Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

II.1. Лицо как сложный и трудно читаемый объект познания




С самого начала изучения курса «Грим» студенту, будущему актёру, режиссёру необходимо знать, что лицо человека самая сакральная часть его тела, т.е. самая загадочная и трудно познаваемая. К лицу нужно относиться с пиететом, как в древней (и не только в отечественной) традиции.

Основное, на чём надо остановиться, это то, что при изучении искусства или технологии грима будущий актёр в буквальном смысле «знакомится» со своим лицом. И эта многогранная программа курса как бы со всех сторон, и даже изнутри помогает это сделать, т.к. включает достаточный объём такой науки как физиогномика.

Александр Михайлович Курганцев (доцент кафедры, сценограф) назвал некоторые темы этой программы «метафизикой лица». Мистериальность в поиске грима-образа проявляется уже тогда, когда даже небольшой, но верный композиционный элемент грима, «вытаскивает» неожиданный рисунок роли, характера персонажа. Как говорили старые актёры начала ХХ века, что точное попадание в гриме меняло полностью органику самого актёра.

Студенты на занятиях курса грим в буквальном смысле создают свой портфолио или альбом-копилку гримов-образов, которые, несомненно, помогут в самостоятельной работе, могут быть саморекламой. Лицо часто «сопротивляется» и нелегко поддаётся, нужному по роли, изменению. Гримёры говорят, что есть лица, которые легко трансформируются даже при лёгком гриме. Так, например, непрорисованное от природы лицо человека (вся светлая волосяная окраска: брови, ресницы, рот), но с хорошей пластикой (лицо Олега Стриженого, Юрия Богатырёва и др.) изменяются быстро до неузнаваемости, когда брови, глаза, тон лица становятся более яркими, детали лица прорисованными.

Интересные наблюдения психологов, стилистов, гримёров, показали, что идеальное лицо, т.е. соответствующее «формуле красоты», трудно читаемое, мало интересное, но оно соответствует благоприятной жизненной программе по физиогномике. Видеть и ценить красоту – вполне естественно, однако недостаточно, красота – всего лишь внешний вид, оболочка, кожа, под которой скрывается индивидуальность.

