Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Работоспособность водителя





Работоспособностью называется способность человека с наименьшими затратами энергии выполнять производственные операции без снижения темпа и качества. Немало ДТП происходит из-за ошибок, допускаемых водителями в результате снижения работоспособности. Основной причиной этого является утомление: процесс, наступающий в результате деятельности. Физиологическая сущность усталости заключается в сигнализации организма о необходимости прекратить работу или снизить ее интенсивность. Однако не всегда чувство усталости соответствует степени утомления. Часто тяжелая напряженная работа, выполняемая с удовольствием, меньше утомляет, чем выполнение более легкой, но неприятной работы. Работоспособность изменяется в течение дня, суток, недели. На рис. 100а показаны основные стадии работоспособности. Первая стадия характеризуется нарастающей работоспособностью. Этот период врабатываемости обычно продолжается 1-1,5 ч, после чего устанавливается оптимальный уровень работоспособности, который сохраняется в течение 2-2,5 ч (вторая стадия). В этот период достигаются наилучшие результаты работы при минимальной затрате энергии. Поэтому несмотря на то, что наибольшая интенсивность движения бывает в середине дня, в этот период совершается наименьшее число ДТП. Третья стадия характеризуется снижением работоспособности вследствие утомления, которое можно приостановить, устроив перерыв на обед (см. рис. 100а - заштрихованная зона). Уровень работоспособности во второй половине рабочего дня несколько ниже, но характер ее изменения повторяется. При этом периоды врабатываемости и устойчивой работоспособности становятся короче, а третий период - снижение работоспособности - наступает раньше. Работоспособность изменяется также в течение рабочей недели. Понедельник соответствует фазе врабатывания, наилучшие показатели наблюдаются от вторника до четверга, а в пятницу и субботу работоспособность наиболее низка (см. рис.100 б).

В результате упадка сил происходит расстройство ранее сформированных навыков. У водителя это проявляется, например, в изменении рабочей позы. Он садится более глубоко, сильнее наклоняя корпус вперед или заваливаясь назад. Такая поза затрудняет пользование рулевым колесом, педалями, рычагами, а также наблюдение за дорогой и приборами. Утомленный водитель менее точно выполняет приемы управления, неоправданно часто поворачивает рулевое колесо, пропускает необходимые корректирующие действия.

Положительные эмоции (хорошее настроение) способствуют более быстрому вхождению в нормальный рабочий ритм. Под влиянием эмоционального возбуждения, интереса к работе, ответственности за порученное дело или при опасности водитель в состоянии утомления может не чувствовать усталости. Отрицательные эмоции (плохое настроение) приводят к быстрому утомлению, выбывают чувства неуверенности, сомнений, страха.

На утомление водителя влияют не только характер информации и его отношение к ней, но и ее количественные характеристики, называемые информационной нагрузкой. Часть информационной нагрузки для водителя составляет интенсивность движения. при большой интенсивности движения (более 300 авт./ч на двух- и трех-полосных дорогах) утомление наступает относительно быстро. (однако при управлении автомобилем в условиях, когда на дороге пет других участников движения, при однообразном ландшафте, из-за монотонной обстановки и вынужденной бездеятельности водитель быстрее чувствует усталость, чем при управлении автомобилем в условиях интенсивного городского движения, хотя признаков утомления при этом еще может и не наблюдаться.

В течение смены водителю приходится работать в разнообразных условиях, в том числе и в потоках с различной интенсивностью, полому он должен быть готов к изменениям своего эмоционального напряжения. Опасным может быть резкое возрастание сложности дорожных условий (например, при выезде из тихого переулка на оживленный проспект крупного города). Если водитель, зная о предстоящей смене условий движения, внутренне подготовился к такому усложнению дорожной обстановки, то эмоциональное напряжение изменится не столь значительно, как при неожиданном переходе.

У ставший водитель может избежать ошибок даже при внезапном осложнении дорожной обстановки, если будет более внимателен и готов к действиям. Для этого требуется волевое усилие, благодаря которому в течение некоторого времени работоспособность сохраняется на достаточном уровне. Однако любое волевое усилие требует затрат тельной энергии, что влечет за собой дополнительное утомление и учащающиеся ошибки водителя при управлении автомобилем.

