Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дискредитация и обесценивание родительства




Дисней: отравленные сказки

 

Брошюра «Дисней: Отравленные сказки» была подготовлена
Евгенией Кумряковой в рамках проекта «Научи хорошему»
в 2016 году.

 

Оглавление

Дисней: отравленные сказки. 1

Бренд «Дисней». 3

Дискредитация и обесценивание родительства. 8

Однозначно позитивные образы родителей:. 9

Смешанные образы родительства, как с хорошими тенденциями, так и с плохими: 10

Отрицательные образы родительства:. 12

Резюме. 17

Превосходство женщины над мужчиной (феминофашизм). 19

Приемлемость зла. 25

«Доброе зло» или добро в «упаковке» зла. 27

Зло, которое было добром и стало злом не по своей вине и желанию... 28

Зло, «рождённое таким». 29

Использование в образе «доброго зла». 30

Навязывание автоматизма восприятия зла как добра. 34

Сексуализация.. 39

Сексуализированные герои и отношения.. 40

Вредные любовные сюжеты... 41

Сексуальные метафоры... 42

Сублиминальные секс-сообщения.. 43

Личности, отколотые от других (гипериндивидуализм). 46

Пошлость.. 49

Безответственность и эскапизм.. 50

Поддержка гомосексуализма. 52

Общественное содействие ЛГБТ.. 55

Привлечение открытых гомосексуалистов к озвучке мультфильмов.. 55

Открытые приёмы в продукции.. 56

Технократизм.. 56

Крупицы пользы... 60

Путь героя.. 60

Любовь – спасительна. 60

Важность быть собой.. 60

Итог. 61

Классификация признаков вредного мультфильма. 62

 

 

Бренд «Дисней»

Компания «The Walt Disney Company» – один из мировых лидеров развлекательной индустрии с преимущественной специализацией на детских развлечениях. Наиболее известна своими полнометражными анимационными фильмами, первый из которых, «Белоснежка и семь гномов», был выпущен в 1937 году.

В новой брошюре «Дисней: Отравленные сказки», подготовленной в рамках проекта «Научи хорошему», содержатся систематизированные выводы о идеях и смыслах, продвигаемых компанией Дисней через свои картины, а также подробно разъясняются методы, используемые для обработки сознания зрителей.

Справочная информация о компании:

– основана американским мультипликатором и бизнесменом Уолтом Диснеем в 1923 году;
– на сегодняшний день входит в топ-15 самых дорогих брендов мира;
– является владельцем 11-ти тематических парков и двух аквапарков;
– ведёт активную деятельность в 172 странах и представляет 1300 радио и телевизионных каналов, вещающих на 53 языках;
– является владельцем ряда компаний, в числе которых: ABC-International Television, ESPN, Lucasfilm, MARVEL, Pixar, Maker Studios, TouchStone и др.
– выручка в 2014-м фискальном году составила 48,8 млрд. долларов США.

Для России история компании началась в 1933 году на фестивале американских мультфильмов в Москве. Запоминающийся, яркий стиль короткометражных мультфильмов Уолта Диснея произвел большое впечатление на зрителей, среди которых был сам Иосиф Сталин. В результате компания стала эталоном для чиновников, отвечавших за кино в СССР, а летом 1936 года был издан приказ о создании «Союздетмультфильма», организованного как точная копия студии «Дисней». Непосредственным же образом «Дисней» стал занимать значимое место в жизни россиян начиная уже с перестроечного периода в 80-е годы.

Стиль «Диснея» характерен, легко узнаваем и обладает особенным, подкупающим обаянием. Если попытаться сказать максимально кратко и максимально точно о том, как позиционируется диснеевская продукция, то это – профессиональное волшебство. Истории «Диснея» обычно сопряжены с волшебством, чудом, романтикой и любовью, а формат профессионально прорабатывается под широкий масс-маркет: хорошая режиссура, удобная структура повествования, относительная художественная простота, цепляющее музыкальное сопровождение и общая эстетическая притягательность. Очарование и волшебство в содержании + высокое качество исполнения – этот союз вполне можно назвать базовой формулой успеха «Диснея». В результате, истории и герои «Диснея», поддерживаемые поначалу рекламными кампаниями, а после – разным маркетинговым и фанатским перевоспроизводством, практически сходят с экрана в жизнь и начинают существовать в обществе как некие культурные коды, становясь заметными идеалами для целых поколений людей.

