Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Примечание 1.. 5. Ученая степень доктора присуждается советами высших учебных заведений и научно-исследовательских институтов Академии Наук СССР по прилагаемому списку (приложение N 1)




Примечание 1.

 К публичной защите докторской диссертации могут быть допущены также и лица, не имеющие ученой степени кандидата, но известные своими учеными трудами, открытиями или изобретениями, а также лица, имеющие ученое звание профессора.

Примечание 2.

 Ученая степень доктора может быть, в виде особого изъятия, присуждена и без защиты диссертации лицам, известным выдающимися научными трудами, открытиями или изобретениями.

 

5. Ученая степень доктора присуждается советами высших учебных заведений и научно-исследовательских институтов Академии Наук СССР по прилагаемому списку (приложение N 1), а также Всесоюзного Института Экспериментальной Медицины им. А. М. Горького Наркомздрава СССР и утверждается высшей Аттестационной Комиссией Всесоюзного Комитета по Делам Высшей Школы при СНК СССР.

6. Общему Собранию Академии Наук СССР предоставляется право присуждать ученую степень доктора honoris causa, без защиты диссертации, особо выдающимся советским и иностранным ученым.

7. Действительным членам Академии Наук СССР ученая степень доктора соответствующих наук присваивается с момента их избрания.

8. Ученая степень кандидата наук присуждается советами высших учебных заведений и научно-исследовательских институтов Академии Наук СССР - по прилагаемому списку (приложение N 2), а также Всесоюзного Института Экспериментальной Медицины им. А. М. Горького Наркомздрава СССР.

9. Всесоюзному Комитету по Делам Высшей Школы при СНК СССР предоставляется право, в необходимых случаях, отменять решение совета высшего учебного заведения (научно-исследовательского института) о присуждении степени кандидата наук, с передачей вопроса на новое рассмотрение совета того же или другого высшего учебного заведения (научно-исследовательского института). Вторичное решение совета является окончательным.

10. Состав советов высших учебных заведений, перечисленных в приложениях N 1 и 2, утверждается Всесоюзным Комитетом по Делам Высшей Школы при СНК СССР.

Состав советов научно-исследовательских институтов Академии Наук СССР, перечисленных в приложении N 1, утверждается Президиумом Академии Наук СССР.

11. Ученые степени присуждаются по следующим отраслям науки:

а) физико-математические науки;

б) химические науки;

в) биологические науки;

г) геолого-минералогические науки;

д) технические науки;

е) сельскохозяйственные науки;

ж) исторические науки;

з) экономические науки;

и) философские науки;

к) филологические науки;

л) географические науки;

м) юридические науки;

н) педагогические науки;

о) медицина;

п) фармацевтические науки;

р) ветеринарные науки;

с) искусствоведение;

т) архитектура.

 

12. Звание ассистента (младшего научного сотрудника) присваивается лицам, окончившим высшие учебные заведения, имеющим достаточную квалификацию для преподавательской или научно-исследовательской работы и ведущим такую работу под руководством профессора или доцента (старшего научного сотрудника).

Звание ассистента (младшего научного сотрудника) присваивается приказом директора высшего учебного заведения или научно-исследовательского учреждения на основе решения совета.

13. Звание доцента (старшего научного сотрудника) присваивается лицам, имеющим ученую степень кандидата наук и ведущим соответствующую преподавательскую или научно-исследовательскую работу в высших учебных заведениях или научно-исследовательских учреждениях под руководством профессора.

14. Звание профессора присваивается лицам, имеющим ученую степень доктора и ведущим основную преподавательскую или руководящую исследовательскую работу в высших учебных заведениях или научно-исследовательских учреждениях.

 

Примечание.

 Высококвалифицированным специалистам с большим производственным стажем, но не имеющим ученых степеней, при привлечении их к преподавательской работе в высших учебных заведениях может быть присуждено ученое звание профессора или доцента.

 

15. Звания профессора и доцента присваиваются Высшей Аттестационной Комиссией Всесоюзного Комитета по Делам Высшей Школы при СНК СССР по представлению соответствующих народных комиссариатов на основе решений советов высших учебных заведений и научно-исследовательских учреждений.

