Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

4. Сталинская Конституция 1936 г. и ее основные черты




4. Сталинская Конституция 1936 г. и ее основные черты

 

В исторической науке нет единства взглядов по вопросу о том, кто выступил инициатором разработки и принятия новой союзной Конституции.

Одни историки (Г. Бордюгов, В. Козлов) полагают, что решение о подготовке новой Конституции было связано с усилением умеренной линии в высшем политическом руководстве страны, которую олицетворяли                              В. В. Куйбышев, Г. К. Орджоникидзе и С. М. Киров.

 

Их оппоненты (В. Кабанов, Ю. Жуков) уверены в том, что инициатива в этом вопросе принадлежала И. В. Сталину, В. М. Молотову и А. А. Жданову, а сама идея проведения конституционной реформы была впервые предложена                        И. В. Сталиным в его «Записке», направленной членам Политбюро ЦК в январе 1935 г.

 

 В феврале 1935 г. были образованы Конституционная комиссия ЦИК СССР, председателем которой был назначен И. В. Сталин, и двенадцать подкомиссий, которые возглавили И. В. Сталин (общую и редакционную), В. М. Молотов (экономическую), К. Е. Ворошилов (оборонную), М. М. Литвинов (международную), Н. И. Бухарин (правовую), В. Я. Чубарь (финансовую),                       А. Я. Вышинский (судебную), Л. М. Каганович (по труду), А. А. Жданов (по образованию), К. Б. Радек (избирательную) и И. А. Акулов (по центральным и местным органам власти).

 

По мнению ряда историков (Ю. Жуков), выступая на первом заседании этой комиссии, И. В. Сталин сразу предложил провести конституционную реформу значительно радикальнее, чем это предлагалось ранее. В частности, он предложил демонтировать существующую систему организации советской власти в центре и на местах, и закрепить в новой Конституции принцип разделения властей.

 

В марте — апреле 1936 г. был подготовлен «Черновой набросок проекта Конституции СССР», который был передан на рассмотрение редакционной подкомиссии.

 

 Первоначально члены этой подкомиссии попытались скорректировать представленный проект, но быстро оценив бесперспективность всей этой работы, они создали абсолютно новый проект Конституции СССР. И в июне 1936 г. этот «обновленный» проект был одобрен Пленумом ЦК, который принял решение вынести его на обсуждение Всесоюзного съезда Советов.

 

В конце ноября 1936 г. состоялся VIII Всесоюзный чрезвычайный съезд Советов СССР, специально созданный для обсуждения проекта новой Конституции. Вопреки традиционной точке зрения (Ю. Кукушкин, О. Чистяков) о единогласном одобрении проекта Конституции делегатами съезда, руководящей «семерке» в составе И. В. Сталина, В. М. Молотова, К. Е. Ворошилова,                                Л. М. Кагановича, Г. К. Орджоникидзе, А. А. Андреева и А. А. Жданова, пришлось столкнуться с мощной оппозицией в лице самых влиятельных представителей государственно-партийной бюрократии страны, которая активно выступила против сталинской политической реформы.

 В частности, выступления Первого секретаря ЦК КП(б)У С. В. Косиора, председателя СНК УССР П. П. Любченко, председателя СНК БССР                            Н. М. Гололеда, председателя СНК АзССР У. Рахманова и наркома юстиции СССР Н. В. Крыленко были не столько посвящены обсуждению проекта самой новой Конституции и важнейшей политической реформе, сколько горячему желанию добить всех троцкистско-зиновьевских подонков, террористов, палачей и убийц.

 

5 декабря 1936 г. Всесоюзный съезд Советов утвердил новую Конституцию СССР. Формально группировка И. В. Сталина одержала убедительную победу, поскольку новый Основной Закон, который должен был стать правовой основой политических реформ в стране, был все же принят.

