Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Осуществление проектной деятельности в детском саду.




В связи с введением ФГОС одним из приоритетных и наиболее эффективных средств обучения и воспитания детей становится метод проектов. Он позволяет в полной мере обеспечивать развитие субъектов деятельности и инновационных процессов.

Метод учебных проектов - это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребенок познает себя и окружающий мир, воплощает новые знания в реальные продукты.

Проект -это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.

Любой проект – продукт сотрудничества детей, воспитателей и родителей. Он позволяет развивать познавательный интерес к различным областям знаний, формировать коммуникативные навыки и нравственные качества. Участие в проекте помогает ребенку почувствовать свою значимость, ощутить себя полноправным участником событий, способствует усилению позиций «Я сам», «Я сделаю», «Я умею». У детей появляется возможность проявить себя в различных видах деятельности, внести свою лепту в общее дело, проявить индивидуальность, завоевать определенное положение в группе.

В основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск. Обязательные составляющие проекта - детская самостоятельность (при поддержке педагога), сотворчество детей и взрослых.

Преимущества проектного метода воспитательно-образовательного процесса:

- является одним из методов развивающего обучения, т.к. в его основе лежит развитие познавательных навыков детей;

- повышает качество образовательного процесса;

- служит развитию творческого мышления.

- способствует повышению компетентности педагогов.

 

В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:

1. Исследовательские проекты предполагают проверку предположения (гипотезы) с использованием научных методов познания (наблюдения, эксперимент). В младших группах выбор проекта осуществляет воспитатель, основываясь на интересах детей или данных диагностики.
В группах старшего дошкольного возраста выбор темы проекта может осуществлять как педагог, так и дети в соответствии со своими желаниями и уровнем развития.

2. Творческие проекты связаны с подготовкой праздников, театральных представлений. Дети могут принимать участие в разработке отдельных фрагментов сценария, но чаще всего становятся исполнителями заданных взрослыми ролей. Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов в виде детского праздника, детского дизайна.

3. Игровые проекты - участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие отношения в определенных проблемных ситуациях. Поскольку в основе таких проектов лежит сюжетно-ролевая игра, дети охотно включаются в проектную деятельность, легко осваивают свои роли, активно участвуют в развитии сюжета, с интересом собирают информацию и выполняют действия, необходимые для соответствия роли и достижения поставленных целей.

4. Информационные проекты направлены на сбор и анализ информации о каком-либо объекте или явлении. Благодаря присущим детям любознательности, старшие дошкольники охотно включаются в информационные проекты в том случае, если им интересна проблема, лежащая в его основе.

5. Практико-ориентированные (прикладные) проекты связаны с работой на достижение значимого результата, а результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников.

Работа над проектом происходит в несколько этапов:

I этап – организационно-подготовительный:

· подборка программно-методического обеспечения для реализации проекта;

· пополнение предметно-пространственной среды;

· подбор диагностического материала для выявления зна­ний детей.

II этап - рефлексивно-диагностический:

· анализ педагогом своих профессиональных возмож­ностей и предполагаемых затруднений;

· выявление интереса и уровня знаний детей по теме проекта;

· формирование банка данных об уровне родительской компе­тентности по данной теме.

III этап - практический:

· коррекция индивидуальных планов педагогов, участвующих в проекте;

· определение содержания работы;

· реализация проекта через взаимодействие с коллегами и ро­дителями, активное внедрение нетрадиционных форм работы с детьми, в т. ч. проектно-игровую деятельность ребенка;

· обобщение и распространение опыта работы;

· защита проекта.

IV этап — заключительный:

· анализ достижения целей и полученных результатов;

· определение дальнейших направлений реализации рассматри­ваемой в проекте проблемы в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.

 

Для того чтобы проект стал результативным, воспитатель должен:

· Глубоко изучить тему проекта, подготовить предметно-пространственную развивающую среду.

· Создать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.

· Ввести детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на их личный опыт.

· Заинтересовать каждого ребенка темой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.

· При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.

· Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.

· Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.

· В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.

· Ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений на практике.

· Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом.

· На заключительном этапе проекта провести его презентацию всеми участниками.

 

Внедрение педагогического проектирования в образовательную практику детского сада дает пролонгированный позитивный эффект: реализация одного проекта влечет за собой последующие проекты. Критерием успешности и результативности проектной деятельности можно считать рост степени самостоятельности детей при каждом этапе деятельности, также у детей возрастает самоорганизация, навыки познавательной творческой деятельности.

Таким образом, освоение педагогами технологии проектирования позволит повысить уровень их профессионального мастерства и создать в ДОУ условия для эффективной воспитательно - образовательной работы.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...