Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 1. Тайна как социальное и правовое явление: понятие, правовое регулирование и основания классификации

ВВЕДЕНИЕ

Безусловным фактом является то, что в современных условиях развития государства и общества в Российской Федерации, особую значимость приобретает институт тайны. В частности, в условиях всеобщей информатизации и глобализации, становится все труднее ограничивать распространение информации, в том числе и информации ограниченного доступа, распространение которой может причинить существенный ущерб интересам личности, общества и государства. Учитывая это, институт тайны должен получить максимально эффективную систему правового регулирования, отвечающей вызовам современности, оперирующую единой унифицированной терминологией и имеющей в своей основе действенные законодательные нормы. К сожалению, на сегодняшний день мы можем констатировать тот факт, что данная система в Российской Федерации не создана, и более того, ныне действующая система правового регулирования института тайны характеризуется наличием ряда застарелых проблем, таких как: проблема определения правового статуса служебной тайны, излишне сложный механизм отнесения сведений к сведениям составляющим государственную тайну, расплывчатость и неточность терминологии (фактическое отсутствие единой терминологии в части нормативного регулирования института тайны). Решение данных проблем, на наш взгляд, является основной задачей современных исследователей изучающих вопросы института тайны в российском праве.

Таким образом, именно все вышеизложенное, а также ряд иных теоретических и практических вопросов, касающихся теории и практики тайны, а также ее классификации обуславливает значимость и актуальность темы магистерской диссертации.

Основной целью данного диссертационного исследования является комплексное изучение теоретических и практических проблем, касающихся института тайны, полное и всестороннее исследование действующего законодательства, регламентирующего институты государственной и служебной тайны, а также разработка предложений по теоретическому совершенствованию правового регулирования института тайны.

Объектом исследования является правовые отношения, возникающие в сфере правового регулирования, обеспечения и охраны тайны в Российской Федерации.

Предметом исследования выступают нормы действующего российского законодательства, регламентирующего институт тайны.

При постановке цели диссертационного исследования, нами было определено решение следующих задач, которые обусловлены поставленными целями:

- исследовать понятие тайны в Российской Федерации;

- проанализировать основания классификации тайн;

- исследовать государственную тайну;

- исследовать служебную тайну;

- исследовать проблемы правового регулирования защиты тайн;

- исследовать проблемы порядка предоставления сведений, составляющих тайну;

- внести предложения по совершенствованию законодательства регламентирующего института тайны.

Методологическую основу данного исследования составляют комплекс общенаучных методов познания правовой действительности, а также специальные методы науки конституционного, административного, гражданского и информационного права.

Теоретическую основу данного исследования составили работы отечественных ученых таких как: Авакьяна С.А., Агеева П.А., Авдеева М.В., Бакаева О.Ю., Кудрявцевой Е.А., Бурмистрова Е.Ю., Верютина В.Н., Павлова И.Ю., Пашаева С.Ю., Филиппова Е.М. и других.

Нормативную правовую основу данного исследования составили законодательные акты Российской Федерации – Конституция Российской Федерации (далее по тексту – Конституция РФ)[1] и иные нормативные правовые акты, регламентирующие институт тайны.

Эмпирическую основу диссертационного исследования составила опубликованная практика Верховного Суда Российской Федерации и Конституционного суда Российской Федерации.

Научная новизна данной диссертации заключается в том, что в данной работе осуществлен комплексный анализ института тайны как объекта правового регулирования. Проведен анализ оснований классификации видов тайн, выявлены специфические признаки государственной и служебной тайны, позволяющие отличить их от иных видов тайн, выявлены проблемы конституционно-правового регулирования института тайны, выявлены современные проблемы порядка предоставления сведений, составляющих тайну.

В процессе исследования темы магистерской диссертации, автором вынесены следующие положения на защиту:

1. Для систематизации и унификации законодательства, регламентирующего институт тайны, нами предлагается внести корректировки в ныне действующую ст. 284 УК РФ, в части предусмотрения в ней в качестве предмета преступления носителя сведений составляющих государственную тайну. При этом необходимо помнить о том, что информационные технологии постоянно развиваются и появляются новые способы передачи информации, новые носители информации. Совершенствование уголовного законодательства в сфере защиты государственной тайны должно осуществляться с учетом научно-технического прогресса.