Утомление, развивающееся в течение рабочего дня, проходит после отдыха. Если же чувство усталости не проходит после ночного сна или усталость наступает быстрее обычного, это свидетельствует о переутомлении. Причиной переутомления может быть недостаточный отдых. Особенно это касается водителей, ежедневно работающих по 12 ч и более. Переутомление обычно сопровождается повышенной раздражительностью, сонливостью днем и плохим сном ночью, общей слабостью, головной болью, ухудшением памяти и аппетита. При неоднократном появлении признаков переутомления следует обратиться к врачу. Основным средством предупреждения переутомления является правильная организация работы с обязательным полноценным и своевременным отдыхом.

Зевота, ощущение тяжести тела, рассеянное внимание, изменение частоты пульса и артериального давления, желание поменять позу или положение рук на рулевом колесе являются первыми признаками утомления. Они неопасны и легко устраняются кратковременным отдыхом. Характерным симптомом утомления являются сонливость и засыпание водителя за рулем, что нередко приводит к ДТП. Утомленный водитель может некоторое время преодолевать сонливость и надежно управлять автомобилем, но засыпание может наступить внезапно. Поэтому, если водитель за рулем почувствует сонливость, нужно остановиться и уснуть на короткое время или проделать энергичные гимнастические упражнения. Продолжать путь можно только после снятия сонливости.

Для предупреждения сонливости или заторможенного состояния, вызываемого монотонными условиями движения, можно включить радиоприемник, беседовать с пассажиром, жевать кислые конфеты или сушеные фрукты.

Согласно действующему законодательству, продолжительность ежедневной работы водителей при 6-дневной рабочей неделе не должна превышать 7 ч, а накануне выходных -6 ч. При этом время на подготовительно-заключительные работы включается в состав рабочего времени. При 5-дневной рабочей неделе продолжительность смены определяется правилами внутреннего трудового распорядка или графиками сменности. В тех случаях, когда невозможно соблюдать указанный режим, допускается введение суммированного учета рабочего времени. Причем продолжительность рабочей смены не должна превышать 10 ч, а с разрешения министерства (ведомства) и ЦК профсоюзов - не более 12 ч.

В течение рабочего дня также нужно чередовать труд и отдых. Если движение продолжается 3-5 ч, необходимо примерно через час делать 5-10-минутный перерыв, во время которого полезны кратковременные (2-3-минутные) физические упражнения для мышц спины, рук и ног. После 2-го и 4-го часа работы целесообразно выпить сладкий чай, кофе.

Особое значение для водителя имеет правильно организованное питание, так как нарушение режима и плохое качество питания приводят к быстрому нарастанию утомления и заболеваниям. Нежелательно изменять привычное время обеда и заменять горячие блюда холодной закуской. Водителям, совершающим дальние рейсы, рекомендуется брать с собой горячую пищу в термосе.

Правильный режим работы и отдыха водителя является основой борьбы с утомлением и переутомлением. Работоспособность снижается при болезненном состоянии водителя, после употребления им алкоголя или наркотиков и в результате сильного нервного возбуждения или угнетенного состояния. Для уменьшения влияния отрицательных эмоций рекомендуется аутогенная тренировка, которая заключается в самостоятельном настрое перед рейсом. Например, нодитель мысленно говорит: «Сегодня я должен быть спокойным, внимательным, дисциплинированным, тогда я не совершу дорожно-транспортного происшествия». Повторение с полной надежностью этих слов помогает снять эмоциональное возбуждение, избавиться от неуверенности, внушить себе спокойствие перед выездом в рейс.

подробнее об аутогенной тренировке можно узнать из специальной литературы.

Большое влияние на работоспособность водителя оказывают подготовка и содержание рабочего места и микроклимат кабины. Регулировка сиденья и спинки должны обеспечить положение тела водителя, исключающее излишнее мышечное напряжение и способствующее наилучшей обзорности. Загрязнения, повреждения и завешивание стекол, а также подвешивание различных безделушек, сокращающих поле зрения водителя, недопустимы, так как ухудшают условия обзорности и приводят к более быстрому утомлению.

