Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психологические изучение личности в СБЕ




Термин «личностная черта» («личностная особенность») означает, что люди в известной мере последовательны в своем поведении, и что различные компоненты личности (черты) доступны для наблюдения (измерения). В настоящее время известно множество теорий личности (не менее 600). Мы отметим лишь несколько таких теорий.

Взаимосвязь телосложения и особенностей личности. Уже древние греческие и римские философы полагали, что личность, интеллект и эмоциональная сфера человека в какой-то мере связаны с его телосложением и внешним видом. На протяжении многих столетий делались попытки научно обосновать зависимость между различными параметрами телосложения и чертами личности. Наиболее известны работы Шелдона.

После публикации в 1940 году книги «Типы телосложения» Шелдон и его сотрудники приступили к выявлению связей меж ду внешним видом и поведением человека. Данные этих исследований были обобщены в книге «Типы темперамента», которая появилась два года спустя.

Шелдон разработал, пользуясь его терминологией, «конституциональную теорию» личности, в которой он выдвинул предположение о том, что по типу телосложения можно предсказать, какими личностными чертами обладает человек.

Так, по его мнению, худой сухощавый тип (эктоморф ) скорее всего предпочитает дистанцию, сдержанность в отношениях с другими людьми, в то время как полный человек (эндоморф ) проявляет черты, обычно соответствующие стереотипу «добродушный толстяк».

Для тренеров наибольший интерес представляет вывод Шелдона о том, что индивид с развитой мускулатурой (мезоморф ) проявляет сочетание личностных черт, характеризующих его как здравомыслящего, социально открытого (активного) и экстравертированного. При этом он не всегда может управлять своим агрессивным поведением и чаще склонен к асоциальному поведению, чем полные или худощавые индивиды.

В последующие годы гипотеза Шелдона подверглась тщательной проверке и не нашла полного подтверждения. Однакопри этом выяснилось, что:

1) в целом, общие тенденции Шелдон подметил верно, хотя не все зависимости столь отчетливы, как первоначально предполагалось;

2) данные экспериментальных исследований подтвердили, что в определенных видах спорта выдающиеся спортсмены почти всегда имеют специфические характеристики телосложения.

Это относится как к мускулистым тяжелоатлетам и метателям, так и к более стройным стайерам и баскетболистам;

3) тренеры в видах спорта, требующих крайних типов телосложения, весьма часто обнаруживают преобладание у спортсменов вполне определенных личностных черт.

Концепция темперамента. Теоретически под темпераментом понимают совокупность относительно устойчивых психодинамических характеристик поведения человека. Практически же, говоря о типе темперамента (холерическом, сангвиническом, флегматическом, меланхолическом), имеют в виду лишь одну характеристику: вспыльчивость — сдержанность.

В связи с этим изучение типов темперамента затруднено и вместо них обычно изучают отдельные свойства темперамента (экстраверсию — интроверсию, пластичность — ригидность, эмоциональную возбудимость, тревожность, импульсивность, резистентность и др. ), которые отражают фенотипические особенности спортсменов, и отличие от свойств нервной системы, обусловленных генотипически.

В СБЕ свойства темперамента могут влиять на:

а) склонность человека к определенной группе видов СБЕ;

б) быстроту и легкость формирования некоторых черт спортивного характера и спортивных способностей

в) формирование индивидуального стиля деятельности спортсмена, его технико-тактических характеристик.

Вот краткие характеристики единоборцев в зависимости от темперамента:

1. Холерик. Атакующий тип. Высокая мотивация, но короткая по длительности. Быстро сгорает. Ярко выражено состояние предстартовой лихорадки. Перед поединком нельзя передерживать. Стремится закончить поединок сразу — на первой атаке сломать противника.

Методические рекомендации:  а) развивать силу удара рук и ног; б) развивать нокаутирующий удар; в) разнообразие «коронок» в атаке; г) развитие скоростно-силовой выносливости.

2. Флегматик. Контратакующий тип. Выдержан и вынослив. Хорошо управляет предстартовыми состояниями, преобладает состояние предстартовой апатии. В поединке ищет слабые места противника и использует его ошибки.

Методические рекомендации: а) разнообразие коронок в контратаке (блок-удар, встречный удар), б) обучение бросковой технике и технике подсечек; в) развитие антиципации; г) обучение ударам по болевым зонам.