2. Необходимо унифицировать понятийно-категориальный аппарат, используемый в законодательстве относительно ограничения доступа к служебной информации, используя применительно к такой категории информации ограниченного доступа термин «служебная тайна», «информация (сведения) составляющие служебную тайну». Также отметим, что в настоящее время назрела необходимость в УК РФ предусмотреть специальную статью за разглашение служебной тайны. Также на наш взгляд, было бы целесообразно ввести административную ответственность в виде дисквалификации на определенный срок (в ст. 13.14 КоАП РФ).

3. Совершенно необходимым является принятие отдельного федерального закона, регулирующего комплекс отношений, связанных со служебной тайной, а также ряда актов, вносящих изменения в законодательство. На наш взгляд, данный федеральный закон должен носить наименование «О служебной тайне в Российской Федерации».

Выводы, к которым приходит автор данного исследования в последующем могут быть использованы в следующих целях: в практической деятельности сотрудников правоохранительных и судебных органов; для теоретического осмысления института тайны другими исследователями; для учебного процесса (преподавания) отраслевых юридических наук.

Структура магистерской диссертации обусловлена поставленными целями и задачами, и включает в себя введение, три главы, шесть параграфов, заключение и список используемой литературы.

ГЛАВА 1. ТАЙНА КАК СОЦИАЛЬНОЕ И ПРАВОВОЕ ЯВЛЕНИЕ: ПОНЯТИЕ, ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ОСНОВАНИЯ КЛАССИФИКАЦИИ

1.1. Определение понятия и правового регулирования тайны в Российской Федерации

 

Закрепление законодательством понятия «тайна» имеет собственную историю. Конституция РСФСР от 10.7.1918 года[2], Конституция Советского Союза от 31.1.1924 года.[3], Конституция РСФСР от 11.5.1925 года.[4] тоже не содержат указаний на тайну. В первый раз понятие тайны появилось лишь в Конституции Советского Союза от 5.12.1936 года[5], в статье 128-й, где было установлено, что «Тайну переписки и неприкосновенность жилища охраняет закон». Данный текст дословно был воспроизведен в статье 132-й Конституции РСФСР от 21.01.1937 года.[6] Помимо этого, статьи 134-я Конституции Советского Союза и 138-я Конституции РСФСР гарантировали тайну голосования.

Так, как видим, первые виды тайны, которые получили закрепление на уровне Конституции, – это тайны переписки, жилища и голосования. После, согласно статьи 56-й Конституции Советского Союза от 7.10.1977 г.[7] к ним была добавлена тайна телеграфных сообщений и телефонных переговоров. Положение, гласящее о том, что «Личная жизнь граждан, тайна телефонных переговоров, переписки и телеграфных сообщений охраняется законом», воспроизводила и статья 54-я Конституции РСФСР от 12.04.1978 года. При этом говоря строго, указанные выше нормы не содержали конституционных гарантий защиты этого вида тайны, указанием на «охрану законом» снижался уровень правовых гарантий до законодательного от конституционного[8].

В тексте ныне действующей Конституции Российской Федерации понятие тайны встречается трижды: «Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени» (ч. 1 ст. 23); «Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения» (ч. 2 ст. 23); «Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом» (ч. 4 ст. 29).

Разработкой теоретико-правового понятия «тайна» в юридической российской науке в основном занимаются специалисты из области информационной безопасности и информационного права. В их работах встречаются два подхода. Первый подход рассматривает тайну в качестве информации, к которой ограничен доступ, иными словами тайна представляет сведения, которые не являются общедоступными и общеизвестными, разглашение их может повлечь за собой причинение вреда чьим-то интересам, обладатель этих сведений принимает меры относительно их охраны[9].

Вторая позиция может быть сформулирована следующим образом: тайна – это правовой особый режим информации. Все чаще в последнее время ученые говорят, что «тайна», как понятие, не сводится к информации, говоря другими словами, тайна – не информация, а режим (особый правовой) – целый комплекс правовых методов, которые характеризуют сочетание взаимодействующих между собой запретов, разрешений, также позитивных обязываний, способствующих ограничению распространения и доступа к отдельным видам информации[10].