С одной стороны, существование такой компании, целенаправленно занимающейся привнесением волшебства в жизнь детей, – большое счастье для общества. Это доступная и простая возможность устремиться к сказке и легко привнести её в жизненные будни. Но с другой – важно понимать, что то колоссальное влияние, которое «Дисней» десятилетиями оказывает на целые поколения людей по всему миру, налагает на компанию очень немалую ответственность.

В основе деятельности компании неоспоримо находится искусство (мультипликация, режиссура и др.), однако по своей сути «Дисней» – серьёзный и высокодоходный бизнес, помимо искусства выстроенный самым непосредственным образом и на идеологии (распространении идей и ценностей). В этом свете важно понимать, что любой информационный бизнес (можно даже говорить: идеологический бизнес) не обязательно равнозначен информационной поддержке людей, не обязательно равнозначен гуманизму, не обязательно равнозначен этике. Информационный (идеологический) бизнес – в первую очередь, синоним коммерции. Когда же речь идёт о коммерциализированной информации, рассчитанной на детей и подростков, нужно быть особо внимательными.

Важно помнить, что информация как явление всегда содержит тот или иной потенциал влияния на человека, а её передача, тем самым, всегда становится актом управления человеком. Информация = управление. Информация же, целенаправленно предназначенная для детей и подростков, поскольку те ещё не умеют с ней работать, критически её осмысливать, а легко принимают всё на веру, должна быть 100% позитивным управлением. Позитивное управление – это максимальная безопасность + максимальная полезность информации для получателя.

Таким образом, стиль подачи, высокое техническое качество исполнения, увлекательность материала – всё то, чем так заметен и известен «Дисней» – важны, но важны вторично. Приоритетно не то, насколько умело информационная империя «Дисней» развлекает детей, а то, чему конкретно учат их истории и куда идейно направляют взрослеющих людей.

Намерение сделать идейный «аудит» продуктов «Диснея» у автора возникло после пересмотра своего любимого детского мультфильма – диснеевской «Покахонтас» – спустя более 15 лет. Пересмотр был вдохновлён регулярно попадавшейся в Интернет информацией об опасности продуктов «Диснея», и была поставлена задача определить поучительную составляющую любимого мультфильма. По памяти, для собственного детского восприятия мультфильм казался переполненным справедливостью, а главная героиня выглядела образцом наивысшей добродетели, притягательным примером для подражания.

При «взрослом» пересмотре внезапно пришло осознание, о чём на самом деле эта история. Костяк диснеевского мультфильма, посвященного почти исчезнувшей на сегодняшний день индейской нации – это, по сути, предательство девушкой-индеанкой своего народа, влюбленность её в англичанина в то время, когда всё её племя было разумно обеспокоено защитой себя от прибывших чужеземцев. При взрослом осмыслении мультфильма всё это было кристально очевидным, что подтвердила и историческая информация о реальной Покахонтас, которая рядом своих действий открыла врагам больший доступ к своей общине, что в конечном счете закончилось массовым геноцидом индейцев англичанами.

Мультфильм «Диснея» описывает трагичный исторический эпизод увлекательно и весело, с акцентами, смещенными так, словно индейцы сами радостно отдают свою судьбу и свои территории англичанам с подачи некой «мудрой» индейской принцессы. Тогда, после осмысления «Покахонтас» и лжи, вложенной в этот мультфильм, и возник закономерный большой интерес к компании «Дисней», тому, насколько регулярно встречается подобное «выворачивание» смыслов в их продукции, и какие цели это преследует.

