Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные концепции правового государства




Идея правового государства имеет длительную историю и занимает важное место в политических учениях прошлого. Мысль о господстве закона в жизни народа, общества, государства родилась как противовес самовластию и произволу правящих инди­видов.

Сам термин «Правовое государство» сформировался и утвердился довольно поздно - в первой четверти XIX в. в немецкой юридической литературе (в работах К.Т. Велькера, P. фон-Моля и др.). В дальнейшем этот термин получил широкое распространение, в том числе и в дореволюционной России, где среди видных сторонников правового государства были Б. Н. Чичерин, Б. А. Кистяковский, П. А. Покровский и др.

Представление о государстве как организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона, начало формироваться уже на ранних этапах развития человеческой цивилизации. С идеей правового государства связывались поиски более совершенных и справедливых форм жизни.

Мыслители античности (Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Цицерон) пытались выявить такие связи и взаимодействия между правом и государственной властью, которые обеспечивали бы гармоничное функционирование общества.
Ученые древности считали, что наиболее разумна и справедлива лишь та форма общежития людей, при которой закон о6язателен как для граждан, так и для самого государства.
Государственная власть, признающая право и одновременно ограниченная им, по мнению древних мыслителей, считалась справедливой государственностью. «Там, где отсутствует власть закона, писал Аристотель, нет места и какой-либо форме государственного строя. Закон должен властвовать над всем…»

Государственно-правовые идеи и институты Древней Греции и Рима, античный опыт демократии, республиканизма и правопорядка оказали заметное влияние на становление и развитие более поздних прогрессивных учений о правовом государстве.

В период начавшегося разложения феодализма идеи правовой государственности, изложили прогрессивные мыслители того времени - Н.Макиавелли и Ж. Боден. B своей теории Макиавелли предпринял попытку набросать контуры идеального государства, наилучшим образом, отвечающего потребностям своего времени. Цельгосударства он видел в возможности свободного пользования имуществом и обеспечения безопасности для каждого.

В период ранних буржуазных революций в разработку концепции правового государства значительный вклад внесли про­грессивные мыслители Г. Гроций, Б. Спиноза, Д. Гоббс, Д. Локк, Ш. Монтескье и др.

Гоббс разработал ряд прогрессивных положений о господстве права в общественной жизни. К их числу относятся, например, обоснование формальногоравенства перед законом, незыблемость договоров. Локк также говорил о господстве закона, как обеспечивающего естественные, неотчуждаемые права собственности, индивидуальной свободы и равенства.

Монтескье объяснял установление правовой государственности необходимостью свободы в гражданском обществе. «Свобода есть право делать все, что дозволено законами. Если бы гражда­нин мог делать то, что запрещается законами, то у него не было бы свободы, так как то же самое могли бы делать и прочие граж­дане». Таким образом, политическая свобода у Монтескье означает установление законности и безопасности.

Мыслители Западной Европы сходились во мнении, что правовым можно считать лишь то государство, где законодатель также подзаконен, как и гражданин.

Идеи правового государства нашли широкое отражение и в русской политико-правовой мысли. Они излагались в трудах Д. И. Писарева, А. И. Герцена. Н. Г. Чернышевского, А. И. Радищева

Демократическое реформирование идет по пути к правому государству, призванному быть на страже интересов и потребностей людей, их прав и свобод. Это государство, основанное на праве и ограниченное им в своих действиях, подчи­ненное воле народа как суверена власти.

Правовое государство — многомерное развивающееся явление. С течением времени оно приобретало все новые признаки, наполнялось новым содержанием. Непреходящей оставалась лишь идея о связанности правового государства с правом.

Правовое государство – это правовая форма организации и деятельности публично-политической власти и ее взаимоотно­шений с индивидами как субъектами права.

Правовое государство — объективная необходимость и вели­чайшая социальная ценность, эффективный способ организации общества и управления им.

Ценностный смысл идеи правового государства состоит в утверждении суверенности народа как источника власти, гарантированности его свободы, подчинении государства обществу.

К началу XX. основные, принципы юридической концепции правового государства в ведущих западноевропейских государствах были воплощены в жизнь: введенное в 1918 г. в Англии всеобщее избирательное право и эффективно функционирующая в США система разделения властей стали общепринятыми моделями для построения современного демократического правового государства.

Отсюда следует и целый ряд требований, предъявляемых к государству:

1) законы, издаваемые государством, не должны нарушать право, которое понимается как ряд неотъемлемых прав индивида (равенство, собственность, свобода);

2) закон, принимаемый государством, должен соответствовать ряду формально-юридических критериев, а именно он должен быть понятен, общедоступен, стабилен, не иметь обратной силы;

3) в системе государства существует особый представительный орган, который является единственным органом, обладающим возможностью принимать законы;

4)представительный орган, принимающий законы, формируется на выборной основе;

5) выборы в представительный орган проводятся на основе всеобщего избирательного права с соблюдением специальной процедуры;

6) органы исполнительной власти создаются на основе конституции и действуют только в рамках своей компетенции, закрепленной конституцией. Все акты исполнительных органов власти должны соответствовать закону, принятому представительным органом власти. Иными словами, существует и реализуется принцип верховенства закона;

7)существует разделение властей, которое реализуется не только по горизонтали, но и по вертикали. Иными словами, существует разделение компетентности между центральными и местными opraнами власти;

8) все споры, в том числе между индивидами и государством, разрешаются в судебном порядке. При этом в части судопроизводства и функционирования суда соблюдаются принципы, независимости, беспристрастности, справедливости, открытости законности. Суд становится максимально независимым;

9) все отношения между государством и индивидом строятся

только на основании закона. Это означает наличие ответственности гражданина перед государством только в строго определенных случаях, предусмотренных законом, обязанности выполнения гражданином только тех требований государства, которые основаны на законе, а также возможность возмещения вреда, нанесенного действиями органов государственной власти.