 

 Однако главная цель политической реформы, то есть смена старой партийно-государственной элиты на основе альтернативных тайных выборов была отложена на неопределенный срок, поскольку в постановлении ЦИК СССР по данному вопросу прямо было сказано, что на базе новой Конституции необходимо разработать и утвердить новое положение о выборах и установить сроки их проведения в Верховный Совет СССР.

По мнению ряда российских историков (Ю. Жуков, Ю. Емельянов), вопрос о коренной реформе старой избирательной системы стал «камнем преткновения» между узкой сталинской группировкой и подавляющей частью партийно-советской бюрократии.

 

И. В. Сталин и его соратники выступали за создание полноценной системы свободных, равных и альтернативных выборов, а представители партийной и советской номенклатуры всячески торпедировали проведение в жизнь этой важнейшей политической реформы.

 Результатом этой острейшей борьбы, которая обернулась кровавой мясорубкой для верхушки партийной бюрократии, стал определенный компромисс: сохранив все демократические выборные процедуры, сталинская группировка отказалась от проведения выборов на альтернативной основе.

 

 В июле 1937 г. ЦИК СССР утвердил положение «О выборах в Верховный Совет СССР» и назначил дату этих выборов, которые прошли в декабре 1937 г. По итогам этих выборов был сформирован Верховный Совет СССР 1-го созыва, который проработал два установленных срока — в 1938; 1946 гг., поскольку в годы Великой Отечественной войны выборы в него не проводились.

 

 

Утверждена

Постановлением Чрезвычайного

VIII Съезда Советов Союза ССР

от 5 декабря 1936 года

 

КОНСТИТУЦИЯ (ОСНОВНОЙ ЗАКОН)

СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК

 

Глава I. ОБЩЕСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО

 

Статья 1. Союз Советских Социалистических Республик есть социалистическое государство рабочих и крестьян.

 

Статья 2. Политическую основу СССР составляют Советы депутатов трудящихся, выросшие и окрепшие в результате свержения власти помещиков и капиталистов и завоевания диктатуры пролетариата.

 

Статья 3. Вся власть в СССР принадлежит трудящимся города и деревни в лице Советов депутатов трудящихся.

 

Статья 4. Экономическую основу СССР составляют социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства, утвердившиеся в результате ликвидации капиталистической системы хозяйства, отмены частной собственности на орудия и средства производства и уничтожения эксплуатации человека человеком.

 

Статья 5. Социалистическая собственность в СССР имеет либо форму государственной собственности (всенародное достояние), либо форму кооперативно-колхозной собственности (собственность отдельных колхозов, собственность кооперативных объединений).

 

Статья 6. Земля, ее недра, воды, леса, заводы, фабрики, шахты, рудники, железнодорожный, водный и воздушный транспорт, банки, средства связи, организованные государством крупные сельскохозяйственные предприятия (совхозы, машинно-тракторные станции и т. п. ), а также коммунальные предприятия и основной жилищный фонд в городах и промышленных пунктах являются государственной собственностью, то есть всенародным достоянием.

 

Статья 7. Общественные предприятия в колхозах и кооперативных организациях с их живым и мертвым инвентарем, производимая колхозами и кооперативными организациями продукция, равно как их общественные постройки составляют общественную, социалистическую собственность колхозов и кооперативных организаций.

Каждый колхозный двор, кроме основного дохода от общественного колхозного хозяйства, имеет в личном пользовании небольшой приусадебный участок земли и в личной собственности подсобное хозяйство на приусадебном участке, жилой дом, продуктивный скот, птицу и мелкий сельскохозяйственный инвентарь - согласно уставу сельскохозяйственной артели.

 

Статья 8. Земля, занимаемая колхозами, закрепляется за ними в бесплатное и бессрочное пользование, то есть навечно.

 

Статья 9. Наряду с социалистической системой хозяйства, являющейся господствующей формой хозяйства в СССР, допускается законом мелкое частное хозяйство единоличных крестьян и кустарей, основанное на личном труде и исключающее эксплуатацию чужого труда.