Тайна, прежде всего, понимается как самостоятельное право, т. е. «право на тайну». Такая трактовка встречается в отношении к тайне частной жизни. Под частной жизнью конституционалисты понимают духовную и физическую сферу, которую контролирует сам индивид, т. е. она не подвержена внешнему воздействию. Право, в связи с этим, на семейную и личную тайну означает предоставление человеку возможности контролировать о самом себе информацию, создавать препятствие разглашению сведений интимного, личного характера. В содержание права, которое рассматривается, включается и охрана тайны абсолютно всех сторон жизни (личной) частного лица, разглашение которых по тем либо иным причинам данное лицо считает нежелательным (например, тайна усыновления, завещания, тайна денежного вклада, врачебный диагноз и прочее).

Помимо этого, тайну рассматривают как гарантию реализации права. С.А. Авакьян, к примеру, акцентирует свое внимание на таких особенностях - выполнение права касательно тайны частной жизни имеет отношение, по большей части, не столько к гражданам либо их возможностям, но, сколько к обязанностям соответствующих органов, и также лиц. Законодательством введена категория тайны по причине разных сторон человеческой жизни, что оказывает прямое воздействие на содержание функционирования органов государственной власти или органов местного самоуправления, учреждений и организаций в государственной и негосударственной сфере. Тайны личной жизни человека (или же частной) четко отображены в пределах работы соответствующих органов, а также в пределах их обязанностей[11].

А.В. Бурылов подчеркивает двойственный характер права на тайну переписки, переговоров по телефону, почтовых с телеграфными, а также других сообщений. С его точки зрения конституционное право любого из граждан на тайну личных сообщений, аналогично любому другому основному праву, предоставляет определенную конституционную возможность, что реализуется благодаря свободе личной корреспонденции от цензуры и благодаря защите от произвольного вмешательства третьих лиц. Такая возможность предоставляется каждому лицу и может осуществляться данным лицом самостоятельно. Вместе с этим подобная возможность выступает важной гарантией прав на личную тайну и семейную, прав касательно неприкосновенности личной жизни, потому что без ее осуществления нельзя представить индивидуальную свободу[12].

Скорее всего, двойственный характер конституционно-правовой трактовки тайны скрывается внутри ее информационно-правовой природы: как было указано выше, тайна представляет собой сведениями ограниченного доступа или правовой режим, который направлен на ограничение доступа к информации. Ловцовым Д.А. высказывается мнение, что «атрибутивную сторону понятия тайны формирует совокупность условий либо же мер, которые нацелены на то, чтобы обеспечивать существование самой тайны, то есть совокупность правил, которые необходимы для сокрытия, доступа, хранения и применения «скрываемого нечто», которые дают характеристику этому режиму сокрытия»[13]. По отношению к тайнам, в данном случае, которые связаны с личностью, мы можем предложить считать право на тайну в качестве свободы от воздействия извне, а также в наличии права некоторого субъекта на сужение прав государственных органов власти, должностных и иных лиц на доступ к сведениям о частной жизни человека.

В Конституции Российской Федерации указание на государственную тайну, как правило, трактуется в виде ограничения субъективного права на получение, поиск, производство, передачу и распространение информации. П.А. Агеева утверждает, что в России впервые в 1993 г. использован в Основном законе термин «государственная тайна», что указывает на осознание значимости данного института, служит, в то же время, основанием для причисления защиты гостайны в качестве конституционной ценности[14].

В нашем государстве, на разных этапах развития, государственная тайна использовалась, в основном, как инструмент борьбы с инакомыслием, инструмент политических репрессий идеологическими противниками, через жесткое подавление свобод и прав человека. Как считает исследовательница советской цензуры Т.А. Горяева, охрана военной и государственной тайны постоянно использовалась властью с целью установления над печатью политического контроля в наиболее широком смысле[15].

В ходе разработки и принятия Конституции Российской Федерации члены Конституционного совещания пытались избежать порочной советской практики, когда понятия служебной и государственной тайны трактовались произвольно должностными лицами, охрана государственных секретов была поводом для привлечения (необоснованно) лиц к уголовной ответственности, не давала возможности гражданам получать нужную информацию своевременно. Именно это, по нашему мнению, послужило причиной настойчивого желания участников Конституционного совещания составить исчерпывающий перечень всех сведений, которые составляют государственную и служебную тайну.

