Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Средний дошкольный возраст (с 4- 5л.)




В этом возрасте нервная система детей также неустойчива и склонна к быстрому истощению, условные рефлексы быстро образуются и также быстро исчезают. Потребность в движении преобладает над осторожностью, процессы раздражения и возбуждения сильнее процессов торможения. У детей данного возраста выражено стремление подражать взрослым и более старшим детям, свойственна переоценка своих возможностей.

Поле зрения ребёнка 4-5 лет на 20% меньше, чем у взрослого. Когда дети бегут, они смотрят только вперёд, в направлении бега. Поэтому машины слева и справа остаются ими незамеченными. Они видят только то, что находится напротив. Реакция у детей также замедленная. Чтобы воспринять обстановку, обдумать её, принять решение и действовать, у ребёнка уходит 3-4 секунды, что может оказаться опасным для жизни.

Из-за маленького роста у ребёнка шаг не такой длинный, как у взрослого, поэтому, пересекая проезжую часть, он дольше находится в зоне опасности.

У детей маленького роста центр тяжести тела заметно выше, чем у взрослых, - во время быстрого бега и на неровной дороге, споткнувшись, они неожиданно могут упасть, потеряв равновесие.

Дети не в состоянии на бегу сразу же остановиться, поэтому на крик родителей или сигнал автомобиля они реагируют со значительным опозданием. Мозг детей 4-5 лет не в состоянии уловить одновременно более одного явления. Внимание ребёнка сосредоточено только на том, что он делает. Он может в одно мгновение сорваться с места и побежать через дорогу.

Самыми распространёнными ошибками, которые совершают дети, являются: неожиданный выход на проезжую часть в неустановленном месте, выход из-за стоящего транспорта, неподчинение сигналам светофора.

В средней группе следует продолжать работу, начатую в младших группах. Учить детей ориентироваться на участке детского сада и расположенных поблизости улицах; знакомить с названиями общественно – бытовых зданий в ближайшем окружении.

Развивать наблюдательность и любознательность детей, продолжая знакомить их с правилами дорожного движения. Учить детей устанавливать простейшие связи во взаимоотношениях пешеходов и водителей транспорта. Расширять знания об общественном транспорте, познакомить с трудом шофёра. Продолжать учить детей определять и называть местоположение транспорта, человека, изменения в их движении: едет, идёт, бежит, переходит, поворачивает, останавливается, далеко, близко. Учить детей составлять небольшой рассказ о дорожной ситуации по содержанию сюжетной картинки.

С детьми 4-5 лет воспитатель продолжает работу по развитию ориентировки в окружающем. В этом возрасте необходимо как можно чаще упражнять детей в умении ориентироваться в пространстве, определять направление от себя, двигаться в этом направлении: направо, налево, вперёд, назад, вверх, вниз; знать правую и левую руку. Во время прогулок дети определяют правую часть тротуара и придерживаются её. Дети должны учиться определять положение того или иного предмета по отношению к себе (впереди меня – забор, за ним – дом, справ от меня – машина, слева – дорога и т.д.).

Более широкой становится программа целевых прогулок. С целью обогащения опыта детей, закрепления их представлений о транспорте, на целевых прогулках проводятся наблюдения. Дети уточняют особенности передвижения, определяют сходство и отличие троллейбуса, трамвая, автобуса, машины. Воспитатель должен познакомить детей с трудом водителей некоторых видов транспорта. В легковых автомобилях и автобусах ездят люди, на грузовых машинах привозят в детский сад продукты и другие грузы; в кабине за рулем сидит шофер, он ведет машину быстро и осторожно, чтобы не произошло аварии.

В течение года с детьми проводится несколько целевых прогулок к улицам с насыщенным транспортным движением, где они наблюдают за работой светофора, взаимодействием пешеходов и транспорта, знакомятся со специальной разметкой на дороге и дорожными знаками: пешеходный переход, остановка транспорта. Определив с детьми, какая перед ними дорога: узкая, с односторонним движением, с двусторонним движением, или многорядная, воспитатель обращает внимание на пешеходный переход и одновременно на обозначающий его знак. Объясняет, что только в этом месте можно переходить проезжую часть.

В средней группе, закрепляя понятия «тротуар» и «проезжая часть», дети знакомятся с местами движения машин и людей, отрабатывают навык хождения по тротуару, придерживаясь правой стороны.

Новым для них будет разговор о пешеходном переходе, его назначении. Дети должны научиться находить его на иллюстрациях в книгах, на макетах. После чего следует объяснить детям важность правильного поведения на самом пешеходном переходе и при подходе к нему (остановиться на некотором расстоянии от края проезжей части, внимательно осмотреть проезжую часть, повернув голову налево, а затем направо, при движении до середины дороги контролировать ситуацию слева, а с середины дороги – справа).

Детей знакомят с конкретными правилами дорожного движения, рассказывают им о назначении желтого сигнала светофора, объясняют правила поведения пешеходов: ходить по улице спокойным шагом, придерживаясь правой стороны тротуара; переходить дорогу только по переходу, при зеленом свете светофора. Воспитатель знакомит детей со словами «проезжая часть», «односторонне и двустороннее движение», «пешеход», «наземный (подземный) переход».

Закрепление полученных впечатлений от целевых прогулок и экскурсий необходимо организовать на занятиях и в играх: соорудить макет улицы, составить план-схему дороги в детский сад, нарисовать светофор, улицу, транспорт. Знания о разных видах транспорта хорошо закреплять с помощью разрезных картинок. «Оживить» движение на улице поможет фланелеграф с набором соответствующих фигурок. Выкладывая различные варианты движения на дороге, воспитатель предлагает детям прокомментировать ситуации.

С детьми 4- 5 лет необходимо во время практических занятий регулярно отрабатывать навыки перехода проезжей части. Легче всего это сделать в игре. В группе или на игровой площадке обозначить проезжую часть, тротуары и пешеходный переход. Каждый ребёнок должен подойти к пешеходному переходу, остановиться на некотором расстоянии от него, внимательно осмотреть проезжую часть, повернув голову налево, а затем направо, убедившись, что транспорта нет, выйти на пешеходный переход, при движении до середины дороги контролировать ситуацию слева, а с середины дороги – справа. Все действия детей должны быть доведены до автоматизма, правильное поведение на пешеходном переходе должно стать привычкой.

Необходимо учить детей изображать в рисунке несколько предметов, располагая их на всём листе, связывая их единым содержанием (улицы нашего города, водители и пешеходы, дети вышли гулять). Учить рассказывать о себе: на чём ездил, как это происходило, где стоял или сидел, за что держался. Кто и что сделал неправильно.

К пяти годам у детей формируются следующие привычки, навыки и правила, дополнительно к тем, которые сформировались в предыдущий год:

- ходить можно только по тротуару;

- при движении по тротуару есть свои правила: ходить надо, придерживаясь правой стороны. Нельзя по тротуарам бегать, это мешает другим пешеходам и опасно, так как можно выбежать на проезжую часть дороги;

- движение на дороге регулирует светофор;

- для машин светофор имеет три цвета, для пешеходов – два;

- улицу можно переходить только тогда и там, где переход разрешён. Если есть подземный переход, то дорогу можно переходить только по этому переходу; даже если переходишь по правилам (на зелёный свет светофора и по переходу), всё равно надо быть осторожным, водители могут нарушить правила и поехать, когда для пешеходов горит зелёный свет.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...