Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социальные особенности. Средний возраст. Психологические особенности детей среднего возраста




Социальные особенности

1. Отсутствие инициативы в общении. Попадая в новую для себя обстановку и коллектив, даже не испытывающие сложностей в процессе коммуникации, начинают чувствовать себя дискомфортно и поэтому пытаются избегать непосредственных контактов. Соответственно у них отсутствует самостоятельная инициатива в организации общения с незнакомыми сверстниками или взрослыми.

2. Взрослый – проводник в общении. Гораздо быстрее взаимодействовать между собой они начинают посредством взрослого. Поэтому задача вожатого проследить, чтобы каждый ребенок был в достойной, уважительной форме представлен, завязать между ребятами интересный разговор, создать «почву» для свободного, дружеского общения. Как правило, лучше всего это сделать посредством игр различной направленности и конкретных форм, так как в этот возрастной период игра - это то, что в наибольшей мере соответствует уровню развития и потребностям ребенка.

3. Феномен дружбы. Это социально-психологический феномен индивидуально-избирательных глубоких межличностных детских отношений, характеризующихся взаимной привязанностью, основанной на чувстве симпатии и безусловного принятия другого. Наиболее распространенной является групповая дружба. Дружба выполняет множество функций, главными из которых является развитие самосознания и формирование чувства причастности, связи с обществом.

4. Выбор лидера. В каждой детской группе есть пользующиеся популярностью и не популярные дети. На это различие в положении среди сверстников влияет ряд факторов. У детей зафиксированы обоснования выбора, связанные с указанием на привлекательные нравственно-психологические черты сверстника. В качестве причины нежелания выбрать сверстника характерны особенности поведения, прямо проявляющиеся в общении («дразнится», «драчун», «обижает»); указание на плохое поведение; низкий уровень развития санитарно-гигиенических навыков и особенности внешности. Особой популярностью среди сверстников пользуются общительные, жизнерадостные, отзывчивые и склонные к участию в общих делах дети.

Средний возраст

Психологические особенности детей среднего возраста

Границы среднего (подросткового) возраста устанавливаются в настоящее время 11-12 лет до 13-14 лет

1. Ведущая деятельность. Говоря о психологических особенностях подростков нельзя не сказать о том, что это уже не маленькие дети. В этом возрасте ведущая деятельность уже сменяется на общение со сверстниками.

2. Авторитет взрослых уже не такой сильный, как у детей младшего возраста, поэтому вожатому важно правильно поставить себя перед коллективом, в противном случае авторитет будет утерян полностью. При работе с детьми этого возраста вы можете услышать вопросы: «Для чего это делать? », «Зачем мне это? ». Нужно понимать, что ответ: «Потому что я так сказал» или «Просто надо и все» и т. д. не то, что стоит говорить. Верным тут будет замотивировать, предложить показать себя, научиться чему-то новому. Потому что в этом возрасте стремление показать себя с лучшей стороны довольно явное, поэтому такой подход будет более выигрышным.

3. Внимание. Говоря о внимании, то так же есть отличия от детей более раннего возраста. Если с маленькими детьми можно заниматься минут 20, то в более старшем возрасте этот временной промежуток увеличивается до 30-40 минут.

4. Чувство взрослости. Следующей важной особенностью является " чувство взрослости" - отношение подростка к себе как к взрослому. Но реализовать эту потребность в серьезной деятельности он, как правило, не может. Отсюда стремление к «внешней взрослости»: курение, употребление алкоголя, использование косметики, преувеличенный интерес к проблемам пола, копирование способов развлечения и ухаживания, подражание взрослым в одежде и прическе. Учитывая это можно как избегать возможных конфликтов, так и направить желание ребенка быть взрослым в нужное русло через какие-либо поручения, позволяя самостоятельно делать что-либо, но всегда присматривайте и направляйте подростка, для него вы должны стать старшим товарищем.

5. Эмоции. Так же в этом возрасте характерны частые перепады настроения, повышенная возбудимость, что тоже очень важно учитывать при отрядной деятельности и общении с детским коллективом.

6. Мышление. Еще одна важная особенность этого возраста заключается в том, что мышление становится более критичным, появляется склонность к рефлексии. Кроме этого подросток постепенно начинает воспринимать себя как личность. Поэтому важно помочь ребенку научить и совершенствовать навыки самоанализа. Хорошим подспорьем в этом является огонек.

7. Самосознание. К концу подросткового возраста складывается достаточно развитое самосознание. Происходит постепенный переход от оценки, заимствованной у взрослых, к самооценке, возникает стремление к самовыражению, самоутверждению, самореализации, самовоспитанию, к формированию положительных качеств и преодолению отрицательных (побороть лень, развить смелость).

8. Кризис. Но одной из ключевых особенностей и сложностей этого периода жизни является конечно же подростковый кризис. Внешне это проявляется в грубости и нарочитости поведения подростка, стремлении поступать наперекор желанию и требованию взрослых, в игнорировании замечаний, замкнутости и т. д. Подростковый кризис является пиком переходного периода от детства к взрослости. Часто от вожатых можно слышать о проблемных детях, отчасти эти самые проблемы связаны именно с кризисом, а не воспитанием, дисциплиной прочими факторами. Очень важно найти правильный подход к подростку. Поэтому деятельность с коллективом следует пристраивать не так, что вожатый сказал и отряд делает, а так, чтобы какую-то идею или решение приняли сами дети. Это поможет избежать части проблем, при работе с коллективом.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...