Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел I . Теоретико-методологические основы изучения проблемы насилия в семье




ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Насилие в молодой семье: социологический анализ (региональный аспект)

 

студентки 641 группы 6 курса социологического факультета

специальности «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ»

РЕСУЛОВОЙ ЗУЛЬФИИ ДЖУМАГЕЛЬДЫЕВНЫ

Научный руководитель:

канд. соц. наук, доцент

О.В.Мунина

 

Саратов 2012


Содержание

ВВЕДЕНИЕ

РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ

РАЗДЕЛ II. НАСИЛИЕ В СЕМЬЕ: ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ И ПРИЧИНЫ

РАЗДЕЛ III. ПРОБЛЕМА НАСИЛИЯ В МОЛОДОЙ СЕМЬЕ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ (НА ПРИМЕРЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

проблема насилие семья

 


Введение

Актуальность исследования. Насильственные действия членов семьи по отношению друг к другу имели место во всех обществах и во все времена, но не всегда они рассматривались в качестве социальной проблемы. В современной России данный вопрос привлекает все большее внимание, как социальной науки, так и общества. Согласно данным криминалистики, здравоохранения, социологии, прессы, в значительной части российских семей сложился образ жизни, для которого насильственные межличностные отношения становятся нормой, передаются от одного поколения к другому. Согласно сводкам МВД, до 40% тяжких преступлений совершается в семье; при этом каждое восьмое творится с особой жестокостью, каждое шестое - с издевательством над потерпевшим. Главными жертвами семейного насилия являются дети, женщины, инвалиды. Количество избитых, изуродованных родителями детей ежегодно достигает 2 млн.; за десятилетие на 70% выросло число детских самоубийств.

В подобных условиях необходимо вмешательство общества и государства, более того осознание насилия в семье как особой проблемы, требует комплексной системы профилактических и коррекционных мер. Между тем проблема семейного насилия только начинает становиться в России предметом общественной и государственной политики, начинает обсуждаться и исследоваться. Так, например, с середины 2000-х годов был предпринят ряд государственных мер по улучшению социально-экономического положения семьи, защите материнства и детства, по предотвращению сиротства и безнадзорности детей. Однако радикально переломить негативные тенденции в этой сфере пока не удается: растут безнадзорность, случаи детского суицида, преступления несовершеннолетних и преступления, совершаемые против них, в том числе и родителями. Проблема насилия в семье представляет особую социальную проблему и в развитых странах Запада. Но там она находится под контролем правовых норм и менталитета гражданского общества, в том числе - развитого правозащитного и феминистического движения. В России положение иное: гражданское общество пока слабо, правовая культура и авторитет правового механизма не столь высоки; во многом люди руководствуются традиционными, в частности, - гендерными стереотипами решения семейных конфликтов. Достаточно сказать, что до сих пор не принят закон о предотвращении насилия в семье, проект которого обсуждался более десяти лет тому назад.

Наконец, особую сложность представляет то обстоятельство, что в проблеме семейного насилия сложно переплетаются объективные и субъективные условия и факторы, в силу чего анализировать его причины, устанавливать жертв и виновников чрезвычайно непросто. Правоохранительные органы весьма неохотно берутся за расследование семейных преступлений, ограничиваясь лишь самыми тяжкими из них.

Резюмируя все вышеизложенное, можно сказать, что актуальность темы насилия в молодой семье обусловлена следующими факторами: потребностью выявления существующих проблем внутри института семьи; противоречивостью общественного мнения в отношении различных форм проявления насилия в семье, а также сохранением традиционных представлений о формах поведения и разрешения конфликтов между близкими людьми; практической потребностью развития и совершенствования понятийного аппарата, как для дальнейшего научного анализа, так и для разработки стратегии по созданию национальных механизмов противодействия насилию в семье.

Степень разработанности проблемы. В мировой социологии проблема насилия в семье начала исследоваться во второй половине XX века. Лидирующие позиции здесь занимает социология США, где указанная проблема впервые была осознана как негативное явление национального масштаба, требующее адекватных научно-теоретических и практических подходов к его анализу и предотвращению. Наиболее значимыми трудами являются исследования, выполненные социологами М.Страусом, Р.Джеллзом и С.Стейнметцом. Признанными авторитетами в указанной проблеме, на которых опираются многие отечественные ученые, являются также Р.Геллес, Р.Берк, Э.Даглас, К.Йолло, Л.Лерман, Д.Хайнс, Л.Шерман, Д.Финкельхор и др.

В России семейное насилие становится предметом исследования относительно недавно, когда в стране начались радикальные социально-политические и экономические изменения, которые повлекли за собой и целый ряд непрогнозируемых следствий и обострили проблемы, ранее находящиеся в латентном состоянии. Одной из них стала проблема семейного насилия.

Изучение этого явления требует анализа проблем современной российской семьи, тенденций ее изменения, что изучалось Т.В.Андреевой, А.И.Антоновым, Е.И.Балдицыной, И.В.Бестужевым-Ладой, А.Г.Вишневским, А.Г.Волковым, С.И.Голодом, Т.А.Гурко, В.В.Елизаровым, А.А.Клециной, А.И.Кузьминым, М.С.Мацковским, В.М.Медковым, А.Б.Синельниковым, А.Г.Харчевым и др.

Известный вклад в изучение насилия в семье вносит криминология. Привлекают внимание труды Ю.М.Антоняна, А.Н.Ильяшенко, A.В.Наумова, С.В.Максимова, В.П.Ревина, О.В.Старкова, Л.В.Сердюка, Д.А.Шестакова и др. Указанные авторы обратили внимание на принудительный, противоправный характер насильственных действий в семье, их направленность на ущемление прав, свобод другого человека.