Лицо человека – его визитная карточка, всегда доступно обзору, и истинность большинства положений физиогномики доказана временем, опытом. Сегодня «лженаука» физиогномика (как и когда-то генетика и кибернетика) находит применение в криминалистике, антропологии, психологии и др. Физиогномика полезна и в деловом общении, когда менеджер с первого взгляда должен определить стиль воздействия на человека для получения наилучшего результата. Человеческое лицо – самый совершенный «аппарат» для общения, способный изображать тончайшие оттенки настроения. Это поистине бесценный подарок природы. В зависимости от своего характера какие-то эмоции человек испытывает чаще, какие-то реже. К, примеру, оптимист чаще улыбается, пессимист печалится, трусливый боится, зловредный хмурится, а если веселится, то над чужими несчастьями … Соответственно лицевые мышцы с лёгкостью выполняют привычное «упражнение», и для лица обычным становится то или иное выражение. Лицо – не просто внешность, это показатель личных качеств. По чертам лица можно сказать, кто вы на самом деле, кем были и кем станете. Это уже область изучения науки физиогномики. Лицоэто цветок на стебле, которое зовётся человеком. Цветок этот всегда в движении, выражение его постоянно меняется, на нём отражается то смех, то восторг, то задумчивость, которые вдруг сменяются бессловесной тупостью или оцепенением мёртвой природы. Лицо самая выразительная часть имиджа, наше «зеркало». В нём отражено физическое и духовное состояние человека. Неисчерпаемый источник информации. Лицо – визитная карточка. Шопенгауэр говорит, что: «Лицо человека говорит даже больше и более интересные вещи, чем его уста, ибо оно представляет компендиум (основных положений) всего того, что он когда-то скажет, будучи монограммой всех мыслей и стремлений этого человека». Лицо – это одновременно и совокупность отдельных «деталей» (нос, рот, глаза …), и единое целое, каждая часть которого находится в гармонии с другими и произвольно незаменима. Лицо это стройная, законченная композиция, обладающая почти магическим значением. В подтверждение этой мысли можно привести пример из современных исследований. Призвав на помощь компьютер, учёные задались целью создать портрет идеально красивой женщины. Они соединили идеальные черты кинозвёзд – Бриджит Бордо, Мэрилин Монро, Джины Лолобриджиды. Казалось при соединении совершенных частей должно получиться совершенное целое, т.е. идеальная красота. Но эксперимент показал, что обособленные части лица разных обладательниц на фотомонтаже потеряли свою привлекательность. Взгляд на лицо собеседника, в его глаза – вот начало любого разговора, которое позволяет сформировать самое первое, часто бессознательное мнение о человеке, оценить его. Красота внутреннего мира познаётся не сразу. Поэты и писатели часто задаются вопросом, что же для нас первично в любимом человеке – его тело, внешность или всё же душа – индивидуальность, характер, сумма знаний и привычек. И вывод таков – визуальные впечатления опережают все прочие, составляя ту базу, на которой основываются симпатия и антипатия. У каждого человека имеется вполне сложившаяся шкала оценок человеческого лицамужественная (сильная челюсть, небольшие выразительные глаза, прямые тёмные брови), женственного ( здесь главное – овал, большие глаза, полные губы, маленькие уши), лживой рожи, лица предателя, героя, слабохарактерного человека … Кинематограф, театр, книги учат, как с первого взгляда распознавать типичные черты персонажей. Актёры наблюдают за людьми, подмечая типичные гримасы и жесты, позволяющие им впоследствии играть «не себя», вживаясь именно в тот образ, который необходим актёру для роли. Вымышленные персонажи художник наделял образ соответствующими чертами характера, физиогномики, который должен в результате получиться. Лицо, внешность (имеющиеся изначально и мало зависящие от нашей воли), выражение лица и богатство мимики (находящиеся в зависимости от темперамента и насыщенности внутренней жизни) – главнейшие инструменты общения. Учёные-генетики признают, что личность рождается на свет с конкретным набором генов, которые во многом определяют её дальнейшее развитие. Из миллиардов людей, живущих на Земле, не встретить и двух человек с одинаковыми лицами: каждое лицо природа создаёт по индивидуальному проекту. Это наша «визитная карточка» в огромном мире, на котором лежит печать нашей оригинальности, нашего «Я». Академик П.К.Анохин писал: «Красота человеческого лица, его искрящаяся индивидуальность, разнообразные проявления его выразительной игры являются источником вдохновения во все времена и у всех народов». Действительно художники и скульпторы, композиторы, поэты и писатели воспели лицо человека в бронзе и мраморе, в стихах и прозе, в красках и звуках. И если перед нами произведение Мастера, то видишь не просто портрет, но сокровенную сущность человека, его душу. Неизъяснимым образом она проступает во всех его чертах: в глубине глаз, в уголках губ, в сетке морщин… Можно сказать, что не случайно лицо называют зеркалом души. Но для врачевателей всех времён лицо было не только зеркалом души, но и здоровья. Оно всегда являлось предметом пристального и глубокого изучения. Анатомы изучают строение лица, форму, пропорции, контуры, соразмерности, рельеф. Они определяют половые, возрастные, конституциональные отличия в строении лица, создают фундамент для понимания законов его структурной организации. Антропологи стараются найти истоки истоков, расшифровать этнические особенности, присущие людям разных народов и народностей. Физиологи стремятся выяснить, какие факторы, какие системы организма влияют на рост и развитие лица, что обуславливает его подвижность, выразительность. Клиницисты (и физиогномисты) по изменениям цвета кожи, по кругам и мешкам под глазами и другим настораживающим признакам читают на лице пациента признаки тех или иных болезней. Психологи ищут зависимость между тем или иным выражением лица и эмоциональным, психическим состоянием человека. Все вместе (специалисты) вот уже которое столетие пишут одну большую «картину» - лицо Человека Скрупулёзному изучению лица, его деталей, пластики хорошо помогает физиогномика, психология, большая наблюдательность, знание портретной живописи. Поэтому в гриме часто используется профессиональная терминология, схожая с терминами из области изобразительного искусства: композиция грима, схема грима, композиционный центр или акцент в гриме, рисунок грима, цветовая гамма грима, графическая насыщенность или акварельность, мягкость рисунка грима и др. (Словарь профессиональных терминов представлен в Приложении).