3. Сангвиник. Смешанный тип. Техничен. Может как атаковать, так и контратаковать, в зависимости от ситуации и противника. Любит «поиграть» с противником. Вынослив. Высокая сила и скорость ударов. Поддерживает высокий темп весь поединок.

Самый оптимальный тип для спортивных единоборств.

Методические рекомендации: а) максимальное разнообразие техники (ударной и бросковой); б) разнообразие атакующих и контратакующих коронок.

Согласно физиологической концепции И. П. Павлова типы темперамента определяются комбинацией свойств нервной системы (сила, уравновешенность и подвижность). Сангвинику соответствует сильный, уравновешенный и подвижный тип нервной системы; холерику — сильный, подвижный, но неуравновешенный тип; флегматику — сильный, уравновешенный, но инертный тип; меланхолику  — слабый тип нервной системы.

 

В структуре темперамента выделяют следующие характеристики:

• эргичность, которая соотносится с широтой-узостью афферентного синтеза, то есть показывает степень напряженности взаимодействия индивида со средой;

• пластичность-ригидность, отражающая степень легкости-трудности переключения с одних программ поведения на другие;

• скорость (темп), которая показывает степень быстроты исполнения той или иной программы поведения;

• эмоциональная чувствительность, отражающая порог чувствительности индивида к возможному несовпадению результата действия с акцептором результата действия;

• предметно-деятельностный и коммуникативный (социальный) аспект, определяющий взаимодействие индивида с предметным и социальным миром.

 

В современной психологии к числу характеристик темперамента относят также силу, уравновешенность, подвижность, лабильность, динамичность и активированность нервной системы.

Психические познавательные процессы рассматриваются как живой, предельно пластичный, непрерывный, никогда изначально полностью не заданный процесс, который формируется, развивается и порождает те или иные результаты (психические состояния и образы, понятия и чувства и т. д. ).

Обычно выделяют несколько уровней отражения объективной действительности: сенсорный, перцептивный (первичные образы), уровень представлений и воображения (вторичные образы) и речемыслительный уровень.

Среди психических познавательных процессов наиболее важны для успешной деятельности в единоборствах восприятие, внимание, воображение, память и мышление.

Восприятие представляет субъективное отражение предметов и явлений объективной действительности как результат их непосредственного воздействия на органы чувств. В отличие от ощущений, отражающих отдельные свойства предмета, восприятие отражает предмет в целом, в совокупности свойств.

Основными свойствами восприятия являются предметность, целостность, константность и категориальность. Восприятие может быть преднамеренным и непреднамеренным. Первое, в отличие от второго, связано с постановкой определенной задачи и характеризуется целенаправленностью, плановостью и систематичностью. В этом случае восприятие выступает как познавательная перцептивная деятельность — наблюдение.

Требования к уровням ощущения и восприятия по различным модальностям (зрение, слух, обоняние, осязание и прочее) в работе спортсмена СБЕ достаточно высокие. Развитие и функционирование органов чувств должно быть, как минимум, на уровне нормы. Объектами восприятия спортсмена СБЕ, прежде всего, являются время-пространство и движения.

Представления (или вторичный образ) — это воспроизведенный субъектом образ предмета, основанный на прошлом опыте этого субъекта и возникающий в отсутствие воздействия предмета на органы чувств. Как и восприятия, представления наглядны, однако от восприятий они отличаются меньшей яркостью, фрагментарностью, неустойчивостью. Представления и воображение являются одновременно воспроизведением и преобразованием действительности. Однако воспроизведение — основная характеристика памяти, в то время как преобразование — основная характеристика воображения.

В СБЕ важны зрительные, двигательные и слуховые представления, реже осязательные (рукопашный бой, борьба). Рассматриваемая далее древняя китайская методика ускоренной массовой подготовки войск апеллирует именно к указанным представлениям.

Внимание является процессом и состоянием настройки человека на восприятие приоритетной информации и выполнение поставленных задач. Основные характеристики внимания, это уровень (интенсивность, концентрация), объем (широта, распределение), скорость переключения (перемещения), длительность и устойчивость. Для успешной деятельности единоборца необходим высокий уровень развития всех характеристик внимания.

Отвлечение внимания, даже кратковременное, может повлечь за собой потерю контроля над обстановкой и, соответственно, поражение в бою.

