Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 7. Психология и педагогика развития личности в молодости (23-33 года)




Возрастные границы молодости разными авторами определяются в разных промежутках возрастного развития. Так, В. Квин: 18-40 лет; Г. Крайг молодость включает в раннюю взрослость (20 - 40 лет).

Молодость охватывает период жизни от окончания юности (20-23 годa) примерно до 30 лет, когда человек «более или менее утверждается во взрослой жизни» (А.В. Толстых).

Молодость: это для большинства молодых людей это студенческая пора, самоопределение и начало профессиональной деятельности, выбор спутника жизни, семейная жизнь, воспитание детей.

Психофизиологические функции достигают в этот период оптимума своего развития: активно развиваются интеллектуальные и вербальные функции (Б.Г. Ананьев); происходит общесоматическое развитие, достигает своего оптимума физическое и половое созревание. Если в начале молодости преобладают юношеские черты, то к 30 годам они замещаются характеристиками взрослости, может сохраняться гетерохронность развития, согласно которой различные стороны личности развиваются независимо. Б.Г.Ананьев указывает на несовпадение во времени наступления зрелости человека как индивида (физическая зрелость), как личности (гражданской зрелости), как субъекта познания и труда (умственная зрелость и трудоспособность). В период молодости происходит выравнивание темпов развития отдельных сторон личности. Но тем не менее в зависимости от жизненной позиции, стиля жизни, развитие будет преобладать в каком о направлении.

Начало молодости воспринимается как положительное и ценное чувство, человек начинает строить будущее, ориентируясь на жизненную перспективу в целом. Во всех сферах (социальной, профессиональной, эмоциональной, личностной) обнаруживается стремление к самовыражению. Профессиональная карьера набирает свои обороты. Строительство семьи устремление женщин, хотя они в меньшей степени, чем мужчины, устремлены и на карьерные цели.

Развитие молодого человека можно рассматривать (по В. Окум) в контакте 3-х самостоятельных систем, связанных с различными аспектами его Я: как индивидуум, член семьи и работник, в центре этих систем находятся близость-генеративность (по Э.Эриксону).

Именно в молодости происходит осознание своих качеств, способностей, возможностей, знаний, интересов, идеалов, мотивов поведения, целостной оценки себя как чувствующего и мыслящего существа, как деятеля, имеющего свои особенности.

В период молодости важной стороной жизни является установление и развитие дружеских связей. И.С. Кон пишет: «Большую часть своих друзей люди приобретают в процессе совместной деятельности, в своих производственных или учебных коллективах...» Дружба результат того или иного значимого для ее субъектов созвучия.

Дружба, как и все межличностные отношения, подвержены кризисам, связанным с потерей yвepeнности в другом человеке.

Преодоление кризисов сложный момент в развитии человека. Необходимо возвращаться к истокам кризиса и пересматривать свои позиции. Важно в дружбе уметь прощать, прощать до конца. Это свойства рефлексирующей дружбы (настоящей дружбы), прощение до конца это проявление большого довeрия к силе «Я» другого человека.

Необходимо помнить, что дружба имеет нравственную природу. Однажды потерянное доверие не восстановится до конца никогда. Благодаря друзьям человек решает свою жизненную задачу развития. Дружба дарит человеку силу для строительства собственной личности, позволяет развивать свое «Я».

Дифференциация свободного времяпрепровождения в связи с социальной принадлежностью: Существуют значительные расхождения в выборе форм досуга, связанные с социальной принадлежностью. Дипломированные специалисты и служащие (исключая менеджеров) в гораздо большей степени разнообразят свой досуг но сравнению с другими категориями. Первые предпочитают активные виды спорта, поездки за город, всевозможные культурные мероприятия и т. п. Вторые ограничиваются игрой в бинго, биллиард, посещением футбольных матчей и телевизором, занимающим у них по 20 часов в неделю (по сравнению с 15 часами, отводимыми на это занятие представителями среднего класса). 20% неквалифицированных рабочих предпочитают телевизор всем остальным видам досуга, тогда как ни в одной другой социальной группе такого рода предпочтения не высказывались (Young and Wilmott, 1973). В некоторых случаях расхождения довольно сильны. Безусловно, выбор тех или иных форм досуга связан прежде всего с материальной стороной. Отсюда совершенно ясно, что у представителей среднего класса выбор шире.

