Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 2. Анализ социальной структуры Республики Беларусь на современном этапе.




При анализе общества необходимо учитывать не только процессы функционирования, но и развития социальных систем, ибо особенностью общества является способность к расширению, воспроизводству и повышению уровня своей организации. Это предполагает формирование новых общественных потребностей и форм их удовлетворения, усложнения структур общества и его новых регуляторов. Функционирование и развитие социальной системы предполагает сменяемость поколений людей и, стало быть, социальное наследование, преемственность их жизнедеятельности. Поэтому начинать анализ социальной структуры логичнее всего следует с анализа демографической ситуации в стране.

За последние десять лет демографическая ситуация в нашей республике изменилась существенным образом. Впервые за послевоенные годы, после того как Беларусь достигла послевоенный уровень населения, в 1993 году появился отрицательный баланс между числом рожденных и умерших в стране. В 1993г. он составил -11,2 тыс., а в 1994г. -19,4 тыс. челавек[18]. Большинство исследователей связывают этот факт непосредственно со сложившейся в тот момент экономической ситуацией. Однако часть из них считает, что снижение темпов рождаемости является закономерным, а экономический фактар только усилил этот процес.

На наш взгляд, прцессы которые влияли на развитие социальной структуры республики можно разделить на две группы:

1) те, которые начались еще до пореформенного периода (изменение в соотношении между численностью сельского и городского населения, повышение уровня образования и пр.)

2) процессы, возникшие в период реформ, и продолжающие развиваться по сей день: безработица, появление такой социальной прослойки как беженцы, отток квалифицированных специалистов за границу. Появление значительных групп людей, по сути дела, не включенных в процесс производства.

Специфика любого общества состоит во включении людей в общественные отношения, в том числе, производственные. Категории граждан, которые по тем или иным причинам выпали из производственных отношений, в значительной степени утратили связь с самим обществом, в первую очередь, в духовном, морально-психическом отношении. Это, как правило, ведет к маргинализации и люмпенизации таких слоев. Конечно же, эти, новые процессы, усилили имущественную дифференциацию населения Беларуси в период трансформации экономической системы.

Если говорить о сложившейся к концу восьмидеся тых годов в бывшем СССР социальной структуры, то можно отметить, что за исключением обособленной высшей элиты страны, в обществе не прослеживалось ярковыраженной дифференциации населения по имущественному признаку. Хотя в обществе четко прослеживаетс ячеткая многоступенчатая иерархия, строящаяся на принципах построения господствовавшей тогда партии. Вся сложившаяся политическая система была направлена на борьбу с обьктивно развивавшейся иммущественной дифференциацией. В первую очередь, борьба велась против обагащения.[19]

Сейчас в республике имущественное раслоение прослеживается весьма заметно. В первую очередь экономический кризис ударил по тем слоям населения, которые практически исключены из трудовой деятельности, по пенсионерам. В республике большое количество людей, достигнувших пенсионного возраста. Оно изменилось с 2157 тыс. в 1985г. до 2635 тыс. в 1994г, и она продолжает расти.[20] В целом по сравнению с 1990 годом в 1994 году число бедных увеличилось в 20 раз. Данные показвают, что соотношение среднего дохода 10% наиболее богатой части населения и среднего дохода 10% боднейших слоев населения возрасло с 3 раз в 1990г. до 9,6 раз в 1995 году.[21] Такое расслоение продолжается. Данной категории населения труднее всего было вписаться в складывающиеся новые экономические отношения не только по причине возраста, но так же и из-за морально-психологических взглядов этих людей.

Нельзя не принять во внимание и людей, которые не смогли целиком адаптироваться к новым условиям жизни и с полной отдачей включиться в производственно-экономические отношения. Это категория вынужденных переселенцев с тереторий загрязненных аварией на Чернобыльской АЭС. Катострофы в результате которой загрязненной оказалась около трети всей территории республики. Территории, которая практически полностью исключена из экономического использования. А расходы на ликвидацию последствий стали поглащать огромную часть бюджета республики, нанося тем самым, ощутимый удар по экономике. Аварии, ставшей символом слабости и уязвимости техногенной цивилизации.