Воображение — это универсальная человеческая способность к построению новых целостных образов действительности путем переработки содержания сложившегося практического, двигательного, чувственного, интеллектуального и эмоционально-смыслового опыта. Воображение есть способ овладения человеком сферой возможного будущего, придающий его деятельности целеполагающий и проективный характер. Воображение имеет аналитико-синтегический характер и позволяет принять решение при отсутствии должной полноты знаний, необходимых для решения задачи.

Различают произвольное и непроизвольное воображение. Произвольное воображение проявляется в ходе целенаправленного решения профессиональных задач при наличии осознанной поисковой доминанты.

Спортсмен-единоборец использует воображение для прогнозирования, например, технико-тактических действий предполагаемого соперника.

Память представляет форму психического отражения действительности, заключающуюся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении человеком своего опыта. Память обеспечивает накопление впечатлений об окружающем мире, служит основой приобретения знаний, навыков и умений и их последующего использования. Различают четыре вида памяти: наглядно-образную, словесно-логическую, двигательную (или моторную) и эмоциональную.

К каждому виду применяются понятия «кратковременная память» (оперативная, буферная, рабочая) и «долговременная память». При изучении памяти выделяют следующие основные процессы: запоминание, сохранение, забывание и восстановление. Спортсмен должен помнить многочисленные сведения общего и специального характера, имеющие отношение к его деятельности. Очень важное значение в СБЕ имеет, безусловно, моторная память.

Мышление представляет собой совокупность мыслительных процессов (планирование, проектирование, предсказание, оценивание, понимание, умозаключение) и мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение).

Развитие мышления осуществляется в направлении от наглядно-действенного к наглядно-образному, а затем к сложным формам понятийного, словесно-логического. В СБЕ ведущую роль играет оперативное мышление и такой его вид, как мышление тактическое.

Эмоционально-волевая устойчивость это степень волевого управления личностью своими эмоциями. Эмоции представляют особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, отражающих в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т. д. ) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций. Эмоции оцениваются по модальности, пространственно-временным характеристикам, интенсивности, амбивалентности, полярности, обобщенности и т. п.

Эмоционально-волевые качества проявляются в регуляции поведения, в действиях и поступках человека. При оценке эмоционально-волевой устойчивости необходимо определить умение спортсмена держать под контролем проявления негативных эмоциональных состояний в условиях опасности и угрозы травмы, его устойчивость к психическому давлению, самообладание в конфликтных ситуациях, умение преодолевать усталость, раздражение, антипатию и другие естественные чувства, которые отрицательно влияют на решение спортивных задач.

Важным показателем эмоционально-волевой устойчивости является степень надежности, которая характеризуется целым набором качеств, таких как выдержка, настойчивость, решительность, личная организованность, дисциплинированность, самостоятельность, способность брать на себя ответственность. Но особенно существенно для единоборца чувство страха, серьезно влияющее на успешность решения им соревновательных задач. Для преодоления чувства страха было предложено множество методов. Кратко упомянем некоторые из них:

1. Формирование абсолютной уверенности в победе по принципу доминанты. В таком случае для бойца просто не существует неблагоприятного исхода боя, а следовательно, и связанных с ним негативных переживаний. Он раскован, действует уверенно, с удовольствием, действия противника лишь стимулируют его моторные реакции.

2. Сосредоточение внимания бойца на процессе действия, без привязки к возможным результатам и последствиям, как положительным, так и отрицательным. Они не отражаются в его сознании, не инициируют отвлекающих переживаний. Вся психика абсорбируется проблемой эффективного поведения. Это один из наиболее конструктивных подходов.

3. Восточная психотехника. Общее в них — стремление к невозмутимости духа, возникающей как результат отстраненности от всего, в том числе от своих переживаний. Невовлеченность в переживания позволяет в любых экстремальных условиях сохранять стабильное состояние психики.

4. Развитие мощного волевого контроля, позволяющего эффективно использовать такой метод регуляции поведения, как самоприказ.

5. Десенсетизация. Исторический пример — «неистовые воины» (берсерки ), которые перед боем принимали растительные препараты, устранявшие чувство страха, обострявшие реакцию, увеличивавшие мышечную силу. В современных условиях приемлема предварительная десенсетизация с целью нейтрализации нежелательных условно-рефлекторных связей.

6. «Уверенность профессионала. Она основана на том, что боец имеет большой соревновательный опыт, обладает высоким уровнем подготовки (тактической, технической и физической).