II.2.Физиогномика как научный аспект изучения лица Физиогномика базируется на научном изучении лица: его анатомической и психологической конструкции. Физиогномический тип лица – биологически закодирован. Отсюда его постоянство, чего не скажешь о мимике лица.

История китайской физиогномики, созданной Конфуцием, идёт от V века до н.э., имеет несколько школ, хорошо разработана для практического использования. В Древней Греции этой наукой заинтересовались многие мыслители, врачи. Здесь же была создана Гиппократом гуморальная теория о темпераментах (сангвиник, меланхолик, холерик, флегматик). Физиогномика и психология внешнего облика наиболее необходимы при изучении мимических выражений лица и их закреплению с помощью определённых схем грима. Например, при изображении злого лица, необходимо учитывать, что не только какие необходимо изображать на лице складки, но и их совокупность, т.е. соединение с цветом общего тона, волос и другими внешними чертами лица. Интереснее сделать этот грим в соединении чертами других физиогномических типов (меланхолика, сангвиника). Если актёр знает не только медицинский аспект темперамента (гуморальная теория физиологии человека Гиппократа), физиогномики, но и конкретные черты характера, которые имеют дуальный (двойственный) аспект, то это поможет интереснее найти грим-образ. Физиогномические наблюдения древних китайских мыслителей необходимы с самого начала изучения лица. Например, что брови человека самая хорошо «читаемая» часть лица. На занятиях курса «Грим» эта часть лица (брови) особенно часто используется во всех схемах грима, а также при коррекции лица, но при этом не всегда студенты могут справиться с технологией их удаления, изменения. Интересно отметить, что именно брови являются самой человеческой (антропологической) чертой среди живого мира. Поэтому при создании маски животного, какого-то сказочно-мифологического существа, необходимо, прежде всего, убирать брови и рот, которые на лице хорошо изменяются, трансформируются с помощью грима. Физиогномика – это система повседневной практики, которая помогает человеку распознать определённые черты характера в себе и других, легче сконструировать свою модель общения с тем или иным человеком. Физиогномика необходима для актёров, режиссёров, стилистов, имиджмейкеров, психологов, т.к. помогает глубже «видеть» лицо. На этой основе стилист может правильнее создать имидж, скорректировать форму и детали лица под определённый тип характера, темперамента.

В настоящее время физиогномика широко используется во многих областях психологии, тестировании детей в выявлении их способностей и т.д. Предмет физиогномики на занятиях по гриму методически связывается с изучением типов темперамента и гримом при коррекции и изменении деталей и форм лица, в изображении основных мимических выражений лица человека (весёлое, печальное, злое лицо), при осваивании сложного характерного грима. Хорошо «прочитывается», т.е. изменяется лицо, когда у человека начинает работать его мимика. Европейцы не умеют её скрывать, поэтому ещё в древние времена, когда редкие иностранцы были в Китае, по их ответной реакции, можно было узнать и без переводчика их ответ и тайные мысли. Мимика лица человека – это его открытая характеристика, темперамент. По действию определённой группы мимических мышц формируется выражение лица, его складки, морщины. Например, привычка напрягать брови в переносице закрепляет выражение либо злости, либо постоянной сосредоточенности, проблемы, угрюмости. Строение мимических мышц отличается от обычных тем, что одним краем они прикрепляются к кости, а другим непосредственно к коже лица и не имеют оболочки (фасции). От того, как они прикрепляются, от их индивидуального строения самой ткани и отличаются мимические возможности лица. Например, мимика Шварцнеггера или Луи де Фенесса. Немимичное или неподвижное лицо иногда называют маской, которое европейцы не любят. Иногда такие лица называют маской Сфинкса (лицо Марлен Дитрих), т.е. загадочное, не прочитываемое. В психологии, медицине определены четыре темперамента (Древняя Греция, V в до н.э., Гиппократ), по которым в театральной школе учатся фиксировать основные мимические выражения лица: радость, гнев, печаль и безразличие (спокойствие). Сангвиник (кроветворный тип) – весёлое лицо. Обычно круглое или широкое лицо с характерными морщинками вокруг глаз («гусиные лапки»). Весь рисунок лица и грима округлый. Округлый румянец. Хороший цвет лица. Душа компании, любит женщин, поесть, балагур. Характерен славянскому типу лица: Иванушка – дурачок. Холерик (желтая жёлчь). Очень подвижный темперамент. Открытое лицо, с высоко поднятыми бровями, широко раскрытыми глазами. Это тоже можно сказать весёлое лицо, но только с другими акцентами. Оно не полное, и нет такой красноты. Различается как бы со знаком «минус» и со знаком «плюс». Со знаком «плюс» – это подвижный темперамент ребёнка, способствующий познанию, мира; двигающий всё вперёд, пассионарии, революционеры, но без маниакальности: это Ноздрё в («Мёртвые души»), Петр I, Пушкин в молодые годы, А. Суворов. Со знаком «минус» – это маниакальность, сосредоточенность – это уже злое, агрессивное выражение лица. Худое лицо, с изломанными бровями, бледный или серо-синюшный тон лица, с выступающими скулами, «жестким» (узким) ртом. Это политические, религиозные или научные фанаты. Иван Грозный;VVVV Марфа Борецкая на картине В.Сурикова, Софья; сестра Петра 1, на картине И.Репина, средневековые гравюры с изображением исследователей-изотериков. Меланхолик (чёрная желчь). Мало подвижный темперамент. Это печальноелицо. Маска Пьеро, маска жертвы. Очень модным было «болеть» чёрной меланхолией в XIX веке. Эту маску «носили» поэты-романтики XIX века, в которой они изображали уход от серой повседневности, что они выше всей этой земной юдоли. Пластика лица и рисунок грима вытягивается в центральной его части. Ось брови и глаз «падающая», нос при этом становится длиннее. Эту схему страдания часто изображают в иконописи, в ликах Богородицы, Святых, Христа.