В строне, начиная с 1991 года официально признается такое социальное явление как безработица. В 1991 году было зарегистрировано 2,3 тыс. челавек, а в 1994г. этот показатель достигнул 101,2 тыс., что составило 2,7% трудоспособного населения республики. [22] По мнению аналитиков, учитывая, введение на многих государственных предприятиях сокращенной рабочей недели и оплачиваемых отпусков, можно говорить об уровне безработицы в 10 – 20%.[23]

Новой социальной прослойкой для республики являются складывающаяся группа частных предпринимателей. В условиях постоянного давления со стороны правящей элиты на эту социальную прослойку, ее численность постоянно меняется, при этом в сторону уменьшения. Конкретные данные можно будет получить после опубликации результатов переписи населения республики в 1999г. Руководство страны не рассматривае, в своем большинстве, данную прослойку, как равноправного участника производственных отнашений.

Создание прослойки мелких и средних предпринимателей-собственников является одной из основных задач либиральной концепции развития общества. Предпринимателей, как конкретных людей, способных принимать ответственные решения и отвечать за результаты своих действий своим имуществом. При этом такая прослойка должна быть как можно большей. Люди, будучи собственниками, даже мелкими, имеют что терять. Именно такая категория людей в наибольшей степени заинтерисована в стабильности и логической последовательности проводимых правящими кругами преобразований.

С учетом, того что прослойка частнах предпринимателей относительно немногочисленная, по мнению ряда аналитиков невозможно говорить о складывании корпоративной системы выражения интересов данных слоев общества, а так же на их сильное влияние на определение политической идеологии страны.[24] Именно этим обьясняется слабое влияние различных политических партий на процессы, происходящие в стране. Но, именно эта часть общества является наиболее обеспеченной, а следовательно и защищенной в экономическом отношении.

Можно долго говорить о том, какими способами эти люди зарабатывали свои капиталы, но бесспорно то, что в первую очередь данную прслойку формировали люди которые еще до начала реформ находились у власти или около нее. Чиновники различных уровней, которые смогли использовать свои связи, знания и опыт на свою карысть. Такое поведение порадило в стране невиданных по своим размерам коррупцию и протекцианизм. А в сложившемся сознании большинства граждан – справедливость прочно ассоциируется с равенством по отношению к средствам производства. Безусловно, большинство обывателей чувствуют себя в этом отношении ущемленными и требует постоянного восстановления status qwo.

В философии существут различные взгляды в оценке имущественной дифференциации общества, которая влечет за собой складывание классов. Такие оценки колеблются от резко негативных до воспринятия данного процесса, до принятие его как закономерного и необходимого. В этом случае неравенство обьясняется неравинством людей от природы: в умственном и физическом отношении. Однако, тот факт, что наряду с природными неравенствами люди должны иметь равные возможности, практически никем не оспаривается. Здесь уместно привести слова Н.А. Бердяева, который сказал: “Классовые неравенства должны быть преодалены в человеческом обществе, но наличие неравенства от этого только сильнее выявится. Человек должен отличаться от человека по своим личным качествам, а не по своему социальному положению, классовому или сословному. Качественное,. то есть аримстократическое начало не только не может исчезнуть из человеческого общества, но оно как раз наиболее выявится в обществе бесклассовом, когда классов уже не будет, ибо классы закрывают и маскируют личные качественные различия между людьми, делая их не реальными, а символичными”.[25]

В сложившейся в политической традиции построения бесклассового общества предлагается только один способ достижения такой цели. Именно этот способ и используется правящей элитой республики и сейчас. Принцип данного способа прост – вытеснение всех нежелаемых социальных групп (классов) из политической жизни общества, вплоть до физического уничтожения. Безусловна, что на таком принципе нельзя создать идеального общества. Такой принцип в корне противоречит категорическому императиву И.Канта. В отличии от сложившейся у нас традиции, на Западе данная проблема решается иным путем. Путем постоянного увеличение числа мелких и средних собственников – среднего класса. Именно этот класс является в настоящее время на Запада основной политической силой, от которого при условии соблюдения демократических свобод зависит дальнейшее существвание страны ее будущее. В нашей республике была осуществлена попытка создания подобного среднего класса путем проведения приватизации жилого фонда и мелких предприятий. Однако данную попытку вряд ли можно считать успешной, хотя она была прологом того процесса, который должен был последовать за ней.

