Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие как форма мышления. Основные логические приемы формирования понятий.




Понятие – это форма мышления, которая обозначает какой-либо объект или его свойство. Например, один объект мы называем горой, другой – небесным телом, третий – растением; одно свойство или признак мы называем мужеством, другой – хитростью. Любое понятие выражается в слове или словосочетании, например: дом, осенний лист. Формирование понятия – чрезвычайно сложный диалектический процесс. Процесс этот предполагает активность субъекта и проходит в несколько этапов. Выделяют следующие этапы:

Анализ – мысленное расчленение предмета на составляющие его признаки. Сравнение – мысленное выявление признаков сходства и различия в том или ином отношении. Синтез – мысленное соединение признаков предмета, которые обобщаются в некотором понятии, в единое целое. Абстрагирование – мысленное выделение в предмете существенных признаков и отвлечение от других, сосредоточение внимание на чем-то одном. Обобщение – мысленное объединение предметов одного рода, их группировка на базе тех или иных общих существенных признаков; оно связано с различными индуктивными процедурами.

Эти этапы тесно связаны между собой и образуют единый процесс. Итогом является мысль, принимающая неизменно одну и ту же форму – форму понятия, хотя мысль эта и имеет безбрежно разнообразное содержание. Понятие представляет собой форму мышления, которая отражает предмет в его общих и существенных признаках, мыслимых в их единстве. По мере того как развивается действительность, возникают и новые понятия. С возникновением частной собственности появляется возможность ее нарушения – кража, и средство ее защиты от кражи – право. Это находит свое отражение в соответствующих понятиях («право», «закон»).Процесс развития познания, открытие в предметах новых свойств, сторон, отношений также способствует возникновению новых понятий. Так возникли новые понятия наук: электричество, сопротивление металлов, наследственность и др. По мере того как развивается познавательная способность человека, от простых абстракций мысль направляется к более глубоким абстракциям, которые все полнее отражают действительность, например, «природа», «общество» и т.д. Понятия служат способом духовного освоения человеком окружающего мира, затем он будет в состоянии и освоить его практически, восстановив экологический баланс. Чтобы не произошло искажения сущности предметов, что сделает неудачной нашу практическую деятельность, в понятии объединяться лишь то, что едино в самой действительности. Несерьезно объединять в одну категорию, например, гвоздику и наказание.

Понятие выполняет прежде всего познавательную функцию, поскольку в нем накапливаются успехи познавательной, абстрагирующей деятельности человека. Являясь результатом предшествующего процесса познания, понятия выступают далее инструментом последующего познания. Обобщив, например, твердые тела, жидкости и газы, и сформировав понятие «вещество» люди распространили его на новое, ранее неизвестное, вещество – плазму. Постепенно, по мере накопления, наши знания уточняются приводятся в систему, превращаясь затем в науку. Невозможно себе представить науку без понятий. А без науки у человечества нет будущего. Юридические науки оперируют такими понятиями, как «право», «законность», «конституция» и т.д. Специфика их в том, что в них отражается широкий спектр общественных отношений между людьми, которые регулируются правом. С его помощью устанавливаются нормы поведения людей в обществе, совершенствуются сами отношения. Функция средства общения проявляется в том, что оформив свои знания в виде понятий, люди обмениваются ими в ходе совместной деятельности и передают их последующему поколению. Тем самым осуществляется социализация, поддерживается преемственность поколений, развитие общества.

Содержание и объем понятий.

Содержание – это система общих существенных признаков, на основе которой осуществлено обобщение и выделение понятия.

Например, содержание понятий «право» составляют такие его признаки как, «совокупность норм поведения людей», их «установление и санкционирование государством», их «обеспечение принудительной силой государственных органов» и др. Эти признаки – общие и существенные для всякого права вообще и в своей совокупности выделяют право среди других общественных явлений – философии, религии, искусства, морали, политики.

Мыслимые в понятии признаки существуют не по отдельности, а в непосредственной связи друг с другом, образуя определенного рода систему. В этом отражается системный характер самой действительности.Среди признаков, образующих содержание понятия различают родовые и видовые признаки.Например, родовым по отношению к праву выступает признак «нормы поведения людей», этот признак является родовым и для морали. Но, если нормы морали вырабатываются самими людьми в процессе их общения и обеспечиваются силой общественного мнения, то видовыми отличительными признаками права служит то, что его нормы устанавливаются и санкционируются государством, а их исполнение обеспечивается соответствующими органами государственного принуждения.

