Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 2. Общественно-политическая деятельность Сократа

Содержание

Введение

Глава 1.Личность Сократа

Глава 2. Общественно-политическая деятельность Сократа

Глава 3. Философские взгляды Сократа

Глава 4.Сократический метод

Заключение

Список литературы


Введение

 

Речи древних – важный исторический источник, из которого мы черпаем сведения об общественных отношениях Греции и Рима, о миропонимании, бытовом укладе и т.д. Публичная речь была самым распространенным жанром у образованных людей античности. Риторикой назывались знания, которые давали людям владеть устной речью. Античная риторика была связана с эстетикой, с пониманием прекрасного. В этом состоит значение античного ораторского искусства. В античном мире публичная речь была наиболее близко связана с социальным строем, политической жизнью, образованием, бытом и особенностями развития культуры народов древней Эллады.

Сократ очень известная фигура в истории. В сознании людей в те далекие времена Сократ стал воплощением мудрости, а по терминологии Платона - “учитель мудрости”.

Сведения о Сократе сохранились в диалогах его учеников - философа Платона, записавшего беседы своего учителя, а также знаменитого историка Ксенофонта, который оставил замечательные воспоминания о Сократе. Ксенофонт создал удивительный образ Сократа - моралиста, настойчивого, упорного, даже несколько надоедливого разговорщика, приводившего всех слушателей в восхищение, а иногда и в смущение своей безупречной логикой. На дельфийском храме была высечена надпись: "Познай себя самого". Именно это изречение Сократ любил более других.

В различные времена отношение к Сократу было различным и нередко диаметрально противоположным. Одни современники видели в нем безбожника и хотели его смертной казни, другие признавали Сократа религиозным человеком. Вплоть до наших дней Сократа оценивали и оценивают по-разному.

Сократ интересен не только своим учением, но и своей жизнью, поскольку его жизнь была воплощением его учения.

Глава 1. Личность Сократа

Сократ (др.-греч. Σωκράτης, ок. 469 до н. э., Афины — 399 до н. э., там же) — древнегреческий философ жил в Афинах. Прославился тем, что был магически притягательной личностью, со своими учениками вел мудрые беседы, но никогда их не записывал. В тоже время избегал выступлений в народном собрании, на суде, в других государственных учреждениях.

Сократ был сыном каменотёса (скульптора) Софроникса и повивальной бабки Фенареты. Получил разностороннее образование. Был женат на женщине по имени Ксантиппа.

Сократ занимался разнообразной и интенсивной философской деятельностью, которая выражалась в изложении своих учений в форме беседы. Поэтому о взглядах Сократа можно судить лишь по трём источникам: Аристофану, Ксенофонту и Платону.

В своем произведении «Облака» Аристофан нарисовал иронический образ Сократа. Он показал его в виде софиста, астролога и «физика», владельца «мыслильни». Аристофан, подтрунивая над Сократом, осмеивает распространённые увлечения современников натурфилософией и софистикой.

У Ксенофонта Сократ это мудрый праведник, благонравный учитель добродетели.

У Платона Сократ - живой, задорный, любитель застольных бесед, фигура одновременно трагическая и забавная.

С юности пытливый Сократ обучался софистике, затем риторике, увлекался музыкой, математикой, астрономией и философией.
На всю жизнь запомнился Сократу суд над философом Анаксагором, которого обвиняли в том, что он не почитал богов по установленному обычаю, пытаясь объяснить научным образом небесные явления. Обаяние личности Сократа, сила и покоряющее влияние его слова были необыкновенно велики. Философа окружали друзья, ученики, восторженные поклонники, которые прославляли его мудрость и примечали все, о чем он говорил. С ним искали дружбы даже заносчивые аристократы.