 

Статья 10. Право личной собственности граждан на их трудовые доходы и сбережения, на жилой дом и подсобное домашнее хозяйство, на предметы домашнего хозяйства и обихода, на предметы личного потребления и удобства, равно как право наследования личной собственности граждан - охраняются законом.

 

Статья 11. Хозяйственная жизнь СССР определяется и направляется государственным народнохозяйственным планом в интересах увеличения общественного богатства, неуклонного подъема материального и культурного уровня трудящихся, укрепления независимости СССР и усиления его обороноспособности.

 

Статья 12. Труд в СССР является обязанностью и делом чести каждого способного к труду гражданина по принципу: " кто не работает, тот не ест".

В СССР осуществляется принцип социализма: " от каждого по его способности, каждому - по его труду".

 

Глава II. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО

 

Статья 13. Союз Советских Социалистических Республик есть союзное государство, образованное на основе добровольного объединения равноправных Советских Социалистических Республик:

Российской Советской Федеративной Социалистической Республики,

Украинской Советской Социалистической Республики,

Белорусской Советской Социалистической Республики,

Узбекской Советской Социалистической Республики,

Казахской Советской Социалистической Республики,

Грузинской Советской Социалистической Республики,

Азербайджанской Советской Социалистической Республики,

Литовской Советской Социалистической Республики,

Молдавской Советской Социалистической Республики,

Латвийской Советской Социалистической Республики,

Киргизской Советской Социалистической Республики,

Таджикской Советской Социалистической Республики,

Армянской Советской Социалистической Республики,

Туркменской Советской Социалистической Республики,

Эстонской Советской Социалистической Республики.

 

Статья 14. Ведению Союза Советских Социалистических Республик в лице его высших органов государственной власти и органов государственного управления подлежат:

а) представительство СССР в международных сношениях, заключение, ратификация и денонсация договоров СССР с другими государствами, установление общего порядка во взаимоотношениях союзных республик с иностранными государствами;

б) вопросы войны и мира;

в) принятие в состав СССР новых республик;

г) контроль за соблюдением Конституции СССР и обеспечение соответствия Конституций союзных республик с Конституцией СССР;

д) утверждение изменений границ между союзными республиками;

е) утверждение образования новых автономных республик и автономных областей в составе союзных республик;

ж) организация обороны СССР, руководство всеми Вооруженными Силами СССР, установление руководящих основ организации войсковых формирований союзных республик;

з) внешняя торговля на основе государственной монополии;

и) охрана государственной безопасности;

к) установление народнохозяйственных планов СССР;

л) утверждение единого государственного бюджета СССР и отчета о его исполнении, установление налогов и доходов, поступающих на образование бюджетов союзного, республиканских и местных;

м) управление банками, промышленными и сельскохозяйственными учреждениями и предприятиями, а также торговыми предприятиями - общесоюзного подчинения; общее руководство промышленностью и строительством союзно-республиканского подчинения;

н) управление транспортом и связью общесоюзного значения;

о) руководство денежной и кредитной системой;

п) организация государственного страхования;

р) заключение и предоставление займов;

с) установление основных начал землепользования, а равно пользования недрами, лесами и водами;

т) установление основных начал в области просвещения и здравоохранения;

у) организация единой системы народнохозяйственного учета;

ф) установление основ законодательства о труде;

х) установление основ законодательства о судоустройстве и судопроизводстве, основ гражданского, уголовного и исправительно-трудового законодательства;

ц) законодательство о союзном гражданстве; законодательство о правах иностранцев;

ч) установление основ законодательства о браке и семье;

ш) издание общесоюзных актов об амнистии.

 

Статья 15. Суверенитет союзных республик ограничен лишь в пределах, указанных в статье 14 Конституции СССР. Вне этих пределов каждая Союзная республика осуществляет государственную власть самостоятельно. СССР охраняет суверенные права союзных республик.

 

Статья 16. Каждая Союзная республика имеет свою Конституцию, учитывающую особенности республики и построенную в полном соответствии с Конституцией СССР.