 

Произошли так же качественные изменения в составе населения республики. В данном случае речь идет о постоянном оттоке за границу высококвалифицированных специалистов и предприимчивых людей которые не находят возможностей для реализации себя на родине. Особенно высоким уровень имммиграции был в начале девяностых годов. В одном только 1990 году на постоянное место жительства выехало около 34000 человек, далее число отъезжающих постепенно снижается до 7000 в 1994 году. Если в первые два года абсолютное большинство переселялась в Израиль и США, то затем в Германию.[26]

 

Таким образом, можно сказать, что происходящие в социальной структуре республике преобразования носят коренной характер. Наметившийся с конца восьмидесятых годов, структурные изменение, продолжаются и в настоящее время. В республике постепенно складывается новый социальный класс собственников, несмотря на то, что по отношению к ним осуществляется весьма не лояльная политика, не говоря уже, об официальной поддержке. Такое коренное изменение политики, объясняется некоторыми исследователями, как реакция на слишком крутое реформирование, проводившееся в первой половине девяностых.[27] Сейчас прослеживается тенденция на сохранение сложившейся социальной структуры общества и постепенный возврат к социальной структуре, существовавшей до периода реформ.

 

 

Глава 3. Анализ политической структуры Республики Беларусь на современном этапе.

 

Существенную сторону жизнедеятельности общества, как целостного организма составляют процессы управления, обеспечивающие воспроизводство и развитие общества, его целостность и устойчивость. Элементами процессов управления могут выступать обычаи и традиции, складывавшиеся на протяжении долгого количества времени и являющиеся в поведенческом плане авторитетом для членов общества. Традиции не вечны, со временем они разрушаются, но это происходит не сразу, а на протяжении многих поколений в зависимости от того насколько быстро и радикально меняются условия жизни и формируются новые традиции. Изжившие традиции – это тормоз на пути экономического развития.

Важнейшим же элементом регуляции процессов развития общества является развитие политической системы общества, которая исходя из экономических условий, сложившихся в обществе, определяет дальнейшее направление развития. При этом политическая система и сама претерпевает структурные изменения, переходя на качественно новый уровень. В таких условиях задачей политической системы является обеспечение устойчивости общества. Дихотомия между изменениями экономической и политической структурами общества неизбежно ведет к кризисным явлениям во всех сферах общественной жизни: экономической, политической, социальной и духовной. На наш взгляд, кризисные явления, обнаружившиеся в конце восьмидесятых годов, и развивающиеся по сей день, объясняются в первую очередь отставанием в преобразовании политической структуры от преобразований в экономике.

Важнейшим изменением в политической структуре республики за последние десять лет, бесспорно, можно назвать попытку складывание многопартийной системы, а так же попытку произвести не на бумаге, а на деле, разделение властей. То есть осуществить тем самым преобразования, которые должны были вывести республику на путь демократических реформ и создать подлинно демократическое государство. Реализовать давнишнюю мечту философов, т.к. и на настоящий момент, по мнению большинства философов, именно демократическое общество является наиболее прогрессивным способом организации государства.

