Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Факторы развития личности.

План.

 

  1. Личность ребенка как объект и субъект воспитания.
  2. Движущие силы развития личности.
  3. Факторы развития личности.

 

 

Личность ребенка как объект и субъект воспитания.

Вспомнить из курса психологии, что означает понятие «личность».

Личность – человек как участник историко-эволюционного процесса, выступающий носителем социальных ролей и обладающий возможностью выбора жизненного пути, в ходе которого он преобразует природу, общество и самого себя.

Личность существует, проявляется только в человеческом обществе в деятельности и общении.

 

Работа со схемой (приложение 1)

 

Работа с понятиями. В понятии человека как индивида выражаются два основных признака.

1. Человек – это своеобразный представитель других живых существ, продукт фило- и онтогенетического развития, носитель видовых черт.

2. Отдельный представитель человеческой общности; выходящее за рамки природной (биологической) ограниченности социальное существо, использующее орудия, знаки и через них овладевающее собственным поведением и психическими процессами.

 

Оба эти понятия взаимосвязаны и описывают человека в единстве проявления всех сторон его психики. Наиболее общими характеристиками индивида являются: целостность и своеобразие психофизиологической организации; устойчивость во взаимодействии с окружающей средой; активность.

В обыденной жизни под индивидом понимают конкретного человека со всеми присущими ему особенностями.

Личность – это индивид, занимающий определенное положение в обществе, выполняющий определенную общественно полезную деятельность и отличающийся присущими только ему индивидуально- и социально-психологическими особенностями.

Субъект. Человек всегда является субъектом (участником, исполнителем) исторического и общественного процесса в целом, субъектом конкретной деятельности, в частности источником познания и преобразования объективной действительности.

Деятельность при этом выступает формой активности человека, позволяющей ему совершенствовать окружающий мир и самого себя.

Индивидуальность. Когда говорят об индивидуальности, то имеют в виду оригинальность личности. Это как правило главенствующая особенность личности, делающая ее непохожей на окружающих. Индивидуален каждый человек, но индивидуальность одних проявляется очень ярко, других – малозаметно. Индивидуальность может проявляться в интеллектуальной, эмоциональной, волевой сфере и сразу во всех сферах психической деятельности. Индивидуальность характеризует личность конкретнее, детальнее и тем самым полнее.

Индивидуальность является постоянным объектом исследования при изучении каждой конкретной личности.

Развитие — это процесс и результат количественных и качественных изменений человека. Результат развития — становление человека как биологического вида и как социального существа. Биологическое в человеке характеризуется физическим развитием, включающим в себя морфологические, биохимические, физиологические изменения. Социальное развитие находит выражение в психическом, духовном, интеллектуальном росте.

Если человек достигает уровня развития, который позволяет считать его носителем сознания и самосознания, способным на самостоятельную преобразующую деятельность, то такого человека называют личностью.

 

Движущие силы развития

 

Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе развития. Понятие «личность», в отличие от понятия «человек», — социальная характеристика, указывающая на те его качества, которые формируются под влиянием общественных отношений, общения с другими людьми. Как личность человек формируется в социальной системе путем целенаправленного и продуманного воспитания. Личность определяется мерой присвоения общественного опыта, с одной стороны, и мерой отдачи обществу, посильным вкладом в сокровищницу материальных и духовных ценностей — с другой.

? Что необходимо, чтобы человек стал личностью?

Чтобы стать личностью, человек должен в деятельности, на практике проявить, раскрыть свои внутренние свойства, заложенные природой и сформированные в нем жизнью и воспитанием.

Развитие человека — очень сложный, длительный и противоречивый процесс. Изменения в нашем организме происходят на протяжении всей жизни, но особенно интенсивно меняются физические данные и духовный мир человека в детском и юношеском возрасте. Развитие не сводится к простому накоплению количественных изменений, это также диалектический переход количественных изменений в качественные преобразования физических, психических и духовных свойств личности.

Существуют различные объяснения этого. Вот некоторые из них:

развитие человека есть процесс стихийный, неуправляемый, спонтанный;

развитие происходит независимо от условий жизни и определяется лишь врожденными силами;

развитие человека обусловлено его судьбой, в которой никто и ничего изменить не может;

развитие — качество живой материи, присущее ей изначально благодаря способности к движению, в развитии уничтожается старое и созидается новое.