Он делает привычное дело и уверен в своих силах. Выработка данного состояния требует времени, чтобы сделать трудное — привычным, а привычное — надежно осуществимым.

Психомоторные качества — это объективизация психики в сенсомоторных, идеомоторных и эмоционально-моторных (в частности, импульсивных) реакциях и актах. При изучении психомоторных качеств единоборцев в первую очередь оцениваются скорость и точность моторных действий, координация движений. Скорость и точность моторных действий являются основными показателями двигательного анализатора — интегратора всех анализаторных систем человека. Двигательные характеристики свидетельствуют о ресурсах и резервах индивида.

Особой проблемой в ударных видах СБЕ стоит координация движений. Импульсный характер движений, с одновременным включением большого числа мышц в работу, не позволяет в короткие сроки (по сравнению с бросковой техникой или болевыми приемами) готовить спортсмена по «традиционной» методике многократных повторений и подводящих упражнений.

Поэтому в древности была создана концепция внушающего воздействия в учебно-тренировочном процессе единоборцев, что существенно ускоряло подготовку атлетов.

Психологическое изучение личности спортсменов-единоборцев осуществляется посредством различных методик. В частности, это научно обоснованные тесты: 16-факторный опросник Кеттелла (16PF), шкала тревожности Тейлора, тематический апперцепционный тест (ТАТ), фрустрационный тест Розенцвейга и другие. Они хорошо описаны в имеющейся литературе, поэтому нет нужды останавливаться на их характеристиках.

Кожа в системе физиологической адаптации. Свойства кожи как регулятора различных физиологических функций известны с незапамятных времен. Не вызывает сомнения, что раздражение различных рефлекторных зон кожи способно утолять боль, снимать судороги, контрактуры, увеличивать или уменьшать выделения, усиливать или ослаблять кровообращение, ускорять или замедлять ритм сердечной деятельности.

Различного рода прижигания, пластыри, банки, горячие и холодные обливания, обтирания, ванны, массажи, применявшиеся еще во времена Гиппократа, успешно используются и в наше время. Следует упомянуть также различные химические и физические воздействия на кожу, вызывающие определенные реакции отдельных частей тела или всего организма.

Однако надо отметить, что реакции организма, в зависимости от места воздействия, могут быть различными, что обусловлено спецификой организации нервной системы, через которую осуществляются как воздействие, так и ответные реакции на него.

Эти реакции называют рефлекторными, а метод лечения, основанный на их использовании — рефлексотерапией.

Главным характерным признаком рефлексотерапии является место приложения фактора воздействия: кожные зоны повышенной физиологической активности — периферические рефлекторные элементы (они же точки акупунктуры, биологически активные точки).

Принимая во внимание специфичность кожи как периферической рефлекторной зоны, можно говорить о двух аспектах рефлекторных реакций: диагностическом — когда наблюдаются кожные нарушения при поражении тех или иных органов (невусы, контрактуры, вазомоторные изменения, пигментация и т. д. ), и терапевтическом — когда воздействием на ту или иную кожную периферическую зону, иногда не имеющую прямой связи с органом, удается изменить васкуляризацию, подвижность, тонус, чувствительность этого органа.

Для рассматриваемой проблемы (электропунктурной рефлексодиагностики) наиболее важное значение имеет понятие биологически активной точки (БАТ) как периферического рефлекторного элемента, через который осуществляется воздействие при акупунктуре и в случае применения других раздражителей: тепла, электрического тока, луча лазера и т. п.

Современная физиология объясняет указанные механизмы сегментарным принципом иннервации организма. Определенный сегмент спинного и ядро головного мозга человека контролируют только ему присущую группу БАТ, группу мышц, эмоций, образов, звуковых частот, явлений внешнего мира и так далее.

Воздействие на любую из указанных сфер (или в комплексе на несколько), активизирует соответствующий сегмент мозга и связанные с ним функции организма.

Сегментарная реакция представляет собой метамерно обусловленный ответ организма. Нервные импульсы, вызываемые раздражением какой-либо сенсорной системы, по афферентным волокнам проходят к соответствующему сегменту спинного или головного мозга, а затем по соматическим нервам проходят к мышцам; по вегетативным — к внутренним органам, сосудам, различным железам. Метамерная реакция связана с принципом соответствия отделов спинного и головного мозга внутренним органам и определенным группам БАТ, мышц, суставам. Процесс адаптации, в этом случае, заключается в искусственной активизации одной или нескольких функций, связанных с соответствующим сегментом.

