Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Разделы базового обязательного модуля дисциплины и трудоемкость по видам занятий (в часах)




Рабочая программа дисциплины (модуля)

«Психология зрелости и старения»

 

 

Направление подготовки

«Психология»

 

 

Профиль подготовки

«Прикладная психология»

 

 

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

 

Форма обучения

очная

 

 

Кемерово 2010


Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Психология зрелости и старения» являются ознакомление студентов с:

- предметом, методами, практическими задачами и актуальными проблемами «Психологии зрелости и старения».

- феноменологией зрелости и старения, кризисами в развитии человека;

- возрастными аспектами развития отдельных психических функций, личности взрослого и пожилого человека в целом;

- особенностями развития личности в период взрослости и старения;

- основными направлениями современных исследований, с ролью онтогенеза и жизненного пути в становлении личности, со значением общения, познания и труда для развития в период взрослости и старения;

- кризисными точками в личностном и профессиональном развитии;

Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина входит в цикл дисциплин по выбору (Б.3.В.6). Программа курса «Психология зрелости и старения» для студентов направления «Психология» социально - психологического факультета Кемеровского Государственного университета построена в соответствии с основной образовательной программой, с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта по направлению 030300 «Психология», 2009 г.

Содержание дисциплины «Психология зрелости и старения» является логическим продолжением, углублением знания, полученного в результате овладения дисциплиной «Психология развития, возрастная психология», «Общая психология», «Социальная психология», «Возрастная психофизиология».

Условиями успешного прохождения курса являются:

- глубокие и обобщенные знания основных понятий психологии, физиологии;

- практические умения рассмотреть целостность психического развития человека;

- сформированные навыки самоанализа развития и способность к самостоятельной деятельности;

- сформированные навыки научно-исследовательской работы.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Психология зрелости и старения»

В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие компетенции:

А) общекультурные (ОК)

ОК 7. Способность и готовность к восприятию личности другого, эмпатии, установлению доверительного контакта и диалога, убеждению и поддержке людей.

Знать: возрастные особенности личности в период поздней взрослости и в пожилом возрасте, возрастные проблемы человека, проживающего в промышленно развитом регионе.

Уметь: установить доверительный контакт и диалог с клиентом в период поздней взрослости и в пожилом возрасте, убедить и поддержать.

ОК 8. Способность и готовность к нахождению организационно-управленческих решений в нестандартных ситуациях и ответственности за них.

Знать: возможности региональных социальных и психологических центров поддержки пожилых людей.

б) профессиональные(ПК)

ПК 5. Способность и готовность к выявлению специфики психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам.

Знать: возрастные аспекты развития отдельных психических функций, личности взрослого и пожилого человека; особенности развития личности в период взрослости и старения в Кузбассе.

Уметь: определять кризисные точки в личностном и профессиональном развитии жителей Кузбасса; использовать практическую направленность деятельности психолога на оптимизацию и повышение психических ресурсов и адаптационных возможностей человека в период взрослости и старения.

Владеть: навыками самоорганизации личностного и профессионального развития: навыками самоанализа и рефлексии направления, динамики, качественных характеристик и темпа личностного и профессионального самоопределения и становления в Кузбасском регионе.

ПК 8. Способность и готовность к ассистированию деятельности магистра или специалиста-психолога при осуществлении психологического вмешательства и воздействия с целью оптимизации психического функционирования индивида, группы, сообщества в различных сферах жизнедеятельности.

Знать: основные направления современных исследований, понимать роль онтогенеза и жизненного пути в становлении личности, понимать значение общения, познания и труда для развития в период взрослости и старения.

Уметь: использовать совместно с магистром практическую направленность деятельности психолога на оптимизацию и повышение психических ресурсов и адаптационных возможностей человека в период взрослости и старения.

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

- Знать: ОК-7, ОК-8, ПК-5, ПК-8 возрастные аспекты развития отдельных психических функций, личности взрослого и пожилого человека в целом; особенности развития личности в период взрослости и старения; основные направления современных исследований, понимать роль онтогенеза и жизненного пути в становлении личности, понимать значение общения, познания и труда для развития в период взрослости и старения.

- Уметь: ПК-5, ПК-8, определять кризисные точки в личностном и профессиональном развитии; использовать практическую направленность деятельности психолога на оптимизацию и повышение психических ресурсов и адаптационных возможностей человека в период взрослости и старения.

- Владеть: ПК-5 навыками самоорганизации личностного и профессионального развития: навыками самоанализа и рефлексии направления, динамики, качественных характеристик и темпа личностного и профессионального самоопределения и становления.

4. Структура и содержание дисциплины «Психология зрелости и старения»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы 72 часа.