В отличие от животных, пассивно приспосабливающихся к жизни, человек создает средства для своего развития своим трудом.

? Что такое «движущие силы»?

Движущая сила развития —борьба противоречий. Привести примеры (Обломов). Противоречия — это как бы «вечный двигатель», который дает неисчерпаемую энергию для постоянных преобразований и обновлений. Противоречия — это столкнувшиеся в конфликте противоположные силы. Человеку не приходится ни искать, ни придумывать противоречия, они возникают на каждом шагу как следствие изменения потребностей. Человек противоречив по своей природе.

.

 
 

 


Различают внутренние и внешние противоречия, противоречия общие (универсальные), движущие развитием всех людей, и индивидуальные — характерные для отдельно взятого человека.

Универсальный характер имеют противоречия между потребностями человека, начиная от простых материальных и кончая высшими духовными, и возможностями их удовлетворения.

Внутренние противоречия возникают тогда, когда человек как бы «не согласен с собой». Одно из основных внутренних противоречий расхождение между возникающими новыми потребностями и возможностями их удовлетворения. Например, между стремлением школьников участвовать наравне со взрослыми в делах и реальными возможностями, обусловленными уровнем развития их психики и интеллекта, социальной зрелостью.

Определить типичные пары, выражающие постоянные противоречия: «Хочу» — «могу», «знаю» — «не знаю», «можно» — «нельзя», «есть» — «нет».

Изучая человеческое развитие, исследователи установили ряд важных зависимостей, выражающих закономерные связи между процессом развития и его результатами, с одной стороны, и причинами, влияющими на них, — с другой.

Почему одни люди достигают более высоких результатов в своем развитии, а другие — нет? От каких условий зависит этот процесс и его результаты? Длительные исследования позволили вывести общую закономерность: развитие человека определяется внутренними и внешними условиями. К внутренним. условиям относятся физиологяческие и психические свойства организма. Внешние условия — это окружение человека, среда, в которой он живет и развивается. В процессе взаимодействия с внешней средой изменяется внутренняя сущность человека, формируются новые свойства, что, в свою очередь, приводит к очередному изменению.

Итак, развитие человека это процесс и результат количественных и качественных изменений. Развиваясь, человек становится личностью - носителем сознания и самосознания, способным на самостоятельную преобразующую деятельность.

 

Факторы развития личности.

Что в развитии человека зависит от него самого, а что зависит от внешних условий, факторов? Какими общими условиями и факторами определяются течение и результаты процесса развития?

Установлено, что процесс и результаты человеческого развития определяются совместным действием трех генеральных факторов наследственности, среды и воспитания. Основу образуют врожденные, природные особенности человека, называемые «наследственностью». Под наследственностью понимается передача от родителей к детям определенных качеств и особенностей. Носители наследственности - гены (в переводе с греческого «ген» означает рождающий). Современная наука доказала, что свойства организма зашифрованы в своеобразном генном коде, хранящем и передающем всю информацию о свойствах организма. Генетика расшифровала наследственную программу развития человека.

Наследственные программы развития человека включают детерминированную (т. е. постоянную, неизменную) и переменную части, определяющие как то общее, что делает человека человеком, так и то особенное, что делает людей столь непохожими друг на друга. д е т е р м и н и р о в а н н а я часть программы обеспечивает прежде всего продолжение человеческого рода, а также видовые задатки человека как представителя человеческого рода, в том числе задатки речи, прямохождения, трудовой деятельности, мышления. От родителей к детям передаются внешние признаки: особенности тело- сложения, конституции, цвет волос, глаз и кожи. Жестко генетически запрограммировано сочетание в организме различных белков, определены группы крови, резус-фактор.

К наследственным свойствам относятся также особенности нервной системы, обусловливающие характер, особенности протекания психических процессов. Изъяны, недостатки нервной деятельности родителей, в том числе и патологические, вызывающие психические расстройства, болезни (например, шизофрению), могут передаваться потомству. Наследственный характер имеют болезни крови (гемофилия), сахарный диабет, некоторые эндокринные расстройства - карликовость, например. Отрицательное влияние на потомство оказывают алкоголизм и наркомания родителей.