Был проведён тщательный разбор 8 продуктов «Диснея» (м/ф «Покахонтас» 1995 г., х/ф «Оз: великий и ужасный» 2013 г., м/ф «Холодное сердце» 2013 г., х/ф «Малефисента» 2014 г., м/ф «Самолёты: огонь и вода» 2014 г., м/ф «Город героев» 2014 г., х/ф «Золушка» 2015 г., м/ф «Рапунцель: запутанная история» 2010 г.) и осмысленный просмотр ещё 25 популярных продуктов (мультфильмы: «Белоснежка и семь гномов» 1937 г., «Золушка» 1950 г., «Питер Пэн» 1953 г., «Спящая красавица» 1959 г., «101 далматинец» 1961 г., «Русалочка» 1989 г., «Красавица и чудовище» 1991 г., «Аладдин» 1992 г., «Король Лев» 1994 г., «Геркулес» 1997 г., «Мулан» 1998 г., «Тарзан» 1999 г., «Атлантида: затерянный мир» 2001 г., «Корпорация монстров» 2001 г., «Лило и Стич» 2001 г., «В поисках Немо» 2003 г., «Рататуй» 2007 г., «Валл-И» 2008 г., «Принцесса и лягушка» 2009 г., «Ральф» 2012 г., «Храбрая сердцем» 2012 г., «Феи: тайна зимнего леса» 2012 г., «Головоломка» 2015 г.; фильмы: «Пираты Карибского моря: проклятье черной жемчужины» 2003 г., «Алиса в стране чудес» 2010 г.) – вместе всего 33 мульт- и кино-ленты.

 

И абсолютно все эти продукты содержат вредные темы в том или ином количестве. Из 33 известных фильмов и мультфильмов более-менее безопасными, с бОльшими или меньшими оговорками, оказались всего 5 (!) (указано по убыванию, начиная с самого безопасного и полезного: м/ф «101 далматинец» 1961 г., м/ф «Тарзан» 1999 г., х/ф «Золушка» 2015 г., м/ф «В поисках Немо» 2003 г., м/ф «Геркулес» 1997 г.). Остальные же 28 мультфильмов и фильмов были не просто непоучительными или бесполезными, а отчетливо вредными для детского или подросткового сознания. И созданы такими – намеренно, поскольку встречающиеся в них вредные идеи до того выверенно систематичны, что всякая случайность их нахождения в продукции компании исключается.

Далее будет приведено описание найденных повторяющихся вредных тем, которые сознательно внедряются компанией в сознание детей и подростков всего мира.

Дискредитация и обесценивание родительства

Одна из вредных тем, очень активно и заметно продвигаемых «Диснеем», – это дискредитация и обесценивание родительства. Реальное отношение «Диснея» к родителям и детски-родительским отношениям сильно разнится с поверхностным позиционированием компании как «семейно-ориентированной». Посмотрим, как проводится тема родителей в тех 28 продуктах компании из 33-х, где она обозначена как таковая.

Однозначно позитивные образы родителей:

Мультфильм «Спящая красавица». 1959 (+)

Присутствует позитивный образ родительской пары, правда, практически не участвующей в истории. Также на позициях материнских фигур выступают три феи-крестные: они самоотверженно заботятся о принцессе, пока с той окончательно не снимается проклятье. Благодаря их родительской заботе и достигается счастливый финал.

Мультфильм «101 далматинец». 1961 (+)

Пара далматинцев-супругов представляют собой очень положительный образ родительской пары. У героев рождается 15 щенков, и в течение истории они становятся ещё более многодетными родителями – спасают от смерти и усыновляют 84 щенка-далматинца. Герои-родители ведут себя заботливо и самоотверженно по отношению ко всем героям-детям.

Мультфильм «Геркулес». 1997 (+)

У главного героя Геркулеса в истории две пары родителей – земная пара и родные родители – боги Зевс и Гера. Все родители живы от начала до конца истории. Геркулес испытывает подчеркнутое уважение как к своим земным родителям, так и к божественным.