 

Статья 17. За каждой Союзной республикой сохраняется право свободного выхода из СССР.

 

Статья 18. Территория союзных республик не может быть изменяема без их согласия.

 

Статья 18-а. Каждая Союзная республика имеет право вступать в непосредственные сношения с иностранными государствами, заключать с ними соглашения и обмениваться дипломатическими и консульскими представителями.

 

Статья 18-б. Каждая Союзная республика имеет свои республиканские войсковые формирования.

 

Статья 19. Законы СССР имеют одинаковую силу на территории всех союзных республик.

 

Статья 20. В случае расхождения закона Союзной республики с законом общесоюзным действует общесоюзный закон.

 

Статья 21. Для граждан СССР устанавливается единое союзное гражданство.

Каждый гражданин Союзной республики является гражданином СССР.

 

Статья 22. В Российской Советской Федеративной Социалистической Республике состоят автономные советские социалистические республики: Башкирская, Бурятская, Дагестанская, Кабардино-Балкарская, Калмыцкая, Карельская, Коми, Марийская, Мордовская, Северо-Осетинская, Татарская, Тувинская, Удмуртская, Чечено-Ингушская, Чувашская, Якутская; автономные области: Адыгейская, Горно-Алтайская, Еврейская, Карачаево-Черкесская, Хакасская.

 

Статья 23. Исключена.

 

Статья 24. В Азербайджанской Советской Социалистической Республике состоят Нахичеванская Автономная Советская Социалистическая Республика и Нагорно-Карабахская автономная область.

 

Статья 25. В Грузинской Советской Социалистической Республике состоят Абхазская и Аджарская автономные советские социалистические республики и Юго-Осетинская автономная область.

 

Статья 26. В Узбекской Советской Социалистической Республике состоит Каракалпакская Автономная Советская Социалистическая Республика.

 

Статья 27. В Таджикской Советской Социалистической Республике состоит Горно-Бадахшанская автономная область.

 

Статья 28. Разрешение вопросов об областном, краевом административно-территориальном устройстве союзных республик относится к ведению союзных республик.

 

Статья 29. Исключена.

 

Глава III. ВЫСШИЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК

 

Статья 30. Высшим органом государственной власти СССР является Верховный Совет СССР.

 

Статья 31. Верховный Совет СССР осуществляет все права, присвоенные Союзу Советских Социалистических Республик согласно статье 14 Конституции, поскольку они не входят, в силу Конституции, в компетенцию подотчетных Верховному Совету СССР органов СССР: Президиума Верховного Совета СССР, Совета Министров СССР и Министерств СССР.

 

Статья 32. Законодательная власть СССР осуществляется исключительно Верховным Советом СССР.

 

Статья 33. Верховный Совет СССР состоит из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей.

 

Статья 34. Совет Союза избирается гражданами СССР по избирательным округам по норме: один депутат на 300 тысяч населения.

 

Статья 35. Совет Национальностей избирается гражданами СССР по союзным и автономным республикам, автономным областям и национальным округам по норме: по 32 депутата от каждой Союзной республики, по 11 депутатов от каждой Автономной республики, по 5 депутатов от каждой автономной области и по одному депутату от каждого национального округа.

 

Статья 36. Верховный Совет СССР избирается сроком на четыре года.

 

Статья 37. Обе палаты Верховного Совета СССР: Совет Союза и Совет Национальностей равноправны.

 

Статья 38. Совету Союза и Совету Национальностей в одинаковой мере принадлежит законодательная инициатива.

 

Статья 39. Закон считается утвержденным, если он принят обеими палатами Верховного Совета СССР простым большинством голосов каждой палаты.

 

Статья 40. Законы, принятые Верховным Советом СССР, публикуются на языках союзных республик за подписями Председателя и Секретаря Президиума Верховного Совета СССР.

 

Статья 41. Сессии Совета Союза и Совета Национальностей начинаются и заканчиваются одновременно.