Попытка создания демократического государства на принципе разделения властей, а так же реализации таких демократических свобод как свободные, тайные и прямые выборы, свобода мнений и вероисповеданий стала возможной после отмены шестой статьи Конституции 1977г. “о руководящей и направляющей роли коммунистической партии. Однако и после отмены главенства партийных догм, в сознании масс еще долгое время ведущей оставалась именно партийная идеология. Несмотря на это уже в конце восьмидесятых годов начинают постепенно складываться неформальные объединения. В первую очередь в среде молодежи, которая наиболее легко воспринимает все изменения. Такие объединения носили характер противовеса объединениям официальным, таким как комсомол и пр. Помимо ярко выраженной реформистской направленности такие молодежные объединения так же имели национальную окраску. Создание таких организаций было объективным явлением, так как должно было заполнить сложившийся в области национального самосознания вакуум. Ярким примером таких организаций можно назвать “Талака” и “Дзяды”. Следует отметить, что такие организации ни в коем случае не могут характеризоваться как политические партии, так как никаких конкретных программ они не имели, и уж тем более, не ставили перед собой задачей – свержение существующего строя. Все же это был первый шаг на пути создания различных политических партий. Безусловно, так же, что для создания именно различных политических партий необходимо наличие различных общественных групп людей, которых связывает между собой наличие общих политических интересов. Именно для осуществления своих целей люди объединяются в различные политические партии и организаций.

На сегодняшний день в республике насчитывается более сорока официально зарегистрированных политических партий и более двух сот организаций различного толка. Надо отметить, что в большинстве своем эти партии малочисленные и не имеют большого политического веса в жизни страны. Такое положение вещей объяснимо наличием целого ряда объективных и субъективных причин. В первую очередь это связано с менталитетом самой нации, которая в условиях относительной экономической стабильности весьма неохотно идет на коренные преобразования в сложившейся экономической и политической структурах общества. Во вторых, это объясняется сложившейся расстановкой политических сил в стране.

Если в начале становления молодой независимой республики в действиях политиков-реформаторов прослеживался налет романтизма, то теперь от политики разносится лишь запах четкого холодного расчета. Пришедшие во власть в результате первых демократических выборов политики без опыта, но полные решимости изменить жизнь в стране к лучшему, даже не заметили, как они были оттеснены на задворки реальной политической жизни в стране, как они перестали определять дальнейший путь развития страны, ее будущее лицо.[28] Главным камнем преткновения людей пришедших во власть, как и правящей элиты до них было отсутствие определенности в направлении пути. Как отмечается исследователями, в период трансформации хозяйственной системы у людей возникает склонность к утопичному мышлению, стремление мыслить и действовать исходя не из реального положения вещей, а из желаемого, якобы постижимого “светлого будущего”[29]. Такие взгляды в погоне за скорыми результатами толкают порой на поспешные, необдуманные действия. В этих условиях, при переходе от одной экономической системы к другой, не была осознана необходимость бережного отношения к сложившимся традициям. В традициях можно что-то изменить, но нельзя их сходу разрушить. Именно, во многом, поспешные действия вызвали у большинства населения республики не восприятие реформ. Здесь хочется привести слова Карла Поппера, который сказал: “Политик, уподобляющийся художнику, который стирает все с холста, что бы написать на нем заново не понимает, что и он сам и его идеи включены в строгую картину мира и что, разрушив ее, он разрушает тем самым и собственные мысли, и планы, и свою утопию. В результате получается не идеальная общественная модель, а хаос”.[30] Однако нельзя сказать, что их деятельность была безрезультатна. Именно в этот период была провозглашена независимость Республики Беларусь[31], провозглашены и начали реализовываться демократические свободы, были приняты основные концептуальные законы, которые в корне поменяли лицо государства.

Безусловно, основным достижение данного периода является принятая в 1994г. Конституция. При этом важнейшим в данной конституции, наряду с закреплением суверенитета, введении поста президента, провозглашением белорусского языка государственным, было утверждения принципа разделения властей. Того принципа, который стал реально оформляться, начиная с 1991г., но так и не реализовался полностью. Причиной чего стало принятие на референдуме 1996 года, не смотря на заявления правящей элиты о принятии только поправок к конституции, по сути дела, совершенно нового документа. Где, несмотря на провозглашение принципа разделения властей, создавались условия к игнорированию данного принципа. Так как реально ни судебная, ни законодательная, ни уж тем более исполнительная власть не могут быть независимыми и равноправными в принятии решений, если все они косвенно, а порой напрямую зависят от роли участия в их формировании президента. Президента, который в соответствии с новой конституцией вообще не относится ни к какой из ветвей власти. Ни к законодательной власти, но его указы имеют силу декрета – закона, а сам он по сути дела назначает верхнюю палату парламента. Ни к судебной власти, но он назначает главного прокурора, а главный прокурор остальных судей с согласия президента. Ни к исполнительной власти, хотя именно ему подчиняется кабинет министров. Таким образом, пост президента находится вообще над какой-либо властью или структурой. Несомненно, что в таких условиях невозможно говорить о каком-либо соблюдении принципа разделения властей.

