Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Базовые экономические понятия: потребности, ресурсы, экономические блага, производство.




Экзамен по экономической теории.

Экономическая теория: предмет, функции, методы экономического анализа.

Микроэкономика. Макроэкономика.

Экономическая теория изучает отношения (поведение) людей в процессе производства, распределения, обмена и потребления экономических благ в условиях ограниченности эк. ресурсов, а также механизм оптимального регулирования экономики.

Экономическая теория – наука, которая изучает как в обществе обладающим ограниченностью ресурсов решаются вопросы как и для кого производить.

Экономическая теория изучает свой предмет на микро и макро уровнях.

Микроэкономика – раздел, который изучает поведение отдельных эк. субъектов, производителей, потребителей, наёмных работников, владельцев земли и тд., объясняет как принимаются ими определённые решения. Имеет дело с такими величинами как объём производства и доходы фирмы, семьи, цены на рынках тд.

Макроэкономика – раздел, который изучает функционирование национального хозяйства в целом или его крупные агрегаты, такие как частный сектор, гос. сектор, сектор домохозяйства, определяет необходимость и масштабы вмешательства государства в экономику, рассматривает проблемы макроэк. Нестабильности и способы достижения макроэк. равновесия. Анализирует такие величины как общий объём национального производства и нац. дохода, общие доходы и расходы гос. бюджета, уровень занятости, общий уровень цен и тд.

Функции экономической теории:

1) Познавательная – состоит в описании, обобщении, объяснении эк. процессов в превращении нового знания.

2) Практическая – позволяет овладеть принципами и методами рационального хозяйствования. Даёт рекомендации для осуществления научно-обоснованной эк. политики государства.

3) Прогностическая – состоит в выработке научных прогнозов краткосрочного и долгосрочного развития национальной экономики, что позволяет принимать рациональные, тактические и стратегические решения.

4) Идеологическая – оказывает воздействие на формирование общественного сознания, на выработку мировоззренческих установок в общественной жизни.

5) Критическая – состоит в том, что выявляются подходы к решению различных эк. проблем, оценивается целесообразность их использования.

6) Методологическая – состоит в том, что эк. теория служит теоретической основой, базисом для целого ряда эк. наук:

- отраслевых (экономика промышленности и тд.);

- функциональных (маркетинг и тд.);

- находящихся на стыке научных знаний (демография, ЭБ и тд.); разрабатывает инструментарий научного анализа, метода анализа, формирует технику эк. мышления.

Методы экономической теории:

Эк. теория использует определённые методы эк. анализа (метод – путь к чему-либо).

Методы анализа – совокупность приёмов, способов, подходов, применяемых в ходе познания эк. процессов и явлений:

1) Материалистическая диалектика – основана на использовании принципа взаимосвязи и развития, каждое явление и система в целом анализируется в процессе самодвижения. Внутренним источником движения является противоречия, а движения понимаются как переход количественных изменений в качественные, как единство и борьба противоположностей.

2) Метод анализа и синтеза:

Анализ эк. явлений предполагает расчленение изучаемого явления на отдельные элементы и исследование каждого как необходимой составной части целого.

Синтез предполагает, что явление первоначально изучается как состоящее из различных частей, а затем исследуется соединение элементов в единое целое и делается общий вывод.

3) Метод научной абстракции – мысленное отвлечение (абстрагирование) от несущественных сторон, свойств, явлений и отыскивание главного, наиболее существенного в них.

4) Метод индукции – переход в процессе познания от частного знания к общему. Это метод исследования, познания, связанный с обобщением результатов наблюдения и экспериментов.

5) Метод дедукции – метод мышления, в процессе которого идёт переход от общего знания к частному.

6) Метод сравнения – научный метод познания, в процессе которого неизвестные явления сопоставляют с изученными ранее, с целью определения общих черт либо различий между ними.

7) Аналогия – недедуктивное умозаключение, в котором происходит переход к знанию той же степени общности, то есть от единичных суждений к единичным, от частных – к частным, от общих – к общим. Основанием умозаключения, по аналогии, служит сходство предметов, их свойств и отношений.

8) Метод гипотезы – основан на выдвижении научно – обоснованного предположения о возможных причинах или связях, явлений и процессов. Гипотезы могут быть подтверждены или опровергнуты фактами.

 

 

Базовые экономические понятия: потребности, ресурсы, экономические блага, производство.

Потребность – состояние неудовлетворённости, нужды в чём – либо, необходимо для жизнедеятельности и развития отдельных людей и общества.

В общем виде потребности можно поделит на:

1) Первичные (базовые) – в пище, питье, жилище и тд.;

2) Вторичные (высшие) – в общении, развлечении и тд.

Вторичные потребности могут быть заменены одна другой, а первичные нет.

Классификация потребностей:

1) Биологические (естественные, врождённые, физиологические) – потребности, которые связаны с биологической природой человека, т. е. со всем, что необходимо для осуществления, развития и воспроизводства.

2) Социальные – потребности, которые связаны с общественной природой человека, т. е. определяют принадлежность человека к обществу.

3) Духовные - потребности, которые связаны с познанием окружающего мира, самого себя и смысла своего существования, т. е. во всём том, что необходимо для духовного развития.

 

 

Блага – средство, удовлетворяющие потребности.

Классификация благ:

1) По количеству, относительно потребностей:

* свободные блага – имеются в практически неограниченных количествах по сравнению с нашими потребностями (воздух, вода);

* эк. блага – имеются в ограниченных количествах.

2) По производительности использования:

* долговременные;

* одноразовые.

3) По форме:

* материальные;

* нематериальные.

4) По отношению друг к другу:

* субституты – взаимозаменяемые блага;

* комплементы – взаимодополнимые блага;

* независимые блага.

5) По способу производства и получения:

* частные блага – производятся рыночной системой и предоставляются только тем, кто за них платит;

* общественные блага – создаются в общественном секторе экономики, предоставляются государством, потребляют субъекты коллектива, независимо платят за них или нет (нац. безопасность, строительство дорог, дамб, защита окр. среды).

Для получения эк. благ необходимо осуществлять хоз. деятельность, то есть производить.

Производство – целесообразная деятельность людей, направленная на преобразование окружающей среды с целью создания эк. благ и услуг для удовлетворения потребностей людей.

Целью общественного производства является удовлетворение потребностей общества.

Для осуществления производства нужны ресурсы.

Экономические ресурсы – элементы, используемые для производства благ и услуг.

Важнейшими ресурсами являются:

1) Природные

2) Трудовые

3) Капитальные

4) Ресурсы предпринимательских способностей.

Эк. ресурсы определяют потенциальные ресурсы экономики по производству благ и услуг. Они существуют независимо друг от друга.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...