Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Фундаментальная библиотека имени императрицы Марии Федоровны РГПУ им. А. И. Герцена.

 

Перестройка зданий на Миллионной улице не помогла справиться с теснотой и перенаселенностью, поэтому было принято решение о переезде Дома в новое место. В декабре 1797 г. императрица купила в казне за 300 тыс. рублей дом графа
К. Г. Разумовского на Мойке и за 150 тыс. рублей дом графа А. Г. Бобринского, смежный с первым зданием.

(с. 23)

 

Возвращение предполагало совершенствование системы высшего педагогического образования, поэтому в 30-е гг. в Ленинграде продолжились реорганизации, оказавшие влияние и на развитие структуры педагогического института им. А. И. Герцена. В 1933 г. на базе педагогического техникума создается Городской педагогический институт им.
М. Н. Покровского, и в этом же году открывается Областной педагогический институт, которые уже в 1937 г. объединяются в Ленинградский государственный педагогический институт им. М. Н. Покровского, просуществовавший до его включения в 1957 г. в институт им. А. И. Герцена.

Ленинградский городской педагогический институт им. М. Н. Покровского (1933–1937) (М. Посадская, 26 – с 1933 г.; К. Маркса, 84 б – 1934–1935 гг.; Смольнинский район,
ул. Домбаля, 3 – с 1936 г.) образован в 1933 г. В 1934 г. здесь были математическое, физическое, химическое, биологическое, трудовое отделения. В 1935 г. образовались факультеты: естествознания, физико-математический, в 1936 г. к ним добавился факультет иностранных языков (немецкий, французский). В 1937 г. на иностранном факультете был дополнительно включен английский язык.

Ленинградский областной педагогический институт (1933–1937) (К. Маркса, 84 б – с
1933 г., М. Посадская, 26 – с 1934 г.). В 1934 г. в институте были историческое, биологическое, литературное, математическое, физическое, географическое отделения. В 1935–1937 гг. были образованы факультеты: исторический, языка и литературы, физико-математический, естествознания, географический. В 1937 г. Областной и Городской институты были объединены.

(с. 107)

 

А условия работы в первый послевоенный год были очень тяжелыми: первый корпус еще не был введен в строй, не функционировал и пятый корпус. Ректорат, библиотека, факультеты русского языка и литературы и географический имели всего по две комнаты в третьем корпусе, здесь же находились дирекция и учебная часть. Все кабинеты, в том числе физические лаборатории, использовались как аудитории.

В течение первых послевоенных лет благодаря помощи студентов институт провел значительные восстановительные работы. И уже в 1946–1947 учебном году вошли в строй первый и пятый корпуса.

(с. 139)

 

Ленинградский государственный педагогический институт им. М. Н. Покровского
(1937–1957) (М. Посадская, 26) возник на базе закрытых Областного педагогического института и Городского педагогического института им. М. Н. Покровского. В 1938–1941 гг. в институте были факультеты: исторический, языка и литературы, физико-математический, естествознания, географический. В дни Отечественной войны институт был присоединен к Педагогическому институту им. А. И. Герцена и вместе с ним эвакуирован в Кисловодск, затем – в Кыштым Челябинской области. С 1946 г. институт стал вновь функционировать самостоятельно и вел подготовку по специальностям: русский язык и литература, история, физика, математика, география, естествознание. В 1947 г. был открыт факультет иностранных языков. В 1947–1948 гг. велась подготовка по специальностям: русский язык и литература, история, физика и математика, естествознание и химия, география, немецкий язык, французский язык, английский язык. Заочное отделение готовило специалистов по тем же специальностям, кроме иностранных языков. В 1949–1956 гг. были те же специальности, за исключением немецкого языка, который в 1949–1952 гг. не преподавался. С 1953 г. иностранное отделение специализируется на французском, немецком, английском языках. Специальности дневного отделения 1957 г. – русский язык, литература и иностранный язык, математика, черчение и астрономия, физика, основы производства и черчение, география, биология и химия; заочного – русский язык и литература, математика и физика, естествознание и химия, география. В июне 1957 г. институт был объединен с Педагогическим институтом им. А. И. Герцена.

(с. 147)

 

Очень удобен был режим работы буфетов. Они открывались в 7.30 утра и закрывались в 9 часов вечера. Занятия же в институте начинались в 8 часов утра, а заканчивались в 10 вечера (вечерняя форма обучения, читальные залы, чертежные комнаты и т.д.). Можно без преувеличения сказать, что для студентов, которые проживали в общежитиях на территории института (в 5, 7, 9, 12 корпусах) и на улице Желябова, 27, столовая была почти вторым домом.

Г. А. Бордовский, выпускник 1963 г.

