Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Роль тренера в жизни клиента.

Роль тренера в жизни клиента, на первый взгляд - громкое заявление. Но это только на первый взгляд. Конечно, мы не говорим обо всей жизни человека. Мы говорим лишь о том небольшом отрезке времени, которое Вам нужно разделить с чужим человеком. Любой уважающий себя человек может сказать - это моя жизнь, мой мир и мне очень важно, с кем я проведу это драгоценное для меня время. Какой должен быть тренер? Опрятный - да, внимательный - да, профессионал - да.

Если не знать тонкости тренерской «кухни», то работу тренера можно и не заметить. Активность клиента наглядна и бросается в глаза. Тренер же, как тень следует за учеником, дает короткие инструкции, выслушивает отчет о состоянии ученика.

Зачем мне нужен тренер? Сопровождение тренера избавит Вас от необходимости глубоких познаний в области биомеханики, физиологии движений, методики организации тренировочного процесса и теоретических тонкостей физической культуры и спорта. Психологическое, методическое, гастрономическое консультирование и педагогическое сопровождение тренера избавит Вас от личного опыта проб и ошибок.

Психологический аспект. Психологическое сопровождение можно условно разделить на три составляющие: информационную, аналитическую и мотивационную.

Информационная - относящаяся к общению, т.е. передаче информации от человека к человеку. Тренер, собирая информацию о внутреннем состоянии клиента, ориентируется на психоэмоциональный статус поведенческих реакций. Реактивные, эмоциональные и мотивационные факторы отражают физиологические ответы организма на нагрузку, и тренер это знает. Спокойствие, хорошее настроение, низкая тревожность, низкая агрессивность, работоспособность (хорошая по скорости и по длительности, точности исполнения упражнений), хороший сон и аппетит – это все реакции организма на уровне ЦНС (возбуждение/торможение) и эндокринной системы (секреция гормонов, скорость метаболизма и т.д.). Клиент, исполняющий упражнение, получает более обширную сенсорную информацию о своем теле. Болевые и предболевые, динамические и проприоцептивные восприятия, вестибулярные восприятия, ощущения натяжения, растяжения, жжения, напряжения и т.д. – это информация, которую тренер получает через общение с клиентом. Данная информация напрямую недоступна для тренера, но очень важна.

Аналитическая составляющая (катарсис), в которой не происходит ничего, кроме общения. Клиент говорит, рассказывает о прошлых переживаниях и нынешних впечатлениях, жалуется о проблемах на работе, трудностях в семье, делится о своих желаниях и чувствах.

Мотивационная составляющая. У тренера и клиента одна цель, и, если мотивационная составляющая слабеет у клиента, тренер напомнит, зачем мы здесь и какие у нас цели. Это называется мотивированием. Можно еще вспомнить, что совместная работа дисциплинирует, заставляя прийти на тренировку, даже, когда совсем уж лень.

Педагогический аспект. Педагогическое сопровождение - это, прежде всего, обучение двигательным действиям (упражнениям). Не будем говорить о воспитании в широком смысле, так как клиент в основном уже состоявшийся человек, личность. Основная задача - это привить культуру поднятия и перемещения тяжестей. В процессе занятий с тренером Вы получаете элементарные знания о строении и функционировании своего тела. Эти знания Вы получаете ненавязчиво. Например, в процессе выполнения упражнений Вам не раз укажут на мышцу, много раз повторят ее название и роль в движении. Вас познакомят с техникой основных упражнений и конструктивными особенностями тренажеров. Даже, когда обучение будет закончено, роль тренера нисколько не уменьшится, так как нужен постоянный контроль за двигательными отклонениями с целью предупреждения двигательных ошибок. Очень важна роль и страховки в процессе выполнения упражнений.

Методический аспект. Методическое сопровождение тренера – это детализированный план занятий на основе продуманной программы. Программирование и организация тренировочного процесса достаточно сложная задача, она требует всесторонних и глубоких знаний о сущности тренировочного процесса – его содержании и структуре, специфических закономерностях долговременной адаптации организма к напряженной мышечной работе. Перечислим, что должен знать тренер и чем он руководствуется, когда составляет недельный план занятий. Состояния клиента (оперативное, текущее); выбор упражнений и нагрузок; положительный или отрицательный эффект нагрузки; тренировочный эффект нагрузки (срочный – отставленный – кумулятивный); тренировочный потенциал нагрузки (объем и интенсивность нагрузки); выбор метода (повторный, интервальный, метод максимальных усилий, метод повторных усилий, и т.д.); характер отдыха (активный, пассивный); содержание и структуру занятия (разминка, основная часть, заминка).

Гастрономический аспект. Гастрономическое сопровождение тренера – это, прежде всего, попытка приобщить своего подопечного к соблюдению культуры питания, или так сказать наладить связь между знаниями в области гигиены питания* и пищевым поведением человека. Это носит немаловажный характер в тренировочном процессе. «Мы то, что мы едим». Зачастую приобщение к гигиене питания происходит в обучающей и воспитательной форме. Переступив порог тренажерного зала, первым на повестке дня встанет вопрос о необходимости пересмотра и рационализации режима питания. В зависимости от Ваших целей (снижение веса, развитие мышечной массы, реабилитация после травм, и т.д.) гарантированный результат будет прямо пропорционален тому, как Вы следите за тем, что и, когда Вы едите. И в этом Вам всегда поможет тренер, сопровождая и подкрепляя Вас своими знаниями и опытом в области гигиены питания, основные аспекты которой: рационализация, умеренность, разнообразие нутриентов и режим питания. А если Вы попали в руки специалиста, да еще с соревновательным опытом в бодибилдинге (от англ.body- тело и building-строительство), Вы счастливчик! Перед Вами человек, владеющий не только теорией, но и многолетней практикой! Также стоит отметить, что заинтересованность тренера в Вашем пищевом поведении носит немаловажный мотивирующий аспект. Поверьте, за свой опыт работы мы видели немало провинившихся глаз после съеденных сладостей (это в тех случаях, когда целью наших тренировок являлось снижение веса)! Еще, очень часто можно услышать настойчивое требование клиента о составлении диеты в зависимости от преследуемых целей. Здесь стоит включать разум и понимать, что вопросами диетологии может заниматься врач (диетолог), либо человек со специальным медицинским образованием (Ваш тренер – это, прежде всего, специалист в области физических упражнений). Если у Вас нет возможности воспользоваться знаниями такого специалиста, Ваш путь - это самостоятельное приобретение знаний в этой области. И первый источник этих знаний - Ваш тренер.

*Гигиена питания - наука о закономерностях и принципах организации рационального (оптимального) питания здорового и больного человека.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...