Необходимым условием для нормального функционирования демократического государства является участие граждан в управлении государством. Только в этом случае граждане смогут перейти из разряда объекта политики в разряд субъекта. Для такой трансформации необходимо выполнение трех условий:

1. политическое сознание,

2. организация,

3. активность.[32]

В республике не соблюдается принцип свободы слова. В настоящее время государство, в лице правящей политической элиты, практически полностью сосредоточило в своих руках все средства массой информации, важнейшими из которых являются телевидение и радио. Так же в республике практически сведено до минимума легальное издание оппозиционной прессы, что весьма легко осуществимо в условиях существования в стране единственного дома печати, обладающего монопольными правами. Понятно, каким образом могут использоваться, правящими кругами, подчиненные им, СМИ. Не секрет, что в условиях отсутствия объективной информации, независимой от правящих кругов, создание каких-либо альтернативных политических организаций весьма затруднено. А отсутствие альтернативы всегда ведет к развитию кризисных явлений во всех сферах жизни. При таком положении дел невозможно говорить о каком-либо реальном участии граждан в управлении государством. Это говорит о господстве в среде правящей элиты консервативных взглядов [33].

Весьма заметно все большее вмешательство государства во все сферы экономики, стремление регламентировать все стороны жизни общества. При сохранении подобных тенденций в развитии экономики и политики, общество ожидает постепенное сползание к централизованному, тоталитарному, а с учетом личностных качеств руководства страны, к авторитарному государству. Если проводить исторические параллели с историей нашей страны, то отмечается ряд схожих черт со временем отказа от политики НЭПа с его относительными свободами и перехода к жесткой регламентации со стороны государства всех сторон жизни. Выбранный правящими кругами новый вектор политических преобразований можно охарактеризовать, если не противоположным начатых ранее экономических преобразований, то, во всяком случае, далеко не совпадающим. Что не может остановить продолжающийся в экономике кризис. Политическое руководство страны постоянно пытается реанимировать изжившие способы ведения хозяйствования, дотировать убыточные производства. Что пагубно сказывается на состоянии экономики.

Во всемирной истории существует целый ряд примеров успешного существования авторитарных государств, в которых и экономика, и даже культура достигали высочайших уровней своего развития. Но все они строились во благо интересов одних групп людей и при их создании совершенно не учитывались, а зачастую приносились в жертву интересы других групп. Все это объяснялось объективной, закономерной необходимостью во благо большинства. Хотя, как известно, большинство далеко не всегда верно. Поэтому, апеллируя к большинству, правящие круги, как правило, маскируют свои частные интересы. Что делает политику грязным делом.[34]

Было бы неверно утверждать, что сложившаяся политическая система несет в себе только негативные, отрицательные заряды. На самом деле здесь прослеживается ряд позитивных элементов. В первую очередь это относительная стабильность в осуществляемых преобразованиях.[35] Во вторых, прогнозируемость действий руководства страны. Именно эти черты правящей элиты, находят высокую оценку у большинства электората.

Следует так же дать оценку и самой правящей элите. Ей, безусловно, характерны признаки гильдийности. Назовем основные из них:

1. Закрытость, отбор претендентов на более высокие посты, главным образом, из нижестоящих слоев самой элиты.

2. Высокая степень институализации процесса отбора, наличие многочисленных институциональных фильтров – формальных требований для занятия должности. Это могут быть партийность, возраст, стаж работы, образование, характеристика руководства и т.д.

