Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Место дисциплины в системе подготовки специалиста.

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

I. Цель изучения дисциплины, соотнесенная с общими целями основной образовательной программы.

интеграция профессиональных психолого-педагогических знаний, обеспечивающих понимание обусловленности личностного развития степенью успешного решения комплекса задач, встающих перед человеком на каждом возрастном этапе, и сложившимися при этом благоприятными или неблагоприятными условиями;

содействие целостному пониманию магистрантами особенностей развития личности человека на каждом возрастном этапе, факторов, условий и ведущих агентов успешной его социализации или виктимности, возможностей организации и осуществления социального воспитания как обеспечения нормативного развития личности и группы и профилактики отклонений в их развитии;

сформировать основу фундаментально-теоретической и практико-ориентированной подготовки специалистов по оказанию педагогической и социально-психологической помощи населению, гуманизации социокультурной среды обитания, социализации, воспитания и развития личности;

дать обучаемым научную картину социально-педагогической действительности для изучения влияния социальных факторов среды на социализацию человека, разработки и реализации эффективных систем мероприятий по оптимизации воспитания на уровне личности, группы и территории с учетом конкретных условий социальной среды;

развить умение видеть и решать проблемы, возникающие в сфере социального воспитания;

сформировать гуманистические социальные установки по отношению к субъектам и процессу социального воспитания;

сформировать целостное представление о специфике профессиональной деятельности социального педагога в современных условиях.

 

Место дисциплины в системе подготовки специалиста.

Педагогика и психология развития личности является системообразующей дисциплиной в блоке ДС, обеспечивающей целостное понимание магистрантами особенностей развития личности человека на каждом возрастном этапе, факторов, условий и ведущих агентов успешной его социализации или виктимности, возможностей организации и осуществления социального воспитания как обеспечения нормативного развития личности и группы и профилактики отклонений в их развитии. Изучение курса закладывает основу системного понимания сущности профессиональной деятельности выпускника магистратуры по направлению 050700.68 Педагогика, магистерская программа «Социальная педагогика». Изучение дисциплины осуществляется в 9 и 10 семестрах и завершается экзаменом.

 

Изучение данной дисциплины осуществляется параллельно с освоением в блоке общепрофессиональных дисциплин современных проблем науки, педагогики и психологии высшей школы, методологии психолого-педагогических исследований.

Формы организации обучения:

- лекции;

- практические занятия;

- самостоятельная работа.

1.3 Перечень знаний, практических умений, приобретаемых студентами при изучении дисциплины:

понимание места педагогики и психологии развития в общей системе человековедческих наук и в структуре психолого-педагогического знания, в профессиональной деятельности социального педагога;

знание особенностей развития личности человека на каждом возрастном этапе, факторов, условий и ведущих агентов успешной его социализации или виктимности;

владение способами организации и осуществления социального воспитания как обеспечения нормативного развития личности и группы и профилактики отклонений в их развитии;

формирование целостных представлений о специфике, содержании и основных направлениях профессиональной деятельности социального педагога с различными возрастными категориями людей;

формирование умений по оказанию социально-педагогической помощи с учётом возрастных особенностей и возможностей клиента, его личностных проблем и ресурсов, социальной ситуации развития;

владение навыками самостоятельной работы с литературными источниками и умениями оперировать научными терминами и понятиями.

 

 

II Содержание дисциплины.

Тема 1. Педагогика и психология развития как наука и учебный предмет.

Педагогика и психология развития как наука и учебный предмет: понятие, предмет исследования, социально-педагогические функции. Становление педагогики и психологии развития как науки, ее современное состояние и перспективы. Место педагогики и психологии развития в общей системе человековедческих наук и в структуре психолого-педагогического знания.

Цель, задачи и содержание курса; формы и методы изучения.

Возраст как социокультурный феномен. Проблема возрастной периодизации. Проблема развития личности, подходы к ее решению в различных научных концепциях. Современная теория развития личности. Развитие личности как решение естественно-культурных, социально-культурных и социально-психологических задач на каждом возрастном этапе. Понятие о «зоне ближайшего развития»

Тема 2. Педагогика и психология развития личности в дошкольном возрасте (0-6 лет).