Можно утверждать, что право на тайну у государства ограничено конституционным требованием составить перечень сведений, могущих составлять такую тайну, закрепить его как федеральный закон, который согласно ст. 15 (ч.3) Конституции РФ подлежит обязательному опубликованию. В данном случае ссылка на федеральный закон не только отвечает требованию Конституции РФ (ч. 3 ст. 55) об ограничении прав и свобод граждан исключительно федеральным законом, но и становится гарантией от ограничения таких прав в произвольном порядке. Как указано в одном из постановлений Конституционного Суда РФ (которое затрагивает вопросы ограничения прав граждан), для того, чтобы обеспечить безопасность и оборону страны, государством могут относиться к государственной тайне конкретные данные в области военной и экономической деятельности, остальных видов деятельности, во время изучения которых может быть нанесен урон госбезопасности или обороне страны. Государством могут определяться средства и методы охраны гостайны, включая и установление уголовного наказания за факт ее разглашения либо выдачи иной стране. Так или иначе, уголовное наказание за факт разглашения гостайны зарубежному государству, согласно конституционной норме, является правомерной лишь в случае, когда ряд данных, которые формируют гостайну, имеется в федеральном законодательстве, официально опубликованном для общего сведения. Правоприменительное решение, включая приговор суда, не должно быть основано на неопубликованном нормативном акте[16].

Конституционная норма, таким образом, в соответствии с которой «перечень сведений, представляющих государственную тайну, определяет федеральный закон», является, с одной стороны, ограничением субъективного права на распространение и поиск соответствующей информации, в то же время с другой – ограничением права субъекта гостайны (то есть государства) на сужение субъективных прав гражданина.

Следует отметить, что тайна есть социальное явление до правового регулирования некоторых ее элементов, к признакам которого можно отнести такие: первое, тайна представляет собой конфиденциальную информацию либо секретные сведения о событиях, процессах, явлениях, что происходят в жизни граждан, деятельности государства или групп. Второе, разглашение таких сведений может нанести ущерб, поэтому доступ к информации защищается от третьих лиц, и третье, это негативная оценка общества действий по разглашению тайны[17].

Специальная литература содержит такое мнение, что сведения, имеющие ограниченный доступ и называемые конфиденциальными, имеют настолько широкий круг, что не представляется возможным дать им одно, имеющее буквальное толкование определение. Даже последние труды, касающиеся разных аспектов правовых тайн, отмечают, что практически не изучена проблема тайны в качестве правового цельного явления[18].

Тайна подразумевает не просто информацию, а определенное состояние этой информации, ее правовой режим. Информация скрывается лицами по той причине, что она может неблагоприятным образом повлиять на мнение и поведение иных субъектов, на мотивацию поступков. Лица, защищая некоторые сведения, прежде всего, защищают этим себя, собственные интересы. Тайна не существует вне этих интересов. Тем не менее, факт непринятия либо принятия собственником мер для обеспечения конфиденциальности информации, которая содержит тайну, не является главным, хоть для большого количества правовых тайн это действительно очень важно. Например, некоторые виды тайн, охраняемых законодательно, таких как тайна телеграфных и почтовых сообщений, не требует обязательных специальных усилий по их охране со стороны собственника сведений. Во многих случаях, которые связаны с сохранением семейной или личной тайны, информация просто посторонним лицам не сообщается, однако это не значит, что покушение на данную информацию со стороны посторонних нельзя рассматривать в качестве противоправного действия независимо от того, принимали ли владельцы тайны те либо другие меры по ее сохранению[19].

Информация, характеризующаяся ограничением или запретом доступа различным субъектам, представляет собой предмет или содержание тайны. Стоит отметить, что предмет тайны может состоять не только из ее непосредственного содержания, но и иметь сведения о наличии или отсутствии у субъекта такой тайны. Государство, физические и юридические лица, а также другие субъекты являются субъектами права на тайну. При этом они могут не только иметь собственные тайны, но и получать специальный доступ к тайнам иных субъектов, при помощи договора или законных оснований получать определенные правовые полномочия или обязанности по применению чужой информации, обладающей конфиденциальностью. При этом следует провести границу между основными и производными субъектами тайны. Правоотношение по поводу тайны при существовании только основного субъекта может сформироваться только в том случае, если информация, являющаяся конфиденциальной, станет доступной иным субъектам или возникнет риск нарушения, в том числе изменения режима тайны, включая появление производных субъектов.