3. Небольшой относительно закрытый круг селектората. Как правило, в него входят лишь члены высшего руководства или один первый руководитель – глава правительства, фирмы и т.д.

4. Тенденция к воспроизводству существующего типа элиты.

 

Наличие подобных признаков никак не может характеризовать элиту как демократичную по своей сути. Следовательно, нельзя утверждать, что и само государство, которое управляется подобной элитой – демократическое. Со стороны правящих кругов четко прослеживается попытка полной регламентации политической жизни республики, полное искоренение какой-либо политической оппозиции, вплоть до ее физического уничтожения. Таким образом, с учетом отмечаемых в развитии политической структуры тенденций, можно предположить, что она будет постепенно трансформироваться в сторону тоталитаризма, а с учетом личностных качеств руководства – авторитарности.

 


 

 

Заключение.

В истории человечества никогда еще не существовало идеального государства. Но, этот вопрос всегда интересовал философов и мыслителей. Предлагалось множество моделей построения такого общества. Практически все они, по тем или иным причинам, были утопичными. Однако общество развивается объективно, как любая другая система. В физике утверждается, что любая система стремится к состоянию покоя, то есть к своему идеальному состоянию. Если перенести этот тезис на социо-культурную систему, каковой является общество, то можно предположить, что, именно, состояние покоя, равновесия и будет для общества идеалом.[36] Признаком такого покоя могло бы быть разрешения противоречий в жизни общества. И в первую очередь межклассовых противоречий. На наш взгляд в наибольшей степени, несмотря на всю классовость капиталистической модели общества, данная задача решена в странах развитого Запада. Эти страны прошли долгий путь, что бы достигнуть своего уровня развития. Он не был легким и безболезненным.

Можно пытаться создать и свою собственную модель, но путь, который придется пройти при этом, будет так же длинен и тернист. В конце восьмидесятых при проведении реформ, за образец брались страны Запада с их либерализмом и демократией. Но при этом, в расчет не бралось то позитивное в опыте страны, что уже было накоплено. Проводившиеся реформы ломали устоявшиеся традиции, экономические и культурные связи, что, объективно, вызывало недовольство людей. А без восприятия идей перемен большинством членов общества, то, что называется пассионарностью общества, невозможно успешное реформирование. Именно в России сейчас поднимается вопрос о необходимости выработки новой идеи, которая могла бы объединить всех, или по крайней мере большинство членов общества на достижение конкретной цели. Коренные реформы в кротчайшее время, разрушали сложившиеся традиции, не успевая складывать новые. Именно это, на наш взгляд было самой большой ошибкой реформаторов. Однако реформы требовались объективно, а выбранное направление на демократизацию и либерализацию жизни общества, по нашему мнению, было правильным. Были достигнуты и значительные позитивные результаты.

В настоящее время можно говорить о свертывании правящей элитой страны проводимых ранее реформ. Со стороны государства отмечается попытка всеобщего контроля всех сфер жизни общества. Происходит отход, от только что начавших складываться демократических традиций, в сторону авторитаризма и милитаризма. Об этом свидетельствует и принятая в 1996 году новая конституция и постоянно растущая численность рядов армии, и, в первую очередь, милиции. Тех структур, которые исключены из сфер производства. История помнит, какой благодатной почвой для взращивания тоталитарного режима, была неокрепшая демократия Веймарской республики.

Кроме того очередной резкий поворот в политике страны не может позитивно сказаться на развитие экономики. И можно утверждать, что если предложенные нынешними властями методы решения экономических проблем не достигнет своей цели, то и это руководство в конечном итоге будет вытеснено с политической арены. В конечном итоге именно экономика определяет развитие остальных сфер жизни общества. Хотя, характерной чертой белорусского этноса является не желание действовать строго по программе, а полагаться “на авось”, а так же природная долго терпимость. Она подразумевает склонность переносить не только трудности, порожденные объективными обстоятельствами, но и те, которые создаются заведомо некомпетентной политикой власть придержащих.