II.3.Образы-штампы, гримы-маски Немого кино Все эти острохарактерные мимические выражения лица широко использовались в Немом кино, а также и в старом театре, в создании так называемых, амплуа, типажей. В эпоху Немого кино, когда необходимо было изображать большие страсти, лицо Веры Холодной, Мозжухина и других актёров несли печать этих гримов-масок. Герой-любовник. Это обычно красивое и бледное лицо мужчины с явно выраженными следами порока: тоненькие усики над губой, хорошо прорисованные глаза, брови. Набриолиненные волосы с гладкими волнами (ондуляция, перманент). Чётко, даже черно прорисованные детали лица (всех персонажей) при работе его мимики усиливали все эмоции героя, героини. Муж-тиран или старый содержатель всегда изображался как злой холерик. Он обязательно кого-нибудь мучил, убивал или душил. Акцент в гриме сосредотачивался на переносице и злых, всегда вытаращенных глазах. Этакий Карабас-Барабас. Женские образы Немого кино: это или женщина-жертва или женщина – вамп. «Жертва» – схема маски меланхолика, жертвы. Акцент в глазах – это своеобразные синяки вокруг глаз с поднятыми тонкими бровями у переносицы, концы которых опущены (к/ф «Раба любви» – Елена Соловей). Женщина–вамп. Это сильный, подвижный темперамент холерика. Схема грима – это злое лицо с изломанными или восточными бровями, всегда брюнетка, с густой гривой волос и ярким тёмным чувственным ртом. Все эмоции, страсти показаны густо, пастозно без полутонов. Необходимо было за несколько минут показать сложную психологическую драму с утрированными чертами лица, чтобы сразу виден характер, темперамент персонажа. Использовались в Немом кино приёмы театрального исторического грима: восточные красавицы, египтянки, ассирийки, арабы, турчанки, евреи и др. Самым популярным, как в те времена, так и в 50-70 е гг. стал образ великой женщины -египетской царицы Клеопатры. Она была по происхождению итальянкой. Став царицей, она использовала все древнеегипетские традиции, с учётом внешних данных. Это: костюм, грим, парик, украшения и поведение царицы. Американский фильм «Клеопатра» с участием Элизабет Тейлор хорошо это проиллюстрировал. Но настоящий исторический грим египетской царицы – это скульптурный портрет красавицы Нефертити (XIV в. до н.э.). Пластику её лица, с выступающими скулами и тонкими дугообразными бровями стали использовать с 20 –30 гг. двадцатого века и до настоящего времени. Первыми были: Грета Гарбо, Марлен Дитрих. Почему Клеопатра обладала такой притягательной силой, хотя и не была очень красивой? На это пытаются ответить психологи и сексопатологи: она обладала сверхмагнетическим женским обаянием, (харизмой), которое строилось на уверенности в своём успехе, высоком интеллекте, умению держаться, говорить. Интересен образ Шехерезады («Тысяча и одна ночь»), где также кроме красоты и восточного гламура у неё был «хорошо подвешен язык», обаяние и самое главное - уверенность в успехе, в силе своих женских чар! Коротко о физиогномике Лицо человека, его пластика, мимика - визитная карточка, для физиогномиста – «открытая книга». Физиогномика, – широко используемая наука в прикладной психологии, имиджиологии, в гриме.

