Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Модуль №2. Особенности физического развития детей раннего возраста.




Цель: познакомиться с особенностями развития детей раннего возраста и организацией жизнедеятельности в группах раннего возраста.

Задачи:

· актуализация теоретических знаний об особенностях физического развития детей раннего возраста;

· изучить показатели физического развития детей раннего возраста;

· изучить особенности организации режимных моментов второй половины дня в группе раннего возраста.

Этап целеполагания.

Какие из выделенных способов физического развития детей раннего возраста, на Ваш взгляд, наиболее эффективны?

Экспериментально – деятельностный этап.

Виды деятельности студентов.

1. Наблюдение за организацией и проведением режимных процессов в группах раннего возраста с целью

· изучения особенностей режима во второй половине дня,

· определения места физических упражнений в педагогическом процессе групп раннего возраста.

2. Изучение плана учебно-воспитательной работы и беседа с воспитателем с целью изучения содержания работы по физическому воспитанию с детьми раннего возраста.

Выделить:

· задачи физического воспитания ребенка;

· основные виды деятельности;

· формы их организации;

· специфику используемых методов и приемов.

3. Провести беседу с медицинским работником с целью, выявления уровня физического развития ребенка раннего возраста:

· группа здоровья;

· соответствие антропометрических показателей возрастной норме развития;

· частота заболеваний, наличие врожденных заболеваний.

Выделить основные формы работы ДОУ по профилактике заболеваний.

4. Наблюдение и анализ занятия по физическому развитию детей раннего возраста.

5. Беседа с родителями с целью выявления организации жизнедеятельности детей в семье.

Оценочно-рефлексивный этап.

В ходе группового обсуждения сделать вывод о специфике организации физического развития в группах раннего возраста.

Самостоятельная работа студентов:

· изучить психолого-педагогическую литературу к модулю;

· познакомиться с вопросами беседы для проведения исследования;

· зафиксировать в дневнике режим дня детей раннего возраста 2-ой половины дня.

Рекомендуемая литература:

1. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. – М.: Медицина,1981.

2. Воспитание и обучение детей раннего возраста / Под ред. Л.Н. Павловой. – М., 1986.

3. Воспитание и развитие детей раннего возраста / Под ред. Г.М. Ляминой. – М., 1981.

4. Программа обучения и воспитания детей в детском саду / Отв. ред. М.А. Васильева. - М.: Просвещение, 1985.

Психолого-педагогический практикум.

Практикум №1. Примерная схема наблюдения за режимными процессами.

Время Режимный процесс Деятельность воспитателя Деятельность детей
       

Практикум №2.

1.Протокол наблюдения занятия по физическому развитиюдетей.

Дата проведения занятия:

Возрастная подгруппа. Количество детей:

Цель занятия:

Оборудование:

Ход занятия:

Этапы занятия Время Действия воспитателя Поведение и действия детей
       

2. Схема анализа занятия.

1. Деятельность воспитателя:

Наличие плана – конспекта и степень реализации его воспитателем;

Конкретность поставленных задач и их решение в ходе занятия;

Оснащенность пособиями и оборудованием, эффективность их использования;

Выполнение психологических и гигиенических требований (чередование видов двигательной активности, оптимальность воздушного, теплового и санитарного режима, учет индивидуальных и психологических особенностей);

Рациональность использования времени длительности всего занятия, его частей и этапов.

Используемые методы и приемы, их сочетание и оптимальность.

2. Деятельность детей:

· Наличие интереса;

· Степень активности и работоспособности;

· Наличие навыков самостоятельности.

Практикум №3.Примерные вопросы для беседы с родителями.

1. По какому режиму живет ребенок дома?

2. Соответствует ли домашний распорядок дня режиму дошкольного учреждения?

3. Сколько раз спит малыш днем в выходные дни?

4. Аппетит ребенка.

5. Положительные и отрицательные привычки.

6. Любимые игрушки. Место хранения игрушек.

7. С кем ребенок играет дома?

Модуль №3. Особенности нервно-психического развития детей раннего возраста.

Цель: изучить специфику психического развития детей раннего возраста.

Задачи:

· Актуализация теоретических знаний об особенностях развития ребёнка раннего возраста.

· Изучить показатели нервно-психического развития детей раннего возраста.