16. Звание старшего научного сотрудника присваивается соответствующим народным комиссариатом, а по учреждениям Академий Наук СССР и союзных республик - Президиумом Академии по представлению совета научно-исследовательского учреждения.

17. Для рассмотрения вопросов о присвоении ученых званий в народных комиссариатах, имеющих в своем ведении высшие учебные заведения или научно-исследовательские учреждения, образуются квалификационные комиссии, представляющие свои решения на утверждение народного комиссара.

Состав квалифицированной комиссии утверждается народным комиссаром.

18. Решение советов высших учебных заведений и научно-исследовательских учреждений по вопросам присвоения ученых степеней и званий могут быть обжалованы заинтересованными лицами или опротестованы учреждениями и организациями в двухмесячный срок:

а) в Высшую Аттестационную Комиссию Всесоюзного Комитета по Делам Высшей Школы при СНК СССР - в отношении степеней доктора и кандидата наук званий профессора и доцента;

б) соответствующему народному комиссару (Президиуму Академии Наук) - в отношении звания старшего научного сотрудника.

19. Всесоюзному Комитету по Делам Высшей Школы при СНК СССР поручается издать инструкцию по применению настоящего постановления.

20. С изданием настоящего постановления отменяются:

а) постановление СНК СССР от 13 января 1934 г. " Об ученых степенях и званиях" (С. З. СССР, 1934, N 3, ст. 30; 1935, N 23, ст. 188);

б) утвержденная СНК СССР 10 июня 1934 года инструкция о порядке применения постановления СНК СССР от 13 января 1934 года " Об ученых степенях и званиях" (С. З. СССР, 1934, N 34, ст. 270).

 

Председатель СНК Союза ССР

В. МОЛОТОВ

 

 

Управляющий Делами СНК Союза ССР

И. МИРОШНИКОВ

 

Приложение N 1

к Постановлению СНК СССР

от 20 марта 1937 г. N 464

 

СПИСОК

ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ И НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ

ИНСТИТУТОВ, КОТОРЫМ ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ ПРАВО ПРИЕМА

ДОКТОРСКИХ И КАНДИДАТСКИХ ДИССЕРТАЦИЙ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

К УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ ДОКТОРА НАУК

 

По Народному Комиссариату Просвещения РСФСР

 

1. Московский Государственный Университет им. Покровского.

2. Ленинградский Государственный Университет им. Бубнова.

3. Казанский Государственный Университет им. Ульянова-Ленина.

4. Воронежский Государственный Университет.

5. Саратовский Государственный Университет им. Чернышевского.

6. Томский Государственный Университет им. Куйбышева.

7. Московский Государственный Педагогический Институт им. Бубнова.

8. Ленинградский Государственный Педагогический Институт им. Герцена.

9. Московский Институт Истории, Философии и Литературы.

10. Высший Коммунистический Институт Педагогики.

 

По Народному Комиссариату Просвещения УССР

 

11. Киевский Государственный Университет.

12. Харьковский Государственный Университет.

 

По Народному Комиссариату Просвещения Грузинской ССР

 

13. Тбилисский (Тифлисский) Государственный Университет.

 

По Народному Комиссариату Просвещения БССР

 

14. Белорусский Государственный Университет.

 

По Народному Комиссариату Просвещения Армянской ССР

 

15. Армянский Государственный Университет.

 

По Народному Комиссариату Просвещения Азербайджанской ССР

 

16. Азербайджанский Государственный Университет.

 

По Комитету по Заведыванию Учеными

и Учебными Учреждениями при ЦИК СССР

 

17. Среднеазиатский Государственный Университет.

18. Ленинградский Восточный Институт.

 

По Народному Комиссариату Здравоохранения

 

19. Всесоюзный Институт Экспериментальной Медицины им.                                   А. М. Горького.

20. 1-й Московский Медицинский Институт.

21. 2-й Московский Медицинский Институт.

22. 1-й Ленинградский Медицинский Институт.

23. 2-й Ленинградский Медицинский Институт.

24. Киевский Медицинский Институт.

25. 1-й Харьковский Медицинский Институт.

26. Казанский Медицинский Институт.