Объем – это множество предметов, которые характеризуются системой признаков, составляющих содержание понятия. Например, объем понятия «право» составляют все конкретные совокупности правовых норм, существовавшие, существующие и возможные в будущем. Объем понятия можно представить графически в виде круга. А

 

Содержание и объем понятия находятся в тесной взаимосвязи – определенному содержанию понятия соответствует определенный объем и, - наоборот.С уменьшением объема понятия его содержание увеличивается, так как число признаков в нем увеличивается, и, наоборот, с увеличением объема число признаков уменьшается. Существует закон обратного отношения между содержанием и объемом понятия, это один из логических законов. Его действие распространяется на такие понятия, из которых одно выступает подклассом или элементом другого и находит проявление в процессе таких логических операций как обобщение и ограничение понятий. Например, понятия «человек», «германец», «австриец». Содержание понятия «Человек» составляют общие и существенные признаки всех людей вообще, независимо от того германцы они или славяне, или камбоджийцы». Содержание понятия «германец» - богаче: оно включает наряду с общими признаками всех людей также особые признаки германцев. Но с этим увеличением содержания неразрывно связано уменьшение объема понятия: в нем, в понятии «германец» мыслятся уже не все люди вообще, а лишь их часть, а именно германцы (т.е. немцы, австрийцы, голландцы, шведы, датчане и другие народы германской языковой группы). Содержание же понятия «австриец» еще богаче. К признакам всех людей вообще и германцев в частности присоединяются и специфические признаки австрийцев (в отличие от тех же немцев, голландцев, шведов и других народов, входящих в германскую языковую группу). Соответственно объем этого понятия оказывается уже: в него входит теперь лишь часть германцев – именно австрийцы.

 

 

Языковым средством фиксации мысли, ее хранения, и передачи другим людям служит слово – материальный носитель понятия. В слове различают значение и смысл. Значение это стоящие за словом предметы, которые образуют объем понятия. А в основе смысла лежит знание о предметах, составляющее содержание понятия. Всякое понятие выражается словом или словосочетанием, но не всякое слово выражает понятие. Это, например, междометия, в которых непосредственно выражены не мысли, а чувства («ох!», «ух!» и некоторые другие), хотя чувства тоже могут быть предметом мысли и о них возможны свои понятия («ужас», «переживание», «негодование» и др.). Это и союзы, частицы («где», «когда», «поэтому», «нет» и др.). В одном и том же языке понятие может быть выражено разными словами, например: «око» - «глаз», «храбрый» - «смелый» - «отважный», «юрист» - «правовед». Это синонимы.

Но одно и тоже слово может заключать в себе несколько понятий. «Коса» - орудие труда земледельца, песчаная полоса на берегу моря или реки и вид женской прически. «Закон» - это и объективный закон природы, общества, мышления, и юридический закон. Это омонимы.

Точное языковое оформление понятий, выражение их в соответствующих им словах и словосочетаниях есть обязательное условие правильного мышления. И наоборот, обязательным условием правильной речи выступает употребление слов в соответствии с теми понятиями, которые они выражают. Синонимия иногда таит в себе опасность логических ошибок – смешение понятий, подмены понятий и др. В юридической литературе отмечалось, что в качестве синонимов часто используют слова, за которыми стоят разные понятия. Часто смешивают, путают «заявление» и «жалобу», «донос» и «оговор», «помилование» и «амнистию». А от этого усложняется дело, возникает недопонимание, страдают невиновные.

Омонимы тоже надо употреблять осторожно. Если мы скажем – «Закон сохранения и превращения энергии» но «Закон об индивидуальной трудовой деятельности», то такое употребление слова «Закон» будет правильным – в соответствии с различиями понятий «объективный закон» и «юридический закон». Если же мы скажем «Закон о сохранении и превращении энергии» и «Закон индивидуальной трудовой деятельности», то в обоих случаях сочетание слова «закон» с другими словами будет неправильным.

Если одно и тоже слово употребляется в разных значениях одновременно, то такая ошибка в логике называется амфиболией (двусмысленностью). Многозначность слов подчас создает трудности в науке и технике. Поэтому здесь стремятся к однозначности в употреблении тех или иных слов, за которыми стоят понятия. Для этого вырабатываются системы терминов – т.е. слов, имеющих один и тот же смысл.

Виды понятий.

Если в качестве основания деления понятий выдвигают их содержание, то можно отметить следующие пары понятий.

а) Конкретные и абстрактные понятия:

Конкретные это понятия, в которых находят свое отражение сами предметы и явления, обладающие относительной самостоятельностью существования(«океан»,«вяз»,«учитель»).м/б во множ.числе.

Абстрактные – понятия, в которых мыслятся свойства предметов или отношения между предметами, не существующие самостоятельно, без самих этих предметов как своих носителей: «величина» (например, океана), «прочность» (например, вяза), «ответственность» (учителя).число единственное

Разграничение конкретных и абстрактных понятий в известном смысле относительно.