Микроклимат кабины характеризуется температурой воздуха, его влажностью и скоростью движения. Температура воздуха в кабине должна быть в пределах +15...+25°С, а наиболее благоприятная температура +18...+20°С. Пониженная температура воздуха уменьшает быстроту и точность движений, а работа при повышенной температуре быстрее утомляет водителя, снижает его внимание и увеличивает время реакции. Эффективной мерой снижения температуры воздуха при сильной жаре является вентиляция кабины. Большая влажность воздуха при высокой температуре способствует переохлаждению водителя и простуде. Для большинства людей нормальной является влажность воздуха 30-70%.

ЭТИКА ПОВЕДЕНИЯ ВОДИТЕЛЯ


Надежность водителя в значительной мере зависит от таких его моральных качеств, как дисциплинированность, чувство ответственности, коллективизм. Трудолюбие, чуткое отношение к людям, скромность — эти качества, как правило, присущи хорошим, надежном водителям. Отсутствие интереса к работе, эгоизм, грубость, невежливое отношение к окружающим, неуважение к правопорядку - эти качества типичны для аварийщика.

Недисциплинированность водителей чаще всего проявляется в игнорировании Правил дорожного движения. Водитель должен заботиться не только о личной безопасности, но и о безопасности других участников движения, следить за их действиями. Увидев ошибки, допущенные пешеходом или другим водителем, нужно сделать все возможное, чтобы избежать ДТП. Очень важно взаимное предупреждение участников движения. Отсутствие его связано не только с нарушением предписаний Правил, но и является свидетельством невоспитанности. Так, например, водители, выполняя поворот, игнорируют требование пропустить пешеходов, которые находятся на переходах. Случается, они грубо что-то выкрикивают, пугают прохожих звуковыми сигналами и т. д. Есть водители, которые не считают нужным подавать предупредительные сигналы или подают их таким образом, что намерения при этом предвидеть невозможно. Есть случаи равнодушного отношения к участникам движения, которые испытывают определенные трудности или неудачи. Например, при перестраивании одного из водителей на соседнюю полосу другие вместо того, чтобы помочь ему, уменьшив скорость и увеличив дистанцию, — наоборот, сокращают ее. Иногда перед перекрестком у автомобиля глохнет двигатель. В таком случае нередко недостает взаимопонимания и выдержки, в адрес водителя звучат грубые окрики, оскорбления, кое-кто громко и продолжительно сигналит. Но ведь в положении того, кого постигла неудача, может оказаться даже опытный водитель, который под влиянием насмешек способный потерять самообладание и допустить грубую ошибку.

Часто нужна взаимопомощь, а получить ее не всегда удается, хотя мимо проезжает много автомашин. Водитель будет чувствовать себя намного уверенней, если участники движения будут доброжелательными, готовыми выручить.

Самым тяжелым и опасным проявлением недисциплинированности водителей является употребление алкоголя перед рейсом или в пути. Такие антиобщественные поступки особенно часты в производственных коллективах, где решительно не борются с пьянством и где отсутствует контроль за работой. Снижение трудоспособности после употребления алкоголя или наркотиков создает реальную угрозу для безопасного управления автомобилем.