Периоды дошкольного детства. Комплекс задач дошкольного возраста. Институты и агенты социализации дошкольника: семья, детские ясли и сад, СМК, родители или заменяющие их взрослые, другие старшие члены семьи, ближайшие соседи, воспитатели, сверстники (с 3 лет).Непосредственно-эмоциональное общение ребенка со взрослыми как ведущий фактор его развития в младенчестве. Понятие о психической депривации. Феномен «госпитализма». Общение со взрослыми как ведущий фактор развития дошкольника. Кризис 3 лет. Общение дошкольника со сверстниками. Детская субкультура: игры, речетворчество, детские мифы, фантазии, суеверия. Опасности детского возраста, ведущие к виктимности личности. Основные направления работы социального педагога по их профилактике у детей.

Тема 3. Психология и педагогика развития личности в младшем школьном возрасте.

Комплекс задач младшего школьного возраста. Институты и агенты социализации: семья, школа, СМК, учреждения дополнительного образования, родители, учитель, другие взрослые, сверстники в классе и во дворе; их роль и возможности в решении возрастных задач младшего школьника. Особенности субкультуры: игры, детский сленг и словесное творчество, фантазии и суеверия, клички. Содержание и нормы общения со взрослыми, сверстниками своего и противоположного пола, со старшими и младшими ребятами. Содержание и формы организуемых самостоятельно и взрослыми предметно-практической и духовно-практической деятельностей, спортивных занятий и игр младших школьников.

Опасности и виктимогенные факторы развития личности в младшем школьном возрасте. Основные направления работы социального педагога по их профилактике и преодолению.

Тема 4. Педагогика и психология развития личности подростка (11-14 лет).

Задачи подросткового возраста. Ведущие институты и агенты социализации: семья, школа, микросоциум, СМК, родители, учителя, сверстники своего пола, старшие ребята своего пола, их роль и возможности в решении возрастных задач подростка.

Возрастная субкультура: игры, жаргон, элементы моды, суеверия, мифы, фантазии.

Особенности предмета общения и характера взаимоотношений подростка со взрослыми и сверстниками. Подросток как субъект взаимодействия. Сокращение объема общения со взрослыми, падение доверительности, рост конфликтности. Активный поиск общения со сверстниками, его практическая основа, неустойчивость микрогрупп, конфликтность.

Опасности возраста: пьянство, алкоголизм, аморальность родителей; нищета; ошибки педагогов и родителей; курение, токсикомания, пьянство, наркомания; изнасилование, растление; одиночество; бродяжничество; физические травмы, травля сверстников: вовлечение в асоциальные и преступные группы.

Основные направления работы социального педагога по профилактике и преодолению виктимогенных факторов и виктимности подростков.

Организация социально-психологической помощи подросткам в городе и районе. Деятельность центров социальной помощи детям. Служба «Телефон доверия». Подростковые клубы при КТОСах.

Тема 5. Педагогика и психология развития личности в ранней юности (15-17 лет).

Задачи возраста. Ведущие институты и агента социализации: семья, учебные заведения, микросоциум, общество сверстников, референтные группы, друг, подруга, видео и телевидение; их роль и возможности в решении возрастных задач.

Возрастная субкультура: мода, жаргон, способы времяпрепровождения, стиль поведения, эстетические пристрастия.

Особенности общения: предмет общения – человек как субъект отношений; со взрослыми – падение интенсивности и доверительности наряду со стремлением к общению на равных, со сверстниками – сочетание широких приятельских контактов с глубокими дружескими отношениями в узких группах, поиск общения с лицами другого пола.

Опасности возраста: антисоциальная семья, педагогические ошибки взрослых, нищета, пьянство, наркомания, проституция, изнасилование, одиночество, суицид, потеря перспективы, физические травмы, маргинальность, травля сверстников, вовлечение в преступные группы.

Основные направления деятельности социальных педагогов по преодолению виктимности в юношеском возрасте.

Организация социально-психологической помощи юношам и девушкам в городе и районе. Деятельность Центра социально-психологической помощи подросткам, семье, молодежи. Служба «Телефон доверия».

Тема 6. Психология и педагогика развития личности в юношеском возрасте (18-23 года).

Задачи юношеского возраста. Ведущие институты и агенты социализации: учебное заведение, трудовой коллектив, воинское подразделение, молодая семья, супруг, супруга, родители, референтные коллеги; их роль и возможности в решении возрастных и личностно значимых задач.