 

Статья 42. Совет Союза избирает Председателя Совета Союза и четырех его заместителей.

 

Статья 43. Совет Национальностей избирает Председателя Совета Национальностей и четырех его заместителей.

 

Статья 44. Председатели Совета Союза и Совета Национальностей руководят заседаниями соответствующих палат и ведают их внутренним распорядком.

 

Статья 45. Совместные заседания обеих палат Верховного Совета СССР ведут поочередно председатели Совета Союза и Совета Национальностей.

 

Статья 46. Сессии Верховного Совета СССР созываются Президиумом Верховного Совета СССР два раза в год.

Внеочередные сессии созываются Президиумом Верховного Совета СССР по его усмотрению или по требованию одной из союзных республик.

 

Статья 47. В случае разногласия между Советом Союза и Советом Национальностей вопрос передается на разрешение согласительной комиссии, образуемой палатами на паритетных началах.

 

 Если согласительная комиссия не приходит к согласному решению или если ее решение не удовлетворяет одну из палат, вопрос рассматривается вторично в палатах. При отсутствии согласного решения обеих палат Президиум Верховного Совета СССР распускает Верховный Совет СССР и назначает новые выборы.

 

Статья 48. Верховный Совет СССР избирает на совместном заседании обеих палат Президиум Верховного Совета СССР в составе: Председателя Президиума Верховного Совета СССР, пятнадцати заместителей Председателя - по одному от каждой Союзной республики, Секретаря Президиума и двадцати членов Президиума Верховного Совета СССР.

Президиум Верховного Совета СССР подотчетен Верховному Совету СССР во всей своей деятельности.

 

Статья 49. Президиум Верховного Совета СССР:

а) созывает сессии Верховного Совета СССР;

б) издает указы;

в) дает толкование действующих законов СССР;

г) распускает Верховный Совет СССР на основании 47 статьи Конституции СССР и назначает новые выборы;

д) производит всенародный опрос (референдум) по своей инициативе или по требованию одной из союзных республик;

е) отменяет постановления и распоряжения Совета Министров СССР и Советов Министров союзных республик в случае их несоответствия закону;

ж) в период между сессиями Верховного Совета СССР освобождает от должности и назначает отдельных Министров СССР по представлению Председателя Совета Министров СССР с последующим внесением на утверждение Верховного Совета СССР;

з) учреждает ордена и медали СССР и устанавливает почетные звания СССР;

и) награждает орденами и медалями СССР и присваивает почетные звания СССР;

к) осуществляет право помилования;

л) устанавливает воинские звания, дипломатические ранги и иные специальные звания;

м) назначает и сменяет высшее командование Вооруженных Сил СССР;

н) в период между сессиями Верховного Совета СССР объявляет состояние войны в случае военного нападения на СССР или в случае необходимости выполнения международных договорных обязательств по взаимной обороне от агрессии;

о) объявляет общую и частичную мобилизацию;

п) ратифицирует и денонсирует международные договоры СССР;

р) назначает и отзывает полномочных представителей СССР в иностранных государствах;

с) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей иностранных государств;

т) объявляет в отдельных местностях или по всему СССР военное положение в интересах обороны СССР или обеспечения общественного порядка и государственной безопасности.

 

Статья 50. Совет Союза и Совет Национальностей избирают мандатные комиссии, которые проверяют полномочия депутатов каждой палаты.

По представлению мандатных комиссий палаты решают либо признать полномочия, либо кассировать выборы отдельных депутатов.

 

Статья 51. Верховный Совет СССР назначает, когда он сочтет необходимым, следственные и ревизионные комиссии по любому вопросу.

Все учреждения и должностные лица обязаны выполнять требования этих комиссий и представлять им необходимые материалы и документы.

 

Статья 52. Депутат Верховного Совета СССР не может быть привлечен к судебной ответственности или арестован без согласия Верховного Совета СССР, а в период между сессиями Верховного Совета СССР - без согласия Президиума Верховного Совета СССР.