27. Ленинградский Педиатрический Институт.

28. Центральный Институт Усовершенствования Врачей (Москва).

29. Ордена Ленина Государственный Институт Усовершенствования Врачей им. Кирова (Ленинград).

 

По Народному Комиссариату Тяжелой Промышленности

 

30. Краснознаменный Механико-Машиностроительный Институт им. Баумана (Москва).

31. Московский Горный Институт им. Сталина.

32. Ленинградский Горный Институт.

33. Московский Инженерно-Строительный Институт им. Куйбышева.

34. Московский Энергетический Институт им. Молотова.

35. Ленинградский Индустриальный Институт.

36. Московский Химико-Технологический Институт им. Менделеева.

37. Ленинградский Химико-Технологический Институт им. Ленсовета.

38. Харьковский Химико-Технологический Институт им. Кирова.

39. Томский Индустриальный Институт им. Куйбышева.

40. Киевский Индустриальный Институт.

 

По Народному Комиссариату Оборонной Промышленности

 

41. Московский Авиационный Институт им. Орджоникидзе.

42. Ленинградский Электротехнический Институт им. Ульянова-Ленина.

 

По Народному Комиссариату Легкой Промышленности

 

43. Московский Текстильный Институт.

 

По Народному Комиссариату Пищевой Промышленности

 

44. Киевский Химико-Технологический Институт Пищевой Промышленности им. Микояна.

 

По Народному Комиссариату Лесной Промышленности

 

45. Ленинградская Лесотехническая Академия им. Кирова.

 

По Народному Комиссариату Внутренней Торговли

 

46. Институт Народного Хозяйства им. Плеханова.

 

По Народному Комиссариату Путей Сообщения

 

47. Московский Институт Инженеров Железнодорожного Транспорта им. Сталина.

48. Ленинградский Институт Инженеров Железнодорожного Транспорта им. Рудзутака.

49. Московский Электромеханический Институт Инженеров Железнодорожного Транспорта им. Дзержинского.

 

По Народному Комиссариату Водного Транспорта

 

50. Ленинградский Институт Инженеров Водного Транспорта.

 

По Народному Комиссариату Земледелия

 

51. Московская Сельскохозяйственная Академия им. Тимирязева.

52. Московский Гидро-Мелиоративный Институт им. Чернова.

53. Омский Сельскохозяйственный Институт им. Кирова.

54. Казанский Ветеринарный Институт.

55. Воронежский Сельскохозяйственный Институт.

 

По Народному Комиссариату Обороны СССР

 

56. Военно-Медицинская Академия им. Кирова.

57. Военно-Воздушная Академия им. Жуковского.

58. Военно-Морская Академия им. Ворошилова.

50. Военная Академия им. Ворошилова.

60. Военно-Электротехническая Академия им. Буденного.

61. Военно-Инженерная Академия им. Куйбышева.

62. Военная Академия Механизации и Моторизации РККА им. Сталина.

 

По Главному Управлению Гражданского Воздушного Флота

 

63. Ленинградский Институт Гражданского Воздушного Флота.

 

По Академии Наук СССР

 

64. Институт Энергетики им. Кржижановского.

65. Институт Математики.

66. Институт Физики.

67. Институт Общей и Неорганической Химии.

68. Институт Органической Химии.

69. Институт Геологии.

70. Институт Почвенный.

71. Институт Ботаники.

72. Институт Зоологии.

73. Институт Физиологии им. Павлова.

74. Институт Экономики.

75. Институт Геохимии, Кристаллографии и Минералогии им. Ломоносова.

76. Институт Генетики.

77. Институт Языка и Мышления им. Марра.

78. Институт Востоковедения.

 

Приложение N 2

к Постановлению СНК СССР

от 20 марта 1937 г. N 464

 

СПИСОК

ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ И НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ

ИНСТИТУТОВ, КОТОРЫМ ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ ПРАВО ПРИЕМА

КАНДИДАТСКИХ ДИССЕРТАЦИЙ И ПРИСУЖДЕНИЯ УЧЕНОЙ

СТЕПЕНИ КАНДИДАТА НАУК

 

Все высшие учебные заведения и научно-исследовательские институты, перечисленные в приложении N 1, а также:

 

По Народному Комиссариату Просвещения РСФСР

 

1. Ростовский Государственный Университет.

