Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Секретариат, Верховный комиссар по правам человека.

Система международных организаций

 

Для функционирования хозяйства на глобальном уровне характерно непостоянное развитие пропорций, наличие неравновесий, неоднозначность реакции одного элемента системы на другой, разрывы в связях.

Международные экономические организации – организации на мировом уровне, являющиеся институциональным механизмом решения проблем на уровне международной хозяйственной жизни.

Международные экономические организации в зависимости от состава участников подразделяются на 2 вида:

1) межправительственные (межгосударственные) – международные организации, участниками которых являются непосредственно государства;

2) неправительственные – международные организации, состоящие из объединения производителей, компаний и фирм, научных обществ и других организаций.

Международные экономические организации – международные организации, членами которых являются государства и которые учреждены на основе соответствующих договоров для выполнения определенных целей.

В настоящее время в мире насчитывается более 7 тыс. международных организаций, в большей или меньшей степени вовлеченных в обсуждение и регулирования экономических проблем. Они различны по составу, размерам, функциям и влиянию на международную экономику. В связи с этим выделяют основные виды международных экономических организаций:

· консультативные группы стран, обычно не имеющие жесткой организационной структуры;

· универсальные организации, охватывающие большинство стран мира;

· отраслевые организации, занимающиеся проблемами производства и торговли определенным товаром;

· региональные организации, концентрирующиеся на вопросах взаимного интереса обычно географически и экономически близких стран;

· финансовые организации, среди которых выделяются банки развития.

Международные экономические организации выполняют следующие основные функции:

· содействие, заключающееся в организации международных переговоров и конференций;

· наблюдение, включающее возможность определения точки зрения организации на те или иные проблемы;

· надзор, означающий обязательства стран предоставлять данные о своем экономическом положении и проводить консультации;

· регулирование, опирающееся на принуждении стран к выполнению рекомендаций международного сообщества.

В конце ХХ в. проявилась тенденция к сосредоточению ключевых функций по регулированию и мониторингу важнейших процессов в рамках небольшого количества организаций. Наиболее универсальными из них являются:

· Международный валютный фонд – МВФ (макроэкономическая политика);

· Всемирная торговая организация – ВТО (торговая политика);

· Группа Мирового банка (структурная политика);

· Система Организаций Объединенных Наций – ООН (социальная политика).

Эти организации возникли в конце 40-х годов и выступают сегодня важнейшими форумами согласования экономической политики между странами.

Система Организации Объединенных Наций (ООН) – самая крупная универсальная международная организация, призванная заниматься главными мировыми политическими проблемами. Создана 24 октября 1945 года, насчитывает в настоящее время 185 членов. ООН является универсальной международной организацией, как по членству, так и по проблемам, находящимся в ее компетенции.

Главными органами ООН являются: Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Совет по опеке, Международный Суд и Секретариат.

Система ООН включает:

- саму ООН с ее главными и вспомогательными органами;

- 18 специализированных учреждений;

- ряд программ, советов и комиссий.

Основные составляющие системы ООН:

Генеральная Ассамблея (ГА)

Некоторые специализированные органы ГА:

- Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД);

- Программа развития ООН (ПРООН);

- Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП);

- Всемирный продовольственный совет (ВПС);

- Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ).

Автономные организации:

- Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ);

- Всемирная организация по туризму (ВОТ).

2. Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС) – главный орган ООН, координирующий всю экономическую, социальную и культурную деятельность этой организации:

- Мировая продовольственная программа (МПП);

- Международный торговый центр (МТЦ ЮНКТАД/ВТО);

- Всемирная торговая организация (ВТО).

ЭКОСОС осуществляет согласование деятельности 18 специализированных учреждений ООН:

1. Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО).

2. Международная организация труда (МОТ).

3. Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций (ФАО).

4. Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО).

5. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ).

6. Группа Всемирного Банка:

Международный банк реконструкции и развития (МБРР).

Международная ассоциация развития (МАР).

Международная финансовая корпорация (МФК).

Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям (МАИГ).

Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС).

7. Международный валютный фонд (МВФ).

8. Международная организация гражданской авиации (ИКАО).

9. Всемирный почтовый союз (ВПС).

10. Международный союз электросвязи (МСЭ).

