Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Заразительность, заразитель-




НЫЙ, I) способность вызывать подражание се-
бе, легко передавать другим. (3. смех) 2) (В теат-
ре) компонент образности, содержанием к-рого
является момент связи сцены и зала. Форма 3. -
театральность.

ЗАТЕ'ЙНИК,!) (разг.) веселый человек,
склонный к забавным выдумкам, затеям. 2) Ру-
ководитель массовых игр, развлечений. 3)
Умеющий организовать и направить людей на
увлекательное общение, вовлечь в игру, найти
повод или ситуацию для объединения по интере-
сам.

ЗАЧИ'Н, 1) то же, что почин - начинание,
инициатива, приступ к какому-л. делу. 2) Тради-
ционное начало (в произведениях народной по-
эзии, напр., 3. былины. 3) Творческая затея, сюр-
приз, подготовленный учащимися, которым на-
чинается занятия по актерскому мастерству в
некоторых театральных мастерских (школах).

ЗВУКОВЫЕ ЭФФЕ'КТЫ, Шумовые эффекты.

ЗВУКОРЕЖИССЕР, член постановочной
группы,
в обязанности к-рого входит создание
муз. и шумовых фонограмм, их монтаж:, звуча-
ние в театрализованном массовом действии,
обеспечение работы звуко-технических средств.
Руководит работой технических исполнителей
(звукооператоров и монтажеров и т. п.).

ЗЕ'РКАЛО СЦЕ'НЫ, составная часть сцены-
коробки,
отверстие, образуемое ее порталом.




 


 


Величина сценического пространства формиру-
ется в известной степени размерами 3. с. Начиная
с 1920-х гг. общеупотребительной для дра-
матических театров становится ширина 3. с.,
равная 12-13 метрам, т. к. она не вступает в
конфликт с масштабом человеческой фигуры и в
наибольшей степени способствует ее правиль-
ному восприятию. С помощью раздвижных пор-
талов можно сузить 3. с. Высоту зеркала снижает
подзор, к-рый может опускаться и подниматься.

«ЗЕРНО», понятие, введенное в практику
режиссуры В- И, Немировичем-Данченко, озна-
чающее.метафорическое определение, индиви-
дуально неповторимого решения, индивидуально
неповторимой сущности режиссерского замысла
спектакля, представления («свет родных берез»,
«раненная весна», «место встречи - память дет-
ства»), характера персонажа («фанфарон»,
«всегда первый», «милашка», «важный дуб» и т.
п.). Понятие 3. тесно соприкасается с понятием
«сквозного действия», но с существенным от-
тенком: акцентируется участие всей эмоцио-
нальной сферы актера, его нервной системы в
стремлении героя к достижению известной цели.
Ощущение «зерна» становится внутренним
«контролером» смысловой и образной цельности
всех режиссерских действий.

ЗНАК (< rp seineion - знак, признак), 1) ма-
териальный чувственно воспринимаемый пред-
мет (явление, действие), к-рый выступает как
представитель др. предмета, явления, процесса,
свойства или отношения (напр., денежные 3., 3.
товарный, 3. астрономический, 3. дорожные, 3.
математический, 3 отличия, 3. препинания и т.
д.). Различают языковые и неязыковые 3; по-
следние делятся на 3.-копии, 3.-признаки и 3,-
символы: понимание 3. невозможно без выясне-
ния его значения. 2) (В эстетике) понятие, свя-
занное с трактовкой художественных процессов с
позиций семиотики. 3 рассматривается в соот-
несении с художественным образом. При этом 3.
может выступать как эл-т структуры художест-
венного образа.
Такое представление о 3. в иск-ве
помогает исследовать закономерности создания
художественной выразительности. В отличие от
уникальности художественного образа 3. в иск-
ве, кроме функций замещения реальности и
средства передачи информации, обладают свой-
ством инвариантности (повторяемости) на уровне
приемов и способов передачи художественной
информации, а также содержательной формы
(напр., повторы в устном поэтическом творчест-
ве, изобразительном орнаменте, играх и обрядо-
вых танцах). 3 в качестве художественного
штампа, или клише, используется во всех видах
иск-ва (рука с револьвером; торт, размазываемый
по лицу комедийного персонажа). Эйзенштейн,
исследуя соотношение 3. и образа в киноиск-ве,
пришел к выводу, что именно несовпадение этих
двух понятий лежит в основе построения худо-
жественного образа.
Поэтому в иск-ве


беспредметность и неизобразительность могут
сочетаться с ярко выраженной образностью.

Наука о 3. (семиотика) изучает отношение 3. к
человеку, в т. ч. 3. общения, (прагматика), ис-
следует отношение 3. к значению (семантика) и
рассматривает отношение 3. к 3. на абстрактном
уровне (синтаксис), непосредственно связана с
логикой, лингвистикой, культурологией, социо-
логией и т. д (Ср., Символ).

ЗНА'КИ ПРЕПИНА'ИИЯ МИЗАН-
СЦЕ'ННЫЕ,
Пунктуация.