· Помогает определить судьбоносные факторы, здоровье, а самое главное – характер человека, его сильные и слабые стороны, возможности человека, талант.

· Физиогномика возникла как наука, в Китае, в VI в. до н.э. (Конфуций) для того, чтобы по её правилам подбирать чиновников и окружение императора.

· Использовалась во многих странах Востока и в Древней Греции. В Европе её использовали только в оккультных делах и её авторитет, как серьёзной науки, ушёл за исключением редких специалистов (Нострадамус, Лафатер).

· В чём основная суть и практическая значимость: учит наблюдательности, дедукции, развивает аналитические способности человека, даёт возможность определить основные наклонности человека.

· В основе физиогномики: форма головы и лица, его костных деталей (пластика), лоб, надбровные, дуги, скуловые кости, нос, углы нижней челюсти, подбородок. Их строение, объёмы. А так же – брови, глаза, рот – их величина, ось посадки, рисунок, текстура.

· В XIX веке очень популярной была френология, наука о костной структуре черепа, его шишках, их расположении, выпуклостях (Ламброзо)

· Важным аспектом является цвет и «дух» лица, который видят опытные физиогномисты, сухой «жесткий» или влажный блеск глаз.

· Ещё в древности были созданы схемы понятий определённого рисунка глаз, бровей, рта. Например, «глаз тигра», «глаз дракона» и т. д.

· Если сравнивать европейские идеалы красоты – овальное лицо, большие глаза, то на Востоке больше ценится прямоугольная форма лица и не очень крупные глаза, т.к. это показатель более благоприятной судьбы и устойчивого характера. На Востоке исходят не столько от внешних красот, а сколько от практических её аспектов. Так, например, небольшие глаза – признак трудолюбия, склонности к математике, порядочности.

· Очень важно! Нельзя спешить с выводами по 1-2 деталям лица. В логике изучения лица существует система баланса и пропорций, когда могут быть некоторые противоречия в построении лица, но они опровергаются другими деталями лица.

В материалистической и технократической Европе не умеют медленно наблюдать, сопоставлять и анализировать даже по готовым схемам физиогномики. Европейцу легче создать «костыли» (машины, компьютеры, телефоны и т.д.), в то время как на Востоке, например, йоги развивают невероятные возможности, как физические, так и духовные, что совершают такое, что европейцу кажется чудом. Изучая лицо, говоря о его привлекательности, необходимо немного раскрыть термин «харизма», который указывает и на определённые личностные качества человека.