Государство может соответствовать характеристике демократического только в условиях сформировавшегося гражданского общества. Это государство должно строго придерживаться установленных пределов вмешательства в экономическую и духовную жизнь, которые обеспечивают свободу предпринимательства и культуры. В функции демократического государства входит обеспечение общих интересов народа, но при безусловном соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина. Такое государство является антиподом тоталитарного государства, эти два понятия взаимно исключают друг друга.

В правовом государстве выделяют как минимум четыре основных признака:

1) разделение властей;

2) верховенство закона;

3) строгое соблюдение прав и свобод человека;

4) социальную и юридическую защищенность личности

Защита прав и свобода человека – это, прежде всего, конституционные гарантии того, что человек является свободным, а его права невозможно нарушить без разрешения на то суда. Государство обязано защищать человека, а человек соответственно обязан защищать свое государство.

Экономической основой правового государства является производственные отношения, базирующиеся на многоукладности, на различных формах собственности (государственной, коллективной, арендной, частной, кооперативной и др.) как равноправных и в одинаковой мере защищенных юридически.

Социальную основу правового государства составляет, саморегулирующееся гражданское общество, которое объединяет свободных граждан – носителей общественного прогресса.

Нравственную основу правового государства образуют общечеловеческие принципы гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности. Конкретно это выражается в демократических методах государственного управления, справедливости и правосудия, в приоритете прав и свобод личности, во взаимоотношениях с государством, защите прав меньшинства терпимости к различным религиозным мировоззрениям.

Развертывание всего комплекса институтов государства в демократическом обществе устраняет доминирование политической власти или резко ограничивает проявления ее отрицательных сторон.

 

 


Социальное государство

Социальное государство – есть особый тип современного государства, осуществляющего сильную и эффективную социальную политику, обеспечивающего высокий уровень социальной защищенности граждан и благоприятные условия для «достойной жизни и свободного развития человека».

Идеи о социальном государстве зародились в протестантских странах еще в XIX в., а в ХХ веке ряд стран Европы заявили о социальном характере своих государств, закрепив это в текстах своих конституций.

Социальному государству присущи следующие принципы:

1. Основой внутренней политики социального государства являются его социальные функции. Социальная функция - это деятельность государства, направленная на минимизацию различий в доступе членам государства к общественным благам с целью обеспечения стабильности (самосохранения) социума. Социальную деятельность государство начинает практически осуществлять еще на ранних этапах своего развития, но максимального развития эта функция достигает на индустриальном и постиндустриальном этапах, когда государство целенаправленно обеспечивает высокий уровень жизни своих граждан.

2. В качестве основной категории в определении социального государства выступает понятие социальной справедливости. Справедливость содержит в себе требование соответствия прав и обязанностей, труда и вознаграждения, заслуг и их признания, преступления и наказания, соответствия роли различных социальных групп и индивидов в жизни общества и их социального положения в нём. Суть социальной справедливости - в общественном благополучии, гармоничных и стабильных социальных отношениях.

3. Активная деятельность государства по регулированию экономики как гаранту справедливого распределения национального продукта и материальных благ. Любое социальное государство берет на себя правовые обязательства в обеспечении своих граждан медицинской помощью, получения образования, социальными выплатами малообеспеченным семьям и т.п. Однако необходимо помнить, что целью социального государства не является устранение полного фактического неравенства, так как в рыночной экономике достигнуть полного социального равенства невозможно. Например, Федеральный конституционный суд ФРГ так истолковал понятие «социальное государство». «Это не означает учреждения тотального государства благосостояния и не предполагает экономической системы, полностью управляемой и организуемой государством. Государство стремится лишь к приблизительно равномерному содействию благу всех граждан и приблизительно равномерному распределению тягот».

4. Эффективная система социальной защиты. Этим принципом обусловлено следующее:

а) право человека требовать от государства обеспечения прожиточного минимума;

б) обязанность государства обеспечивать человеку нормальные условия существования, хотя бы не бесплатно (коммунальные услуги, здравоохранение, образование, трудоустройство и пр.);

в) возможные ограничения свободы договоров (например, меры по регулированию цен);

г) требование социальной налоговой политики;

д) социальное страхование, под которым следует понимать обязательное и добровольное страхование от социальных рисков, связанных с потерей работы, доходов и трудоспособности.

5. Социальное государство должно быть правовым государством. Личности гарантирована защищенность ее свободы, прав и интересов.

Принципы социального государства определяются степенью зрелости государства, мощностью его материально-технических ресурсов, духовно-нравственными ценностями. Несмотря на то, что Россия провозгласила себя социальным государством, оно для нашей страны остается пока только перспективой, идеалом.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...