Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Виды доходов неприбыльных организаций.

Место и роль фандрайзинга в социальной работе

Одной из ключевых фигур сферы фандрtйзинга в социальной работе, являются неприбыльные организации (НПО). Рассмотрению видов НПО и особенностей технологии работы с ними посвящен данный раздел нашего исследования. Всего выделяют 6 категорий НПО:

К первой категории относятся:

– органы государственной власти;

– органы местного самоуправления: территориальную общину; сельский, поселковый, городской совет; председателя сельского, поселкового, городского совета; исполнительные органы сельского, поселкового, городского совета; районные и областные советы, представляющие общие интересы территориальных общин сел, поселков, городов;

– органы самоорганизации населения;

– организации и учреждения, созданные органами государственной власти РФ, содержание которых осуществляется за счет средств бюджета; организации и учреждения, созданные органами местного самоуправления, содержание которых осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов. К двум последним относятся учреждения социального обеспечения, науки, культуры, образования, здравоохранения и т.д.

Ко второй категории относятся:

– общественные организации;

– благотворительные фонды;

– творческие союзы;

– политические партии;

– научно-исследовательские и высшие учебные заведения III–IV уровней аккредитации, внесенные в Государственный реестр научных учреждений, которым оказывается помощь государства.

К третьей категории НПО относятся:

– пенсионные фонды (самостоятельная финансово-банковская система, созданная с целью аккумулирования средств на уплату пенсий после окончания трудовой деятельности);

– кредитные союзы (неприбыльные организации, учрежденные физическими лицами на кооперативных началах с целью удовлетворения потребностей их членов во взаимном кредитовании, оказании финансовых услуг путем объединения денежных взносов).

К четвертой категории НПО относятся иные, нежели перечисленные в категории 2, неприбыльные организации, например, гаражные кооперативы, садоводческие товарищества и т.д.

К пятой категории НПО относятся союзы, ассоциации и другие объединения юридических лиц, жилищно-строительные кооперативы, созданные для представления интересов учредителей, содержащиеся за счет их взносов, и не осуществляющие коммерческую деятельность.

К шестой категории относятся религиозные общества, управления и центры, монастыри, религиозные братства и т.д.

Виды доходов неприбыльных организаций.

Фандрtйзинговая деятельность НПО имеет целью привлечение материальных, финансовых и иных средств, необходимых организации для выполнения ее уставной деятельности. К основным видам доходов относятся:

– пассивные доходы, полученные в виде процентов, дивидендов, страховых выплат и роялти;

– безвозвратная финансовая помощь,

– безвозмездно предоставленные товары (работы, услуги);

– основная деятельность – деятельность НПО по предоставлению благотворительной помощи, просветительских, культурных, научных, образовательных и других подобных услуг для общественных нужд, по созданию системы социального самообеспечения граждан и для других целей, предусмотренных уставными документами, составленными на основании норм соответствующих законов о неприбыльных организациях.

К базовым условиям и особенностям фандрейзинга в любой стране, в том числе в России относится то, что неприбыльные организации освобождаются от уплаты ряда налогов. Во всяком случае, это относится к этапу получения финансирования, поскольку подразумевается, что со средств, безвозмездно передаваемых НПО, налоги уже заплачены. Если же, как это происходит в ряде случаев, трактовать получаемую НПО помощь как ее доход, подлежащий налогообложению, то возникает ситуация двойного налогообложения, поскольку спонсор уже заплатил налоги со средств, передаваемых в виде благотворительного пожертвования. Это положение, в частности, относится к структурам, зарегистрированным как неприбыльные, но не имеющим статуса неприбыльной организации. В большинстве случаев освобождение НПО от налогов (на этапе получения помощи) является обязательным условием донорских организаций, оказывающих финансовую поддержку. Законодательство многих стран позволяет осуществлять спонсорскую деятельность только после уплаты налогов, либо государство, осознавая социальную значимость благотворительности, разрешает плательщикам налогов оказывать финансовую поддержку неприбыльным проектам и программам вместо уплаты налогов.

Потенциальными источниками финансирования НПО являются: благотворительные фонды и международные донорские организации, предпринимательские структуры, органы исполнительной власти и местного самоуправления, физические лица; другие НПО.