ЗОЛОТО'Е СЕЧЕ'НИЕ, "Золотая пропор-
ция".

"ЗОЛОТА'Я ПРОПОРЦИЯ", или «золотое

сечение», или «правило золотого деления», или
«гармоническое деление». Термин ввел Леонардо
да Винчи. «3. п» - деление отрезка АС на две
части т. о., что большая его часть АВ относится к
меньшей ВС так, как весь отрезок АС относится к
большей части АВ (т е. АВ: ВС = АС: АВ).
Прямое отношение к «3. п.» имеет ряд чисел: 1,

2. 3,5, 8, 13,21,34,55,89, 144, и т. д., открытый
итальянским математиком Леонардо Фибоначчи и
названный его именем В этом ряду каждое
последующее число является суммой двух пре-
дыдущих чисел (т.е. 3+5=8; 5+8=13 и т.д.). От-
ношение рядом стоящих чисел стремится к «З.п.»
(т.е. 5/3, 5/8, 8/13 и т д). Число Ф-1,61803...
является «3. п.» Это математическое выражение
наиболее адекватно эстетическим требованиям
определенного восприятия, т. к. отвечает
гармоническому соединению, «скреплению»
частей в единое целое. Принципы 3. п.
обнаружены в созданиях природы, в жизненных
процессах и явлениях и используются в создании
художественных произведений всех видов иск-в.
реж-р массового действа может сверять по пра-
вилам «3. п.» и числам Фибоначчи построение
сценария, монтажной композиции и всего разви-
тия театрализованного действия. Чем больше

3. п. в произведении иск-ва, тем гармоничней это
произведение.

ЗОНГ (< нем, singen - петь), в эпическом те-
атре
песенные объявления о содержании пред-
стоящих эпизодов В промежутках фабулы, к-рые
создавали по ходу действия 3., должно родится, по
мысли Б Брехта, суждение о происходящих
событиях. Принципиальное отличие брехтовского
эпического театра от простодушного .мюзикла в
том, что он рассчитан не на эмоциональное, а на
рассудочное восприятие, и именно с помощью 3.
этот эффект и достигается. В брехтовском
спектакле муз. момент, когда актер выходит из
образа и обращается к зрительному залу уже от
своего лица, а не от лица персонажа. 3.
взвинчивают действие, изменяют его темпа-
ритм,
объединяют сцену и зрительный зал.

ЗРЕ'ЛИЩЕ, 1) то, что представляется взору,
привлекает взор (явление, происшествие, пейзаж
и т. п.). 2) Театральное или театрализованное
представление (напр., массовые 3.)


В широком смысле 3. есть специфическая
форма идейного, эмоционального, эстетического
общения. Круг явлений, обладающих зрелищно-
стью, практически неисчерпаем спортивные
соревнования и игры, публичные ритуалы и це-
ремонии,
различного рода празднества и празд-
ничные ситуации и т. д. В целом их делят на
художественные 3., к которым относятся театр,
кино, эстрада, цирк
(«зрелищные иск-ва»), и на
явления зрелищного типа, включающие спор-
тивные мероприятия, выставки, показы и демон-
страции достижений науки и техники, современ-
ной моды и т. д., а также жизненные факты и
события, привлекающие к себе внимание. Если
обоим типам зрелищ присущи общие черты: дей-
ственность, коллективность, «развернутость на
зрителя», то только лишь «зрелищны" иск-ва»
обладают признаками целостности и

завершенности, синтетичности и образности.
Важнейшей характеристикой «зрелищных иск-в»
является эффект соучастия, сопереживание
зрителя с заранее рассчитанным результатом ис
учетом зависимости восприятия зрелища от
системы условности того или иного вила иск-ва,
от визуальной способности зрителя, от движения
зрительского внимания. В этой связи следует
отметить значимость умений режиссера
акцентировать внимание зрителя на том, что
является наиболее важным и существенным в 3.
и тем самым стимулировать и «принудительно»
направлять вовлечение зрителя в действие.
Масштабность 3. измеряется не количеством
декорации и толпами массовки, а др.
категориями, главная кз к-рых -Правда (М.
Розовский). (Праздник, Представление)

ЗРИ'МЫЙ СТИХ, ЗРИ'МАЯ ПЕСНЯ теат-
ральное действие, создаваемое на основе стиха
(песни) и выражающее зримо ею духовный, об-
разный смысл.

II

ИГРА', вид непродуктивной деятельности.
мотив к-рой заключается не в ее результатах, а в
самом процессе. В истории человеческого обще-
ства переплеталась с магией, культовым поведе-
нием и др.; тесно связана со спортом, военными
и др. тренировками, иск-воя (особенно его ис-
полнительскими формами). И - это способ теат-
рализации жизненного действия.

Характерной особенностью И является ее
двуплановость, присущая драматическому иск-ву
и празднику. С одной стороны, играющий
выполняет реальную деятельность, осуществле-
ние к-рой требует действий, связанных с реше-
нием вполне конкретных, часто нестандартных
задач; с др. - ряд моментов этой деятельности
носит условный характер, позволяет отвлечься от
реальной ситуации с ее ответственностью и мно-
гочисленными привходящими обстоятельствами


И. во всех своих формах выступает как ис-
ключительно важный и часто встречающийся эл-т
многих праздников; кроме того, сам праздник
создает собственные специальные виды развле-
чений, игр. состязаний.