Мультфильм «Мулан». 1998 (+)

Присутствуют позитивные родительские образы в большом количестве: оба родителя главной героини, бабушка, также духи-предки, которые заботятся о своих потомках и охраняют их благополучие. Тема уважения к родителям предстаёт в качестве завязки истории: главная героиня проявляет инициативу пойти на войну, чтобы избавить от этой обязанности пожилого отца, уже прошедшего одну войну.

Мультфильм «Головоломка». 2015 (+)

Присутствует позитивный образ родительской пары, заботящейся о своей дочери. От начала до конца истории изображается высокая ценность семьи и заботы членов семьи друг о друге.

Смешанные образы родительства, как с хорошими тенденциями, так и с плохими:

Мультфильм «Золушка». 1950 (-/+)

Главная героиня, Золушка, – сирота. Отец принца – глупо выглядящий, взбалмошный человек, плохо контролирующий свой гнев. Однако его забота о сыне и его семейной обустроенности очень акцентирована. Отец принца горячо мечтает о внуках и окончании королевского семейного одиночества. О матери принца не упоминается.

Мультфильм «Питер Пэн». 1953 (+/-)

Матери: присутствует позитивный материнский образ – мать главной героини, однако она находится на экране всего несколько минут в начале и несколько минут в конце. Главная героиня очень любит свою маму и отправляется в страну Нетландию, чтобы стать мамой потерянных мальчиков и заботиться о них. В истории исполняется песня в честь матери, самого близкого и родного человека.

Отцы: присутствует отрицательный отцовский образ. Отец изображается взбалмошным, глупым, его мировоззрение подвергается критике, в том числе и самим сюжетом м/ф: он не верит в существование Питера Пэна, который появляется в жизни его детей и кардинально её меняет.

Мультфильм «Король лев». 1994 (-/+)

Матери: Образ матери позитивен: мать главного героя Симбы – благородная, ответственная и заботливая львица. Она жива от начала до конца истории.
Отцы: отец Симбы трагично погибает.
В конце истории Симба и его супруга становятся родителями.

Мультфильм «Тарзан». 1999 (-/+)

Родные родители главного героя погибают в первые 5 минут истории. Мальчика усыновляет горилла. Образ матери-гориллы подаётся очень глубоко и трогательно. Пожалуй, это самый потрясающий и самый яркий материнский образ из всех упоминаемых в данной статье.

Здесь интересно и важно отметить, что на протяжении многих лет у «Диснея» есть великолепные возможности формировать и выпускать на экраны всего мира идентичные потрясающие образы материнства через героев-людей, что компанией никогда не делается. И, конечно, это не является случайностью.

С образом приемного отца-гориллы в «Тарзане» связан конфликт – непринятие им своего человеческого сына – что разрешается только в конце истории. Приемный отец погибает, передавая функции вожака стаи Тарзану.

Мультфильм «В поисках Немо». 2003 (-/+)

Мать рыбки Немо трагично умирает на 3 минуте истории. Общий посыл истории непозитивен: исправление отца Немо, Марлина, не просто ради сына, но и с его подачи. Мотив отца, зависящего от воли сына – это отсылка к ювенальной юстиции, продвигающей ломку естественной иерархии «родитель-ребёнок». Идеологией ю.ю. действия и воля ребёнка кардинально ставятся НАД родительскими, и ребёнок с его ограниченными ресурсами в осознании, интеллекте и т.д. – получает власть над своим родителем.

Однако в м/ф «В поисках Немо» общую вредную мораль смягчают: 1) то, что Немо тоже приходится очень серьёзно поработать над собой в созданной им опасной ситуации, которая заставляет меняться отца ради него 2) очень убедительное финальное изображение улучшившихся взаимоотношений счастливых, воссоединившихся сына и отца.

Мультфильм «Принцесса и лягушка». 2009 (+/-)

Родители главной героини, Тианы, – добрые, трудолюбивые люди, любящие друг друга и свою дочь. Первые минуты мультфильма ярко изображают их семейное счастье, а на 6-7 минуте оказывается, что отец Тианы по неизвестной причине уже мертв. Причём сюжетной необходимости в этом ходе не было абсолютно никакой.

Отрицательные образы родительства:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...