Следует отметить, что фандрейзинг предполагает поиск ресурсов, необходимых НПО, среди которых финансовые ресурсы занимают важное, но отнюдь не единственное место. В целом можно выделить следующие виды ресурсов, в которых нуждаются НПО: финансы, материальные ресурсы (техника, оборудование и т.д.), информационные ресурсы, человеческие ресурсы (например, работа волонтеров).

Разговор о потенциальных источниках финансирования НПО начнем со статистических данных. В западных странах среднестатистический годовой бюджет НПО составляют:

– членские взносы и доходы от собственной деятельности – 47%;

– государственное финансирование – 43%;

– благотворительные пожертвования, включая (гранты от фондов, коммерческих фирм и индивидуальные пожертвования) – 10%.

Подавляющую часть поступлений НПО (90%) составляют «нетрадиционные» для организаций СНГ источники – хозяйственная деятельность, государственное финансирование и членские взносы. Более привычные для наших организаций гранты от донорских организаций, благотворительные пожертвования от коммерческих фирм и физических лиц составляют лишь 10%.

Иная картина наблюдается в странах СНГ. Согласно данным социологического исследования «Правовые инициативы некоммерческих организаций России», среднестатистический бюджет НПО России состоит из поступлений из следующих источников:

1) членские взносы – 18.0 %;

2) индивидуальные пожертвования – 12.0 %;

3) спонсорские взносы – 12.6 %;

4) средства российских фондов – 2.8 %;

5) средства иностранных фондов – 22.7 %;

6) государственные источники – 8.9 %;

7) средства политических организаций – 5.1 %;

8) собственные доходы от услуг – 0.6 %;

9) прочие источники – 9.3 %.

Если сгруппировать данные статьи поступлений в соответствии с основными источниками финансирования НПО, определенными ранее, то картина будет следующей:

– благотворительные фонды и международные донорские организации (Г, Д) – 25,5%;

– предпринимательские структуры (В) – 12,6%;

– органы исполнительной власти и местного самоуправления (Е) – 8,9%;

– физические лица (А, Б) – 30%;

– другие НПО (Ж) – 5,1%.

Благотворительные фонды (далее БФ) являются на сегодняшний день наиболее распространенным источником финансирования НПО. Согласно данным Центра Европейских Фондов (EFC) в США зарегистрировано около 40 тысяч подобных организаций, в Европе их количество колеблется от 80 до 100 тысяч. Годовые бюджеты фондов очень сильно различаются: от десятков тысяч до сотен миллионов долларов. Таким образом, можно только представить, о каких суммах, выделяемых на финансирование общественных инициатив, идет речь.

Наиболее распространенной формой финансирования НПО донорскими организациями являются гранты. Гранты предоставляются донорскими организациями в ходе проведения грантовых программ – конкурсов, проводимых среди НПО. Грантовые программы могут быть открытыми или закрытыми. В первом случае к участию в конкурсе допускаются все организации, которые отвечают общим требованиям донорской организации (например, НПО должна быть внесена в Реестр неприбыльных организаций). К участию в закрытых конкурсах допускаются только те НПО, которые соответствуют особым условиям данной грантовой программы (например, только региональные партнеры донорской организации или НПО, ранее получавшие (или, наоборот, не получавшие) гранты от этого БФ и т.д.).

Кроме того, конкурсы грантов либо проводятся БФ самостоятельно, либо несколько организаций объединяются для совместного финансирования.

Существует большое количество различных типов грантов, например:

– гранты общей поддержки – благотворительная помощь, оказываемая неприбыльным организациям на поддержку их основной деятельности, обеспечение устойчивости и развития;

– гранты на программы или проекты – благотворительная помощь, предоставляемая на реализацию конкретного проекта или программы;

– гранты с частичным финансированием – вид благотворительной помощи, предполагающий обязательное привлечение дополнительных источников финансирования (другие донорские организации или собственные средства неприбыльной организации);

– капитальные гранты – благотворительная помощь, предоставляемая на капитальные затраты неприбыльной организации (приобретение недвижимости, ремонт, приобретение необходимого оборудования и т.п.);

– корпоративные гранты – благотворительная помощь, которая оказывается неприбыльным организациям предпринимательскими структурами; либо гранты, предполагающие софинансирование проекта со стороны бизнеса;

– начальные гранты – благотворительная помощь, предоставляемая неприбыльным организациям на начальном этапе их развития (как правило, до 1 года с момента регистрации) с целью обеспечения их устойчивости и институционального развития; либо гранты на создание новых организаций (новых направлений в рамках действующей организации);