 

Статья 53. По истечении полномочий или после досрочного роспуска Верховного Совета СССР Президиум Верховного Совета СССР сохраняет свои полномочия вплоть до образования вновь избранным Верховным Советом СССР нового Президиума Верховного Совета СССР.

 

Статья 54. По истечении полномочий или в случае досрочного роспуска Верховного Совета СССР Президиум Верховного Совета СССР назначает новые выборы в срок не более двух месяцев со дня истечения полномочий или роспуска Верховного Совета СССР.

 

Статья 55. Вновь избранный Верховный Совет СССР созывается Президиумом Верховного Совета СССР прежнего состава не позже как через три месяца после выборов.

 

Статья 56. Верховный Совет СССР образует на совместном заседании обеих палат Правительство СССР - Совет Министров СССР.

 

Глава IV. ВЫСШИЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

СОЮЗНЫХ РЕСПУБЛИК

 

Статья 57. Высшим органом государственной власти Союзной республики является Верховный Совет Союзной республики.

 

Статья 58. Верховный Совет Союзной республики избирается гражданами республики сроком на четыре года.

Нормы представительства устанавливаются Конституциями союзных республик.

 

Статья 59. Верховный Совет Союзной республики является единственным законодательным органом республики.

 

Статья 60. Верховный Совет Союзной республики:

а) принимает Конституцию республики и вносит в нее изменения в соответствии со статьей 16 Конституции СССР;

б) утверждает Конституции находящихся в ее составе автономных республик и определяет границы их территории;

в) утверждает народнохозяйственный план и бюджет республики;

г) пользуется правом амнистии и помилования граждан, осужденных судебными органами Союзной республики;

д) устанавливает представительство Союзной республики в международных сношениях;

е) устанавливает порядок образования республиканских войсковых формирований.

 

Статья 61. Верховный Совет Союзной республики избирает Президиум Верховного Совета Союзной республики в составе: Председателя Президиума Верховного Совета Союзной республики, его заместителей, Секретаря Президиума и членов Президиума Верховного Совета Союзной республики.

Полномочия Президиума Верховного Совета Союзной республики определяются Конституцией Союзной республики.

 

Статья 62. Для ведения заседаний Верховный Совет Союзной республики избирает Председателя Верховного Совета Союзной республики и его заместителей.

 

Статья 63. Верховный Совет Союзной республики образует Правительство Союзной республики - Совет Министров Союзной республики.

 

Глава V. ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК

 

Статья 64. Высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти Союза Советских Социалистических Республик является Совет Министров СССР.

 

Статья 65. Совет Министров СССР ответственен перед Верховным Советом СССР и ему подотчетен, а в период между сессиями Верховного Совета - перед Президиумом Верховного Совета СССР, которому подотчетен.

 

Статья 66. Совет Министров СССР издает постановления и распоряжения на основе и во исполнение действующих законов и проверяет исполнение.

 

Статья 67. Постановления и распоряжения Совета Министров СССР обязательны к исполнению на всей территории СССР.

 

Статья 68. Совет Министров СССР:

а) объединяет и направляет работу общесоюзных и союзно-республиканских Министерств СССР, Государственных комитетов Совета Министров СССР и других подведомственных ему учреждений;

б) принимает меры по осуществлению народнохозяйственного плана, государственного бюджета и укреплению кредитно-денежной системы;

в) принимает меры по обеспечению общественного порядка, защите интересов государства и охране прав граждан;

г) осуществляет общее руководство в области сношений с иностранными государствами;

д) определяет ежегодные контингенты граждан, подлежащих призыву на действительную военную службу, руководит общим строительством Вооруженных Сил страны;

е) образует Государственные комитеты СССР, а также, в случае необходимости, - специальные Комитеты и Главные управления при Совете Министров СССР по делам хозяйственного, культурного и оборонного строительства.