11. Всемирная метеорологическая организация (ВМО).

12. Международная морская организация (ММО).

13. Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС).

14. Международный фонд сельскохозяйственного развития (МФСР).

3. Совет Безопасности:

- Операции ООН по поддержанию мира;

- Военно-штабной комитет;

- Вспомогательные органы (постоянные комитеты, временные органы).

Совет по опеке.

Международный Суд.

Секретариат, Верховный комиссар по правам человека.

Каждая из этих организаций имеет свои конкретные цели и задачи и вносит реальный вклад в регулирование международных экономических отношений.

 

Международная торговля регулируется ВТО, сфера деятельности которой охватывает свыше 4/5 мировой торговли. Членами ВТО является 156 (2012 г.) государств, на долю которых приходится 97% мирового товарооборота. ВТО возникла в 1995 г. на основе Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), которое было подписано в 1947 г. Основными целями ГАТТ, а затем ВТО, стали согласование позиций разных стран, направленное на устранение таможенных и других барьеров в международной торговле; разработка и применение правил, исключающих дискриминацию; введение режимов наибольшего благоприятствования торговле.

16 декабря 2011 года в Женеве был подписан Протокол о вступлении России в ВТО. После ратификации Протокола Гос. Думой предусмотрен 7-летний переходный период. 22 августа 2012 г. Россия стала полноправным членом ВТО.

Определенную роль в регулировании в международной торговли сыграла Конференция ООН по торговли и развитию (ЮНКТАД).

Надзором за развитием международной макроэкономики занимается МВФ, а регулированием международных финансовых рынков – Парижский и Лондонский клубы (кредиты и долги) и Банк международных расчетов (банковский надзор и международные расчеты).

МВФ бы создан в 1944г. Членами МВФ в настоящее время являются 182 страны, включая Россию. Основные функции:

· Надзор за валютными курсами и макроэкономической политикой стран–членов и развитием международной экономики в целом;

· Предоставление временной финансовой помощи странам, испытывающим трудности с погашением своих международных долгов в результате несбалансированности платежного баланса[1];

· Предоставление технической помощи правительствам стран-членов в области государственных финансов, статистики, банковского регулирования и платежного баланса.

 

Международные финансово-кредитные организации – это экономические организации, созданные на основе межгосударственных соглашений с целью регулирования валютных и финансово-кредитных отношений. К ним относятся:

- Международный валютный фонд;

- Группа Всемирного банка: Международный банк реконструкции и развития, Междуна-родная финансовая корпорация, Международная ассоциация развития, Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций, Международный центр по урегулированию инвести-ционных споров;

- Банк международных расчетов;

- Международный банк экономического сотрудничества;

- Международный инвестиционный банк.

 

Проблемы международной задолженности являются предметом мониторинга со стороны нескольких международных организаций. Парижский клуб и Лондонский клуб кредиторов занимаются регулированием внешней задолженности, тогда как Мировой банк и Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) ведут учет и обобщают статистическую информацию о внешнем долге, соответственно со стороны должников и кредиторов.

Парижский клуб – созданная в 1956 г. неформальная организация правительств стран-кредиторов, занимающаяся наблюдением за государственной задолженностью и проведением со странами-должниками многосторонних переговоров по проблемам реструктуризации государственных долгов. РФ стала членом «Парижского клуба» в 1997 г.

Лондонский клуб – консультационный комитет крупнейших частных банков-кредиторов, заседающий в связи с их переговорами с правительствами стран-должников по вопросам реструктуризации их частной задолженности, которые обычно ведутся одним из банков от лица и по поручению других банков, участвующих в консультативном совете. Лондонский клуб - это неформальная организация банков-кредиторов, созданная для урегулирования вопросов задолженности иностранных заёмщиков перед членами этого клуба. Первые заседания Лондонского клуба состоялись в 1976 г. для рассмотрения вопросов задолженности Заира перед частными кредиторами.

Деятельность Лондонского клуба похожа по целям на деятельность Парижского клуба. Отличие состоит в том, что Парижский клуб объединяет государства-кредиторы в лице представителей центральных банков и министров финансов стран-кредиторов, в то время

 

Банк международных расчетов (БМР) создан в 1930г., его членами является 41 страна, включая Россию. МБР выполняет функцию регулирования международных расчетов и разработки нормативных документов по банковскому надзору.