– гранты в натуральной форме – благотворительная помощь, предоставляемая в виде материальных ценностей, а не денежных средств;

– перспективные гранты – благотворительная помощь, предоставляемая организации в размере равном учредительному фонду организации, но выплачиваемая по частям (доля выплаты равна сумме доходов, которую получила бы организация за год, если бы учредительный взнос был сделан единоразово);

– посреднические гранты – благотворительная помощь, предоставляемая спонсором для проведения социально ориентированной политики от его имени;

– стимулирующие гранты – благотворительная помощь, составляющая определенный процент от необходимой НПО суммы с целью ее стимулирования к дальнейшему обращению к донорам; либо средства, выделяемые на проведение кампаний по сбору средств для НПО;

– целевые гранты – благотворительная помощь, предоставляемая НПО целевым образом для осуществления конкретной деятельности.

Финансирование НПО в форме грантов является одной из особенностей БФ. Кроме того, существуют и другие особенности работы с донорскими организациями:

высокая степень конкуренции. Грантовые программы известных донорских организаций собирают 400 и более проектов, из которых отбирается для финансирования обычно не более 10%;

заявка на финансирование подается в виде проекта (см. Пособие по написанию проектов);

отбор проектов для финансирования происходит на конкурсной основе.

Проектные заявки составляются на основании аппликационных форм. Аппликационная форма (специализированная анкета) представляет собой набор определенных разделов (вопросов), освещение которых является обязательным. У некоторых БФ аппликационные формы разработаны настолько подробно, что подготовка проекта по сути сводится к ответам на вопросы анкеты.

Процедура рассмотрения проектов обычно происходит в несколько этапов. На первом этапе проекты проверяются менеджерами программы с точки зрения их соответствия приоритетам программы грантов и правильности оформления документов. На втором этапе проекты рассматриваются членами специальных экспертных комиссий, принимающих решение о финансировании. На третьем этапе проекты утверждаются директором (правлением) БФ. В отдельных случаях эта процедура бывает еще более сложной. Например, экспертные комиссии проводят отбор в несколько туров (этапов), либо национальные представительства международных БФ отправляют отобранные проекты на утверждение в центральные офисы.

Значительные сроки рассмотрения проектов. Как правило, процедура рассмотрения проектов (с момента подачи заявки до начала финансирования) занимает от 3 до 12 месяцев. Реальные сроки рассмотрения необходимо учитывать во время подготовки проекта, поскольку он может «морально устареть» еще до начала финансирования.

Специфические правила отчетности по проекту. Ведение документации, оформление и подача отчетов по грантам предполагает наличие специальных навыков и умений от директора и бухгалтера проекта (см. Пособие по написанию проектов).

Следующим источником финансирования НПО являются коммерческие структуры, а поиск средств среди предпринимательских структур называется корпоративным фандрейзингом.

Как уже отмечалось, корпоративный фандрейзинг еще не получил должного распространения в России, хотя, как свидетельствуют проводимые опросы, значительная часть предпринимательских структур осознает свою «обязанность» финансировать общественные инициативы. Вывод очевиден – возможности корпоративного фандрейзинга недостаточно используются российскими организациями. Среди основных причин такого положения дел можно отметить:

отсутствие традиций социального партнерства между бизнесом и НПО;

взаимное недоверие;

непонимание частью предпринимателей роли НПО в общественном развитии;

отсутствие традиций благотворительности в обществе;

неумение НПО работать с предпринимателями, т.е. отсутствие навыков корпоративного фандрейзинга.

Несмотря на имеющиеся сложности, корпоративный фандрейзинг развивается в России. В этой связи НПО очень важно знать мотивы, которые побуждают предпринимателей выделять средства на благотворительность. Согласно данным проведенных опросов для предпринимателей важно:

– быть полезным обществу – 43,1%;

– проявить сочувствие – 26%;

– привлекаться к реализации полезных дел – 25,4%;

– чтобы цели проекта совпадали с корпоративной политикой – 18%;

– чтобы благотворительные средства привели к увеличению сбыта продукции – 12%;

– чтобы в регионе произошли существенные изменения – 11%;

– позволить себе просто потратить деньги – 8,2%;

– заявить о себе – 8%;

– получить дополнительную рекламу – 7,6%.