2. Горьковский Государственный Университет.

 

По Народному Комиссариату Просвещения УССР

 

3. Одесский Государственный Университет.

 

По Народному Комиссариату Просвещения Казахской ССР

 

4. Казахский Государственный Университет (Алма-Ата).

 

По Народному Комиссариату Юстиции

 

5. Московский Институт Советского Права им. Стучка.

6. Ленинградский Институт Советского Права им. Крыленко.

 

По Народному Комиссариату Здравоохранения

 

7. Томский Медицинский Институт.

8. Ростовский Медицинский Институт.

9. Саратовский Медицинский Институт.

10. Воронежский Медицинский Институт.

11. Одесский Медицинский Институт.

12. Харьковский Фармацевтический Институт.

13. Минский Медицинский Институт.

14. Ташкентский Медицинский Институт.

15. Азербайджанский Медицинский Институт.

16. Тбилисский (Тифлисский) Медицинский Институт.

17. Ленинградский Фармацевтический Институт.

 

По Народному Комиссариату Тяжелой Промышленности

 

18. Московский Геолого-Разведочный Институт им. Орджоникидзе.

19. Азербайджанский Индустриальный Институт им. Азизбекова.

20. Днепропетровский Горный Институт им. Артема.

21. Московский Институт Цветных Металлов.

 

По Народному Комиссариату Оборонной Промышленности

 

22. Московский Институт Стали им. Сталина.

 

По Народному Комиссариату Легкой Промышленности

 

23. Московский Институт Кожевенной Промышленности.

 

По Народному Комиссариату Связи

 

24. Московский Электротехнический Институт Связи.

 

По Народному Комиссариату Внутренних Дел

 

25. Ленинградский Автодорожный Институт им. Куйбышева.

 

По Народному Комиссариату Коммунального Хозяйства РСФСР

 

26. Ленинградский Институт Инженеров Коммунального Строительства.

27. Московский Институт Инженеров Коммунального Строительства.

 

По Народному Комиссариату Пищевой Промышленности

 

28. Воронежский Химико-Технологический Институт Пищевой Промышленности.

 

По Народному Комиссариату Земледелия

 

29. Московский Зооветеринарный Институт.

 

По Госплану СССР

 

30. Московский Плановый Институт им. Кржижановского.

 

По Народному Комиссариату Обороны СССР

 

31. Артиллерийская Академия им. Дзержинского.

 

 

СОВЕТ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ СССР

 

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ ВКП(б)

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 июня 1936 года

 

О РАБОТЕ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

И О РУКОВОДСТВЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛОЙ

 

СНК Союза ССР и ЦК ВКП(б) считают, что состояние подготовки кадров в высшей школе все еще остается неудовлетворительным.

При организации новых высших учебных заведений и развертывании старых нередко упускалось важнейшее условие работы вузов - обеспечение их соответствующими научно-педагогическими кадрами, лабораториями, кабинетами, библиотеками, в результате чего уровень обучения в ряде высших учебных заведений немногим отличается от уровня средней школы (техникумов).

Учебные планы все еще многопредметны и подвергаются, равно как и программы, ежегодным изменениям. Отсутствуют стабильные учебники для высшей школы и нет совершенно учебников по ряду важнейших дисциплин. Крайне недостаточен выпуск специальной переводной литературы.

Чрезмерная дробность и множественность профилей, параллелизм в подготовке кадров одной и той же специальности приводят к распылению научно-педагогических сил, материальных средств и к понижению качества обучения в высших учебных заведениях.

В организации учебной работы до сих пор не изжит так называемый " бригадно-лабораторный" метод обучения: групповые занятия с малоквалифицированными руководителями подменяют собою установленные лекции, на ряду с этим студенты перегружаются другими видами учебной работы в ущерб их самостоятельной работе.