Объем и виды учебной работы (в часах) по дисциплине в целом

Вид учебной работы Всего часов
Общая трудоемкость базового модуля дисциплины  
Аудиторные занятия всего  
В том числе:  
Лекции  
Семинары  
Самостоятельная работа  
В том числе:  
Творческая работа (психологическое эссе)  
Практическая работа (подготовка доклада)  
Практическая работа (решение задач)  
Самостоятельная работа с книгой  
Самостоятельная работа с информационными базами данных  
Вид промежуточного контроля (дидактический тест)  
Вид итогового контроля (экзамен)  

 

Разделы базового обязательного модуля дисциплины и трудоемкость по видам занятий (в часах)

 

№ п/п Раздел Дисциплины Семестр Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
      лекц практ с\р к\р  
  Прикладное и теоретическое значение психологии зрелости и старения, задачи курса.           Конспект Беседа
  Метрические границы периода взрослости и старости, виды возрастных периодизаций.           Доклады, сообщения
  Топологические характеристики периода взрослости и старости.           Дискуссия, сообщения, доклады
  Итого:           экзамен

Содержание дисциплины

Содержание разделов базового обязательного модуля дисциплины

Наименование раздела дисциплины Содержание раздела дисциплины Результат обучения, формируемые компетенции
  Прикладное и теоретическое значение психологии зрелости и старения, задачи курса. Место психологии зрелости и старения в системе наук. Психология развития, геронтология, психология, социология. Круг проблем психологии зрелости и старения. Неоднозначность понятий «зрелость», «старение». Объект, предмет психологии зрелости и старения. Виды исследований и методы психологии зрелости и старения. ОК 7. Обобщенное знание возрастных особенностей личности в период поздней взрослости и в пожилом возрасте, возрастных проблем человека, проживающего в промышленно развитом регионе.  
  Метрические границы периода взрослости и старости, виды возрастных периодизаций. Проблема периодизации психического развития. Подходы к выделению жизненных стадий. Задачи развития в разные возрастные периоды. Понятие «психологический возраст». Зрелость и старость как психологический возраст. Специфика периодизации взрослого и позднего возраста. Периодизации второй половины жизни \ Ш. Бюлер, Э. Эриксон, Д.Б.Бромлей и др.\. Продуктивные показатели пожилого возраста. ОК 7. Знание возрастных особенностей личности в период поздней взрослости и в пожилом возрасте, возрастных проблем человека, проживающего в промышленно развитом регионе. ПК 5. Знание возрастных аспектов развития отдельных психических функций, личности взрослого и пожилого человека; особенностей развития личности в период взрослости и старения в Кузбассе. Умение определять кризисные точки в личностном и профессиональном развитии жителей Кузбасса; использовать практическую направленность деятельности психолога на оптимизацию и повышение психических ресурсов и адаптационных возможностей человека в период взрослости и старения.
  Топологические характеристики периода взрослости и старости. «Макро» и «микро» периоды в развитии человека, их сущность и протяженность. Значение кризисов в развитии. Виды кризисов взрослого и пожилого человека. Топологические характеристики периода взрослости. Виды возрастов: биологический возраст, социальный, психологический, рекреационный. Индивидуальное развитие, описываемое в понятиях: «онтогенез», «течение жизни», «жизненный путь», «жизненный цикл», «жизненная позиция», «жизненная линия», «жизненная перспектива», «стратегия жизни». Ок 7. Знание возрастных особенностей личности в период поздней взрослости и в пожилом возрасте, возрастные проблемы человека, проживающего в промышленно развитом регионе.
  Зрелость и старость как социокультурное явление. Категория возраста в традиционных и современных культурах. Возрастной символизм различных культур. ОК 7. Умение установить доверительный контакт и диалог с клиентом в период поздней взрослости и в пожилом возрасте, убедить и поддержать.
  Взрослый и пожилой человек в обществе, семье, культуре. История формирования стереотипов пожилого человека. Определение старости в разные времена. Образ старости в христианской культуре. Теории социальных изменений в пожилом возрасте \ теория разобществления, теория активности, теория социального обмена, теория модернизации \. Социальные факторы, определяющие статус пожилых людей в обществе. Социальные стереотипы пожилых людей. Роль семьи в жизни взрослого и пожилого человека. Демографические и социологические изменения семьи. Этапы развития семьи. Функции семьи по отношению к взрослому и старшему поколению. Обретение и потеря семейных ролей. Роль бабушки в современной семье. Выход на пенсию и особенности адаптации пожилых людей. Выход на пенсию как маркерное событие в жизни человека. Фазы пенсионного процесса. Аттитюды к выходу на пенсию. Подготовка к выходу на пенсию. Факторы социальной адаптации личности в позднем возрасте. Критерии социальной адаптации. Кризис позднего возраста. Повышение уровня социально-психологической адаптации пожилых