На самом деле выгода и преимущества, которые может получить предприниматель в результате благотворительной деятельности, значительно шире. Речь, однако, в данном случае идет не о финансировании конкретного проекта, а об использовании широкомасштабных благотворительных акций (например, программ грантов) на национальном уровне как элемента PR-стратегии и рекламной кампании фирмы

В данной ситуации очень важно, чтобы со стороны бизнеса было доверие к третьему сектору, понимание его специфики и отношение к НПО не как к просителю, а как к равноправному партнеру. НПО, выступающие в качестве социального партнера для предпринимательской структуры, имеют много преимуществ (по сравнению с другими типами организаций).

Вышеприведенные данные, которые необходимо учитывать НПО при обращении к бизнес структурам за финансированием, красноречиво свидетельствуют о доминирующей социальной ориентации благотворительных начинаний бизнесменов – стремлении оказать поддержку наиболее уязвимым слоям населения вопреки распространенному мнению, что бизнес поддерживает лишь спортивные мероприятия и различные шоу.

Не менее важно учитывать при обращении к предпринимателям те виды и формы помощи, которые наиболее приемлемы для них. Большинство бизнес структур (80,3%) предпочитают непосредственное участие в акциях НПО. 13% считают, что наиболее целесообразной формой помощи является благотворительность через специализированные благотворительные фонды. Среди бизнесменов, которые предпочитают работать с НПО напрямую, 39% готовы давать «живые» деньги, а 21% – оказывать помощь продукцией, которую производит компания.

Международный опыт свидетельствует, что возможных форм оказания помощи НПО со стороны бизнеса значительно больше. Их можно разделить на несколько групп:

– финансовая помощь: благотворительные пожертвования, беспроцентная возвратная помощь, низкопроцентные кредиты, платные услуги.

– человеческие ресурсы: «консультант» (представитель компании определенное время работает в НПО, получая при этом зарплату в коммерческой структуре), «волонтерство» (привлечение сотрудников фирмы к организации и проведению мероприятий НПО), «стажировка» (сотрудник НПО проходит стажировку у квалифицированных специалистов фирмы), «мозговой штурм» (специалисты фирмы решают те или иные задачи по просьбе НПО), «обучение» (специалисты фирмы проводят бесплатные семинары для сотрудников НПО, либо, наоборот, специалисты НПО проводят семинары для сотрудников фирмы в обмен на финансирование).

– материальные ресурсы: часть продукции, производимой фирмой, бесплатно передается НПО (для использования, либо для продажи), передается бывшая в употреблении оргтехника, мебель и т.п. (то, что подлежит замене и будет списано).

– информационные ресурсы: обоюдное обеспечение оперативной информацией, помощь в размещении и поиске информации.

– предоставление возможностей: предоставление оборудования и помещений для использования и др.

Третий источник финансирования НПО – государство, точнее органы исполнительной власти и местного самоуправления. Во всем мире государство является одним из основных источников финансирования НПО (43% от всех поступлений). Однако в данном случае необходимо сделать одну оговорку. Поскольку государственные органы согласно законодательству РФ также относятся к НПО, то в данном разделе мы рассматриваем варианты взаимоотношений между органами власти (как источником финансирования) и неправительственными неприбыльными организациями (как получателями финансовой поддержки).

Можно выделить целый ряд причин, объясняющих, почему органам власти «выгодно» оказывать финансовую поддержку НПО. В данном случае речь не идет о благотворительности в чистом виде, поскольку органы управления в силу своих задач и функций не относятся ни к меценатам, ни к спонсорам. Отношения между государством и НПО носят принципиально иной характер – это социальное партнерство. Будучи по своей природе неприбыльными структурами, органы власти заинтересованы в максимальном удовлетворении социально-экономических потребностей и обеспечении устойчивого развития сообщества и территорий, которые они представляют. В силу сложности, многогранности и трудоемкости обязанностей и функций органов управления, ограниченности их человеческих и материальных ресурсов, они просто не в состоянии самостоятельно решить все проблемы местного сообщества. В связи с этим им необходимы помощники и партнеры. Часть функций государства берут на себя коммерческие структуры (известно множество примеров, когда предприниматели выполняют те или иные заказы государства). Однако природа бизнеса предполагает получение прибыли, в противном случае коммерческая деятельность теряет всякий смысл, что в конечном итоге делает предлагаемые бизнесом услуги значительно дороже. Совершенно иное дело - негосударственные неприбыльные организации. Их цели и задачи во многом совпадают с целями и задачами органов власти: помощь малоимущим, содействие развитию образования, культуры, спорта, вопросы здравоохранения, защиты окружающей среды и т.д. С другой стороны, деятельность негосударственных организаций не направлена на получение прибыли, что в совокупности с освобождением от уплаты многих налогов в значительной степени снижает себестоимость производимых ими товаров и услуг.