Вопреки Постановлению Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР от 19 сентября 1932 г. о том, что производственная практика должна быть органической частью всего учебного процесса, должного руководства этой важной составной частью обучения все еще нет. Для производственной практики студентов народные комиссариаты предоставляют недостаточно оборудованные предприятия, клиники, лаборатории и т. п. Нет необходимого контроля за прохождением производственной практики студентами. Нет строгой отчетности о проделанной работе по возвращении студента с практики в вуз. Все это не может не привести и на деле нередко приводит к тому, что студенты не приучаются сочетать теорию с практикой, - проверять опытом полученные ими в стенах вузов знания.

Директива партии и правительства о единоначалии директоров высших учебных заведений не выполняется: единоначалие директоров нарушается администрированием со стороны общественных организаций, а директора, в свою очередь, передоверяют ряд основных функций управления второстепенным лицам.

Со стороны директоров и общественных организаций высших учебных заведений нет повседневной заботы о всестороннем воспитании студента, как примерного по политической сознательности, культурности и дисциплинированности советского гражданина.

Совершенно неудовлетворительно поставлен прием в высшие учебные заведения. Отсутствуют единые твердо установленные условия приема.

Важнейшее дело приема студентов директора зачастую передоверяют второстепенным работникам. Вступительные экзамены производятся в большинстве случаев недостаточно организованно, при отсутствии непосредственного участия и контроля со стороны директоров вузов и управлений высших учебных заведений народных комиссариатов.

Вместо тщательной проверки знаний каждого поступающего в вуз, директора вузов, в погоне за выполнением установленных контингентов приема, снижают уровень требований для поступающих. Вследствие этого состав студентов засоряется малограмотными, случайными людьми.

Руководящие работники многих народных комиссариатов до сих пор не осуществляют на деле конкретного руководства вузами, явно недооценивая важнейшее государственное дело подготовки кадров, и передоверяют его второстепенным работникам народных комиссариатов.

Вузы далеко не пользуются тем вниманием, каким обычно пользуются в народных комиссариатах предприятия.

Все эти недостатки в руководстве высшими учебными заведениями с особой силой выявились за последнее время в связи со стахановским движением в промышленности и на транспорте.

Стахановское движение вскрыло резкое отставание научной и учебной работы в вузах от практики. Отсюда вытекает необходимость пересмотра устаревших программ, учебников, справочников, энциклопедий и технических пособий, в соответствии с результатами стахановского движения и задачами использования техники до дна и быстрого роста производительности труда.

В условиях победы социализма, когда " кадры, овладевшие техникой, решают все", к высшим учебным заведениям должны быть предъявлены новые, более высокие требования, обеспечивающие подготовку высококвалифицированных,

 политически воспитанных,

 всесторонне образованных и культурных кадров,

 обладающих " знанием всех тех богатств, которые выработало человечество" (Ленин), и способных полностью освоить новейшие достижения науки, использовать технику до дна и по-большевистски связать теорию с практикой, сочетать производственный опыт с наукой.

Совет Народных Комиссаров Союза ССР и Центральный Комитет ВКП(б) постановляют:

 

I. О приеме в высшие учебные заведения

 

 

1. Правом на поступление в высшие учебные заведения и на бесплатное обучение в них пользуются все граждане Советского Союза обоего пола, в возрасте от 17 до 35 лет, имеющие аттестат об окончании полного курса средней школы и успешно выдержавшие установленные для поступления в эти учебные заведения испытания.

2. Все поступающие в высшие учебные заведения подвергаются вступительным экзаменам по следующим предметам:

 а) русский язык (письменное сочинение),

б) грамматика,

 в) литература, в вузах же, где преподавание ведется на других языках, также экзамен по языку, на котором ведется преподавание в данном вузе, г) политграмота,

д) математика,

е) физика,

 ж) химия, а с 1937 г. по одному из иностранных языков                                              (английский, немецкий, французский).

Поступающие в сельскохозяйственные и экономические высшие учебные заведения подвергаются дополнительным испытаниям по географии, а в гуманитарные (исторические, филологические, юридические) - по истории и географии.

 Поступающие в строительные, архитектурные и художественные высшие учебные заведения подвергаются дополнительным испытаниям по рисованию и черчению, а поступающие в музыкальные и театральные высшие школы - дополнительным испытаниям по специальности.