Но дело не только в материальной обеспеченности. Существуют и культурные различия в предпочтениях различных социальных слоев и групп, которые складывались исторически.

Например, далеко не все виды досуговой деятельности могут оказаться приемлемыми для того или иного социального слоя.

В результате исследований было выявлено, что неквалифицированные рабочие, занятые тяжелым физическим трудом, к концу дня стремятся расслабиться и проводят свободные часы, как правило, у телевизора. Рыбаки и строители ищут своего рода "взрывную компенсацию" за свой нелегкий труд, прибегая, таким образом, к выпивке, дракам, наркотикам, беспорядочным половым связям. Представители рекламных служб и дантисты предпочитают занятия спортом. Компенсационная модель характерна для людей, чья работа связана с большими нервными перегрузками, утомительна и сама по себе не приносит удовлетворения. Это справедливо и в отношении неквалифицированных рабочих (Parker, 1983). Существует и противоположная теория, основная мысль которой заключается в том, что работа как бы перетекает в досуг. Происходит это тогда, когда формы досуга схожи каким-то образом с работой. Например фермеры в свое свободное время ухаживают за адом, управляющие банками - занимают должности казначеев клубов, работники умственного труда - читают или пишут книги и т.п. Иногда работа заметно сливается с досугом. Это характерно для работников социальной сферы, менеджеров, ученых, писателей, художников и бизнесменов. Они не только выполняют дома часть работы, но и фактически смешивают ее с досугом - наподобие того, как это происходило до промышленной революции. Четкие различия между этими понятиями стираются, так как нет четко нормированного рабочего дня, работа нередко происходит и в выходные дни. Стремление к личному росту и самосовершенствованию у представителей вышеперечисленных профессий служит одной из мотиваций к досугу (Kabanoff, 1980; Parker, 1983). Работа приносит им большое удовлетворение, потому что ей свойственны, как мы уже говорили, некоторые черты досуга: свобода и автономность, возможность выполнять задание в своем собственном темпе и в соответствии со своим собственным мировосприятием, а также чувство своего рода собственности по отношению к конечному продукту. Труд здесь содержит некоторые черты игры.

Существует и третья теория, согласно которой досуг совершенно независим от работы. Эта теория была обоснована и нашла свое подтверждение сравнительно недавно в результате неудачных попыток прогнозировать возможные занятия на досуге, сопоставляя их с характеристиками работы. Для многих людей работа и досуг никак не соотносятся друг с другом. Это справедливо в отношении банковских служащих и канцелярских работников, которые вполне довольны своей работой, но нельзя сказать, чтобы работа приносила им большое удовлетворение. "Они не так серьезно увлечены своей работой, чтобы хотелось продолжать заниматься ею во внерабочее время, и работа не настолько надоела им, чтобы у них выработалось враждебное к ней отношение" (Parker, 1983). Коллеги по работе в меньшей степени проявляют склонность к дружбе, а основная функция досуга - развлечения.

Ведущий вид деятельности этого возраста – трудовая деятельность. Выбор профессии и профессиональное становление - важный аспект развития личности в молодости. Определение выбора специальности происходит на более ранних этапах личностного развития, однако, часто ошибочность выбора профессии сказывается именно на этом возрастном этапе. Э. Роу связывает профессиональное становление человека, прежде всего с характером дeтско-родительских отношений в семье.

Авторитарные родители могут не считаться с интересами ребенка, основываясь на своем опыте. Они сами определяют, что ему нужно, с какими умениями ему будет легче жить. Иногда выбирают для детей ту специальность, которую они сами хотели бы иметь, но в силу каких то обстоятельств не приобрели, могут принижать способности ребенка, сразу устанавливая потолок стремлениям.