 


 

 

Литература.

1. Азаров В.С. Хозяйственные системы и этнос. В кн.: Философия человека: проблемы и решения. Брест 1996., С. 124 – 136.

2. Беларусь: среда для человека. Национальный отчёт о человеческом развитии 1996. Мн., 1996.

3. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990.

4. Берков В.Ф., Водопьянов П.А. Философия: учебное пособие для студ. техн. вузов. Мн., 1996.

5. Государственная политика Республики Беларусь в 1993 году. Основные параметры. Мн., 1994.

6. Загорульская О. Э. Проблемы, тенденденции, оценки развития системы представительных интересов в Беларуси в 1994 году. в кн.: Беларусь ’94. Политические и экономические итоги. Мн., 1995. С. 59-68.

7. Карбалевич В. И. Внутренняя политика Беларуси, курс на удержание власти. в кн.: Беларусь ’94. Политические и экономические итоги. Мн., 1995. С. 6 – 12.

8. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения Т. 13.

9. Мельник В. А. Политология. М. 1994.

10. Народное хозяйство Республики Беларусь за 1994 год. Мн., 1995.

11. Поппер к. Открытое общество и его враги. М., 1992., в 2 Томах.

12. Философия: учебное пособие для студентов вузов. Под редакцией Тернового О.С. Мн., 1998.

13. Философия: учебное пособие под редакцией Жукова Н.И., М. 1994.

14. Черкасов И.А. Политология. Мн., 1997.

15. Шахотько Л. П. Социально-демографические процессы на территории Беларуси в период трансформации экономической системы. Мн., 1996.


[1]В объеме данного реферата автор не считает необходимым и возможным рассматривать такой философский аспект исследуемого вопроса, как категории “свободы и несвободы”. Однако мы хотим отметить, что в методологическом отношении автор стоит на позиции отрицания полной свободы. Доказательством такого положения, на наш взгляд, может являться сама объективная реальность.

[2]Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения Т. 13.-С. 7.

[3]Говоря о том, что был выбран новый путь развития, автор не утверждает вслед за многими политологами и политиками, что этот путь был в кардинально противоположную сторону.

 

[4]У сатириков выражение “советский человек” приобрело чисто негативный оттенок в виде “homo-sovjeticus”, что, безусловно, отражает реальное отношение самого общества, или по крайней мере значительной части оного, к заявлениям подобного рода.

[5]Конечно, существуют различные точки зрения на проблему цели и путей ее достижения. Эта проблема может рассматриваться с политологической и философской позиций. Различные политические силы видят перед собой различные цели, а некоторые, даже при наличии одних и тех же целей, выбирают разные пути достижения таковых. В этом отношении на помощь должна придти философия, являющаяся методологией для всех наук. В свою очередь философия тоже не стоит на месте и развивается, впитывая в себя все новые и новые достижения других наук, оценивая результаты, исходя из своего конкретного знания. То, что в ХVIII-ХIХ вв. считалось прогрессом, в настоящее время расценивается многими философами как не правильный путь, выбранный человечеством, который ведет к гибели цивилизации, к глобальной экологической катастрофе. Таким образом, на первое место в оценке различных событий выходит общечеловеческий, гуманитарный фактор.

[6]Однако, по нашему мнению, за попытку осмысления бытия и определения целей для дальнейшего развития, можно отметить заявления российских политиков и видных деятелей о необходимости выработки новой русской идеи, которая должна была бы объединить нацию для достижения общенациональных целей. Безусловно, выработка такой идеи не может происходит изданием декрета.

[7]Автор ни в коем случае не старается претендовать на истину в первой инстанции, а лишь пытается изложить свои суждения по актуальным для нашей республики вопросам.

[8]Исходя из рассматриваемой нами темы, уместнее говорить не о некотором абстрактном обществе вообще, а о конкретном виде общественного объединения – государстве. Государство – как форме общественного устройства, объединяющее в конкретно исторических условиях на конкретной территории определенную группу людей. В нашем случае таким государством является – Республика Беларусь.