Преимущественным правом поступления в вузы пользуются лица, получившие в ходе приемных испытаний наивысшие отметки.

Окончившие среднюю школу и имеющие по основным предметам отметки " отлично", а по остальным предметам (рисование, черчение, пение, музыка, физкультура) отметку не ниже " хорошо", принимаются в высшую школу без вступительных экзаменов.

3. Поступающие в высшие учебные заведения подают на имя директора заявление с приложением автобиографии и следующих документов (в подлинниках):

а) аттестат об окончании среднего учебного заведения;

б) паспорт (предъявляется лично);

в) военно-обязанные представляют, помимо вышеуказанных документов, справку об отношении к воинской повинности.

4. Во изменение существующей практики, когда каждое высшее учебное заведение устанавливает свои сроки приема, установить следующие единые сроки приема во все высшие учебные заведения Союза ССР: прием заявлений о поступлении в высшие учебные заведения производится с 20 июня до 1 августа, приемные испытания - с 1 по 20 августа, зачисление в число студентов - с 21 по 25 августа.

Прием в другие сроки запретить.

5. Вся подготовка и организация приема, а также ответственность за ход приемных испытаний возлагаются на директора учебного заведения, под председательством которого (без права замены) создается приемная комиссия в составе: заместителя директора по учебной части, деканов и двух профессоров.

Директора высших учебных заведений и члены приемочных комиссий обязаны лично знакомиться с каждым поступающим и лично проверять все документы поступающих.

6. Предложить народным комиссариатам обеспечить контроль за ходом приема в высшие учебные заведения и помощь директорам в правильной организации и своевременном проведении приема, исправляя обнаруживаемые недочеты в процессе самого приема.

Предложить народным комиссариатам издать для всеобщего сведения справочники по высшим учебным заведениям, с указанием факультетов, отделений и специальностей в них, а также условий приема.

7. Перевод из одного высшего учебного заведения в другое однотипное допускать только до начала учебного года с разрешения директоров обоих вузов.

Перевод студентов в разнотипные высшие учебные заведения разрешается только студентам первых двух курсов до начала учебного года с разрешения директоров обоих вузов.

 

II. Об организации учебного времени

 

1. Отменить существующую практику произвольных сроков начала, перерывов и окончания занятий в высших учебных заведениях, установив в вузах начало занятий с 1 сентября и окончание их 30 июня с перерывами: на зимние каникулы с 24 января по 6 февраля и на летние каникулы с 1 июля по 31 августа.

Для старших курсов (3, 4 и 5 курсы) высших учебных заведений, производственная практика которых связана с сезонностью работы, допустить начало учебного года с 1 ноября.

 Список этих вузов утверждается Всесоюзным Комитетом по высшей школе при СНК Союза ССР.

2. В отмену существующей практики перегрузки студентов обязательными учебными занятиями (до 40 часов в шестидневку), сократить количество часов обязательных занятий, проводимых под руководством преподавателей, и установить с начала 1936/1937 учебного года следующее количество учебных часов в шестидневку:

 на I и II курсах - не более 30 часов,

 на III и IV - не более 24 часов,

 на V - не более 18 часов. Выделить для студентов III и IV курсов по одному дню и для студентов последнего курса - по два дня в шестидневку, кроме выходного, для самостоятельных занятий.

Предложить начальникам управлений вузов и директорам высших учебных заведений обеспечить все необходимые условия для самостоятельной работы студентов: бесперебойную ежедневную работу библиотек, чертежных зал, лабораторий, научных кабинетов и консультаций.

Установить продолжительность академического часа в 45 - 50 минут, с перерывом между занятиями в 10 - 15 минут.

Все занятия организовать по твердому учебному расписанию, предусматривающему непрерывность учебного процесса в течение дня.

Учебное расписание вуза должно утверждаться на весь учебный год и опубликовываться перед окончанием текущего учебного года.

Количество дисциплин, изучаемых в семестре, как правило, не должно превышать шести, а количество дисциплин, изучаемых ежедневно, не должно превышать трех.