В качестве объекта правоотношения в отношении тайны выступают интересы, которые могут подвергаться нанесению ущерба за счет несанкционированного разглашения или применения информации с ограниченным доступом. При этом интересы могут быть как в виде основного субъекта тайны, так и в качестве производных субъектов. К примеру, в случае неправомерного разоблачения нотариальной тайны причиняется ущерб, включая деловую репутацию нотариуса, а также публичные интересы и интересы третьих лиц[20].

Выводы по параграфу: Исследовав мнения ученых относительно юридического понятия «тайна», его атрибутивных свойств и особенностей правового регулирования, мы можем дать собственное определение данному правовому явлению. На наш взгляд тайна представляет собой особый правовой режим, выражающийся в сочетании различных методов дозволения, запретов, обязываний, целью которых является ограничение доступа и распространения информации. Правовой режим тайны в сфере своего правового регулирования характеризуется многочисленными нормативными правовыми актами, различной юридической силы, отраслевой и видовой принадлежности.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативные правовые акты

 

1. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФЗ) // Российская газета. — 1993. — № 237; Собрание законодательства РФ. — 2014. — № 31. — Ст. 4398.

2. Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 13.06.1996 № 63—ФЗ (ред. от 07.03.2017г.) // Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 25. — Ст. 2954; Собрание законодательства РФ. — 2017. — № 11. — Ст. 1542.

3. Уголовно—процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 18.12.2001 № 174—ФЗ (ред. от 07.03.2017г.) // Собрание законодательства РФ. — 2001. — № 52 (ч. I). — Ст. 4921; Собрание законодательства РФ. — 2017. — № 11. — Ст. 1542.

4. Трудовой кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 03.07.2016г.) // Собрание законодательства РФ. – 2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 3; Собрание законодательства РФ. – 2016. - № 27 (Часть I). - Ст. 4172.

5. О безопасности: Федеральный закон от 28.12.2010 № 390—ФЗ (ред. от 05.10.2015г.) // Собрание законодательства РФ. — 2011. — № 1. — Ст. 2; Собрание законодательства РФ. — 2015. — № 41 (часть II). — Ст. 5639.

6. О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и в статью 151 Уголовно—процессуального кодекса Российской Федерации: Федеральный закон от 12.11.2012 N 190—ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2012. — № 47. — Ст. 6401.

7. Об архивном деле в Российской Федерации: Федеральный закон от 22.10.2004 № 125—ФЗ (ред. от 23.05.2016г.) // Собрание законодательства РФ. — 2004. — № 43. — Ст. 4169; Собрание законодательства РФ. — 2016. — № 22. — Ст. 3097.

8. О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: Федеральный закон от 08.08.2001 N 129—ФЗ (ред. от 28.12.2016г.) // Собрание законодательства РФ. — 2001. — № 33 (часть I). — Ст. 3431; Собрание законодательства РФ. — 2017. — № 1 (Часть I). — Ст. 12.

9. О коммерческой тайне: Федеральный закон от 29.07.2004 N 98-ФЗ (ред. от 12.03.2014г.) // Собрание законодательства РФ. – 2004. - № 32. - Ст. 3283; Собрание законодательства РФ. – 2014. - № 11. - Ст. 1100.

10. О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации: Федеральный закон от 23.12.2003 N 177—ФЗ (ред. от 03.07.2016г.) // Собрание законодательства РФ. — 2003. — № 52 (часть I). — Ст. 5029; Собрание законодательства РФ. — 2016. — № 27 (часть II). — Ст. 4297.

11. О рекламе: Федеральный закон от 13.03.2006 № 38—ФЗ (ред. от 28.03.2017г.) // Собрание законодательства РФ. — 2006. — № 12. — Ст. 1232; Собрание законодательства РФ. — 2017. — № 14. — Ст. 2003.

12. О средствах массовой информации: закон РФ от 27.12.1991 N 2124—1 (ред. от 03.07.2016г.) // Ведомости СНД и ВС РФ. — 1992. — № 7. — Ст. 300; Собрание законодательства РФ. — 2016. — № 27 (Часть I). — Ст. 4213.

13. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 31.12.2015 N 683 // Собрание законодательства РФ. — 2016. — № 1 (часть II). — Ст. 212.

14. Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера: Указ Президента РФ от 06.03.1997 № 188 (ред. от 13.07.2015г.) // Собрание законодательства РФ. — 1997. — № 10. — Ст. 1127; Собрание законодательства РФ. — 2015. — № 29 (часть II). — Ст. 4473.

15. Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне: Постановление Правительства РФ от 06.02.2010 N 63 (ред. от 29.12.2016г.) // Собрание законодательства РФ. – 2010. - № 7. - Ст. 762; Собрание законодательства РФ. – 2017. - № 2 (Часть I). - Ст. 377.

16. Об утверждении Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, уполномоченном органе управления использованием атомной энергии и уполномоченном органе по космической деятельности: Постановление Правительства РФ от 03.11.1994 N 1233 (ред. от 18.03.2016г.) // Собрание законодательства РФ. — 2005. — № 30 (ч. II). — Ст. 3165; Собрание законодательства РФ. — 2016. — № 13. — Ст. 1833.

17. Об утверждении типового Кодекса профессиональной этики управляющих компаний, специализированного депозитария, брокеров, осуществляющих деятельность, связанную с формированием и инвестированием накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих, и правил согласования Кодексов профессиональной этики управляющих компаний, специализированного депозитария, брокеров, осуществляющих деятельность, связанную с формированием и инвестированием накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих, с Федеральной службой по финансовым рынкам: Постановление Правительства РФ от 17.06.2005 N 383 // Собрание законодательства РФ. — 2005. — № 26. — Ст. 2648.

18. О порядке проведения проверки наличия в заявках на выдачу патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец, созданные в Российской Федерации, сведений, составляющих государственную тайну: Постановление Правительства РФ от 24.12.2007 N 928 (ред. от 27.02.2015г.) // Собрание законодательства РФ. – 2007. - № 53. - Ст. 6624; Собрание законодательства РФ. – 2015. - № 10. - Ст. 1536.

19. О работе со служебной информацией в Совете депутатов муниципального образования «Пироговское: Решение Совета депутатов муниципального образования «Пироговское» 28 августа 2014 г. № 89 [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: справочные и правовые системы: законодтальство – Режим доступа: www.consultant.ru. – Дата обращения: 01.05.2017г.

20. Об утверждении Инструкции о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в Министерстве образования и науки Российской Федерации: Приказ Минобрнауки России от 30.12.2010 N 2233 (ред. от 10.08.2012г.) // Вестник образования. – 2011. - № 3; Вестник образования. – 2012. - № 17.

21. Об утверждении Перечня сведений ограниченного доступа, не содержащих сведений, составляющих государственную тайну, (конфиденциального характера) Министерства финансов Российской Федерации и организаций, находящихся в его ведении: Приказ Минфина России от 17.06.2014 N 162 (ред. от 16.11.2015г.) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: справочные и правовые системы: законодательство. – Режим доступа: www.consultant.ru. – Дата обращения: 01.05.2017г.

22. Об утверждении Инструкции о выезде военнослужащих и гражданского персонала органов федеральной службы безопасности из Российской Федерации по частным делам: Приказ ФСБ России от 17.04.2012 N 179 (ред. от 04.03.2013г.) // Российская газета. – 2012. - № 132; Российская газета. – 2013. - № 89.

23. Об утверждении Инструкции о порядке получения паспортов и оформления разрешений на выезд из Российской Федерации военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России, военнослужащих и сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и лиц гражданского персонала системы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий: Приказ МЧС России от 26.04.2005 № 345 (ред. от 04.06.2013г.) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 2005. - № 22; Российская газета. – 2013. - № 154.

24. Об образовании: Закон РФ от 10.07.1992 N 3266—1 (утратил силу) // Собрание законодательства РФ. — 1996. № 3. — Ст. 150.

25. Конституция (Основной закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики: утверждена постановлением 5 Всероссийского Съезда Советов от 10.07.1918г. (утратил силу) // Консультант Плюс: справочные и правовые системы: законодательство. — Режим доступа: www.consultant.ru/ — Дата обращения: 28.01.2017г.