П е р е м е н н а я (или вариантная) часть программы обеспечивает развитие систем, помогающих организму человека приспособиться к изменению условий его существования. Обширнейшие незаполненные области наследственной программы предоставлены для последующего воспитания. Каждый человек дополняет эту часть программы самостоятельно. Этим природа предоставляет человеку исключительную возможность для реализации своей человеческой потенции путем саморазвития и самосовершенствования. Таким образом, необходимость воспитания заложена в человеке природой.

Что наследуют дети от своих родителей — готовые способности к умственной деятельности или только предрасположения, задатки, потенциальные возможности для развития способностей? Анализ фактов, накопленных в экспериментальных исследованиях, позволяет ответить на поставленный вопрос однозначно: наследуются не способности, а только задатки. Унаследованные человеком задатки могут затем развиваться или же, при неблагоприятном стечении обстоятельств, остаться нереализованными. Все зависит от того, получит ли человек возможности для перехода наследственной потенции в конкретные способности, и определяется обстоятельствами: условиями жизни, воспитанием, потребностями человека и общества.

Все нормальные люди получают от природы высокие потенциальные возможности для развития своих умственных и познавательных сил и способны практически к неограниченному духовному развитию. Различия в типах высшей нервной деятельности изменяют лишь протекание мыслительных процессов, но не предопределяют качества и уровня самой интеллектуальной деятельности. Вместе с тем педагоги всего мира признают, что может быть неблагоприятная для развития интеллектуальных способностей наследственность. Отрицательные предрасположения создают, например, вялые клетки коры головного мозга у детей алкоголиков, нарушенные генетические структуры у наркоманов, некоторые наследственные психические заболевания. Курение родителей может привести к легочным заболеваниям у детей. Что это действительно так, подтвердило исследование, проведенное недавно группой медицинских работников Великобритании. Опросив 5126 учеников из 65 школ на севере Англии, они обнаружили, что на частый кашель жалуются 42% мальчиков, у которых курит хотя бы один из родителей, и 48%, у которых курят оба родителя. Не меньше страдают от вредной привычки родителей и девочки. Особенно пагубно на здоровье детей сказывается курение матерей.

Кроме общих задатков к интеллектуальной деятельности наследуются специальные. Специальными называются задатки к определенному виду деятельности. Установлено, что дети, обладающие специальными задатками, достигают значительно более высоких результатов и продвигаются в избранной области деятельности быстрыми темпами. При сильной выраженности такие задатки проявляются в раннем возрасте, если человеку предоставляются необходимые условия. (Специальными задатками являются музыкальные, художественные, математические, лингвистические, спортивные и др.

Австрийские педагоги Ф. Геккер и И. Циген изучали, как передаются от родителей к детям музыкальные задатки. С этой целью они собрали внушительную статистику, обследовав около 5 тысяч лиц. Выводы Ф. Геккера и И. Цигена следующие:

Если оба родителя музыкальны, то среди их детей:

музыкальных — 86%

маломузыкальных — 6%

совсем немузыкальных — 8%

Если оба родителя немузьткальны, то среди их детей:

музыкальных — 25%

маломузыкальных — 16%

совсем немузыкальных — 59%

Если один родитель музыкален, а другой — нет, то среди их детей:

музыкальных — 59%

маломузыкальных — 15%

совсем немузыкальньих — 26%

Многократно проводились исследования передачи математических, художественных, литературных, технических, ремесленнических задатков. Вывод всегда один и тот же: ребенок появляется на свет, неся в себе предрасположение к превалирующим у родителей качествам.

 

Какова наследственность у высокоодаренных детей? Этим вопросом задался американский исследователь К. Термен. Он и его ассистенты провели обследование 180 детей, отобранных из 250 тысяч школьников США путем психологических испытаний. Оказалось, что они уже при рождении имели вес выше нормы, раньше обычного начали ходить, говорить, у них раньше прорезались зубы. Болели они реже, продолжительность их сна была на З0—60 минут больше. дети обнаруживали большой интерес к обучению и обучались обычно сами. 29% общего числа отобранных детей овладели грамотой в возрасте до 5 лет, 5% - до 4-х лет, а 9 человек — до З-х. 80% одаренных детей происходят из культурных, образованных семей. На семьи малообученных родителей приходится лишь 1—2%. Среди родственников одаренных детей большое число писателей, ученых, государственных деятелей.