Таким образом, социальное партнерство следует рассматривать как привлечение государственными органами НПО к решению социально-экономических проблем сообщества или региона. Другими словами, это – передача части функций и полномочий государственных органов НПО. Естественно, что передача таких функций предполагает и передачу части финансовых ресурсов, которыми орган власти располагает в рамках соответствующего бюджета.

Еще один источник финансирования НПО – физические лица. Это наиболее многочисленная, слабо поддающаяся структурированию или классификации категория потенциальных спонсоров НПО. К ней относятся практически все жители города, региона, страны, граждане иностранных государств, которые разделяют позицию НПО и готовы тем или иным способом поддержать ее деятельность. Размер индивидуальных пожертвований в структуре доходов НПО сравнительно невелик: 1% в Японии, 2% в Германии, 7% в Великобритании, 12% в России, 14% в США, хотя следует заметить, что реальные поступления от физических лиц значительно превышают вышеприведенные цифры. Дело в том, в данном случае мы говорим лишь о прямых благотворительных пожертвованиях от физических лиц, не учитывая членские взносы и различные виды оплаты, которые совершают физические лица в обмен на предоставляемые им услуги. Если же суммировать все виды поступлений в бюджет НПО от граждан, то этот источник финансирования (правда, вместе с собственной хозяйственной деятельностью НПО) является основным – в США он составляет около 57% от общего дохода НПО, в России – 30%.

Разновидность фандрейзинга, направленная на работу с отдельными гражданами, получила название индивидуального фандрейзинга. С индивидуальной благотворительностью мы сталкиваемся и в нашей повседневной жизни. Практически каждому приходилось видеть, как на улицах собираются добровольные пожертвования на строительство храмов, помощь бездомным животным и т.д. Многие из нас (в силу своих возможностей) выделяли на эти цели те или иные средства, становясь, таким образом, спонсорами того или иного мероприятия.

Успех индивидуальной филантропии зависит от многих факторов, среди которых отметим два ключевых:

– уровень доходов и благосостояния населения;

– благотворительность воспринимается обществом как положительное, социально значимое явление.

Индивидуальная филантропия получила широкое распространение во всех развитых странах в силу того, что она стала частью менталитета целых наций и вошла в разряд высших моральных ценностей. Если предпринимательская структура, занимаясь благотворительностью, преследует коммерческие цели (привлечение новых клиентов, снижение налогов и т.д.), государство перекладывает на плечи НПО решение ряда социально значимых проблем, то мотивы физических лиц находятся в совершенно иной плоскости. Прежде всего, такие мотивы относятся к моральной и эмоциональной сферам. Эмоциональная подоплека в данном случае состоит в том, что человек просто «жалеет» объект, ради которого производится сбор средств (например, детей-сирот), хотя сама проблема может и не являться для него приоритетной.

Говоря о моральном факторе, отметим, что человек, делая благотворительное пожертвование, совершает благое деяние, т.е. действие, направленное на благо общества, тем самым повышая свой социальный статус в глазах окружающих и в своих собственных. Рассчитывать на успех в индивидуальном фандрейзинге может лишь та НПО, чья миссия и задачи соответствуют представлениям большинства населения о важности той или иной проблемы, равно как и моральным ценностям, господствующим в обществе. Можно только представить реакцию простых людей, если на улице появятся «сборщики» добровольных пожертвований, целью которых является поддержка малого бизнеса или переподготовка государственных чиновников. Наверняка, такая благотворительная кампания не только не соберет средств, но и вызовет массу негодования и возмущения. С другой стороны, просьба о помощи для тех, кто действительно в ней нуждается (например, бездомные дети), вызывает отклик и сострадание.