II.4.Харизма как набор исключительных свойств человека

Харизма - это умение нести, держать лицо, а через него внутренний настрой. Харизматичное лицо – это яркое (не обязательно красивое) лицо, успешного во всём человека. Например: Александр Македонский, Юлий Цезарь, Клеопатра, Пётр Первый, и др. Слово «харизма» происходит из древнегреческого языка и означает «притягивать внимание». Оно восходит к слову «Хариты», которым в древнегреческой мифологии именовались три богини красоты, грации и изящества. Еще в Древней.Греции люди обладавшие харизматическими качествами, считались любимцами богов, которые помогали своим избранникам добиваться необыкновенных успехов. Это некие исключительные свойства, кот. наделён лидер в группе своих сторонников. Харизма присуща пророкам, царям, политикам, полководцам. Это эмоционально-психологический способ оказывать эффективное влияние на других. Это: Будда, Моисей, Мухаммед, Чингисхан, Ал. Македонский, Наполеон, Ленин, Сталин, Гитлер, Муссолини и др. Харизма это способность притягивать к себе внимание других людей и удерживать его. Диапазон качеств, входящих в понятие «харизма» достаточно широк. Ответ на вопрос о том, кого можно считать харизматической личностью, во многом зависит от субъективного восприятия. К харизматическим качествам относится: - личная магнетическая притягательная сила, обаяние, активность и энергичность; - воодушевление, испытываемое от выполнения жизненной задачи; - отождествление себя с выполняемой работой (это производит впечатление, что человек находится на своём месте); - раскрытие собственных способностей; - уверенность в своих силах и душевное равновесие; - умение сосредоточивать своё внимание на самом главном; - коммуникабельность и умение устанавливать долговременные и прочные межличностные отношения; - умение мотивировать себя и других; - способность находить к людям правильный подход; - умение ставить перед собой и другими чёткие цели;; - умение быстро принимать решения; - умение служить образцом для подражания; - положительное восприятие жизни. Дух, свет лица - это состояние здоровья и состояние духовных качеств. - Дух выражает общий вид лица и проявляется главным образом в глазах и цвете лица. Говоря, что у человека «высокий дух», мы имеем в виду, что у него приподнятое настроение, что он энергичен, уверен в себе и воодушевлён. - Хороший дух – результат сильной ментальной энергии и физической энергии ци человека. Дух скорее чувствуется, чем видится. Если глаза человека кажутся тусклыми (неяркими, потухшими), если они затуманены, словно от алкоголя, хотя он трезвый, опытный физиогномист определит, что у него плохой, неблагоприятный дух.

 

III.Цветовая гамма, рисунок, композиция грима, пластика лица – начало изобразительного и технологического цикла в освоении курса «Грим» III.1. Цветовая гамма грима в сценографии В свете заявленной темы мистериальности грима в сценографии можно считать и цветовую гамму грима, его насыщенность. Цветоведение изучается в самом начале курса «Грим» после введения, косметологии. Цветоведение, технология грима, приобретённые навыки, схемы грима, много раз апробированные на занятиях, дают возможность актёру более аккуратно, точно показать минимальными штрихами даже сложный грим-образ. Начиная с нанесения общего тона, моделировки, корректировки, актёру необходимо знать основные правила цветоведения, что есть холодные, тёплые цвета, различные их оттенки, насыщенные или разбавленные их нюансы. Это не только и опять не столько внешняя часть изучения цвета, сколько внутренняя, скрытая. Холодный и очень светлый цвет общего тона сразу придаст лицу болезненный вид. «Горячий» красный – даст другую болезненность. Любой «нездоровый» цвет и даже оттенок несут определённую психологическую, характерную окраску образу. Можно только общим тоном передать образ наркомана, алкоголика, больного человека и др. В театре чаще всего используется теплая цветовая гамма грима (в сценическом гриме), т.к. она передаёт более приятный и здоровый вид человека. Но необходимо опять же учитывать и цвет костюма, декораций, света. На очень тёплом по тону лице, но при очень белом костюме, декорациях, лицо приобретёт неприятные землистые оттенки. В настоящее время, когда есть огромный выбор профессиональной и декоративной косметики, как по цвету, так и по плотности, тема по цветоведению и изобразительным приемам в гриме становятся актуальными. Подобрать точно всю цветовую гамму грима – макияжа важно:

· для более легкого (натурального) грима при близкой сцене, когда используются приемы бытового макияжа;

· при ярком цвете парика, костюма, близко расположенных к лицу;

· для всей сценографии спектакля, в выборе общего стилевого решения.