 

III. Об организации учебной работы

 

1. В целях поднятия научного уровня преподавания и повышения качества учебных занятий в высшей школе, а также в целях развития у студентов навыков самостоятельной работы над учебным материалом, ликвидировать все еще практикуемые в ряде вузов, несмотря на категорическое запрещение, групповые занятия для проработки лекционного материала, представляющие пережиток осужденного в свое время так называемого бригадно-лабораторного метода обучения.

Установить следующие формы учебной работы с преподавателем:

а) лекции, проводимые профессорами и доцентами;

б) практические занятия в лабораториях, кабинетах, в мастерских, в клиниках и т. п., проводимые студентами под руководством профессоров, доцентов и ассистентов;

в) производственная практика, проводимая согласно учебному плану под руководством специально выделенных кафедрой руководителей по тому или иному виду практики.

При организации учебного процесса основное внимание должно быть направлено на самостоятельную работу студентов, проводимую в читальнях, библиотеках, архивах, лабораториях, кабинетах или на дому, с обеспечением консультаций студентам.

2. Отменить существующую практику текущего учета успеваемости студентов, установив единственным критерием успеваемости сдачу экзаменов по лекционным курсам и зачетов по практическим занятиям.

Все студенты обязаны сдавать экзамены за полный курс каждого предмета, вошедшего в учебные планы, а также сдавать зачеты по практическим работам после того, как данный курс прослушан студентами полностью.

Экзамены по сложным предметам, имеющим самостоятельные разделы, производятся по частям, но не чаще, чем два раза в год.

Экзамены производятся профессорами и доцентами (ведущими соответствующие лекционные курсы), утвержденными в этом звании.

3. Установить во всех высших учебных заведениях следующие степени оценки успеваемости студентов (отметки):

 1) неудовлетворительно,

 2) удовлетворительно,

 3) отлично.

4. В отмену существующего положения о защите студентами последних курсов дипломных работ, не обеспечивающего проверки подготовленности оканчивающих высшее учебное заведение к самостоятельной работе по специальности, установить, как правило, во всех высших учебных заведениях, кроме технических, сдачу государственных экзаменов, а в технических - защиту дипломных проектов, в специальных государственных экзаменационных комиссиях, ежегодно назначаемых народными комиссарами.

Государственные экзамены и защита дипломных проектов проводится ежегодно с 1 по 30 июня и с 1 по 31 октября.

К государственным экзаменам и к защите дипломных проектов допускаются сдавшие экзамены и зачеты по всем предметам, предусмотренным учебным планом высшего учебного заведения.

Студенты, не сдавшие государственных экзаменов или не защитившие дипломных проектов, допускаются к повторной сдаче в следующем году.

Предложить Всесоюзному Комитету по высшей школе при СНК Союза ССР в двухмесячный срок разработать положение о государственных экзаменационных комиссиях и установить применительно к различным типам высших учебных заведений перечень предметов, подлежащих сдаче в указанных комиссиях, а также установить порядок защиты дипломных проектов и внести на утверждение Совета Народных Комиссаров Союза ССР.

5. Ввести во всех высших учебных заведениях единый студенческий билет и единый матрикул (зачетная книжка).

 В матрикул заносятся все предметы, обязательные для прохождения, и запись о сдаче экзаменов и зачетов.

Отмечать в матрикуле сдачу экзаменов и зачетов и проставлять отметки имеет право только профессор, производивший экзамен, и доцент, принимавший зачет.

Предложить Комитету по высшей школе при СНК Союза ССР в месячный срок разработать единый тип студенческого билета и матрикула, представив их на утверждение Совета Народных Комиссаров Союза ССР.

6. Установить для оканчивающих высшие учебные заведения дипломы двух степеней.

Диплом первой степени выдается студентам, окончившим высшее учебное заведение с отметками " отлично" не менее чем по 3/4 всех предметов, а по остальным - с отметками " удовлетворительно" - и сдавшим все государственные экзамены или защитившим дипломные проекты на " отлично".

Диплом второй степени выдается всем остальным студентам, окончившим высшие учебные заведения и сдавшим государственные экзамены или защитившим дипломный проект.