(с. 162)

 

Факультет философии человека создан по инициативе группы философов, психологов, культурологов Педагогического университета (В. Н. Панферова, В. А. Рабоша,
А. П. Валицкой, Л. М. Мосоловой) во главе с профессором, заведующим общеуниверситетской кафедрой философии В. И. Стрельченко, ставшим первым деканом нового факультета. С 1996 г. факультет возглавил профессор В. А. Рабош, много сделавший для развития прикладных, практико-ориентированных образовательных программ. Факультет представляет собой уникальное в системе образования России учебное заведение, готовящее преподавателей широкого социогуманитарного профиля, способных профессионально решать сложные проблемы духовной сферы жизни человека и общества. Концепция факультета построена с учетом как современного состояния образования и общества, так и с учетом стратегии развития социогуманитарного знания. Её образовательный и научно-исследовательский смысл заключается в интеграции широкого спектра социогуманитарных дисциплин, центром которых стал человек. Факультет готовит специалистов в области практической философии и культурологии, связей с общественностью и рекламы. Здесь работают талантливые ученые, яркие личности, которые создают на факультете атмосферу творчества.

(с. 176)

 

Сами здания Педагогического университета имеют давнюю и любопытную историю. Своя судьба и у сложившегося к концу XIX в. уникального архитектурного комплекса на Мойке 48–52.

Это самый центр города, где сосредоточены памятники архитектуры мирового значения это – особое пространство, неповторимая аура которого созидалась веками: каждый шаг здесь рождает исторические ассоциации и воспоминания... Весь этот комплекс занимает площадь 62 тыс. кв. метров, имеет естественный уклон в сторону канала Грибоедова и ограничивается Невским проспектом, улицами Гороховой и Казанской, левым берегом Мойки. С одной стороны к нему примыкает Строгановский дворец, с другой – Казанский собор, который, возвышаясь над Воронихинской решеткой, смотрит на университет и шлет свои звоны в сад и окна бывшего дворца Разумовского.

В первые годы строительства новой столицы России, когда город располагался преимущественно на Васильевском острове и Петербургской стороне, участок этот долго оставался неосвоенным. Примерно к 1720-м гг. стали определяться границы территории будущего комплекса: была проложена Невская перспектива, обозначилась нынешняя Гороховая улица, наметилась Казанская.

На плане 1737 г. эта территория уже разделена на отдельные участки: непосредственно прилегающий к Невскому проспекту и набережной Мойки принадлежал Строгановым, соседний с ним – обер-гофмаршалу Левенвольде, следующий – С. В. Лопухину.

На участке Р. Г. Левенвольде в 1730-х гг. по проекту Ф.-Б. Растрелли был построен деревянный барский дом. Его большой двор ограничивали справа и слева служебные флигели, один из которых, каменный, сохранился до наших дней, за домом был разбит большой сад. Однако хозяину дома не довелось прожить в нем долго: после дворцового переворота, свергшего Ивана VI и его мать, регентшу Анну Леопольдовну, бироновщине настал конец, и Левенвольде был отправлен в ссылку, а его дом отдали во временное пользование архиепископу Арсению.

В 1749 г. императрица Елизавета Петровна дарит усадьбу Левенвольде графу Кириллу Григорьевичу Разумовскому (брату своего тайного супруга Алексея Григорьевича Разумовского) в день его свадьбы. Позднее деревянный дом был снесен, а на его месте в 1762-66 гг. возведен каменный дворец. Это был один из самых великолепных дворцов столицы.

Наряду с построенными в те же годы зданиями Академии художеств, «Новой Голландии», Малого Эрмитажа и другими, дворец Разумовского – одно из лучших достижений русского зодчества 2-й половины XVIII в. Он сохранился до наших дней и является сегодня главным корпусом Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. Дворец был построен по проекту крупнейших архитекторов эпохи –
А. Ф. Кокоринова и Ж.-Б. Валлен-Деламота, которые совместно создали много архитектурных шедевров Петербурга.

По всей своей плановой и объемной композиции, частично искаженной в результате перестроек, произведенных в XIX столетии, дворец напоминает подобные сооружения загородных царских резиденций. Для него характерно традиционное для эпохи классицизма композиционное выделение доминирующего центрального массива и строго симметричное построение всего ансамбля, включающее главное здание и флигели.

(с. 208)

 

Здание "в Петербургской стороне", (на Малой Посадской, 26) было построено специально для Императорского Женского педагогического института в 1906 г. Для его строительства по распоряжению вел. кн. Константина Константиновича приглашены архитекторы
В. В. Старостин и А. И. Зазерский.

По мысли архитекторов центральный подъезд обустроен на стыке двух крыльев здания и выходит на исторически сформировавшуюся площадь в месте соединения Малой Посадской, Большой Посадской и Мичуринской улиц. Дворовый фасад здания Женского педагогического института оформлен в приемах "кирпичного стиля". У края карниза сохранилась небольшая арка-звонница, отмечающая местонахождение помещения, где до перепланировки была церковь, созданная по проекту архитектора Н. В. Султанова. Храм был освящен 12 февраля 1906 г. в честь иконы Иверской Божией Матери и располагался на третьем этаже, где сейчас находится актовый зал.

В разные годы в этом здании размещались педагогические учреждения, теперь здесь находятся подготовительные курсы, факультеты коррекционной педагогики и философии человека.

(с. 217)

 






©2015- 2017 megalektsii.ru Права всех материалов защищены законодательством РФ.