комментариях. – М.: АСТ. Астрель, 2004.

6. Примерные программы по иностранным языкам//Новые государственные стандарты по иностранному языку: 2-11 классы/ Образование в документах и комментариях. – М.: АСТ. Астрель, 2004.

7. Примерные программы начального общего образования (Стандарты второго поколения).- М.Просвещение, 2009;

8. Примерные программы основного общего образования. Иностранный язык. – М. Просвещение, 2009. – 144с. - (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5-09-020476-7.

9. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента 5. 10. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: Изучение,

преподавание, оценка. МГЛУ, 2003..

11. Методическое письмо «Об использовании результатов единого государственного экзамена 2011 года в преподавании иностранных языков в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования» http://ege.edu.ru

 

3. Цели и задачи иноязычного образования в ОУ Ленинградской области в 2011 – 2012 учебном году.

Цель обучения иностранным языкам – формирование поликультурной личности учащихся, желающей и способной осуществлять межкультурную коммуникацию на одном или нескольких иностранных языках.

В своей совокупности цели обучения иностранным языкам предполагают:

· овладение учащимися иноязычной коммуникативной компетенцией в единстве ее составляющих (речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной);

· развитие личности учащихся посредством реализации воспитательного потенциала учебного предмета «Иностранный язык».

Целеполагание в учебном процессе связано с планируемыми результатами, которые следует определять в соответствии с ФГОС нового поколения на личностном (самоопределение: смыслообразование, морально-этическая ориентация), метапредметном (регулятивные, коммуникативные, познавательные) и предметном (основные системы научных знаний, опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания, предметные и метапредметные действия с учебным материалом) уровнях.

 

Методические рекомендации по организации учебного процесса по предмету «Иностранный язык».

В качестве основного подхода используемого в методике обучения иностранным языкам определён коммуникативный подход, который интегрируется с деятельностным и личностно ориентированным, учитывающим способности, возможности и склонности учащихся, и предполагает особый акцент на социокультурной составляющей иноязычной коммуникативной компетенции. Это позволяет приобщать школьников к культуре стран изучаемого языка, лучшее осознание культуры своей страны, умение представить ее средствами иностранного языка, включение школьников в диалог культур.

Предметное содержание обучения определяется на основе сфер общения (социально-бытовой, социально-культурной, учебно-трудовой), ситуаций общения и выделенной на их основе тематики общения.

Рекомендуется использовать технологии уровневой дифференциации, обучения на основе «учебных ситуаций», проектной и исследова­тельской деятельности, инфор­мационных и коммуникационных технологий, активных форм обучения (организация работы в группах).

УМК, как средство обучения, во многом определяет успешность учебного процесса по иностранному языку. При выборе УМК необходимо отдавать предпочтение тем линиям, которые входят в утвержденный федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных учреждениях МОиН РФ на 2011-2012 учебный год, в плане методической преемственности завершены и имеют полный учебно-методический комплект: учебник, рабочую тетрадь, книгу для учителя, набор дидактических материалов, аудиоприложение и проч., обеспечивая плавный переход с одной ступени обучения на другую, избегая потерь сформированных умений.

УМК по иностранному языку в начальной школе общеобразовательного учреждения выбирается независимо от используемого комплекта учебников (традиционная система, система Л.В. Занкова, система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова).

Особое внимание в деятельности учителя иностранного языка следует уделить проектированию учебного процесса. Книга для учителя к каждому УМК (учебно-методическому комплексу) по любому изучаемому языку является основным руководством при организации учебного процесса. Составление календарно-тематического и поурочных планов является обязательным. В них отражается творчество учителя, его личностные особенности, понимание им целей обучения, осознание конечных результатов обучения, условий, в которых происходит обучение, конкретных приемов, запросов и возможностей учеников, их индивидуальных и возрастных особенностей изучаемого материала. Календарно-тематические планы, составленные учителями, утверждаются на заседании Р(ГМО), ШМО или кафедры учителей иностранных языков.

Для выполнения всех видов учебных работ по иностранному языку учащимся рекомендуется иметь тетради:

· с первого года обучения (2 класс) - 2 тетради, одна из которых может быть на печатной основе и тетради-словари;

· для выполнения тематических, промежуточных и итоговых контрольных работ могут быть использованы специальные тетради или отдельные листы с заданиями, которые хранятся в течение года для мониторинга результатов обучения.

В состав современных УМК по иностранному языку входят рабочие тетради для учащихся с графической основой. При условии использования всех составляющих УМК рекомендовано ведение одной дополнительной тетради в клетку (линейку) для выполнения упражнений и творческих заданий, которые не вошли в рабочие тетради и представляют интерес для учащихся.

При проверке работ по иностранному языку учитель исправляет ошибки и пишет сверху правильный вариант слова, выражения и т.д. По иностранному языку работа над ошибками проводится при контроле заданий по письму. При этом ошибки учителем не исправляются, а подчеркиваются. Оценки за ведение тетрадей, тетрадей-словарей в журнал не выставляются.

Во 2-6 классах тетради учащихся, в которых выполняются учебные классные и домашние работы по иностранному языку, проверяются после каждого урока у всех учеников с выставлением отметки; в 7-8 классах – один раз в неделю; в 9-11 классах – проверяются наиболее значимые работы, но с таким расчетом, чтобы один раз в месяц проверялись тетради всех учащихся. Тетради-словари по иностранным языкам проверяются один раз в четверть. Учитель исправляет ошибки и ставит подпись и дату проверки.