Диктат родителей может привести к тому, что проучившись, проработав какое-то время, иногда довольно продолжительное время человек поймет: надо менять специальность и заново строить жизнь.

После завершения профессионального образования наступает стадия профессиональной адаптации.

Первые недели, и месяцы работы вызывают большие трудности по ряду причин:

· новый разновозрастный коллектив;

· новая система производственных отношений;

· новые социально-профессиональные ценности;

· новая социальная роль и ведущая деятельность.

Но они не становятся факторами возникновения кризисных явлений.

Причиной кризиса становится несовпадение реальной профессиональной жизни со сформировавшимися ранее представлениями или ожиданиями. Это кризис профессиональных экспектаций. Как правило, возникает неудовлетворенность организацией труда, его содержанием, должностными обязанностями, производственными отношениями, условими работы и зарплатой.

Разрешается кризис:

1) путем скорейшего приобретения опыта работы и адаптации;

2) сменой специальности, места работы;

3) непродуктивным выполнением профессиональных функций.

Имея место и опыт работы, актуальным является профессиональный рост. Перед личностью возникают вопросы: как совершенствоваться, повышая профессиональную квалификацию; какие возможности повышения в должности. Работа может носить тупиковой характер. Возникает вопрос смены работы и поиск возможностей приобретения смежной специальности или новой профессии. Для многих молодых людей к 30 годам вновь встает проблема профессиональноrо самообразования.

Возможны два пути решения данных проблем:

1. Либо оставаться в избранной профессии, утвердить себя в ней, становиться профессионалом.

2. Либо сменить место работы или профессию.

Уже в первые 5 - 10 лет своей трудовой деятельности молодой человек осознает привлекательность или ошибочность выбранной профессии. Встает вопрос смены профессии или работы. По данным социологических опросов, человек в течение, жизни в среднем 3 раза круто меняет свою работу. Но немногие могут круто изменить жизнь и свою профессиональную деятельность. Сохранение интереса к своей работе необходимо для переживания чувства удовлетворения и оптимума работоспособности.

Период выбора профессии и начала ее освоения обычно заканчивается к 25годам. С 25 лет начинается этап упрочения карьеры, когда доминирующей потребностью становится необходимость занять прочное место в избранной сфере деятельности.

Через 3 -5 лет работы, когда специалист освоил специальность, определил свой социально-профессионалъный статус в иерархии производственных отношений, добился одобрения своей деятельности, встает вопрос о дальнейшем росте карьеры. При отсутствии перспективы профессиональноrо роста личность будет испытывать дискомфорт, психическую напряженность. Возникает кризис профессиональноrо роста.

Возможна компенсация кризисного состояния:

а) занятием непрофессиональными видами деятельности: быт, хобби и т. п.;

б) профессиональной адаптацией. (иногда это состояние длится до ухода на пенсию.)

Кризис может быть разрешен путем перехода в другую производственную организацию, где есть возможность профессиональноrо роста.

Профессиональная адаптация это взаимное приспособление специалиста и коллектива предприятия, а именно: учится жить в относительно новых для него условиях; находит свое место в структуре предприятия; осваивает профессиональную культуру; включается в систему межличностных отношений предприятия.

Адаптация включает в себя:

1) психофизиологическую адаптацию;

2) социалъно-психологическую;

3) профессиональную.

1. Психофизиологическая адаптация это привыкание к новым для организма физическим и психофизиологическим нагрузкам, режиму, темпу и ритму труда, санитарно-гигиеническим факторам производственной среды, особенностям организации режима питания и отдыха (Э.Ф. Зеер).

2. Социально-психологическая адаптация это приспособление к новой социальной среде: включение в систему профессиональных межличностных связей и отношений; освоение социальных ролей; освоение норм и ценностей; идентификация себя с профессией.

3. Профессиональная адаптация приспособление cвoeгo профессионального опыта и стиля деятельности к требованиям нового рабочего места: освоение профессиональных функций и обязанностей; включение в профессиональное сотрудничество.

Когдa профессиональный опыт работника востребован, его работа становится привлекательной для него. Хорошая зарплата и возможность профессионального роста все это создает предпосылки для реализации работника как специалиста.

