Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Применение концепции В.С. Мерлина




Концепция В.С. Мерлина акцентирует единичное, индивидуальное в личности; объектом психологической коррекции в этом случае является сложно организованная целостность. Примером использования представлений о личности В.С. Мерлина может служить работа психолога с психосоматическими заболеваниями, когда физическое нездоровье оказывается лишь вершиной айсберга, основной объем которого составляет некая психологическая трудность (проблемы с самооценкой, конфликты, нереализованные возможности); таким образом, психокоррекция должна быть: а) каузальной – ориентироваться на причину; б) системной – затрагивать не только «близлежащие» пласты личности, но и все остальные, включая, в частности, роль индивида в соей социально-исторической общности.

Концепция личности Д.Н. Узнадзе

Имеет особое значение для практической психологии.

Характерным для представителей школы Д.Н. Узнадзе является рассмотрение личности как установочной системы.

Установка выражает готовность человека к активности, определяет его направленность и избирательность поведения. Установка как динамическое состояние включает в себя как момент мотивации, так и момент направленности. По мнению Д. Н. Узнадзе, установка регулирует поведение на двух уровнях регуляции психической активности: бессознательном и сознательном.

Ш. А. Надиращвили — ученик Узнадзе - выделил социальный уровень психической активности, осуществляемый на уровне личности. В этом случае источником социального поведения личности являются социальные установки (установки социального поведения), формирующиеся на основе социальных потребностей и воображенного приемлемого поведения. Социальные установки фиксируются в самосознании личности, в его «психологическом автопортрете».

Все это позволяет рассматривать установку в качестве основной общепсихологической характеристики личности. По мнению другого ученика Узнадзе — А. С. Прангишвили, с помощью понятия установки можно преодолеть понимание личности как некоторого конгломерата ее свойств и внести в исследование личности целостный и динамический подход.

Теория установки в практике психокоррекционной работы

В контексте теории установки, большая часть психологических проблем связана с неправильными (иррациональными) установками. Работа с установками, как правило, - это осознание неправильной установки и ее последствий, а затем – замена иррациональной установки, новой, конструктивной. Таким образом, представление о личности как об установочной системе является достаточно конструктивным, именно, в плане психокоррекционной работы, поскольку, зная законы формирования установок, можно осуществлять коррекцию и самокоррекцию личности.

Структура личности (по Б.Г. Ананьеву):

1) психические процессы как основной способ существования психического, его динамические моменты (познавательные, эмоциональные, волевые);

2) психические состояния как характеристика психической активности людей в определенных условиях;

3) психические свойства как самое важное в человеке, его системноекачество. К психическим свойствам относятся:

- самосознание, то есть осознание человеком самого себя, своего места в этом мире;

- направленность, то есть совокупность устойчивых мотивов, целей, потребностей, идеалов, установок, убеждений;

- способности, то есть особенности человека, позволяющие ему успешно справляться с тем или иным видом деятельности;

- характер, то есть совокупность устойчивых индивидуальных особенностей, проявляющихся в общении, поведении, деятельности;

- темперамент - природно обусловленная совокупность динамических проявлений психики, протекания психических;

4) психические образования как продукты психической активности человека. Ведущими психическими образованиями принято считать знания, умения, навыки, опыт.

Специально вопрос о структуре личности освещался К. К. Платоновым, выделившим в структуре личности ее различные подструктуры, перечень которых варьировал и в последней редакции состоял из четырех подструктур или уровней:

1) биологически обусловленная подструктура (куда входят темперамент, половые, возрастные, иногда патологические свойства психики);

2) психологическая подструктура, включающая индивидуальные свойства отдельных психических процессов, ставших свойствами личности (памяти, эмоций, ощущений, мышления, восприятия, чувств и воли);

3) подструктура социального опыта (куда входят приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки);

4) подструктура направленности личности (внутри которой имеется в свою очередь особый иерархически взаимосвязанный ряд подструктур: влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, индивидуальная картина мира и высшая форма направленности — убеждения).

Характер — это индивидуальное сочетание устойчивых черт, психических особенностей человека, обусловливающих типичные для данного человека способы поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах и определяющих отношение личности к окружающей действительности.

Черты характера — устойчивые, повторяющиеся в различных, типичных ситуациях особенности поведения человека и его отношения к чему-либо. Черты обычно рассматриваются попарно, через свои противоположности.

Акцентуированный характер - характер с чрезмерным проявлением (заострением) некоторых черт (например, демонстративность,).

По мнению К. Леонгарда, акцентуация – это, когда некоторые черты характера заострены, чрезмерно развиты (акцентуированы) в ущерб другим качествам, что происходит своеобразный «перекос» характера.

Описание личности

Хотя изучение «частичных» процессов в структуре личности возможно, мы считаем, что сущностью личности является структура характеристик внутри уникального целого. Наиболее яркое выражение эта позиция нашла в работах Г. Олпорта, который полагал, что, сколько бы общих законов реагирования человека на ту или иную ситуацию ни существовало, это не может привести к адекватному пониманию личности (идеографический подход).

С точки зрения осуществления психокоррекционной работы проблема описания личности является значимой, в частности, в рамках действия принципа единства диагностики и коррекции: то, каким образом представлена личность клиента в сознании психолога, во многом определяет цель психологической коррекции, ее содержание, методы и результат. Так, психологические воздействия, направленные на пикника могут розниться со способами работы с клиентом М., обладающим такими характеристиками как добродушие, общительность, умение идти на компромисс и т. д.

Среди различных подходов существует два основных направления анализа - подход к описанию личности в терминах ее качеств и в терминах основных типов.

Выделение типов личности подвергается серьезной критике. Все типологии ограничивают представление о личности, возводя в абсолют одни характеристики и нивелируя другие; они представляют собой искусственные образования. Типологии, претендующие на то, чтобы быть базовыми, противоречат одна другой. В конечном итоге, как нет типов, полностью соответствующим конкретным личностям, также нет и такой личности, которая бы на 100 % соответствовала бы описанию типа.

Однако, мы считаем, что типологический подход может являться первым этапом в профессиональной деятельности практического психолога, который будет продвигаться в своем понимании личности от типа к неповторимой комбинации личностных свойств.

Качеством (свойством) личности называется длительно существующая характеристика, проявляющаяся в поведении индивида в различных ситуациях. Назвать человека болтливым – значит определить уровень его речевой активности как повышенный в широком круге, хотя и не абсолютно во всех ситуаций (работа, общение с близкими и незнакомыми). Качество характеризует поведение человека в большей или меньшей степени: по сравнению с большинством людей человек может проявлять себя как вежливый, но часто грубить своей коллеге.

Свойства личности в разной мере характеризуют индивидуальность человека, т. е. встречаются качества характерные для большой группы людей (например, восточный человек – интраверт, западный - экставерт) – общие, групповые, и, наряду с ними, в каждом человеке есть то, единичное, что делает его собой, отличая от окружающих.

Причина того, что мы можем не замечать главное свойство человека, играющее ведущую роль в структуре личности, заключается в ограниченности точки зрения нашего собственного общества или культуры. В принципе, полное описание личности должно включать все поддающиеся выделению свойства индивида.

Свойства личности могут иметь различные уровни выраженности.

Одни из них легко наблюдаемы и потому легко измеримы - они являются поверхностными, ситуативно проявляющимися, другие, напротив, не имеют или почти не имеют внешних проявлений, хотя могут при этом занимать ведущие места в иерархии качеств личности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...