Возрастная субкультура: нормы, притязания, стиль поведения и эстетические пристрастия, характерные для социально дифференцированного общества сверстников, жаргон.

Особенности жизнедеятельности в зависимости от социальной принадлежности: содержание и характер познания, предметно-практической и духовно-практической деятельности; круг общения и его содержание; особенности взаимоотношений со сверстниками своего и противоположного пола, с родительской семьей и в своей семье, с другими коллегами.

Опасности возраста: наркомания, пьянство, алкоголизм, проституция, изнасилование, одиночество, суицид, безработица, нищета, маргинальность, вовлечение в преступные группы.

Основные направления работы социальных педагогов с молодежью. Организация социально-психологической помощи молодежи в городе и районе. Деятельность Отдела по делам молодежи.

Тема 7. Психология и педагогика развития личности в молодости (23-33 года).

Задачи возраста. Ведущие институты и агенты социализации: семья, место работы, СМК, супруг, супруга, дети, референтные лица в окружении, эталонные группы и лица; их роль в решении возрастных задач.

Возрастная субкультура: дифференциация свободного времяпрепровождения в связи с социальной принадлежностью, местом проживания, социально-психологическими особенностями круга общения.

Соотношение значимости трудовой и внепрофессиональной сфер социализации, особенности семейной жизни, проблема смены видов деятельности и повышения образовательного и культурного уровней.

Опасности возраста: наркомания, проституция, изнасилование, одиночество, суицид, безработица, потеря смысла жизни, проблема смены видов деятельности (профессиональное переобучение), преступная деятельность, маргинальность, пьянство, алкоголизм, развод.

Особенности и основные направления работы социальных педагогов по оказанию компетентной помощи молодым мужчинам и женщинам.

Организация социально-психологической помощи семьям.Деятельность кризисного центра, Центра занятости населения, КТОСов, службы «Телефон доверия».

Тема 8. Психология и педагогика развития личности в зрелом возрасте (34-60 лет).

Комплекс задач зрелого возраста. Ведущие институты и агенты социализации: семья, место работы, СМК, члены семьи, их роль в решении возрастных задач.

Возрастная субкультура: приватность жизнедеятельности, конкретизация ее в зависимости от пола, возраста, профессиональной принадлежности, места проживания; особенности семейного, родственного, соседского и профессионального общения. Особенности конфессионального воспитания в регионе. Роль церкви в социализации личности в зрелом возрасте.

Опасности возраста: пьянство, алкоголизм, одиночество, суицид, безработица, потеря жизненных перспектив, болезни, нищета, смерть близких, семейные неурядицы, развод.

Основные направления работы социальных педагогов по оказанию помощи в решении задач и проблем лицам зрелого возраста.

Организация социально-психологической помощи населению в городе и районе, взаимодействие социальных служб и учреждений социально-психологической помощи взрослым. Деятельность религиозных организаций.

Тема 9. Психология пожилого возраста и специфика работы социального педагога (после 60 лет).

Комплекс задач пожилого возраста. Ведущие институты и агенты социализации: семья, микросоциум, институты социального призрения, религиозные организации; родственники, соседи, товарищи по досугу; их роль и возможности в решении возрастных задач.

Особенности жизнедеятельности в пожилом возрасте: сферы интересов, способы познавательной, предметно-практической и духовно-практической деятельности в зависимости от социально-профессиональной принадлежности и типа поселения; забота о здоровье; особенности содержания и круга общения в семье и микросоциуме; особенности жизни в учреждениях социального призрения.

Опасности возраста: алкоголизм, одиночество, суицид, заброшенность, болезни, нищета, бездомность.

Основные направления работы социальных педагогов по оказанию помощи лицам пожилого возраста.

Организация социальной помощи пожилым людям в городе и районе. Деятельность Муниципального центра социальной помощи пожилым; Совета ветеранов города; комитетов общественного самоуправления. Деятельность религиозных организаций.

III.Учебно-методическое обеспечение

3.1.Литература основная и дополнительная.

3.1.Литература основная

1. Морозов А. В. Социальная психология: Учебник для ВУЗов. Изд.2-е- М: Академический проект, 2005. – 288 с.