людей. Социально- психологические проблемы пожилых людей. Противопоставление молодых и старых. Возрастная сегрегация пожилых людей. Участие пожилых в жизни общества. Групповая солидарность пожилых людей. Условия и качество жизни в позднем возрасте. Социально- психологические феномены в работе с пожилыми людьми. Эйджизм в социально-психологической работе с пожилыми людьми. Социально-психологическая компетентность в работе с пожилыми. Жестокое отношение к пожилым. Система социально- психологической помощи пожилым людям. Теоретические и практические вопросы психологической работы с пожилыми людьми. Цели психологической помощи пожилым людям. Групповая терапия, дискуссионные клубы, семейная психотерапия. Направления социально-психологической помощи пожилым людям: создание системы социальной поддержки, расширение компетентности пожилых людей, преодоление негативных психологических установок. Институциональный уход. Семейная помощь и уход за пожилыми людьми. ОК 7. Знание возрастных особенностей личности в период поздней взрослости и в пожилом возрасте, возрастные проблемы человека, проживающего в промышленно развитом регионе. Умение установить доверительный контакт и диалог с клиентом в период поздней взрослости и в пожилом возрасте, убедить и поддержать. ПК 5. Знание возрастных аспектов развития отдельных психических функций, личности взрослого и пожилого человека; особенностей развития личности в период взрослости и старения в Кузбассе. Умение определять кризисные точки в личностном и профессиональном развитии жителей Кузбасса; использовать практическую направленность деятельности психолога на оптимизацию и повышение психических ресурсов и адаптационных возможностей человека в период взрослости и старения. Владение навыками самоорганизации личностного и профессионального развития: навыками самоанализа и рефлексии направления, динамики, качественных характеристик и темпа личностного и профессионального самоопределения и становления в Кузбасском регионе.
  Возрастной подход к изучению взрослого человека и человека пенсионного возраста как индивида. Эволюция психофизиологических функций человека. Возраст и индивид. Онтогенетическая эволюция психофизиологических функций человека в различные периоды взрослости и старения. Сенсомоторная организация в различные периоды взрослости и старости. Психофизиологическое развитие в период взрослости и старения. Признаки физиологического старения. Теории старения (запрограммированная теория старения, генетическая мутационная теория, теория катастрофы накопления ошибок в синтезе белка, аутоиммунная теория старения). Сенсорные изменения при старении. Неравномерность и индивидуальное своеобразие физического и психического старения. Аффективная сфера. Возрастные изменения в эмоциональной сфере пожилого человека. ПК 5. Знание возрастных аспектов развития отдельных психических функций, личности взрослого и пожилого человека; особенностей развития личности в период взрослости и старения в Кузбассе. Умение определять кризисные точки в личностном и профессиональном развитии жителей Кузбасса; использовать практическую направленность деятельности психолога на оптимизацию и повышение психических ресурсов и адаптационных возможностей человека в период взрослости и старения. ПК-8. Знание основных направлений современных исследований, понимание роли онтогенеза и жизненного пути в становлении личности, понимание значение общения, познания и труда для развития в период взрослости и старения. Умение использовать совместно с магистром практическую направленность деятельности психолога на оптимизацию и повышение психических ресурсов и адаптационных возможностей человека в период взрослости и старения.
  Особенности когнитивного развития человека в период взрослости, старости. Когнитивное старение. Характеристики объема восприятия, внимания, психомоторных реакций в пожилом возрасте. Особенности памяти пожилых. Нарушение памяти у пожилых (дисмнезии, псевдореминисценции). Интеллект пожилого человека – особенности и своеобразие. Изучение интеллектуального функционирования в позднем периоде жизни. Критерии интеллекта в старости – мудрость, опытность, проницательность. ПК 5. Знание возрастных аспектов развития отдельных психических функций, личности взрослого и пожилого человека; особенностей развития личности в период взрослости и старения в Кузбассе. Умение определять кризисные точки в личностном и профессиональном развитии жителей Кузбасса. ПК-8. Знание основных направлений современных исследований, понимание роли онтогенеза и жизненного пути в становлении личности, понимание значение общения, познания и труда для развития в период взрослости и старения. Умение использовать совместно с магистром практическую направленность деятельности психолога на оптимизацию и повышение психических ресурсов и адаптационных возможностей человека в период взрослости и старения.