Прежде чем начинать какую-либо тему из программы подготовки к гриму, студенту необходимо усвоить, что цвета из палитры жировых гримировальных красок обладают прекрасным свойством смешиваться. Создавая множество оттенков, не нужно бояться красок, даже черной, которая «успокаивает» все цвета, именно жировых красок. Этими удивительными свойствами не обладают ни акварель, ни масло, которыми пользуются художники. Задачей педагога по гриму становится освободить актера от страха перед этими уникальными красками. Кстати о чёрной краске жирового грима. Необходимо студентам знать и проверить на практике, что чисто чёрный цвет на лице не будет таковым. Чтобы чёрный цвет был насыщенным к нему надо добавить немного коричневого оттенка. Это необходимо учитывать при рисунке бровей, усов. Из основ цветоведения студенту нужно в первую очередь усвоить, что все цвета из гримировальной коробки могут быть «теплыми» или «холодными», насыщенными («тяжелыми») или разбавленными («легкими») Это самое начальное образование по цветоведению. Студенты выполняют несколько упражнений по смешиванию, разбавлению и затемнению цветов при этом, все время, держа во внимании «холодную» или «теплую» тональность цвета. Таким же образом они учатся создавать индивидуальный общий тон или грунтовку, тон-базу. Чтобы студентам в дальнейшем была понятна разная психологическая нагрузка «холодных» или «теплых» тонов спектра, необходимо представить материал по психологии восприятия цвета Макса Люшера, Василия Кандинского и показать иллюстрации, фотографии образов немого кино, сопоставить маски Белого и Рыжего, пантомимические маски, а также, показать материал о разных эпохах, стилях, где преобладали предпочтения «теплой» или «холодной» цветовой гамме как в костюме, так и в гриме-макияже. Например, «теплая» эпоха «Возрождения» или «холодные» стили XVII-XVIII веков. Знания цветоведения дают возможность будущему режиссеру правильно создавать сценографию отрывка, спектакля, в которой будет правильно решаться грим как в цветовом, так в изобразительном его плане. Современному мастеру сцены необходимо знать символику основных семи цветов спектра, знать их созидательную и негативную силу, их взаимосвязи, стороны воздействия, восприятие определенного цвета в разных странах (Восток и Запад), в разные эпохи. Так, например, восприятие белого цвета на Востоке – это очищение через смерть, в Европе – девственность, чистота, стерильность. В настоящее время материала на эту тему очень много и много псевдонаучного, что можно, конечно, запутаться. Лучше изучать эту тему по первоисточникам. После изучения некоторых аспектов цветоведения необходимо перейти к идеалам красоты, по которым строится современный макияж и сценический грим. III.2. Греческие (классические, антропологические) каноны красоты как основа сценического грима, макияжа Главное в «построении» лица (в сценическом гриме, современном макияже), чтобы оно (лицо) соответствовало закону «золотого сечения», т.е. классическим идеалам красоты. Греческие скульптуры, классического периода, атлетов, полных внутреннего напряжения, но внешне неподвижных, спокойно стоящих, показывали образец гармонично развитого человека древней Эллады. Красивая, прямая осанка, распрямленные плечи, высокая посадка головы, внимательный взгляд – это признаки активности (алертности), энергии, хорошо развитого, находящегося в постоянной тренировке тела. В момент высшей алертности, наиболее красивы животные и человек. Древние греки считали удачным изображение своих богов лишь в том случае, если ваятелю удавался энтазис – серьёзное, внимательно напряженное выражение лица – основной признак божества или идеального человека. Например, голова Афины Лемнии, отражающая все идеальные черты лица богини, где энтазис и алертность отражены в полной мере. Необходимо отметить, что роль канона в истории культуры двойственна: когда он отражал традиции определенного художественно-эстетического мышления, канон на структурно-конструктивном уровне отражал эстетический идеал той или иной эпохи. В этом его продуктивная роль. Со сменой культурно-исторических эпох меняется эстетический идеал и вся система художественного мышления, и канон ушедшей эпохи становится тормозом в развитии искусства, культуры.

В истории культуры, искусства было немало периодов, когда идеалы здорового красивого тела заменялись изображением «красивых» женщин эпохи Средних веков, больных рахитом или туберкулезом, с резко выраженными признаками этих болезней: вытянуто-высокие фигуры, узкобедрые, плоскогрудые, с отвислыми животами и выпуклыми лбами, т.к. эти городские женщины, аристократки были заперты в домах или замках, поэтому не видевшие солнца. Результат рахита: поредение волос, облысение; выпадение ресниц, бровей, отсюда пошла «мода» на отодвигание назад границы волос на лбу, длившаяся два столетия. Аристократки специально выбривали волосы на лбу, остригали ресницы, брови (Ван-Эйк, Дюрер, Лукас Кранах и др.). Антропологические идеалы красоты внешнего облика в европейской культуре изменялись в соответствии с изменениями приоритетов в моде, соответствовавших эпохе, происходившими в разных странах, отразившихся в эстетических стилях. Тема эволюции (трансформации) идеалов красоты в гриме, макияже, причёске представлена в разделе курса «Национально-исторический грим».