Группа Мирового банка состоит из пяти организаций: Международного банка реконструкции и развития (МБРР) (Россия входит в МБРР), Международной ассоциации развития (МАР) (159 членов), Международной финансовой корпорации (МФК) (170 членов, в т.ч. Россия), Международного центра по урегулированию инвестиционных споров (126 членов) и Международное агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ) (143 члена, включая Россию). Их главной задачей является предоставление кредитов развивающимся странам и странам с переходной экономикой для осуществления мер структурной политики, таких как реформы финансового сектора, поддержка рынка труда, улучшение окружающей среды, усовершенствование систем образования и пр.

 

Особое место по масштабам и многообразию деятельности в системе хозяйственного механизма занимает Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в которую входят 30 государств, главным образом с развитой рыночной экономикой (в основном европейские страны, США, Япония и др.), а также некоторые развивающиеся страны и ряд стран с переходной экономикой в Восточной и Центральной Европе.

Члены ОЭСР: Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Канада, Люксембург, Мексика, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Польша, Португалия, Республика Корея, Словакия, США, Турция, Финляндия, Франция, Чехия, Швейцария, Швеция, Япония.

Она возникла в 1961г. в результате преобразования Организации Европейского экономического сотрудничества, созданной в 1948г. для осуществления «плана Маршалла». Главные задачи ОЭСР заключаются в анализе состояния экономик стран-членов и составлении прогноза их развития на ближайшие полтора года, разработке рекомендаций в области регулирования хозяйства на макро- и отраслевом уровне, включая международную торговлю, а также координации политики в области финансовой помощи развивающимся государствам. Являясь органом по согласованию основных направлений экономической политики развитых стран, ОЭСР готовит материалы для крупных международных соглашений. ОЭСР активно сотрудничает примерно с 70 странами мира, неправительственными и общественными организациями и играет важную роль в выработке рекомендаций по вопросам, решение которых требует заключения многосторонних соглашений.

Высшим органом в ОЭСР является Совет, в который входят представители всех стран-членов, а также Европейской комиссии. Автономными и полуавтономными органами ОЭСР являются Международное энергетическое агентство, Агентство по ядерной энергии (АЯЭ), Центр исследований и нововведений в области образования (ЦИНО), Центр развития ОЭСР.

Организация регулярно распространяет аналитические и статистические материалы: основные экономические показатели, включая состояние бюджета, внешней торговли, финансов, промышленности и энергетики мира.

«Большая восьмерка» (G–8). В 70-е годы появилась тенденция к сужению круга государств, участвующих в процессе принятия решений в сфере регулирования мировой экономики. В середине 70-ых г. сложился новый институт – Большая семерка в составе руководителей США, Японии, ФРГ, Великобритании, Франции, Италии и Канады. Семерка предпринимает шаги по координации политики ведущих западных стран. Формой их деятельности стали ежегодные встречи в верхах. Основная цель этих встреч – выработка рекомендаций по наиболее острым экономическим проблемам мирового хозяйства.

В ходе циклических и структурных кризисов 70-ых г. выявилась необходимость согласования мероприятий, проводимых правительствами ведущих стран. При отсутствии такой координации усиление государственной поддержки в одной стране вызывало ответную реакцию в других странах, в этих условиях государственное стимулирование в рамках отдельных стран становилось все менее действенным.

Политическая острота экономических проблем 70-80-х годов предопределила основные вопросы совещаний:

· Пути оздоровления экономики;

· Проблемы энергетики;

· Международная торговля;

· Пути стабилизации валютной системы;

· Отношения промышленно развитых и развивающихся стран;

· Проблемы восточноевропейских стран.

Эти вопросы сохраняются с различными дополнениями и вариациями на протяжении всех встреч.

С 1992 г. во встречах «большой семерки» принимает участие и Россия, что дает основания для утверждения о том, что «большая семерка» трансформировалась в «большую восьмерку».

 


[1] платежный баланс – статистический отчет, в котором в систематическом виде приводятся суммарные данные о внешнеэкономических операциях данной страны с другими странами мира за определенный период времени.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...