В связи с этим, можно выделить важный психологический фактор, во многом определяющий успех индивидуального фандрейзинга. Он состоит в том, что человек готов поделиться с тем, кто беднее, слабее и уязвимее его, но он никогда не станет добровольно и бескорыстно помогать тому, кто его богаче, сильнее и лучше. Просьба о помощи на развитие предпринимательства, не взирая на всю актуальность и важность проблемы, вызовет возмущение людей, поскольку образ «среднестатистического» предпринимателя в представлении населения значительно выше, нежели образ рядового гражданина. Та же самая просьба о поддержке развития бизнеса, но высказанная в среде преуспевающих предпринимателей, вполне может найти отклик и поддержку.

На этом основании можно выделить еще одну важную особенность индивидуального фандрейзинга – его четко выраженную социальную дифференциацию. Другими словами, успех индивидуального фандрейзинга зависит от соотнесения целей фандрейзинга с характеристиками той социальной категории, на которую он направлен. Это значит, что собирать деньги на улице с точки зрения обычного человека «имеют моральное право» лишь те, чьи цели направлены на оказание помощи самым незащищенным (например, помощь бездомным животным); либо цель является нейтральной с точки зрения материального благосостояния (никто конкретно не повысит свой уровень доходов), но имеет важное духовное или культурное значение (например, строительство храма, памятника и т.д.).

Все ранее сказанное отнюдь не означает, что индивидуальный фандрейзинг является наиболее простым и легко достижимым. Скорее наоборот, поскольку люди, занимаясь благотворительностью, отдают свое, кровное, заработанное.

Последним источником финансирования НПО является другие неприбыльные организации (за исключением органов исполнительной власти и местного самоуправления и благотворительных фондов речь о которых велась выше).

Среди НПО выделим 3 типа организаций, на которых остановимся более детально: общественные организации, политические партии и религиозные объединения.

1) Общественные организации (ОО), которые являются конкурентами в борьбе за финансирование. Как уже отмечалось, национальные программы грантов собирают 300-400 проектов, из которых финансируется, как правило, не более 10%. С другой стороны, третий сектор России неоднороден. Уже наметилось четкое разделение по сферам, направлениям деятельности, социальным категориям, которым оказывается помощь и т.д. Время, когда ОО занимались любыми социальными вопросами – от оказания помощи бездомным до поддержки малого бизнеса, ушло. На первый план сегодня выходят такие понятия, как специализация и профессионализм. Уже сейчас хорошо известны организации, специализирующиеся на проведении тренингов, исследований, экологии и т.д. Вполне закономерным становится вопрос о привлечении таких организаций в качестве партнеров, соисполнителей к реализации программ и проектов других НПО. Все чаще выполняются так называемые партнерские проекты, которые реализуются несколькими организациями. В целом, тип взаимодействия между несколькими общественными организациями можно охарактеризовать как разновидность социального партнерства (несколько НПО совместно готовят и выполняют проекты) или вариант социального заказа (одна организация привлекает другую в качестве исполнителя части программы или проекта).

2) Политические партии (ПП) согласно законодательству РФ также являются одним из видом НПО, однако они имеют свои специфические цели и задачи. «Политическая партия – объединение граждан – сторонников определенной общенациональной программы общественного развития, для которых главной целью является участие в выработке государственной политики, формировании органов власти, местного и регионального самоуправления и представительство в их составе».

Не вдаваясь в детальный анализ деятельности ПП, отметим лишь, что в число их задач, в частности, входят: привлечение новых сторонников и единомышленников, а также организация и проведение различных предвыборных кампаний. Естественно, что для проведения подобных акций ПП нуждаются в большом количестве добровольных помощников. Одной из структур, способных оказать серьезную организационную помощь ПП, являются другие НПО, в частности общественные организации. Возможную технологию взаимодействия между общественными и политическими структурами можно определить как разновидность социального заказа, когда общественная организация оказывает услуги и поддержку ПП в обмен на финансирование.

3) Религиозные организации в последнее десятилетие вышли из «подполья» в странах СНГ и заняли надлежащее ей место жизни общества. Кроме культовой, обрядовой деятельности многочисленные религиозные организации занимаются важными социальными задачами: духовное воспитание общества, в первую очередь детей и молодежи, оказание помощи наиболее уязвимым слоям населения, в том числе малообеспеченным семьям, инвалидам, сиротам, бездомным и т.д. Эта сфера деятельности религиозных организаций во многом пересекается с работой общественных организаций и благотворительных фондов и создает почву для взаимовыгодного сотрудничества. В целом тип отношений между религиозными объединениями и общественными организациями можно определить как форму социального партнерства.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...