 

Статья 69. Совет Министров СССР имеет право по отраслям управления и хозяйства, отнесенным к компетенции СССР, приостанавливать постановления и распоряжения Советов Министров союзных республик, отменять приказы и инструкции Министров СССР, а также акты других подведомственных ему учреждений.

 

Статья 70. Совет Министров СССР образуется Верховным Советом СССР в составе:

Председателя Совета Министров СССР;

Первых заместителей Председателя Совета Министров СССР;

Заместителей Председателя Совета Министров СССР;

Министров СССР;

Председателя Государственного планового комитета Совета Министров СССР;

Председателя Государственного комитета Совета Министров СССР по делам строительства;

Председателя Государственного комитета Совета Министров СССР по материально-техническому снабжению;

Председателя Комитета народного контроля СССР;

Председателя Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы;

Председателя Государственного комитета Совета Министров СССР по науке и технике;

Председателя Государственного комитета цен Совета Министров СССР;

Председателя Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР;

Председателя Государственного комитета Совета Министров СССР по профессионально-техническому образованию;

Председателя Государственного комитета Совета Министров СССР по телевидению и радиовещанию;

Председателя Государственного комитета Совета Министров СССР по кинематографии;

Председателя Государственного комитета Совета Министров СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли;

Председателя Государственного комитета лесного хозяйства Совета Министров СССР;

Председателя Государственного комитета Совета Министров СССР по внешним экономическим связям;

Председателя Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР;

Председателя Всесоюзного объединения " Союзсельхозтехника" Совета Министров СССР;

Председателя Правления Государственного банка СССР;

Начальника Центрального статистического управления при Совете Министров СССР.

В состав Совета Министров СССР входят Председатели Советов Министров союзных республик по должности.

 

Статья 71. Правительство СССР или Министр СССР, к которым обращен запрос депутата Верховного Совета СССР, обязаны не более чем в трехдневный срок дать устный или письменный ответ в соответствующей палате.

 

Статья 72. Министры СССР руководят отраслями государственного управления, входящими в компетенцию СССР.

 

Статья 73. Министры СССР издают в пределах компетенции соответствующих Министерств приказы и инструкции на основании и во исполнение действующих законов, а также постановлений и распоряжений Совета Министров СССР и проверяют их исполнение.

 

 

Статья 74. Министерства СССР являются или общесоюзными, или                        союзно-республиканскими.

 

Статья 75. Общесоюзные Министерства руководят порученной им отраслью государственного управления на всей территории СССР или непосредственно, или через назначаемые ими органы.

 

 

Статья 76. Союзно-республиканские Министерства руководят порученной им отраслью государственного управления, как правило, через одноименные Министерства союзных республик и управляют непосредственно лишь определенным ограниченным числом предприятий по списку, утверждаемому Президиумом Верховного Совета СССР.

 

Статья 77. К общесоюзным Министерствам относятся Министерства:

Авиационной промышленности;

Автомобильной промышленности;

Внешней торговли;

Газовой промышленности;

Гражданской авиации;

Машиностроения;

Машиностроения для легкой и пищевой промышленности и бытовых приборов;

Медицинской промышленности;

Морского флота;

Нефтяной промышленности;

Оборонной промышленности;

Общего машиностроения;

Приборостроения, средств автоматизации и систем управления;

Путей сообщения;

Радиопромышленности;

Среднего машиностроения;

Станкостроительной и инструментальной промышленности;

Строительного, дорожного и коммунального машиностроения;

Строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности;

Судостроительной промышленности;

Тракторного и сельскохозяйственного машиностроения;

Транспортного строительства;

Тяжелого, энергетического и транспортного машиностроения;

Химического и нефтяного машиностроения;

Химической промышленности;

Целлюлозно-бумажной промышленности;

Электронной промышленности;

Электротехнической промышленности.