2. Общение как фактор социализации учащихся. – Мудрик А.В., Плоткин М.М., Щелина Т.Т. – М.: МСЭИ, 2007. – 172 с.

3. Теория и методика создания условий развития личности в воспитательных организациях. Мудрик А.В., Никитский М.В., Плоткин М.М., Щелина Т.Т. / Под ред. А.В. Мудрика, М.В. Никитского. – М.: МСЭИ, 2007. – 120 с.

4. Мухина В.С. Возрастная психология: Феноменология развития: детство, отрочество: Учебник для вузов. – М.: Академия, 2007. – 640 с.

5. Хухлаева О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость: Учебн. пособие для студентов вузов. – М.: Академия, 2002. – 342 с.

6. Ермолаева М.В. Основы возрастной психологии и акмеологии: Учебное пособие. – М.: Издательство «Ось - 89», 2008. – 416 с.

 

Литература дополнительная

 

1. Волков Б.С. Возрастная психология. – М.: Академический проект, 2008. – 670 с.

2. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб.пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 512с.

3. Демидова И.Ф. Педагогическая психология. – М.: Академический проект, 2006. – 224 с.

4. Захаров А.И. Неврозы у детей. СПб., 2000.

5. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд.2. – М.: Логос, 2005. – 384с

6. Литвишков, В.М. Формирование воспитывающего коллектива несовершеннолетних осужденных: Монография. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2004. - 160 с.

7. Лодкина, Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства: Учебное пособие для студ. вузов- М: Академия, 2007.- 208 с.

8. Педагогическая психология: Учебник для вузов/ Н.В.Клюева, С.Н.Батракова, Ю.А.Варенова и др.; Под ред.Н.В.Клюевой. – М.: ВЛАДОС-Пресс, 2003. – 400с.

9. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад.- М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.- 528с.

10. Психология возрастных кризисов. Сост.К.В. Сельченок. Минск, 2000.

11. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Уч. пособие для студентов вузов/ Е.И. Артамонова, Е.В. Екжанова, Е.В. Зырянова и др.; Под ред. Е.Г. Силяевой. – М.: Академия, 2004.

12. Психотерапия детей и подростков. Под ред. Х. Ремшмидта. – М., 2000.

13. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб.: Изд-во «Питер», 2004. – 384с.

14. Целуйко В.М. Психология современной семьи: Кн. Для педагогов и родителей. – М.: ВЛАДОС, 2004.

15. Щелина, Т.Т. Организация и содержание волонтерской деятельности студентов Арзамасского пединститута в воспитательно-трудовой колонии [Текст] / Т.Т. Щелина // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2005. - №1.

16. Щелина, Т.Т. Профилактика формирования асоциальных групп в школе (психолого-педагогические аспекты) [Текст] / А.Л. Нелидов, Т.Т. Щелина //Воспитание школьников. - 2003. - №3.

17. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Психология и психотерапия семьи. СПб, 2001.

 

3.2 Методические указания студентам.

Организация самостоятельной работы.

- Конспектирование учебной, научно-методической литературы.

- Работа с педагогическим словарем.

- Написание докладов, рефератов.

- Обзор новинок методической литературы, журналов «Педагогика», «Вопросы психологии», «Вестник психосоциальной и психокоррекционной работы», «Социальная педагогика», «Воспитание школьников», «Классный руководитель», «Домашнее воспитание» и др.

- Составление и оформление таблиц, схем, раздаточного материала.

- Анализ и рецензирование детских и юношеских телепередач, периодических изданий.

- Проведение социально-педагогических и психолого-педагогических исследований во время прохождения практики в школе, написания курсовых работ.

Темы рефератов работ:

1. Характеристика естественно-культурных задач развития личности.

2. Социально-педагогическая помощь в реализации личностью естественно-культурных задач.

3. Характеристика социально-культурных задач развития личности.

4. Социально-педагогическая помощь в реализации личностью социально-культурных задач.

5. Характеристика социально-психологических задач развития личности.

6. Социально-педагогическая помощь в реализации личностью социально-психологических задач.

7. Характеристика возрастных задач развития личности в раннем детстве.

8. Агенты и институты социализации в раннем детстве.