При психологической поддержке: осваиваются нормы профессионального поведения; преодолевается чувство профессиональной неполноценности; предупреждаются и разрешаются конфликтные ситуации; формируется полноценная самооценка; происходит успешное продвижение специалиста в области профессии на предприятии в направлении профессионального самосовершенствования.

Таким образом, в молодости человек приобретает профессиональное мастерство и компетентность.

Брак и семья. Вступая в брак, молодой мужчина пополняет свой опыт о себе и об отношениях с женщиной. Он должен понять себя, свои сильные и слабые стороны в интимной близости, которая не сводится только к сексуальной, хотя некоторые представления о самом себе он получил уже в ранние периоды своего развития. Главное в отношениях между мужчиной и женщиной это чувство любви, однако для нeyвeренных в себе юношей предпочтительнее женщина опытная, которая явилась бы своеобразным наставником, без навязывания своего наставничества. Женственность партнерши может способствовать осуществлению юношеской мечты, возвышая и заставляя партнера почувствовать себя героем. Она поможет ему при вступлении во взрослый мир, поощряя его надежды и терпя его недостатки. Приобретая компетентность в этой области, мужчина обретет независимость. Обычно это происходит к середине жизни.

Неприспособленные к взрослой жизни молодые люди часто забывают о том, что при всей их любви друг к другу, они обязаны выполнять обычные для каждой супружеской пары функции.

Молодые мужчины (женщины) должны полностью взять на себя ответственность за свою жизнь, отказаться от ожидания помощи (родителей и других). Toгдa реализация собственной мечты потребует от них caмoстоятельности выбора жизненной стратегии с учетом окружающей реальности и своих возможностей.

По данным исследований Левинсона, молодым женщинам свойственна раздробленность в мечтах (за мужество 15%, карьера 18%, то и дpyгoe). А мечты мужчин носят однородный характер и связаны с достижениями на профессиональном поприще.

Семейные циклы.

1. Оставление родительской семьи: заключение брачного союза; приспособление друг к другу мужа и жены.

2. Рождение ребенка: переход семьи в новое состояние (уход за ребенком и ограничения в личной жизни: недосыпание, уменьшение времени совместного пребывания, проблемы коммуникаций и секса, чувство ущемленности мужа и др.); перемены в ролях и отношениях старших поколений, переход к родительству затрагивает бабушек и дедушек.

Мало кто из бабушек умеет соблюсти мepy, оказывая помощь в воспитании детей и тем самым оказывая как положительное, так и отрицательное влияние на развитие личности внуков и взаимоотношения в супружеской паре родителей. Положительное влияние выражается в том, что прародители передают знания, культуру и традиции, формируя самосознание ребенка; положительно влияют на отношения между родителями, а при возникновении конфликта помогают положительно разрешить его; помогают понять и принять старость. Отрицательное влияние выражается в: чрезмерно активной роли в воспитании детей в (нравоучения, контроль); держат сторону детей против родителей, балуют, защищают их подрывая дисциплину в семье; создают излишнее напряжение в семье.

Происходят зменение ролей и отношений и вне семьи: матери приходится оставлять работу; отцу приходится больше работать, чтобы обеспечить семью.

3. Рождение 2-гo ребенка приводит к: оптимальны и физиолоrически и психологически роды после перерыва в 2 -3 года.

4. Рождение последнего ребенка приводит к тому, что: · родители должны приспособиться к изменению coстава семьи; · к новым переменам родители должны приспособиться по мере роста и развития детей: к подростковой потребности в автономии; к юношеской самостоятельности и подготовке к самостоятельной жизни.

Следует отметить, что воспитывая детей, родители сами воспитываются.

Существуют и дрyгие важные события в жизненном цикле семьи: поступление детей в школу; · уход последнеrо ребенка из семьи.

За последнее время семейные циклы изменились

как во временной структуре их составляющих, так и по своему характеру. Люди стали жить дольше. Изменился и состав семьи, после выхода на пенсию родителей и др.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...