Этап целеполагания.

Исследование особенностей психического развития ребёнка раннего возраста. Насколько уровень развития наблюдаемого ребёнка соответствует зафиксированным показателям?

Экспериментально – деятельностный этап.

Виды деятельности студентов.

I. Изучение развития игровой деятельности и действий с предметами.

· Наблюдение за игровой и предметной деятельностью. Данные фиксировать в таблице. Анализ полученных данных проводить с учетом показателей нервно-психического развития.

· Диагностика развития игровой деятельности и действий с предметами, используя методику в соответствии с возрастом ребенка (Прил. № 1).

II. Исследование сенсорного развития детей.

Диагностика особенностей восприятия цвета, формы, величины, используя методики, соответствующие возрасту ребенка (Приложение № 2).

III. Изучение развития изобразительной деятельности ребёнка.

· Наблюдение за элементами изобразительной деятельности. Данные фиксировать в таблице. Анализ полученных данных производить с учетом показателей нервно-психического развития.

· Исследование уровня развития графической деятельности и навыков действий с пластилином (Приложение № 3).

IV. Исследование развития речи.

· Исследование понимания речи, навыков слушания, пассивного словаря.

· Исследование активности словаря (Приложение № 4).

V. Изучение развития навыков самостоятельности.

Наблюдение за сформированностью культурно-гигиенических навыков в ходе проведения режимных процессов (кормление, умывание, одевание и т.д.). Анализ полученных данных с учетом показателей сформированности культурно-гигиенических навыков.

Самостоятельная работа студентов.

· Изучить психолого-педагогическую литературу к модулю.

· Подготовить таблицу для сравнения данных наблюдений за видами деятельности.

Виды дея- тель-ности Время (каждые 5 мин.) Содержание деятельности Взаимо-действие с воспита-телем Взаимо-действие с другими детьми Степень самостоя-тельности
           

· Подготовиться к проведению диагностических процедур.

· Подготовиться к совместному с воспитателем проведению режимных процессов (по плану воспитателя).

Рекомендуемая литература:

1. Галанов А. С. Психическое и физическое развитие ребенка от одного года до трех лет: - М.:«Аркти», 2000.

2. Печора К. Л. и др. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. - М.: Просвещение, 1986.

Психолого-педагогический практикум.

Практикум №1. Изучение развития игры.

Года

1. Действия с предметами.

Цель: исследование способов действий с предметами.

Материал: 4-х-предметная матрешка или вкладыши – 7 цилиндрических или квадратных чашек разного размера четырех основных цветов.

Процедура исследования. Ребенку предлагают разобрать и собрать (спрятать) матрешки или собрать чашечки (вкладки) одна на другую.

Анализ способов действий:

· неспецифические манипуляции (ребенок стучит об стол, подносит к уху и гремит, берет в рот) – неадекватные действия;

· специфические манипуляции (познавательные);

· силовая проба (без учета свойств и величины);

· целенаправленная проба (ребенок замечает ошибки, исправляет их и находит правильный способ);

· примеривание (определение несоответствия путем поднесения друг к другу);

· зрительное соотнесение (правильное решение на основе зрительного анализа).

До 2,5 лет возможна силовая проба.

Года 6 месяцев.

1. Элементы ролевой игры.

Цель: исследование особенностей игры.

Материал: пособия для игры в доктора, парикмахера, бытовых игр.

Процедура исследования. Проводится наблюдение за игровой деятельностью детей.

Показатели развития:

· выбор игры определяется попавший на глаза игрушкой или подражанием другим детям;

· действия с игрушкой задают игровую ситуацию и определяют ролевое поведение ребенка;

· игровые ситуации отражают хорошо знакомые, преимущественно бытовые, события;

· содержание игры сводится к действиям с предметами, в которых есть взаимосвязь и последовательность.

Года.

1. Элементы ролевой игры.

Цель: исследование развития игровой деятельности.

Материал: разнообразные сюжетные игрушки.

Процедура исследования. Взрослый наблюдает за свободной игрой детей.

Показатели развития:

· ребенок отражает какой-нибудь сюжет;

· выполняет роль, которую определяет словом при ответе на вопрос: «Кто ты?»;

· называет действия, соответствующие выполняемой роли, при ответе на вопрос «Что ты делаешь?».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...