  Возрастно-половая дифференциация психофизиологического развития в период взрослости, старости. Возрастно-половая дифференциация психофизиологического развития. Пол и различные виды деятельности. Маскулинность – фемининность и род занятий в период взрослости и старения. ПК 5. Знание возрастных аспектов развития отдельных психических функций, личности взрослого и пожилого человека; особенностей развития личности в период взрослости и старения в Кузбассе. Умение определять кризисные точки в личностном и профессиональном развитии жителей Кузбасса.
  Развитие субъекта деятельности, проф.самоопределение и саморазвитие.   Позиция субъекта в профессиональной деятельности. Профессиональное и личностное самоопределение. Задачи психологии обучения взрослых. Возраст и обучаемость. Роль жизненного опыта в усвоении знаний. Становление и развитие профессионала в ходе обучения. Повышение профессиональной квалификации. Профессионализм и возраст. Оценка себя как профессионала. Противоречия личностного и профессионального развития. Профессиональное долгожительство. Переоценка профессиональной карьеры, трудовой стресс. Профессиональное выгорание и деформация в деятельности. Самореализация человека в период зрелости и старения как предмет познания. Взрослый человек и человек пенсионного возраста как субъект общения. Обучение и труд как факторы интеллектуального развития человека зрелого и пенсионного возраста. ОК 7. Знание возрастных особенностей личности в период поздней взрослости и в пожилом возрасте, возрастные проблемы человека, проживающего в промышленно развитом регионе. Умение установить доверительный контакт и диалог с клиентом в период поздней взрослости и в пожилом возрасте, убедить и поддержать. ОК 8. Знать: возможности региональных социальных и психологических центров поддержки пожилых людей. ПК 5. Знание возрастных аспектов развития отдельных психических функций, личности взрослого и пожилого человека; особенностей развития личности в период взрослости и старения в Кузбассе. Умение определять кризисные точки в личностном и профессиональном развитии жителей Кузбасса; использовать практическую направленность деятельности психолога на оптимизацию и повышение психических ресурсов и адаптационных возможностей человека в период взрослости и старения.
  Особенности личности и индивидуальности зрелого и пожилого человека Возрастная динамика личностных особенностей. Типология личности пожилых людей. Изменения личности в пожилом возрасте. Особенность эмоциональных переживаний в пожилом возрасте. Самооценка пожилых людей. Переживания горя и тяжелой утраты в позднем возрасте. Особенности самосознания. Поведенческие особенности. Особенности самосознания пожилого человека. Мотивационно - потребностная сфера в позднем возрасте. Творческая продуктивность в пожилом возрасте. Стратегии преодоления трудностей. Стили жизни пожилых людей. Личностные типы по показателям уровня активности, стратегиям преодоления трудностей, отношению к себе и миру, удовлетворенности жизнью. Перспективы развития в старости. ОК 7. Знание возрастных особенностей личности в период поздней взрослости и в пожилом возрасте, возрастные проблемы человека, проживающего в промышленно развитом регионе. Умение установить доверительный контакт и диалог с клиентом в период поздней взрослости и в пожилом возрасте, убедить и поддержать. ОК 8. Знать: возможности региональных социальных и психологических центров поддержки пожилых людей. ПК-8. Знание основных направлений современных исследований, понимание роли онтогенеза и жизненного пути в становлении личности, понимание значение общения, познания и труда для развития в период взрослости и старения. Умение использовать совместно с магистром практическую направленность деятельности психолога на оптимизацию и повышение психических ресурсов и адаптационных возможностей человека в период взрослости и старения.
  Признаки зрелости личности; исследования характеристик зрелой личности. Признаки зрелости личности в трудах классиков психоанализа, трансперсональной и гуманистической психологии, психосинтеза: Ш. Бюлер, К. Юнг, А. Адлер, Э. Берн, Э. Эриксон, Э. Фромм, Г. Олпорт, Э. Шпрангер, В. Ливехуд, В Франкл, К. Роджерс, А. Маслоу, Л. Зонди, К. С. Холл., Г. Линдсей, В. Сатир. Отечественные исследования характеристик зрелой личности: С. Л. Рубинштейн, К. А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев и др. ОК 7. Знание возрастных особенностей личности в период поздней взрослости и в пожилом возрасте, возрастные проблемы человека, проживающего в промышленно развитом регионе. Умение установить доверительный контакт и диалог с клиентом в период поздней взрослости и в пожилом возрасте, убедить и поддержать. ПК 5. Умение определять кризисные точки в личностном и профессиональном развитии жителей Кузбасса; использовать практическую направленность деятельности психолога на оптимизацию и повышение психических ресурсов и адаптационных возможностей человека в период взрослости и старения. Владение навыками самоорганизации личностного и профессионального развития: навыками самоанализа и рефлексии направления, динамики, качественных характеристик и темпа личностного и профессионального самоопределения и становления в Кузбасском регионе.
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...