Красота как магическая «формула красоты» Пифагора Красивый человек имеет симметричное лицо. Красивое тело – пропорцию 1 к 1,618. Это магическое соотношение было открыто ещё в 6 веке до нашей эры знаменитым математиком и мыслителем Пифагором. Во Вселенной всё развивается по математическим законам. Число – основа всего существующего. А числовые соотношения – источник гармонии космоса. Так считал Пифагор. В ХХI веке с ним полностью согласились учёные-генетики. Американскими учёными разработана специальная маска, прикладывая которую на лицо или фотографию, можно сказать, насколько правильные черты лица имеет его обладатель. «Формула красоты» - «Размер» носа (линия чуть выше верхней губы: от правой ноздри до левой) к размеру рта (от правого края губ до левого) должен составлять 1 к 1, 618. - Как, впрочем, и размер рта к длине щеки от угла до угла. - В красивом теле всё 1 к 1,618. Эта пропорция вновь и вновь повторяется. - Расстояние нижней части тела (от пяток до пупка) к верхней части (от пупка до макушки головы) красивого человека составит всё те же 1: 1,618. Итак, красота – это заурядность, облачённая в симметрию и уравновешенная магической пропорцией, открытой ещё Пифагором.

Американский пластический хирург Стивен Маркард, вновь «открыл» эту математическую логику красоты, формулу «золотого сечения» и определил, что лицо Мишель Пфайффер соответствует этой классической пропорции. По наблюдениям стилистов, художников оказалось, что лицо, исправленное или подогнанное под эту идеальную «формулу красоты», становится не интересным, заурядно красивым, не несущем своей отличительной «изюминки», оригинальности. Хирурги, изменяющие формы деталей лица, об этом предупреждают, но люди не всегда слышат такие предупреждения. Например, Барабаре Стрейзан предлагали укоротить её нос, изменить пластику лица, но она отказалась. В результате, её уникальное лицо ни с кем не перепутаешь и не сравнишь, но при этом это артистка - Звезда с большой буквы и по-своему красивым лицом.

III.3. Сценический (классический) грим, макияж Сценический грим и профессиональный макияж часто основывается на классической (древнегреческой) схеме или выполняется по «формуле красоты». Основная задача сценического грима, макияжа сделать лицо красивым (по европейским канонам). Сценический грим – это корректирующая функция грима, когда не требуется подчёркивания ярких характеристик образа. Этика, культура сцены требуют обязательного применения хотя бы минимального грима, когда необходимо убрать красноту или бледность лица, его излишнюю жирность, замаскировать недостатки кожи; когда необходимо «оживить» бледные губы, глаза (даже мужчинам). Необходимо знать, что при искусственном освещении лицо, на котором не будет тона, пудры будет выглядеть болезненно бледным, серым и если будут рядом актёры в гриме, то его лицо (чаще мужчины) будет «выпадать» из сценографии спектакля, отрывка. В схеме грима «молодое красивое лицо», в которой тоже может быть использована декоративная косметика и приёмы современного макияж.Это приёмы корректирования, исправления «неправильных» черт и форм лица, маскировки «проблемной» кожи лица (угри, камедоны и т.д.). Приёмы макияжа и средств декоративной косметики необходимы при близко расположенной сцене, когда грим не должен быть виден. В этом случае особенно необходимы знания по «цветовым типам лица», для более правильного подбора тон-базы, грунтовки (общего тона), цветовой гаммы декоративной косметики. При выполнении грима молодого красивого лица по схемам, представленным в старых пособиях, возникает своего рода «парадокс». Загримированные таким образом молодые лица (18-20 лет), выглядят старше своего возраста. Это происходит в результате того, что обильный тон и румянец, «жесткая» прорисовка глаз, бровей, рта, носа «перегружают» лицо молодой артистки. Следовательно, нужно иметь в виду, что приём «перегрузки» молодого лица можно использовать для образного грима, когда актрисе необходимо «прибавить в возрасте». Можно порекомендовать создать на основе жирового грима свой корректирующий или сценический тон (общий тон), который поместить в отдельной косметической небольшой баночке (из-под крема). Этот корректирующий тон в дальнейшем будет часто применяться и при изменении рисунка брови, при маскировке рта в схеме возрастного грима, больного лица, маски. III.4. Мужской сценический грим, макияж Культура сцены требует и от актёров-мужчин определённого сценического образа, когда грим-макияж не должен быть заметен, но лицо при этом должно хорошо выглядеть. Мужской макияж, сценический грим требуют кропотливой

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...