В практике получили широкое распространение
три основные группы игровых форм:
интеллектуальные (викторины, шарады,

головоломки и др.), подвижные (поединки,
эстафеты), импровизационно-творческие

(конкурсы, инсценировки и др.). Существуют
активные организационные виды:
групповые игры, имеющие камерный клубно-
бытовой характер; массовые игры, отличающиеся
публично-зрелищным взаимодействием

организаторов, ведущих, исполнителей, уча-
стников, зрителей-болельщиков. (И. атмосфер,
И.-фантазия. Игрище, Игровое общение. Игровое
пространство, Игровые условия. Театральная И.),

ИГРА1 АТМОСФЕР, режиссура контрастной
смены атмосфер массового действия, уси-
ливающей напряжение и интерес зрительского
соучастия и сопереживания. (Атмосфера).
ИГРА' ТЕАТРА'ЛЬНАЯ, Театральная игра

ИГРИЩЕ, I) (устар.) праздничное собрание
молодежи с песнями и плясками. 2) (В Древней
Греции) народные спортивные торжества, тесным
образом связанные с религией (в т.ч. и
Олимпийские игры).

ИГРОВА'Я ЗО'НА, Игровое пространство.

ИГРОВО'Е ДЕЙСТВИЕ, активное стрем-
ление реж-ра, исполнителей и участников
праздника выразить игровыми средствами жиз-
ненный смысл праздничного события и свое
личное отношение к нему, И д. реального уча-
стника
праздника является органическим про-
должением его жизненных стремлений, активным
творческим проявлением духовной деятельности
личности- Здесь проявляется основная
особенность массового театрализованного
действия, в к-ром игровое общение приобретает
высокую духовную жизненную цель.

ИГРОВО'Е ОБЩЕ'НИЕ, взаимодействие
людей в определенных игровых условиях и об-
стоятельствах; В массовом театрализованном
действии И о. является основным способом соз-
дания многообразных форм театрализованных
представлений и празднеств.

ИГРОВОЕ ПРОСТРАНСТВО, зона данного
игрового действия. В массовом театрализованном
действе И. п. обусловливается реальным
жизненным пространством. И. п. обязательно
включает в себя зрителей и образуется в соответ-
ствии со сценарио-режиссерским замыслом и с
реальными жизненными обстоятельствами.

ИГРОВЫЕ УСЛО'ВИЯ (условия игры), 1)
(в театре) особенности, специфика того или дру-
гого вида сценического иск-ва, жанра сцениче-
ского произведения. 2) (В театре) специфический
театральный способ перевода образных средств
драмы; на язык сцены. 3) (В массовом действе,)



определенные правила игры, обстоятельства и
формы игрового общения, предлагаемые сцена-
рием
и режиссурой массового театрализованного
действия.

ИДЕ'ЙНОСТЬ, (в иск-ве) определенность
общественно-политической позиции художника,
сознательная приверженность конкретной идее
или системе идей, ценностных ориентации,
идеалов, выражение авторского отношения к
изображаемому в Художественном произведе-
нии, тенденциозность или мировоззренческая
направленность данного произведения. (Идея,
Идейно-тематический анализ).

ИДЕ'ЙНО-ТЕМАТИ'ЧЕСКИЙ АНА'ЛИЗ,
рассмотрение (определение) замысла автора ху-
дожественного произведения (литературного,
муз., сценического, праздничного и др.), его ос-
новные мысли, жизненные проблемы и их отра-
жение в жизни сегодняшней. Это ответы на во-
просы «О чем произведение?» (Тема), «Что автор
хотел сказать по поводу темы?» (Идея) и «Ради
чего оно создано автором?» (Сверхзадача).

ИДЕ'Я (гр. idea - понятие, представление,
идея, образ), 1) форма отражения в мысли явлений
объективной реальности. 2) Мысль, общее
понятие о предмете или явлении; продукт чело-
веческого мышления, отражающего материальный
мир. 3) Определяющее понятие, лежащее в основе
теоретической системы, логического построения,
в частности мировоззрения. 4) Основная главная
мысль, замысел, определенное содержание чего-
л., напр., художественного, научного или
политического произведения и т. д. 5) (В иск-ве)
воплощенная в произведении иск-ва эстетически
обобщенная авторская мысль, отражающая
определенную концепцию мира и челка. И.
составляет ценностно-идеологический аспект
художественного произведения и является наряду
с темой и пафосом одним из эл-тов худо-
жественного содержания. И. - не отвлеченная
мысль, а живое и конкретное осуществление
смысла в художественном образе:
«... иск-во доводит до сознания истину в виде
чувственного образа...» (Гегель). И. передается
всей целостностью произведения иск-ва, ед-вом
всех его эл-тов и уровней. (Идейность, Идейно-
тематический анализ. Сверхзадача).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...