Он отвергал всякие излишества и роскошь в одежде, в пище, в обстановке. "Серебряные сосуды и пурпурные одежды для театра хороши, а в жизни ненадежны", - говорил мудрец и предлагал "удовольствие от благовоний гнать в шею". Благожелательный и уравновешенный, он свыкался с разными обстоятельствами жизни без труда, никогда не терял самообладания, не печалился и не трусил. Изумительные душевные качества Сократа, казалось, вступали в противоречие с его внешностью: небольшого роста, скуластый, лысый, со вздернутым носом и толстыми губами, он напоминал собой комическую театральную маску. Только высокий и шишковатый сократовский лоб выдавал его недюжинный ум.

Сократу исполнилось 20 лет, когда полувековая борьба (500-449 гг. до н.э.) эллинов против персов увенчалась полной победой. Эта победа привела к торжеству афинской демократии и подъему культуры. В это время Афины достигли наивысшего внутреннего благосостояния и внешнего могущества. Они стали центром греческой демократии и культуры. Сократу было 65 лет, когда Афины потерпели поражение в Пелопонесской войне (431-404 гг. до н.э.) и утратили былую роль великой державы. Сократ был свидетелем величия и падения Афин. Жизнь и деятельность Сократа проходила в один из сложных периодов афинской и всей греческой истории.

 

Глава 2. Общественно-политическая деятельность Сократа

Сократ участвовал в трех военных операциях в качестве гоплита, тяжеловооруженного пехотинца. Он проявлял мужество и выносливость,

 не терял присутствия духа при отступлении войска и был верным товарищем по отношению к своим боевым соратникам.

На полях сражений Сократ, проявлял воинскую доблесть, а в сложных перипетиях общественно-политической жизни - гражданское мужество. Он сознательно не принимал участие в государственной жизни и объяснял это расхождением его внутреннего убеждения относительно справедливости и законности с наблюдаемым множеством “несправедливостей и беззаконий, которые совершаются в государстве”. В тоже время он посещал народные собрания, участвовал в суде присяжных и т.п.

 Сократ видел основу благополучия государства и нормального функционирования его учреждений в исполнении законов и в повиновении граждан законам. Он был сторонником умеренной демократии и отводил решающую роль строгому соблюдению законов и умелому руководству государством.

Так Сократ исполнял свои общественные обязанности, которые в условиях античной демократии исполняли все свободные афиня­не.

 Родоначальниками риторики были классические софисты 5 в. до н.э., высоко ценившие слово и силу его убеждения. Следует отметить, что отношение к софистике и софистам было двойственным и противоречивым, что отразилось даже в понимании слова "софист": вначале оно обозначало мудреца, человека талантливого, способного, опытного в каком-то искусстве; затем, постепенно, беспринципность софситов, их вирутозность при защите прямо противоположных точек зрения привели к тому, что слово "софист" приобрело отрицательную окраску и стало пониматься как лжемудрец, шарлатан, хитрец.

Появляются платные учителя риторики – софисты-логографы, которые не только обучали красноречию, но и составлял и речи для нужд граждан. Софисты постоянно подчеркивали силу слова, проводили словесные баталии между выразителями различных взглядов, состязались в виртуозности владения живым словом.

Софисты, отвечая на вопрос о том, что является существенным элементом речи, говорили: форма и содержание - неразрывные составляющие речи.

Итак, риторическому идеалу софистов присущи следующие особенности:

1. Риторика софистов была "манипулирующей", монологической. Главным было умение манипулировать аудиторией, поразить слушателей ораторскими приемами.

2. Риторика софистов была риторикой словесного состязания, борьбы. Спор, направленный обязательно на победу одного и поражение другого, вот стихия софистов.

3. Целью спора софистов была не истина, а победа любой ценой. Поэтому и в речи господствовало не содержание, а "внешняя форма".

Общественная жизнь Древней Греции V века до н.э. была такова, что гражданам по различным причинам приходилось выступать публично. Чтобы удачно выступить, необходимо было умело говорить. Именно эта причина привела к тому, что Греции появились платные учителя – софисты (мудрецы), которые владели искусством спора и могли убедить слушателей в чем угодно, потому что они считали, что цель оратора состоит в искусстве убеждения аудитории в правильности любых суждений.

Сократ одним из первых греческих философов выступил против софистики и основанной на ней риторики.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...