Абстрактные понятия могут входить в состав более сложных конкретных понятий и наоборот. Различать их надо по первому ведущему понятию. «Ответственность учителя» - абстрактное, а «жертва предательства» – конкретное. В юридической практике очень часто используются конкретные и абстрактные понятия. Примеры конкретных понятий: «гражданин», «заработная плата», «преступление», «суд», «презумпция невиновности». Абстрактные понятия: «гражданственность», «платность», «преступность», «судимость», «невиновность».

б ) Положительные и отрицательные понятия:

Положительные – понятия, в которых отражается наличие у предметов мысли каких-либо качеств, свойств (древесина, хозяйство).

Отрицательные – понятия, которые характеризуют отсутствие у предметов каких-либо качеств, свойств. Выражаются они с помощью отрицательных приставок «не», «без», «бес» («неживое», «бесхозяйственность»). В словах иностранного происхождения используются соответствующие отрицательные приставки: «а» («аполитичность»), «анти» («антифашист»), «дез» («дезинтеграция»), «де» («демобилизация»), «контр» («контраргументация»), «ин» («инвариативность») и др. Характеристика понятия в качестве положительного или отрицательного имеет сугубо логическое значение и не имеет ничего общего с существующей фактической оценкой самих предметов мысли, отражаемых его. «Независимость» - отрицательное понятие, хотя само явление в целом положительное, «виновность», - наоборот. Обе характеристики могут и совпадать. «Хозяйство» - и понятие и явление положительное. Одно и тоже качество, свойство может быть выражено и положительным, и отрицательным понятием – «независимость» - «самостоятельность».

в) Соотносительные и безотносительные понятия:

Соотносительные это понятия, в которых предмет мысли предполагает существование другого предмета и без него невозможен, т.е. соотносится с ним. «Родители» и «дети», «учитель и ученик» (учитель без учеников это бессмыслица, как и ученик без учителя). Безотносительными называются такие понятия, в которых мыслится предмет, существующий до известной степени самостоятельно, образно говоря отдельно от других («волк», «стакан»).

г) Собирательные и несобирательные понятия:

Они различаются в зависимости от того, как соотносятся они с предметами мысли, которые они охватывают: с группой предметов в целом или с каждым предметом этой группы в отдельности. Например, «дивизия» - собирательное понятие, поскольку им охватывается совокупность военнослужащих, мыслимых как единое целое. Особенность собирательных понятий состоит в том, что они не могут быть отнесены к каждому предмету данного класса: отдельный военнослужащий это не дивизия, одна звезда это не созвездие. Другой особенностью является следующее: то, что высказывается о классе предметов в целом, может не относиться к каждому предмету данного класса. «Французская дивизия уничтожена» - это не означает, что погибли все солдаты и офицеры. «Нотариат», «арбитраж», «адвокатура» - собирательные понятия.

Несобирательные понятия относятся не только к группе предметов в целом, но и к каждому отдельному предмету данной группы. Например, «животное» - это и вся совокупность животных вообще, и медведь, и лев, и слон – в частности, и данное конкретное животное – в отдельности. Несобирательные понятия могут употребляться в собирательном и разделительном смысле, соответственно - «Искусство – форма общественного сознания» и «Искусство принадлежит народу».Такого рода различие играет некоторую роль в умозаключениях. Правильность вывода часто зависит от того, в каком смысле – собирательном или разделительном – употребляется то или иное понятие. виды понятий по содержанию характеризуют качественные различия предметов.

Виды понятий по их объему характеризуют количественные различия предметов.

а) Пустые и непустые понятия:

Понятия с нулевым объемом называются пустыми («теплород», «вечный двигатель»), т.е. относятся к несуществующим реально предметам.

К непустым относят понятия, в объем которого входит по крайней мере один реальный предмет («самый крупный город Австралии», «забор», «самолет»).

Относительность деления понятий на пустые и непустые обуславливается шаткостью границ между тем, что есть и чего уже нет, а также тем что будет.

б) Единичные и общие понятия:

Единичными называются такие понятия, объем которых составляет только один предмет («планета Нептун» «Бельгия», «пизанская башня»). Понятия, которые охватывают совокупность предметов, если они мыслятся как единое целое, т.е. употребляются в собирательном смысле также называются единичными («метагалактика», «НАТО»).

Общие понятия включают в свой объем группу предметов, и понятия эти приложимы к каждому элементу этой группы, т.е. употребляются в разделительном смысле («государство», «организация», «суд», «свидетель» и другие).

Деление понятий на единичные и общие также относительно, поскольку в одних условиях одно и тоже понятие может быть единичным, а в других общим. Общие понятия могут быть регистрирующими (понятия, в которых число мыслимых в нем предметов поддается учету, регистрации; и нерегистрирующими, т.е. относящиеся к неопределенному числу элементов: «следователь», «адвокат», «закон» - в них мыслятся все люди, все законы прошлого, настоящего, будущего. Они имеют бесконечно большой объем.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...