Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Принцип центрации социального воспитания на развитии личности




 

Идея о том, что задачей воспитания является развитие челове­ка, зародившись в античности, получило свое воплощение в тру­дах многих мыслителей от титанов эпохи Возрождения до наших современников.

В современной трактовке этот принцип предполагает, что стра­тегия и тактика социального воспитания должны быть направлены на помощь детям, подросткам и юношам в становлении, обогаще­нии и совершенствовании их человеческой сущности, в создании условий для развития личности, исходя из ее приоритета перед группой и коллективом. Процесс социального воспитания, воспита­тельные организации, общности воспитуемых могут рассматриваться лишь как средства развития личности, ограничение приоритета которой возможно настолько, насколько это необходимо для обес­печения прав других личностей.

В разделе о социализации указывалось, что развитие можно рассматривать как процесс и результат решения человеком трех групп возрастных задач — естественно-культурных, социально-куль­турных и социально-психологических. В соответствии с этими воз­растными задачами можно конкретизировать те аспекты развития личности, на которых необходимо центрировать социальное воспи­тание в воспитательных организациях.

Необходимость решения естественно-культурных задач предпола­гает планомерное создание условий для целенаправленного развития:

физического (содействие правильному физическому развитию и укреплению здоровья, развитие двигательных качеств, фор­мирование двигательных умений и навыков, формирование устойчивой потребности в систематических занятиях физиче­ской культурой);

сексуального (сообщение соответствующих знаний, формиро­вание и коррекция полоролевых установок и эталонов маскулинности и фемининности и др.).

Необходимость решения социально-культурных задач предполага­ет планомерное создание условий для целенаправленного развития:

интеллектуального (развитие интеллектуальных и экспрессив­ных задатков и способностей; формирование и коррекция культуры проявления эмоций и чувств; развитие восприятия людей, окружающего мира, произведений искусства; реали­зация возможностей в различных видах интеллектуальной дея­тельности);

социального (овладение способами взаимодействия с людьми, формирование и коррекция необходимых для этого установок и умений; развитие инструментальных задатков и способно­стей; формирование и коррекция умений и культуры социаль­ного поведения).

Необходимость решения социально-психологических задач пред­полагает планомерное создание условий для целенаправленного личностного развития человека (развитие рефлексии и соморегуляции, помощь в осознании себя, в самоопределении, самореализации, самоутверждении).

Роль и возможности социального воспитания в каждом из этих ас­пектов различны (в одних большие, в других ~ меньшие), но в любом из аспектов оно играет лишь дополнительную роль (более или менее значительную) по отношению к развитию в целом под влиянием внут­ренних источников, а также факторов социализации. Кроме того, существенно различаются возможности воспитательных организаций в зависимости от их типа и возрастного этапа развития человека.

В целом возможности и успешность эффективной реализации принципа центрации социального воспитания на развитии личности зависят от того, стал ли приоритет личности основой идеологии общества, философии воспитания, важнейшей ценностью как вос­питателей, так и воспитуемых.

ПРИНЦИП ДИАЛОГИЧНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

 

Идея о необходимости диалога воспитателей и воспитуемых, за­родившись в древней Элладе, получила свое несколько специфиче­ское развитие в методах средневекового обучения, а затем в рабо­тах ряда педагогов новейшего времени.

Тенденция рассмотрения воспитания как субъект-субъектного процесса, характерная для педагогической теории в последние десятилетия, а также постепенное распространение такого подхода в педагогической практике делают своевременным формулирование в качестве важнейшего для педагогики принципа диалогичности со­циального воспитания.

Принцип диалогичности социального воспитания предполагает, что духовно-ценностная ориентация детей, подростков, юношей и в большой мере их развитие осуществляются в процессе такого взаимодействия воспитателей и воспитуемых, содержанием которо­го являются обмен ценностями (интеллектуальными, эмоциональны­ми, моральными, экспрессивными, социальными и др.), а также со­вместное продуцирование ценностей в быту и в жизнедеятельности воспитательных организаций.

Диалогичность социального воспитания реализуется в обмене между воспитателями и воспитуемыми:

ценностями, выработанными в культурах мира и конкретного общества;

ценностями, свойственными субъектам социального воспита­ния как представителям различных поколений и субкультур;

индивидуальными ценностями конкретных членов воспитатель­ной организации.

Диалогичность социального воспитания предполагает, что в быту и жизнедеятельности воспитательной организации наряду с обме­ном происходит продуцирование ценностей, от которых зависят поле интеллектуально-морального напряжения коллектива и харак­тер свойственных организации межличностных отношений, что оп­ределяет ее воспитательную эффективность.

Обмен, продуцирование и освоение ценностей становятся эф­фективными, способствуя позитивной социализации членов воспита­тельной организации, если:

воспитатели стремятся придать диалогический характер своему взаимодействию с воспитуемыми;

в содержание жизнедеятельности заложен диалог идей, норм, ценностей различного характера;

содержание и формы организации жизнедеятельности, а также элементы быта создают условия и стимулируют вступление членов организации в диалоги различного типа (фатического - только для поддержания контакта, информационного, дискуссионного и, в идеале, исповедного).

Диалогичность социального воспитания не предполагает равен­ства между воспитателем и воспитуемыми. Это обусловлено воз­растными различиями, неодинаковостью жизненного опыта, асим­метричностью социальных ролей. Но диалогичность требует не столько равенства, сколько искренности, толерантности и взаимных уважения и принятия.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

 

1. Раскройте понятие «социальный опыт».

2. Покажите, как быт воспитательной организации влияет на социальный опыт ее членов.

3. Покажите потенциал каждой сферы жизнедеятельности для развития членов воспитательной организации.

4. Проанализируйте взаимосвязь стиля руководства и соотношения управ­ления с самоуправлением и самоорганизацией.

5. Спроектируйте варианты организации группового, межгруппового и массового взаимодействия применительно к отдельным возрастным группам воспитуемых и покажите возможности их сочетания.

6. Спроектируйте варианты обучения взаимодействию в различных сфе­рах жизнедеятельности в воспитательной организации определенного типа.

7. На примере конкретного типа воспитательной организации раскройте содержание и способы обучения, просвещения и стимулирования самообразо­вания.

8. Спроектируйте ситуации оказания индивидуальной помощи в жизне­деятельности воспитательных организаций.

9. Проанализируйте локальную воспитательную систему в организациях, где вы проходите практику (если она есть).

10. Раскройте принцип центрации социального воспитания на развитии личности.

11. В чем сущность принципа диалогичности социального воспитания?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...