Биологически активные точки представляют собой проецируемые на кожный покров участки наибольшей активности системы взаимодействия «покровы тела — внутренние органы», осуществляющей важнейшую функцию в процессах физиологической адаптации. В настоящее время существование таких точек уже не оспаривается. Хорошо известны болевые точки Мак-Бурнея, Мак-Кензи и Видаля, Боаса и другие, зоны Захарьина-Геда, которые могут быть использованы как в целях диагностики, так и для лечения.

Босси ввел понятие периферической рефлекторной зоны, существующей наряду с точкообразным элементом — акупунктурной точкой. Эти более обширные рефлекторные зоны нередко имеют общие характеристики.

Чаще всего периферический рефлекторный элемент не выделяется визуально, однако иногда он может быть отмечен пигментацией, папулой, углублением, чашечкой, и внимательный глаз может найти на поверхности такие периферические элементы, которые могут оказаться полезными для диагностики. Большинство специалистов, прошедших хорошую школу акупунктуры, без всяких приборов пальцами находят местоположение акупунктурных точек.

Периферические рефлекторные элементы точкообразны, их диаметр не превышает 1 мм. Для сравнения, дермалгические зоны Жарико и зоны Захарьина-Геда значительно обширнее и достигают нескольких сантиметров в диаметре; они обычно имеют круглую или овальную форму. Зоны мышечной контрактуры вследствие фасцикулярной структуры мышц всегда продолговаты, но их величина вариабельна. Они были описаны еще древними китайцами под названием «веревка» или «шпагат».

Для периферических рефлекторных элементов специфичен болевой признак, особенно для мышечных контрактур. Более того, характер болевых ощущений позволяет определить тип искомой зоны. Боль может быть спонтанной или спровоцированной, резкой или тупой, глубокой или поверхностной. Эти особенности учитывают при различных методах исследования. Так, для рефлекторных дермалгий характерна глубокая чувствительность кожных и особенно мускульных зон. Напротив, акупунктурные точки могут иметь различные болевые признаки. При этом боль редко бывает спонтанной.

Несмотря на различия, все типы рефлекторных зон могут соответствовать одним и тем же элементам и должны быть, согласно Босси и другим авторам, приближены друг к другу.

Электроакупунктура как метод диагностики психологического воздействия. Особенностью электроакупунктуры, как метода диагностики психологического воздействия является то, что она базируется на представлениях о «психической энергии» (ци ), которая осуществляет энергоинформационный обмен человека с внешним миром и внутренними органами благодаря системе так называемых энергетических меридианов (цзин-ло ).

Через воздействие на БАТ специальными иглами, прижиганием и массажем обеспечивается нормализация движения психической энергии «ци» по меридианам и согласованность тока «ци» с током крови и лимфы. Согласно последним опубликованным данным, к настоящему времени выявлены 52 одиночные, 309 парных и 58 экстраординарных БАТ, а также 14 энергетических меридианов.

Меридианы обозначаются латинскими буквами. Например, Р (фр. poumons ) используется для обозначения меридиана «легкого», a IG (фр. intestine grele ) символизирует меридиан «тонкой кишки».

БАТ обозначают символом меридиана и числом, согласно традиционной китайскому последовательности точек. Например, Р-1 используют для обозначения БАТ «чжун-фу» меридиана «легкого»; IG-2 — «цянь-гу» меридиана «тонкой кишки» и т. д. Для всех экстраординарных точек используется китайский фонетический алфавит.

Современные представления об энергетических меридианах базируются на концепции физических полей биологических объектов (биополей). Сами же меридианы интерпретируют как силовые линии биополя человека. Контур этих силовых линий носит замкнутый характер, а их узлы представляют собой биологически активные точки (БАТ). По современным концепциям, вдоль меридианов и особенно в местах локализации БАТ наблюдаются скопления нейронных волокон и специализированных рецепторов.

Установлено, что в области БАТ происходит усиленное поглощение кислорода, повышается температура, снижается электрическое сопротивление, отмечается болезненность при пальпации. Сама БАТ представляет собой скопление нервных элементов объемом несколько кубических миллиметров, расположенных преимущественно в коже. Стимуляция этих БАТ различными средствами ведет к появлению определенных реакций со стороны внутренних органов, сферы чувств, эмоций, способностей человека.