9. Характеристика опасностей раннего возраста, и их влияние на развитие личности ребёнка.

10. Основные направления работы социального педагога по профилактики виктивности в детском возрасте.

11. Особенности психо-сексуального развития шестилеток.

12. Особенности социального развития шестилеток.

13. Характеристика возрастных задач развития личности младшего возраста.

14. Агенты и институты социализации младшего школьника.

15. Опасности младшего школьного возраста и их влияние на развитие личности.

16. Особенности психо-эмоцианального развития младших школьников.

17. Специфика управления развитием личности младших школьников и их коллективов.

18. Особенности общения младших школьников.

19. Основные направления социального педагога по профилактике виктивности в младшем школьном возрасте.

20. Характеристика возрастных задач развития личности подростка.

21. Агенты и институты социализации подростка.

22. Особенности взаимодействия младших подростков со сверстниками.

23. Особенности общения младших подростков, позиция педагога по отношении к ним.

24. Особенности организации жизнедеятельности коллектива старших подростков, позиции педагога по отношении к ним.

25. Характеристика опасностей подросткового возраста, их влияние на развитие личности подростка.

26. Основные направления работы социального педагога по профилактике виктивности подростков.

27. Характеристика возрастных задач развития личности в ранней юности.

28. Специфика социально-психологических задач развития личности в ранней юности.

29. Агенты и институты социализации в ранней юности.

30. Особенности общения в ранней юности.

31. Особенности организации жизнедеятельности коллектива старшеклассников и учащихся средних специальных учебных заведений.

32. Позиция педагога по отношению к юношам и девушкам.

33. Опасности возраста ранней юности и их влияние на развитие личности в этом возрасте.

34. Основные направления работы социального педагога по профилактике виктивности в ранней юности.

35. Характеристика возрастных задач развития личности в 18-23 года (поздняя юность).

36. Особенности юношеской субкультуры и её влияние на развитие на развитие личности.

37. Ведущие агенты и институты социализации в период поздней юности, особенности субкультуры и жизнедеятельности.

38. Опасности возраста поздней юности и их влияние на развитие личности.

39. Основные направления работы социального педагога по профилактике виктивности в поздней юности.

40. Характеристика возрастных задач развития личности в молодости (23 – 33 года).

41. Ведущие агенты и институты социализации в молодости, в особенности молодёжной субкультуры.

42. Кризис тридцатилетних, его природа и особенности.

43. Опасности возраста молодости и основные направления по их профилактики.

44. Характеристика возрастных задач развития личности в зрелом возрасте (34 – 60 лет).

45. Ведущие агенты и институты социализации в зрелом возрасте, в особенности субкультуры.

46. Основные кризисы зрелого возраста, их природа и особенности.

47. Опасности зрелого возраста и основные направления по их профилактики.

48. Характеристика задач развития личности в пожилом возрасте.

49. Ведущие агенты и институты социализации в пожилом возрасте, особенности жизнедеятельности и общения.

50. Характеристика опасностей пожилого возраста, их профилактика.

 

IY. Требования к уровню освоения программы и формы текущего, промежуточного и итогового контроля.

По завершению освоения учебной программы

Магистрант должен знать:

роль педагогики и психологии развития в структуре психолого-педагогического знания, в профессиональной деятельности социального педагога;

особенности развития личности человека на каждом возрастном этапе, факторов, условий и ведущих агентов успешной его социализации или виктимности;

способы организации и осуществления социального воспитания как обеспечения нормативного развития личности и группы и профилактики отклонений в их развитии;

специфику, содержание и основные направления профессиональной деятельности социального педагога с различными возрастными категориями людей;

 

Магистрант должен уметь:

- обеспечивать благоприятные условия для успешного развития личности на каждом возрастном этапе, организовать жизнедеятельность детского коллектива, усвоение детьми позитивного социального опыта, оказывать индивидуальную помощь человеку в различных типах воспитательных организаций, взаимодействовать с родителями и другими агентами социализации;

- осуществлять преподавание социально-педагогических и психолого-педагогических дисциплин соответствующего профиля в учреждениях профессионального образования;

- уметь по оказывать социально-педагогическую помощь с учётом возрастных особенностей и возможностей воспитанника, его личностных проблем и ресурсов, социальной ситуации развития;

- консультировать педагогов и родителей по вопросам и проблемам педагогики и психологии развития личности и социального воспитания;

- самостоятельно работать с литературными источниками и оперировать научными терминами и понятиями.