[9]Понимание общества предполагает понимание его составляющих, которые получили в социальной философии название “сферы общественной жизни”. Дифференциация этих сфер играет важную роль в обосновании теории исторического прогресса. Исходя из этой теории, первой сферой является материальное производство. На основе экономической жизни формируется социальная сфера общества, предполагающая наличие различных социальных групп, исторические общности людей и их отношения. (Т.е. наличие общественных институтов). Таким образом, социальная сфера обусловливает политическую, которая включает в себя политическое сознание и политические отношения, политические институты. Наконец – духовная сфера – является интегрированным свойством всех видов человеческой деятельности. Однако, на наш взгляд, в марксисткой традиции прослеживается преувеличение роли производственных отношений в формировании общества, и, в недостаточной степени оценивается влияние духовной сферы. Особенно четко это прослеживается в рассмотрении вопросов государства и теории об общественно-политических формациях. Но, несмотря на это, мы действительно расцениваем марксистскую методологию анализа общественно-политических явлений, как наиболее разработанную и проверенную временем. А, как утверждает сама марксистская теория, лучшим подтверждением истины является практика.

[10]Государственная политика Республики Беларусь в 1993 году. Основные параметры. Мн., 1994. С. 7.

 

[11]О развитии правовой системы республики и ее влияния на экономическую структуру Республики Беларусь мы поговорим позднее.

[12]Безусловно, что такие взгляды разделяло далеко не все население республики, часть из которого всегда выступало против глобальных экономических преобразований. Помимо этого следует осознавать, что невозможно существование той или иной экономики описанной в теории в чистом виде. Будь то капитализм или социализм.

[13]Надо заметить, что такая тенденция прослеживается и у нашей сегодняшней элиты в отношении рынка. В первую очередь это отмечается в явном стремлении взять под контроль государства, а что еще печальнее под личный контроль руководства все сферы экономической жизни страны. Задушить любой островок экономической независимости, несмотря на то какими путями такая независимость была достигнута – криминальным или законопослушным.

[14]Народное хозяйство Республики Беларусь за 1994 год. Статистический сборник. Мн., 1995. С. 59

[15]Беларусь: среда для человека. Национальный отчёт о человеческом развитии 1996. Мн., 1996. С. 12.

[16]Мельник В. А. Политология. М. 1994, С. 126.

[17]На наш взгляд, проводимая правящими кругами республики политика направленная на создание единственного государства, ставит своей целью не только решение сложившихся экономических трудностей, но и воссоздание мировой державы. Пока же задача популяризации Беларуси на мировой арене решается только в сфере спорта, а не в сфере реальной экономики.

[18]Народное хозяйство Республики Беларусь за 1994г. Статистический сборник. Мн., 1995. С. 12.

[19]В этой связи хочется вспомнить ходивший в то время анекдот. Вообще, роль анекдотов, как проявления устного словесного творчества людей в условиях отсутствия свободы, на наш взгляд, выяснена еще не достаточно. Однако вернемся к самому анекдоту:

Во время Октябрьского переворота удивленная криками толпу с улицы внучка декабриста выглядывает в окно и спрашивает служанку:

– Чего хотят эти люди?

– Они хотят, что бы не было богатых – отвечает служанка.

– Странно – удивляется внучка декабриста – а мой дедушка хотел, что бы не было бедных.

[20] Карбалевич В. И. Внутренняя политика Беларуси, курс на удержание власти. в кн.: Беларусь ’94. Политические и экономические итоги. Мн., 1995. С. 8.

[21]Беларусь: среда для человека. Национальный отчёт о человеческом развитии 1996. Мн., 1996. С. 25

[22]Народное хозяйство Республики Беларусь за 1994 год. Мн., 1995. С. 12.

[23]Беларусь: среда для человека. Национальный отчёт о человеческом развитии 1996. Мн., 1996. С. 13.

[24]Загорульская О. Э. Проблемы, тенденденции, оценки р

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...