В книге «Умственно одаренный ребенок» Ю. З. Гильбух выделил такие показатели общей одаренности:

— чрезвычайно раннее проявление высокой познавательной активности и любознательности;

— скорость и точность выполнения умственных операций, обусловленные устойчивостью внимания и оперативной памяти;

— сформированность навыков логического мышления;

— богатство активного словаря, скорость и оригинальность словесных ассоциаций;

— установка на творческое выполнение заданий, развитость мышления и воображения;

— владение основными компонентами умения учиться.

Как проходят обычную школу высокоодаренные дети? Почти все они «перешагивают> через класс, а иногда и через два-три. Например, Илья Фролов, ставший студентом университета в 14 лет, в 4-м классе овладел программой 5-го, а из 8-го сразу перешел в 10-й. Москвич Савелий Косенко в 11 лет стал студентом МГУ. Начал читать в двухлетнем возрасте. В 3 года уже свободно оперировал четырьмя арифметическими действиями. К 5 годам прочитал всего Жюль Верна, а в 7 лет писал совсем не детские программы на домашнем компьютере. Когда его сверстникам пришло время идти в школу, он экстерном сдал экзамены за пять классов. Школьную программу одолел к 10 годам.

Когда ребенок растет более умным? Американский профессор А. Зайнц доказал, что единственный ребенок в семье, который общается только со взрослыми, набирается ума значительно быстрее, чем тот, у кого есть братья и сестры. И младший из детей всегда уступает в развитии старшему, если только между ними нет разницы в 12 лет.

Отечественные ученые из Института психологии Российской Академии наук установили другую закономерность. Согласно их выводам те дети, чьим воспитанием занимались родители, более интеллектуальны, чем те, кого растили бабушка с дедушкой. Зато именно из любимых внуков чаще появляются талантливые художники и артисты. Установили психологи и верность старой истины о детях гениев: отпрыски очень умных родителей никогда не достигают родительских вершин, а дети очень глупых всегда поднимаются над их уровнем.

Кроме биологической, существенное влияние на развитие человека оказывает социальная наследственность, благодаря которой новорожденный человек активно усваивает социально-психологический опыт родителей и всех, кто его окружает (язык, привычки, особенности поведения, нравственные качества и т. д.). Особенно ва- жен вопрос о наследовании моральных задатков. Долгое время считалось, что человек не рождается ни злым, ни добрым, ни щедрым, ни скупым, а тем более ни злодеем или преступником, что дети не наследуют моральных качеств своих родителей.

Тогда почему многие серьезные ученые придерживаются теории «врожденного зла»? И справедлива ли пословица, дошедшая до нас из глубины веков, — яблоко от яблони недалеко падает? Сегодня все большее число ученых-педагогов склоняется к мысли, что нравственные качества человека биологически обусловлены. Люди рождаются добрыми или злыми, честными или лживыми, природой человеку дается драчливость, агрессивность, жестокость, алчность (М. Монтессори, К. Лоренц, Э. Фромм, А. Мичерлик и др.).

Человек становится личностью только в процессе социализации, т. е. общения, взаимодействия с другими людьми. Вне человеческого общества духовное, социальное, психическое развитие происходить не может. Вспомните сказку о Маугли, вскормленном волчьей стаей, вспомните, как мало в нем осталось человеческого, и вы согласитесь, что вне человеческого общества шансов стать личностью у человека нет.

Кроме наследственности, на развитие человека существенно влияет среда. Это — реальная действительность, в условиях которой происходит развитие. На формирование личности воздействуют разнообразные внешние условия, в том числе географические, социальные, школьные, семейные. Одни из них касаются всех детей данного региона (факторы географические), другие отражают особенности среды обитания (скажем, город или деревня), третьи имеют значение только для детей той или иной социальной группы, четвертые связаны с общим благополучием народа (неудивительно, что войны и годы лишений всегда сказываются самым неблагоприятным образом прежде всего на детях).