Вопросы к экзамену 10 семестр

1. Связь педагогики и психологии с дисциплинами психолого-педагогического цикла.

2. Характеристика возраста как социокультурного феномена. Проблема возрастной периодизации.

3. Специфика различных концепций развития личности.

4. Сущностная характеристика понимания развития личности как решения возрастных задач.

5. Специфика возрастных задач каждого периода дошкольного детства.

6. Динамика общения дошкольника со взрослыми и его роль в развитии личности в каждый период дошкольного детства.

7. Особенности детской субкультуры и использование их в работе социального педагога с дошкольниками.

8. Разработка программы работы социального педагога с семьями по профилактике опасностей дошкольного возраста.

9. Работа социального педагога с семьями, ожидающими ребенка.

10. Роль и возможности ведущих агентов и институтов социализации в развитии личности младшего школьника.

11. Специфика общения и субкультуры младших школьников в отличие от дошкольного возраста.

12. Организация работы социального педагога с младшими школьниками в конкретном социуме.

13. Разработка программ профилактики виктимности младших школьников в конкретном микросоциуме.

14. Сравнительная характеристика возрастных задач подростков, младших школьников и дошкольников, их взаимосвязь в развитии личности.

15. Возможности институтов и агентов социализации в развитии личности подростка.

16. Разработка программ создания благоприятных условий для пробуждения и удовлетворения интересов подростков (на примере конкретного микросоциума).

17. Моделирование вариантов организации массового и группового взаимодействия подростков в вашем микросоциуме (в условиях города и села).

18. Разработка программ реабилитационной работы с девиантными подростками.

19. Пути и способы влияния на виктимогенные группы и виктимных подростков.

20. Сравнительная характеристика возрастных задач каждого из периодов школьного возраста.

21. Возможности институтов и агентов социализации по созданию условий и оказанию помощи юношам и девушкам в решении возрастных задач в вашем городе или районе.

22. Специфика влияния общения на развитие личности в ранней юности.

23. Юношеская субкультура. Особенности её влияния на социализацию городских и сельских школьников.

24. Разработка программ деятельности подростковых и юношеских клубов по месту жительства.

25. Моделирование форм и способов создания инфраструктуры досуга молодежи в вашем городе (селе).

26. Разработка программ социального педагога с виктимными юношами и девушками, их семьями.

27. Взаимосвязь и динамика задач ранней юности и юношеского возраста.

28. Работа социального педагога с молодыми людьми, имеющими проблемы с решением задач предыдущих возрастов.

29. Содержание и формы жизнедеятельности юношества в зависимости от социально-профессиональной принадлежности в вашем регионе.

30. Динамика общения от подросткового до юношеского возраста; его специфика и значение в юности.

31. Работа социального педагога с молодыми семьями.

32. Работа социального педагога с молодыми людьми, подвергавшимися стрессовым воздействиям в чрезвычайных ситуациях (возвратившиеся из армии, после участия в военных действиях и др.); помощь им в адаптации к новым ролям и жизненным условиям.

33. Специфика реализации возрастных задач в зависимости от социальной принадлежности человека.

34. Кризис 30 лет, его связь с опасностями возраста.

35. Роль семьи в предотвращении и преодолении кризиса 30 лет. Возможности социального педагога по оказанию помощи в личности и семье в сложившейся ситуации.

36. Разработка программы деятельности социального педагога по вовлечению представителей различных социально - профессиональных групп в вашем микрорайоне или посёлке в активную деятельность в микросоциуме.

37. Разработка программ работы социального педагога с конкретными людьми в зависимости от типа их виктимности.

38. Сравнительная характеристика возрастных задач молодости и зрелости.

39. Общее и специфическое в жизнедеятельности личности в молодости и зрелости.

40. Особенности работы комитетов общественного самоуправления микрорайонов по оказанию помощи лицам зрелого возраста.

41. Разработка программ работы социального педагога с лицами зрелого возраста в конкретном социуме (на примере вашего города или села).

42. Разработка программ помощи конкретным лицам и семьям по преодолению различных опасностей возраста и их последствий.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...