Все записи в тетрадях учащиеся должны проводить с соблюдением следующих требований:

1. Записывать дату выполнения работы (число и месяц). Дата в тетрадях по иностранному языку записывается так, как это принято в странах изучаемых языков. Например: October 10, 2011 (английский язык); Lundi 5 décembre 2011 (французский язык). После даты на следующей строке необходимо указывать, где выполняется работа (классная или домашняя).

2. Указывать номер упражнения или вид выполняемой работы.

3. Учащиеся, изучающие английский язык, могут писать полупечатным шрифтом на начальном этапе обучения, затем постепенно переходят на удобный для каждого шрифт.

4. Тетради и словари по иностранному языку подписываются на иностранном языке, который изучается. Надписи на обложке тетради выполнять единообразно: язык, имя, фамилия, клаcc.

Английский язык Французский язык
English Français
Galina Sedova Svetlana Ivanova
Form 3 “B” classe de 7ème “A”
   

Вопросы содержания и организации контроля в процессе обучения иностранному языку в 2011-2012 учебном году.

Контроль является важной составляющей учебного процесса, т.к. именно формат контроля обуславливает содержание и технологии обучения. Исходя из цели обучения иностранным языкам, объектом контроля должна являться коммуникативная компетенция обучаемых, при ведущей роли речевых умений в области говорения, аудирования, чтения и письма на основе аутентичных материалов, обеспечивающих также контроль знаний, умений и навыков социокультурного фона, типичного для лингвокультурного сообщества изучаемого языка и являющегося неотъемлемым компонентом коммуникативной компетенции.

Учитывая специфику иностранного языка как учебного предмета, целесообразно различать следующие виды контроля: входящий, текущий, промежуточный (тематический), рубежный и итоговый.

Промежуточный контроль проводится после ряда занятий, посвященных какой-либо теме или блоку, и является подведением итогов приращения в области речевых умений. Объектом контроля в этом случае будут речевые умения, однако проверке подвергаются не все виды речевой деятельности, а лишь некоторые из них, а сама проверка носит не индивидуальный, а фронтальный характер. Формами промежуточного контроля являются тесты и контрольные работы, тематические сообщения, тематические диалоги и полилоги, проекты, соответствующие этапу обучения. Промежуточный контроль служит подготовкой к рубежному и итоговому контролю.

Рубежный контроль осуществляется по итогам учебно-административного периода, его содержание приведено в таблице.

Промежуточный и рубежный контроль осуществляется на последних уроках темы или учебного периода. Каждый аспект контролируется на отдельном уроке с выставлением оценок в соответствующую колонку журнала. В приведённой таблице содержатся рекомендации по частотности и содержанию контроля уровня обученности иностранным языкам. Содержание текстов и заданий должно включать материал по итогам изученных за контрольный период коммуникативных тем.

Уровень и количество часов программы Классы
                     
Базовый (час.)   2 2 2 3 3 3 3 3 3 3
Число (комплексных) контрольных работ     4 4 4 4 4 4 4 4 4
Профильный филологический (час.)                   6 6
Число контрольных работ                   4 4
Углубленный (час.) В соответствии с программой и УМК
Число (комплексных) контрольных работ     4 4 4 4 4 4 4 4 4
Французский как второй иностранный язык (час.)   В соответствии с программой и УМК
Число контрольных работ     2 2 2 2 2 2

 

Контрольные работы на базовом уровне носят комплексный характер и включают задания на проверку умений по 4 видам речевой деятельности (говорение, чтение, аудирование, письмо).

Контрольные работы в профильных классах гуманитарной и филологической направленности и в классах с углубленным изучением ИЯ носят комплексный

характер и включают задания на обязательную проверку умений по 4 видам РД (говорение, чтение, аудирование, письмо), а также задания на проверку владения лексико-грамматическими навыками. Контрольные работы по ИЯ на этом уровне могут включать задания на проверку умений в переводе.

Оценивание контрольных работ осуществляется по аспектам. Удовлетворительная оценка ставится за 60% правильных ответов по заданиям каждого аспекта.

Итоговый контроль призван выявить конечный уровень обученности за весь курс и выполняет оценочную функцию. Цель итогового контроля – определение сформированного уровня иноязычной коммуникативной компетенции способности обучаемых к использованию иностранного языка в практической деятельности. Формы проверки языковых навыков и речевых умений обусловлены характером проверяемой деятельности. В ходе проверки языковых навыков и рецептивных коммуникативных умений необходимо использовать преимущественно тесты, поскольку при проверке этих навыков и умений можно в полной мере предугадать ответы обучаемых. При контроле продуктивных коммуникативных умений (говорение, письмо) необходимо применять тесты со свободно конструируемым ответом и последующим сравнением этого ответа с эталоном.

Необходимо тщательно изучить организацию контроля обученности иностранным языкам в используемом УМК. Следует различать задания на самоконтроль или рефлексию учащихся и задания для рубежного контроля.

Особое внимание следует уделить критериям оценивания, предлагаемых авторами УМК: их соответствие общим требованиям к нормам выставления оценки за контрольные работы и требованиям стандарта к уровню владения иностранным языком на определённом этапе обучения.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...