По интенсивности контактов выделяется ближняя и дальняя среда. Когда педагоги говорят о влиянии среды, то имеют в виду прежде всего среду социальную и домашнюю. Первую относят к отдаленному окружению, а вторую — к ближайшему. Ближняя среда - это семья, родственники, друзья. Домашние (бытовые) факторы определяют развитие данного ребенка, и уровень этого развития говорит прежде всего о том, как в семье налажено его питание, соблюдается ли режим занятий и отдыха, верно ли дозируются физические и умственные нагрузки. Резкие отклонения от нормы физического развития — сигнал для родителей и учителей: они здесь упускают что-то важное, необходимо предпринять все меры к оздоровлению ребенка. В понятие «социальная среда» входят такие общие характеристики, как общественный строй, система производственных отношений, материальные условия жизни, характер протекания производственных и социальных процессов и некоторые другие.

Каково же влияние среды на формирование человека? Огромную важность среды признают педагоги всего мира. Не совпадают только взгляды при оценке степени влияния среды. Как известно, абстрактной среды не существует. Есть конкретный общественный строй, конкретные условия жизни человека, его семья, школа, друзья. Естественно, человек достигает более высокого уровня развития там, где близкое и далекое окружение предоставляет ему наиболее благоприятные условия.

Огромное влияние на развитие человека, особенно в детском возрасте, оказывает домашняя среда. В семье обычно проходят первые, решающие для становления, развития и формирования годы жизни человека. Ребенок обычно довольно точное отражение той семьи, в которой он растет и развивается. Семья во многом определяет круг его интересов и потребностей, взглядов и ценностных ориентаций. Семья же предоставляет и условия, в том числе материальные, для развития природных задатков. Нравственные и социальные качества личности также закладываются в семье.

Нынешняя семья переживает не лучшие времена. Растет число разводов, неполных семей, растет и число социально обездоленных детей. Кризис семьи, по мнению специалистов, стал причиной многих негативных общественных явлений и, прежде всего, первопричиной роста преступности среди несовершеннолетних. Подростковая преступность в России достигла угрожающих размеров. Значительное число правонарушений в стране совершается подростками и молодыми людьми в возрасте 14—18 лет. Это означает, что влияние среды ухудшается, а вместе с ним худшими будут и результаты развития.

Что важнее - среда или наследственность? Мнения специалистов разделились. Влияние среды, по оценкам некоторых педагогов может достигать 80% от общего влияния всех факторов. Другие же считают, что, наоборот, на 80% развитие личности определяется наследственностью. Английский психолог Д. Шаттлеворт (1935) пришел к следующему заключению по поводу влияния основных факторов на умственное развитие:

— 64% из факторов умственного развития приходится на наследственные влияния;

— 16% — на различия в уровне семейной среды;

— 3% - на различия в воспитании детей в той же семье;

— 17% — на смешанные факторы (взаимодействие наследственности со средой).

Развивается каждый человек по-своему, и «доля» влияния наследственности и среды у каждого своя. В каких пропорциях переплетутся действующие причины, к какому результату приведет их взаимодействие, зависит и от многих случайных факторов, действия которых ни учесть, ни измерить нельзя.

Таким образом, процесс и результаты человеческого развития определяются совместным действием трех генеральных факторов наследственности, среды и воспитания. Наследуются не способности, а только задатки. Кроме биологической, существует и социальная наследственность, благодаря которой новорожденный человек активно усваивает социально-психологический опыт родителей и всех, кто его окружает (язык, привычки, особенности поведения, нравственные качества и т. д.). На развитие человека, кроме наследственности, существенно влияет среда.

Развитие и воспитание

Влияние наследственности и среды корректируется воспитанием. Воспитание — главная сила, способная «подправить» недостатки природы и отрицательного действия среды. Именно воспитание может дать обществу полноценную личность. Эффективность воспитания заключается в целенаправленном, систематичном и квалифицированном руководстве. Слабость воспитания в том, что оно основывается на сознании человека и требует его участия, в то время как наследственность и среда действуют бессознательно и подсознательно. Этим определяются роль, место, возможности воспитания в формировании человека. Сила (эффективность) воспитания оценивается по-разному, причем диапазон этих оценок очень широк — от утверждения его полной бессильности и бессмысленности (при неблагоприятной наследственности и плохом влиянии среды) до признания его главным и единственным средством изменения человеческой природы. Истина, как обычно, находится между крайностями. Лозунг 4воспитание может все», с которым неоднократно выступала педагогика, себя не оправдал. Воспитанием можно добиться многого, но полностью изменить человека нельзя. В судьбы людей воспитание вносит различную лепту — от самой незначительной до максимально возможной.