 

Статья 78. К союзно-республиканским Министерствам относятся Министерства:

Внутренних дел;

Высшего и среднего специального образования;

Геологии;

Заготовок;

Здравоохранения;

Иностранных дел;

Культуры;

Легкой промышленности;

Лесной и деревообрабатывающей промышленности;

Мелиорации и водного хозяйства;

Монтажных и специальных строительных работ;

Мясной и молочной промышленности;

Нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности;

Обороны;

Пищевой промышленности;

Промышленного строительства;

Промышленности строительных материалов;

Просвещения;

Рыбного хозяйства;

Связи;

Сельского строительства;

Сельского хозяйства;

Строительства;

Строительства предприятий тяжелой индустрии;

Торговли;

Угольной промышленности;

Финансов;

Цветной металлургии;

Черной металлургии;

Энергетики и электрификации;

Юстиции.

 

Глава VI. ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

СОЮЗНЫХ РЕСПУБЛИК

 

Статья 79. Высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти Союзной республики является Совет Министров Союзной республики.

 

Статья 80. Совет Министров Союзной республики ответственен перед Верховным Советом Союзной республики и ему подотчетен, а в период между сессиями Верховного Совета Союзной республики - перед Президиумом Верховного Совета Союзной республики, которому подотчетен.

 

Статья 81. Совет Министров Союзной республики издает постановления и распоряжения на основе и во исполнение действующих законов СССР и Союзной республики, постановлений и распоряжений Совета Министров СССР и проверяет их исполнение.

 

Статья 82. Совет Министров Союзной республики имеет право приостанавливать постановления и распоряжения Советов Министров автономных республик, отменять решения и распоряжения исполнительных комитетов Советов депутатов трудящихся краев, областей и автономных областей.

 

 

Статья 83. Совет Министров Союзной республики образуется Верховным Советом Союзной республики в составе:

Председателя Совета Министров Союзной республики;

Заместителей Председателя Совета Министров;

Министров;

Председателей государственных комитетов, комиссий и руководителей других ведомств Совета Министров, образуемых Верховным Советом Союзной республики в соответствии с Конституцией Союзной республики.

 

Статья 84. Министры Союзной республики руководят отраслями государственного управления, входящими в компетенцию Союзной республики.

 

Статья 85. Министры Союзной республики издают в пределах компетенции соответствующих Министерств приказы и инструкции на основании и во исполнение законов СССР и Союзной республики, постановлений и распоряжений Совета Министров СССР и Союзной республики, приказов и инструкций союзно-республиканских Министерств СССР.

 

Статья 86. Министерства Союзной республики являются                                               союзно-республиканскими или республиканскими.

 

Статья 87. Союзно-республиканские Министерства руководят порученной им отраслью государственного управления, подчиняясь как Совету Министров Союзной республики, так и соответствующему союзно-республиканскому Министерству СССР.

 

Статья 88. Республиканские Министерства руководят порученной им отраслью государственного управления, подчиняясь непосредственно Совету Министров Союзной республики.

 

Глава VII. ВЫСШИЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

АВТОНОМНЫХ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК

 

Статья 89. Высшим органом государственной власти Автономной республики является Верховный Совет АССР.

 

Статья 90. Верховный Совет Автономной республики избирается гражданами республики сроком на четыре года по нормам представительства, устанавливаемым Конституцией Автономной республики.

 

Статья 91. Верховный Совет Автономной республики является единственным законодательным органом АССР.

 

Статья 92. Каждая Автономная республика имеет свою Конституцию, учитывающую особенности Автономной республики и построенную в полном соответствии с Конституцией Союзной республики.

 

Статья 93. Верховный Совет Автономной республики избирает Президиум Верховного Совета Автономной республики и образует Совет Министров Автономной республики согласно своей Конституции.

 

Глава VIII. МЕСТНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

 

Статья 94. Органами государственной власти в краях, областях, автономных областях, округах, районах, городах, селах (станицах, деревнях, хуторах, кишлаках, аулах) являются Советы депутатов трудящихся.

 

Статья 95. Краевые, областные, автономных областей, окружные, районные,

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...