26. Об утверждении Основного Закона (Конституции) Союза Советских Социалистических Республик: Постановление II Съезда Советов СССР от 31.01.1924г. (утратил силу) // Консультант Плюс: справочные и правовые системы: законодательство. — Режим доступа: www.consultant.ru/ — Дата обращения: 28.01.2017г.

27. Конституция (Основной закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики: утверждена постановлением 12 Всероссийского Съезда Советов от 11 мая 1925 г. (утратил силу) // Консультант Плюс: справочные и правовые системы: законодательство. — Режим доступа: www.consultant.ru/ — Дата обращения: 28.01.2017г.

28. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик: утверждена Постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов СССР от 05.12.1936г. (утратил силу) // Консультант Плюс: справочные и правовые системы: законодательство. — Режим доступа: www.consultant.ru/ — Дата обращения: 28.01.2017г.

29. Об утверждении Конституции (Основного Закона) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики: Постановление Чрезвычайного XVII Всероссийского Съезда Советов от 21.01.1937г. (утратил силу) // Консультант Плюс: справочные и правовые системы: законодательство. — Режим доступа: www.consultant.ru/ — Дата обращения: 28.01.2017г.

30. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик: принята ВС СССР 07.10.1977г. (утратил силу) // Консультант Плюс: справочные и правовые системы: законодательство. — Режим доступа: www.consultant.ru/ — Дата обращения: 28.01.2017г.

31. Инструкцией по обеспечению режима секретности в министерствах и ведомствах СССР: постановление Совета Министров СССР от 12.05.87 № 556—126 (утратил силу) // Консультант Плюс: справочные и правовые системы: законодательство. — Режим доступа: www.consultant.ru. — Дата обращения: 06.04.2017г.

 

Специальная и учебная юридическая литература

 

32. Авакьян С.А. Современный конституционный строй России как отражение сложного пути отечественного конституционализма / С.А. Авакьян // Конституционное право и правовая культура Японии и России: вопросы развития: сборник докладов участников российско—японской научно—практической конференции (Москва, 23—24 сентября 2013 г.). — 2014. — С. 113-119.

33. Агеева П.А. Взаимодействие информационного и уголовного права в сфере защиты государственной тайны / П.А. Авгеева // Девятые Всероссийские Державинские чтения (Москва, 13—14 декабря 2013 года): сборник статей: в 7 кн. Кн. 6. Проблемы трудового, исполнительного и информационного права. — 2014. — 224 с.

34. Авдеева М.В. «Тайна» как правовое явление / М.В. Авдеева // Ленинградский юридический журнал. — 2012. — № 4. — С. 137-143.

35. Андреев К.М. Понятие и особенности религиозной тайны в рамках реализации конституционной свободы вероисповедания: монография / К.М. Андреев. — М.: Юриспруденция, 2015. — 232 с.

36. Бакаева О.Ю. К вопросу о совершенствовании механизма контроля защиты государственной тайны / О.Ю. Бакаева // Правовая политика России в Северо—Кавказском регионе: материалы I—ой ежегодной научно—практической конференции Северо—Кавказского федерального университета "Университетская наука — региону" (5—26 апреля 2013 г.). — 2013. — С.41-48.

37. Бачило И.Л. Информационное право: учебник для магистров / И.Л. Бачило. — М.: Юрайт, 2012. — С. 91-96.

38. Братановский С.Н. Правовой режим государственной тайны / С.Н. Баратановский // Гражданин и право. —2013. — № 2. — С. 14-27.

39. Бурылов А.В. К вопросу разграничения понятий права на тайну связи и персональных данных / А.В. Бурылов // Пермский конгресс ученых—юристов: тезисы докладов международной научно—практической конференции (г. Пермь, Пермский университет, 22 октября 2010 г.). — 2010. — С. 88-90.

40. Бурмистрова Е.Ю. Правовой режим защиты государственной тайны / Е.Ю. Бурмистрова // Гражданско—правовое регулирование общественных отношений в современной России: сборник материалов Первой и Второй межрегиональной заочной научно—практической конференции. — 2013. — С. 170-175.