Известно также, что при каких-либо отклонениях организма человека от нормы в области БАТ и энергетических меридианов наблюдается существенное снижение электрической проходимости — увеличивается электрическое сопротивление.

В некоторых случаях наблюдается обратный эффект — электрическое сопротивление кожи в области БАТ заметно снижается и кожа проводит даже самый незначительный электрический ток. Порядок этих токов от 0, 1 до 500 мкА.

В 1960 году немецкий ученый Р. Фоль (R. Voll) предложил оригинальный способ электропунктурной диагностики функционального состояния меридианов. В своем 4-томном иллюстрированном издании (1975) Р. Фоль дал подробное описание 273 БАТ для электропунктурной диагностики и 172 БАТ для электропунктурной терапии (кроме 226 БАТ на 12 классических меридианах, Фоль описал 47 БАТ на 3-х новых меридианах — дегенерации, аллергии, лимфатическом — и на вторичных меридианах соединения лимфатического меридиана).

Диагностика, по Фолю, состоит в определении электропроводности отдельных участков меридиана и в исследовании динамики значений тока в БАТ. Для этого он использовал специальный прибор (диатеракупунктер), оснащенный электродами различного назначения.

Путем измерения электрического сопротивления в этих точках можно сделать выводы о функциональном состоянии систем, органов и тканей. В частности, исследования Фоля подтвердили, что измерение электропроводности некоторых БАТ позволяет судить о состоянии тех или иных органов, систем, тканей. Например, V-10 (тянь-чжу) — о состоянии продолговатого мозга); V-11 (да-чжу ) — о позвоночнике; V-22 (сань-цзяо-шу ) — о надпочечнике и т. д.

Для понимания роли стимуляции периферических рефлекторных элементов в процессе физиологической адаптации организма полезно ознакомиться с теорией функциональных систем П. К. Анохина. Согласно ей, любой биологический объект представляет собой организованный комплекс функционально связанных структурных единиц, взаимодействие которых дает соответствующий эффект, направленный на поддержание жизнедеятельности в изменяющихся, а зачастую и неблагоприятных условиях.

Каждая функциональная система включает как управляющие, так и исполнительные и контролирующие элементы с системой прямых и обратных связей, а также источник энергии, обеспечивающий ее функционирование. Функциональные системы являются открытыми, то есть между ними и окружающей средой осуществляется непрерывный обмен материей, энергией и информацией.

Теория функциональных систем позволяет понять то, как использованием различных факторов внешней среды можно целенаправленно изменять характер их деятельности. По существу, этот феномен и составляет основу различных лечебных и профилактических мероприятий, а также психологической подготовки.

Вмешательство в деятельность функциональной системы может осуществляться путем изменения либо ее структуры, либо условий ее функционирования.

Первый путь довольно сложен, но принципиально возможен, он используется при необходимости получения качественно новых свойств биологического объекта.

Если же ставится задача количественного изменения свойств системы, то вмешательство может осуществляться на энергетическом или информационном уровне. Объектом воздействия в этом случае являются системные связи. Информационный способ воздействия является более тонким и универсальным, поскольку он позволяет управлять также энергетическим обеспечением посредством воздействия на источник энергии функциональной системы.

Законы алгоритмизации мыслительных процессов человека в полной мере объясняют эту систему управления. Их (эти законы) изучают такие отрасли науки, как биокибернетика и психокибернетика. В психологии вопросам алгоритмизации посвящена теория сенсорно-перцептивной организации человека.

Периферические рефлекторные элементы представляются нам своеобразными датчиками, предназначенными для приема информации в биологических системах. Они способны воспринимать, первично обрабатывать полученную информацию, формировать в закодированном виде и транслировать сигналы о воздействиях различной природы, силы и длительности. Таким образом, периферические рефлекторные элементы являются не только приемниками и первичными анализаторами, но и преобразователями сигналов в форму, удобную для последующей передачи.

Подготовленная таким образом информация но проводящим путям передается в управляющий элемент функциональной системы — центральную нервную систему. Эта передача осуществляется в форме электрических сигналов. Однако помимо того, передача информации может осуществляться посредством образования биологически активных веществ и их переноса с током крови, лимфы и других жидкостей (гуморальный путь).

В последние годы в литературе рассматривается еще один способ передачи информации в биологических системах — по межклеточным щелевым контактам, которые имеют особое значение для понимания системы меридианов.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...