Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Многих родителей интересует: можно ли как-то «диагностировать» по поведению, реакциям ребенка тот факт, что с формированием привязанности у него к ней возникли проблемы?




- Привязанность или ее отсутствие в системе "мать-дитя" психолог может определить на основании наблюдения за поведением ребенка и рассказам матери, но авторы теории привязанности дают еще один совершенно точный инструмент для ее "измерения".

Качество привязанности можно выявить в специально разработанном тесте “Незнакомая ситуация". Тест “Незнакомая ситуация” первоначально разрабатывался М. Эйнсуорт для изучения исследовательского поведения ребенка раннего возраста (1 — 2 года) в присутствии и в отсутствие матери. Экспериментальная ситуация происходит в новой для ребенка, потенциально интересной комнате с игрушками и включает несколько эпизодов по три минуты каждый. После предварительного знакомства с игровой комнатой ребенку дается возможность исследовать новую привлекательную игрушку в присутствии матери. Затем в ту же комнату входит незнакомый взрослый человек, который сначала спокойно сидит в стороне; потом меняется с матерью местами и предлагает ребенку поиграть с ним. В следующем эпизоде мать уходит и оставляет ребенка с незнакомым взрослым. Через 3 мин мать возвращается и начинает играть с ребенком; еще через 3 мин незнакомый человек и мать исчезают вместе, оставляя ребенка наедине с игрушками. В последнем эпизоде мать снова встречается со своим ребенком и уже не расстается с ним.
Главными показателями качества привязанности в этой методике является реакция ребенка на разлуку и встречу с матерью. Независимо от культуры и страны проживания (научный эксперимент проводился в нескольких странах) по результатам эксперимента выделяется три группы детей.
Дети группы “В” огорчаются и плачут (либо не плачут) при разлуке с матерью и сильно радуются, стремятся к близости и к взаимодействию при ее появлении. Такое поведение ребенка свидетельствует о надежности привязанности и о чувстве безопасности, которое дает ребенку мать. Поэтому тип привязанности этой группы детей получил название “безопасная привязанность". Это "здоровая" форма привязанности.
Дети группы “А” обычно не огорчаются и не плачут при разлуке с матерью; игнорируют, даже избегают ее при встрече. Ребенок как бы отчуждается от матери и избегает ее, не чувствуя безопасности с ней. Этот тип привязанности назван “избегающая, небезопасная привязанность”.
Наконец, дети третьей группы “С” дают яркую гневную реакцию на разлуку с матерью, но сопротивляются контактам с ней при встрече: сердятся, плачут, не идут на руки, хотя явно хотят этого. Это говорит об амбивалентном, непоследовательном отношении к матери и об отсутствии чувства уверенности и безопасности у ребенка. Данный тип привязанности обычно называют “амбивалентная небезопасная привязанность”.
С этими видами привязанности работают практически все исследователи этого направления психологии. Ими также было установлено, что качество привязанности ребенка напрямую зависит от личностных особенностей матери. Так, дети группы “В” имеют наиболее чутких, внимательных и теплых матерей, которые понимают и удовлетворяют все их потребности. Матери детей группы “А” отличаются эмоциональной холодностью, невнимательным отношением к потребностям ребенка и излишней требовательностью. У детей третьей группы “С” матери характеризуются неустойчивостью, непоследовательностью и непредсказуемостью поведения.

 

Тест, который вы описали выше, воспроизводим в «домашних условиях»? Иными словами, могут ли родители, понаблюдав за поведением ребенка в подобных условиях, сделать корректные выводы о том, какой тип привязанности к матери у него сформирован?

- Думаю, этот тест будет вполне показателен и надежен, если при его проведении учесть следующее. Во-первых, ребенок с мамой должны вместе прийти в интересную, безопасную и новую для ребенка комнату с игрушками и поисследовать ее вместе. Во-вторых, должен быть незнакомый человек, который останется с ребенком, когда мать выходит. В третьих, необходимо соблюсти порядок и время выполнения отдельных этапов.

А вообще, определять эти типы привязанности, мне кажется, вовсе не необходимо. Они просто могут "математически" выявить особенности взаимодействия матери и ребенка. Но ведь и мать с ее личностной структурой, и ребенок со своим типом привязанности подходят другу, как ключ к замку; и если в их отношениях что-то не ладится, то нужно не тесты делать, а искать способы "настройки" друг на друга, учиться проявлять доверие и любовь, в конце концов, идти к психологу, который без тестов увидит проблемы в этой области.

 

- Если говорить о детях более старшего возраста, можно ли считать одним из основных показателей того, что у ребенка сформировалась здоровая привязанность и его личность развивается достаточно гармонично, способность ребенка выстраивать партнерские отношения, учитывать интересы родителей?

Ну, здоровый детский эгоцентризм, конечно, есть у любого ребенка, он проявляется заметно в среднем до возраста 6-7 лет, до этого возраста дети еще не всегда могут сами посочувствовать другому, брать и давать в отношениях равномерно. Зато такие дети со здоровой привязанностью могут с полуслова понять просьбу или объяснение родителя и изменить свое поведение или уступить его интересам, потому что они знают: родители их любят, они нужны и важны, и могут получить поддержку, когда необходимо. Это для ребенка главное, почему бы не уступить в малом? Такие дети не "манипулируют" родителями, не выпрашивают систематически с ревом игрушки в магазине, если им отказано, не виснут на маме, запрещая ей выходить в магазин или говорить по телефону, не становятся в садике агрессорами или изгоями.

У более старших детей по манере общения и взаимодействия ребенка с окружающими, действительно, можно увидеть, как развивалась привязанность, и какие проблемы с ее становлением возникли. При этом важно осознавать, что способность ребенка выстраивать партнерские отношения расширяется с родителей на других людей, в том числе и на сверстников! Если ребенок успешно сформировал привязанность к матери, то потом он охотно вступает в контакт и заводит разные отношения (доверяет людям). И, скорее всего, эта вера в людей сохранится в нем на долгие годы (если не случится чего-либо экстраординарного), - а как важно адекватно коммуницировать в современном обществе, знает каждый по себе.

 

Многие мамы детей в возрасте 4-5 лет жалуются, что дети ведут себя «как маленькие», что они чересчур «липнут» к ним, никуда их от себя не отпускают, эгоцентричны. Такая «затянувшаяся» третья фаза — это тоже знак «неправильно сформированной» привязанности?

Ну, тут, мне кажется, могут быть разные варианты. Вообще говоря, "цепляние" детей за родителей - это всегда знак некоторого регресса, возвращения во младенчество, так сказать.

Оно может проявляться у здоровых детей в нестабильные, критические периоды, после больших потрясений. Может быть признаком неправильного воспитания, невыстроенных границ, когда родители не отделяют свою жизнь от жизни уже подросшего ребенка (хоть и мечтают об этом сами). Здесь тоже есть проблемы в привязанности, ибо, если мать тотально жертвует своими интересами в пользу ребенка, их отношения основаны не на любви. А может быть, действительно, показателем высокой тревожности ребенка и отсутствия у него чувства безопасности при отдалении от родителя – а это, как раз, уже проблемы с привязанностью.

 

Страх под маской любви

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...