41. Верютин В.Н. Отдельные аспекты защиты государственной тайны в Российской Федерации [Электронный ресурс] / В.Н. Верютин // Консультант Плюс: справочные и правовые системы: учебные и научные материалы. – Режим доступа: www.consultant.ru. – Дата обращения: 01.05.2017г.

42. Волчинская Е.К. К юбилею Закона Российской Федерации "О государственной тайне" / Е.К. Волчинская // Информационное право. — 2013. — № 2. — С. 13-22.

43. Волчинская Е.К. О проблемах формирования правовой системы ограничения доступа к информации / Е.К. Волчинская // Информационное право. — 2013. — № 4. — С. 3-8.

44. Горяева Т.А. К вопросу о контроле средств массовой информации в советский период / Т.А. Горяева // Вестник РГГУ. Исторические науки. — 2015. — № 5. — С. 49-54.

45. Дъяков С.В. Ответственность за государственные преступления / С.В. Дъяков. — М.: Юридическая литература, 1988. — 224 с.

46. Занина Т.М. Эволюция правового регулирования в отношении сведений конфиденциального характера в Российской Федерации / Т.М. Занина // Административное право и процесс. —2015. — № 6. — С. 81-85.

47. Кванталиани И.Э. Проблемы защиты государственной тайны / И.Э. Кванталиани // Актуальные проблемы права в XXI веке. – 2012. – С. 314-317.

48. Камалова Г.Г. Некоторые проблемы формирования института служебной тайны в Российской Федерации / Г.Г. Камалова // Государственная служба. —2011. — № 2. — С. 39-43.

49. Кочеткова М.Н. Актуальные проблемы информационного права: учебное пособие / М.Н. Кочеткова. – Тамбов: Из-во ТГТУ, 2016. – 83 с.

50. Куликова С.А. Конституционно—правовые аспекты содержания понятия «тайна» / С.А. Куликова // Ленинградский юридический журнал. — 2013. — № 4. — С. 221-226.

51. Кудрявцева Е.А. К вопросу о соотношении категорий служебная и коммерческая тайна по законодательству Российской Федерации / Е.А. Кудрявцева // Правовые и экономические особенности развития современного государства: сборник межкафедральных трудов. — 2014. — С. 59-63.

52. Ловцов Д.А. Информационное право: учебное пособие / Д.А. Ловцов. — М.: РАП, 2011. — 228 с.

53. Лопатин В.Н. Проблемы правовой защиты человека в информационной войне / В.Н. Лопатин // Информационное право. —2014. — № 6. — С. 17-25.

54. Мартышин М.Ю. Государственная тайна как объект конституционно—правового регулирования…дисс. канд. юрид. наук / М.Ю. Мартышин. — М., 2009. — 191 с.

55. Павлов И.Ю. Современные проблемы правового регулирования государственной и служебной тайны в России / И.Ю. Павлов // Ленинградский юридический журнал. —2013. — № 1. — С. 29-37.

56. Павлов И.Ю. Доступ к информации о деятельности органов власти: новое законодательство и первые проблемы правоприменения / И.Ю. Павлов // Государственная власть и местное самоуправление. —2011. — № 8. — С. 20-23.

57. Папеева К.О. Тайна в структуре правоотношения / К.О. Папеева // Уголовно—правовая наука: теория и практика: материалы научной школы "Реализация уголовной политики в области противодействия служебно—экономической преступности". — 2010. — № 2. — С. 13-16.

58. Пашаев С.Ю. Конституционно—правовое регулирование личной и семейной тайны в Российской Федерации: диссертация... кандидата юридических наук: 12.00.02 / С.Ю. Пашаева. — М., 2010. — 191 с.

59. Пермяков М.В. Категория «тайна» в системе правового регулирования:: диссертация... кандидата юридических наук: 12.00.01 / М.В. Пермяков. — М., 2006. — 234 с.

60. Петров К.С. Становление в России правового института защиты государственной тайны / К.С. Петров // Оперативник (сыщик). – 2015. - № 4. – С. 3-5.

61. Пушкарева А.Н. Система и классификация тайн в российском законодательстве и юридической науке / А.Н. Пушкарева // Современное право. —2016. — № 1. — С. 82-85.

62. Сидорова Е.И. Понятие, сущность и ви<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...