Одна из важнейших задач правильно организованного воспитания — выявление склонностей и дарований, развитие человека в соответствии с его способностями и возможностями. Педагогические исследования показали, что воспитание может обеспечить развитие определенных качеств, только опираясь на заложенные природой задатки. Если осуществлять воспитание без учета этих природных особенностей, то оно не достигает успеха. Этому есть яркое подтверждение. Однажды исследовательница Н. И. Ладыгина-Котс решила вместе воспитывать своего ребенка и детеныша обезьяны. Условия были совершенно одинаковые: питание, режим, уход, игры и т. д. Детеныш обезьяны, имея все то, что имел и ребенок, тем не менее не приобрел ни одного психического качества, свойственного человеку.

Воздействуя на развитие человека, воспитание само зависит от развития, оно постоянно опирается на достигнутый уровень. В этом и состоит сложная диалектика взаимоотношений развития и воспитания Эффективность воспитания определяется уровнем подготовленности ребенка к восприятию воспитательного воздействия.

Люди поддаются воспитанию неодинаково. Сила воспитательного воздействия на разных людей и в различных условиях неодинакова — от самых слабых влияний до максимально возможных.»Податливость» воспитанию, как иногда это называют, неодинаковая: одни дети быстро и без особого труда впитывают воспитательные влияния, для других требуется значительные усилия, чтобы достичь намеченной цели. «Сопротивляемость воспитанию» как противодействие внешней силе, исходящей от воспитателей, определяет конечный результат. Поэтому определяющую роль играют конкретные ситуации и взаимоотношения людей в воспитательном процессе.

Сила воспитательного воздействия зависит от ряда условий и обстоятельств. Отечественный педагог и психолог Л. С. Выготский (1896— 1934) обосновал закономерность, согласно которой цели и методы воспитания должны соответствовать не только уровню развития, уже достигнутому ребенком, но и «зоне его ближайшего развития», т. е. тому уровню, на который ребенок должен перейти. Этих уровней два: 1) зона актуального развития» и 2) «зона ближайшего развития». Их легко определить хотя бы по такому признаку. На первом уровне ребенок выполняет задания самостоятельно. На втором уровне он не может с ними справиться, а поэтому разрешает проблему с помощью взрослых. Только то воспитание признается хорошим, которое идет впереди развития. Задача воспитания состоит в том, чтобы создать зону ближайшего развития>, которая в дальнейшем перешла бы в «зону актуального развития». Формирует личность воспитание, ведущее за собой развитие, ориентирующееся на процессы, которые еще не созрели, но находятся в стадии становления.

Нельзя чрезмерно торопить как физическое, так и умственное развитие детей, непродуманно увеличивать по объему и усложнять их деятельность. Исследования показали, что большинство детей 6 лет могут начинать систематическое обучение (в 1-м классе общеобразовательной школы или — по школьной программе — в детском саду). Однако обучение, начатое в 6 лет, проводится в особых условиях организации учебных занятий, обеспечения необходимой двигательной активности, отдыха и питания.

Итак, на воспитании основывается развитие человека. Оно главная сила, способная подправить недостатки природы и отрицательного действия среды. Сила воспитания заключается в целенаправленном, систематичном и квалифицированном руководстве. Однако возможности воспитания не безграничны.

 

Классификация базовых понятий «индивид», «личность», «субъект», «индивидуальность»

 

Единичное
Внешние
Индивидуальность
Личность
Целое
Субъект
Индивид
Личность
Общее
Частное
Индивид  
Субъект
Внутренние
Индивидуальность
Субъект
Индивид
Личность
Индивидуальность
Индивидуальность
Личность
Индивид
Субъект

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...