Алкоголь тоже является наркотиком. Поэтому нарушения, возникающие у водителей после употребления алкоголя или наркотиков, имеют много общего. После даже самых меньших доз затормаживаются центры коры головного мозга, контролирующие действия и поступки человека. У водителей это проявляется в некритическом отношении к себе, переоценке своих возможностей и недооценке сложности дорожной ситуации. Появляется чувство необоснованной самоуверенности, желание рискнуть, проигнорировать требования Правил дорожного движения. Пьяные водители часто превышают скорость, едут на запрещающие сигналы, меняют полосу движения пли обгоняют, не учитывая надлежащим образом обстановки и своих возможностей. После употребления алкоголя снижаются интенсивность и устойчивость внимания, замедляется ее переключение. Кроме того, нарушаются процессы мышления и памяти, координация движений, увеличивается время реакций. Снижается, в частности, острота зрения, сужается поле зрения, нарушается глубинное зрение и способность различать цвета, увеличивается время сумеречной адаптации. Водители медленней и хуже оценивают дорожную обстановку, а их действия стают резкими, размашистыми, плохо координированными, часто запоздалыми и неверными. Нарушения, возникшие в организме водителя после употребления алкоголя, и его некритическое отношение к своему состоянию приводят к грубым ошибкам в управлении автомобилем, которые нередко стают причиной тяжелых ДТП. Алкогольное или наркотическое опьянение является причиной не только резкого увеличения возможности возникновения ДТП, но и делает их последствия более тяжелыми для самого водителя и других участников дорожного движения.

К социальным последствиям пьянства и наркомании водителей принадлежат не только ДТП и, как результат, человеческие жертвы и материальные потери, а и развитие серьезных заболеваний, приводящих к потере трудоспособности и преждевременной смерти.

продолжительность жизни алкоголиков сокращается на 15-20 лет, число заболеваний увеличивается на 20-30%. Употребление наркотиков может стать причиной тяжелых необратимых болезненных изменений в организме уже через несколько лет. Разложение личности алкоголиков и наркоманов ведет к распаду семей или рождению физически и психически неполноценных детей. Для преодоления пьянства и алкоголизма водителей нужно комплексное сочетание административных, правовых, пропагандистских и воспитательных мер на каждом автотранспортном предприятии. Одновременно необходимы разработка и внедрение в практику новейших методов выявления перед рейсом и в дороге водителей, которые управляют автомобилем после употребления не только алкоголя, но и наркотиков.

Наиболее важные социальные задачи укрепления дисциплины тех, кто за рулем, усовершенствование этики их поведения решают разными методами. Однако эти меры не всегда эффективны. На отдельных лиц они действуют через чувство страха. Кто-то ведет себя осторожно только там, где их нарушения могут пресекаться.

Самый большой эффект в воспитании водителей дают разнообразные методы и формы работы, используемые в трудовых коллективах. Администрация и общественные организации имеют возможность проводить профилактические меры, держать под контролем лиц, склонных к нарушению дисциплины и порядка, и оперативно реагировать на антиобщественные тенденции. На автотранспортном предприятии ведут личные карточки на водителей, дающие возможность установить все их нарушения, участие в ДТП и мелких авариях. Знание и учитывание индивидуальных особенностей водителя позволяют правильно определить характер его работы.

ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ ВОДИТЕЛЯ


Подготовленность водителя определяется наличием у него профессиональных знаний, умения и навыков, необходимых для самостоятельного управления автомобилем в различных дорожных условиях. Знания — это совокупность усвоенных им сведений, нужных для управления автомобилем. Объем знаний предусмотрен действующими программами и приобретается в процессе обучения. Однако овладев только знаниями, человек не может управлять автомобилем. Для этого он должен приобрести специальное умение и практические навыки.

Умение — это способность целенаправленно и правильно использовать свои специальные знания в практической деятельности.

Водитель должен уверенно управлять автомобилем в различных дорожных и метеорологических условиях, быстро оценивать дорожную обстановку в случае ее изменения. Кроме того, он обязан вовремя выполнять необходимые действия, обеспечивающие безопасность движения. Для этого ему следует вырабатывать соответствующие навыки.

Навык — это способность в процессе деятельности выполнять отдельные действия автоматически, без специально направленного внимания, хотя и под контролем сознания. Опытный водитель не задумываясь выполняет свои рабочие движения при управлении автомобилем (поворачивает в нужную сторону рулевое колесо, тормозит плавно или резко, переключает передачи в необходимой последовательности и т. д.). Если он при этом допускает ошибку, то вовремя замечает и исправляет ее.

Знания, умения и навыки развиваются, закрепляются и усовершенствуются на протяжении всей профессиональной деятельности водителя.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...