7. Получившие диплом I степени пользуются преимущественным правом:

а) на занятие вакантных должностей на работе по специальности, а также должностей по научно-исследовательской работе в высших учебных заведениях и в научно-исследовательских институтах;

б) на зачисление в аспирантуру при соответствующих кафедрах высших учебных заведений;

в) на включение в число кандидатов для посылки в научные командировки как внутри Союза ССР, так и за границу.

8. Предложить Всесоюзному Комитету по высшей школе при СНК Союза ССР представить на утверждение Совета Народных Комиссаров Союза ССР единый тип диплома (I и II степени) об окончании высшего учебного заведения, а также издать инструкцию о порядке выдачи дипломов об окончании вуза.

9. Исходя из того, что производственная практика должна являться органической частью всего учебного процесса обучения и помогать студентам лучше усваивать теоретические знания и применять их в своей практической деятельности:

а) установить, что студенты на производственной практике выполняют весь цикл основных работ по специальности;

б) посылать студентов на практику группами, под руководством специально выделенных преподавателей высшего учебного заведения;

в) предложить народным комиссариатам закрепить за вузами, сроком не менее чем на 4 - 5 лет, производственные предприятия, наиболее оборудованные и хорошо организованные, для проведения в них производственной практики студентов;

 

г) предложить Всесоюзному Комитету по высшей школе при СНК Союза ССР в трехмесячный срок разработать положение о производственной практике, обеспечив в новых учебных планах вузов не менее 30 процентов времени на производственную практику для двух старших курсов, увеличивая это время в зависимости от специальности до 40 процентов;

д) предложить народным комиссариатам в четырехмесячный срок разработать программы производственной практики для вузов всех специальностей.

 

IV. О руководстве высшей школой

 

1. Установить, что народные комиссары и руководители ведомств несут полную личную ответственность за состояние и работу высших учебных заведений, находящихся в их системе.

2. Предложить народным комиссарам и руководителям ведомств лично знакомиться с состоянием высших учебных заведений и систематически заслушивать доклады директоров высшей школы, а также ставить на обсуждение советов при наркомах важнейшие вопросы подготовки специалистов высшей квалификации (планы подготовки, качество подготавливаемых в вузах специалистов и т. д. ).

3. Во всех народных комиссариатах и ведомствах, в ведении которых имеются вузы, организовать управления учебными заведениями, возложив на них руководство всей работой по подготовке и переподготовке кадров высшей и средней квалификации и инспектирование вузов по всем разделам их работы.

Подчинить управления вузов непосредственно народным комиссарам или руководителям ведомств.

4. Предложить народным комиссарам и руководителям ведомств укрепить состав управлений учебных заведений квалифицированными специалистами, имеющими опыт научно-педагогической и производственной работы.

5. Установить, что директор вуза несет полную ответственность перед советским государством за руководство высшим учебным заведением, за прием и обучение студентов и организацию политико-воспитательной работы среди них, за научно-исследовательскую работу в высшем учебном заведении и хозяйственное его состояние, за подбор и правильное использование                          научно-педагогического персонала, за подготовку научно-педагогических кадров на кафедрах, за культурно-бытовое обслуживание студентов                                       и преподавательского состава.

6. Исходя из задач подготовки высшими учебными заведениями высококвалифицированных специалистов, стоящих на уровне современной науки и высоких требований, которые предъявляются в связи с этим к директорам высших учебных заведений, а также в целях дальнейшего повышения авторитета и ответственности директоров установить впредь, что:

а) директорами высших учебных заведений могут быть лишь лица, имеющие законченное высшее образование и опыт научно-педагогической и производственной работы в данной отрасли;

б) директора вузов утверждаются и смещаются Всесоюзным Комитетом по высшей школе при СНК СССР по представлению народных комиссариатов;

в) административные взыскания на директоров могут быть наложены только народным комиссаром.

7. Совет Народных Комиссаров Союза ССР и Центральный Комитет ВКП(б) предлагают народным комиссарам создать директорам высших учебных заведений все необходимые условия для повышения их научной и технической квалификации (научные отпуска, научные командировки, выписка литературы, освобождение от работы для подготовки диссертации на ученую степень и др. ).

8. Заместитель директора по научной и учебной работе выдвигается из числа наиболее квалифицированных профессоров по ведущим специальностям и утверждается и смещ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...