Исследование социально-психологических аспектов семейного насилия в России заметно активизировало появление в русском переводе трудов К.Лоренца, Л.Берковица, Б.Крейхи, Р.Бэрона, Д.Ричардсона, представивших насилие как процесс, обладающий определенной длительностью, протяженностью, этапами.

Особую группу составили исследования, затрагивающие социокультурные и личностно-гуманистические аспекты обсуждаемой проблемы, такие как соотношение насилия - ненасилия в общественной жизни, прав и свобод человека, роль гендерных факторов, проблематика семейного воспитания, а также динамика этих проблем в современном постиндустриальном мире (работы Е.С.Балабановой, С.Е.Барсуковой, М.Веверки, А.А.Гусейнова, О.М.Здравомысловой, Д.В.Иванова и мн. др.).

Различным аспектам проблемы социологического изучения насилия в российских семьях посвящены работы Л.С.Алексеевой, Б.А.Базыровой, И.Д.Горшковой, Т.Ю.Забелиной, Е.В.Кошелевой, И.В.Родиной, Т.Я.Сафроновой, Е.Р.Ярской-Смирновой и мн. др.

Итак, хотя проблема анализа семейного насилия в России является еще очень молодой, она имеет уже значительную библиографию. В то же время теоретико-методологическое осмысление многих ее аспектов, начиная с базового понятия, носит дискуссионный характер. Недостаточно исследована социальная природа насилия в молодой семье. Слаба социологическая и информационно-статистическая база: число проведенных исследований (особенно в динамике) пока невелико; статистические данные из разных источников расходятся. В связи с этим возникает необходимость изучения насилия в современной российской молодой семье.

Цель исследования - анализ насильственной практики решения семейных конфликтов и стратегий противодействия насилию в молодой семье на региональном уровне.

Достижение поставленной цели предусматривает постановку и решение следующих взаимосвязанных задач исследования:

Ø выявить теоретико-методологическую основу социологического исследования насилия в семье;

Ø определить основные формы проявления насилия и сопутствующие факторы, влияющие на усиление насилия в семье;

Ø обосновать необходимость актуализации проблемы внутрисемейного насилия в современной России;

Ø рассмотреть основные направления стратегии противодействия насилию в семье на региональном уровне;

Ø проанализировать степень распространения данной социальной проблемы и информирования о ней среди молодых семей, проживающих в Саратовской области.

В качестве объекта исследования выступает насилие в семье как явление общественной жизни.

Предметом исследования - социальные условия и факторы совершения и предотвращения семейного насилия в современной России.

Теоретическая и методологическая база исследования. Методологическим основанием работы является концепция социального действия Т.Парсонса, позволяющая понять семейное насилие как особое субъект-объектное отношение, в котором специфически преломляются и воспроизводятся насильственные предпосылки, условия и средовые факторы общественной жизни.

Эмпирическую базу исследования. Важными источниками по изучаемой проблеме явились международные правовые акты и документы РФ относительно семьи, прав человека, семейного насилия, а также материалы периодической печати, научной литературы, вторичные эмпирические данные и результаты авторского социологического исследования «Насилие в молодой семье», проведенного в сентябре-октябре 2011 г. в г. Энгельс Саратовской области (методом анкетирования было опрошено 30 человек, соответственно 15 пар).

Структура исследования. Дипломная работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка используемой литературы и приложения.

 


РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ

 

Изучение насилия было и остается областью, насыщенной полемикой. Даже короткие дискуссии о насилии осложнены не только межличностным и политическим, но и научным подтекстом. Если предпринять попытку изучения насилия, можно получить самые разные результаты, зависящие от трактовки самого содержания понятия «насилие».

Так, например, одни исследователи определяют насилие только через противозаконное поведение, тогда как другие особо подчеркивают форму действия и его намерение. Наша современная правовая система проводит различие между уничтожением людей или имущества вследствие намеренного насилия и ущербом, причиненным по небрежности. Взяв во внимание всё вышесказанное, мы можем определить насилие как применение той или иной социальной группой различных, вплоть до вооруженного воздействия, форм принуждения в отношении других социальных групп с целью приобретения или сохранения экономического и политического господства, завоевания тех или иных прав или привилегий. Еще марксизм показал, что систематическое применение насилие в истории связано, прежде всего, с существованием антагонистических классов, т. е. объективными факторами, определяемыми, в конечном счёте, уровнем развития производительных сил.

Насилие в отличие от понятия «агрессия» имеет социальный контекст. Существует несколько основных направлений в изучении причин и интерпретации содержания понятия «насилие» - биологическое, психологическое, социологическое, юридическое. Кроме того, существует еще и интегративная модель объяснения насилия, в которой сделана попытка соединить все указанные направления в единую концепцию.

Насилие - это интерактивный процесс, в котором обычно участвуют субъект, совершающий насилие, и его жертва. По этой причине для объяснения насилия необходимо учитывать поведение обеих сторон. Согласие с насилием и готовность к нему является результатом социальной учебы - социализации, рассматриваемой в соответствии с биографическим опытом.

Насилие связано с такими его проявлениями, как садизм и мазохизм.

Садизм рассматривается как сексуальность, которая связана с насилием по отношению к другому человеку. Однако в более широком плане садизм означает и проявление насилия, не связанного с сексуальным удовольствием. Насилие порождает страдание, а оно содержит в себе исполнение желаний, вызывает удовольствие. «Нравственный мазохизм», являющийся одной из форм мазохизма, проявляется в том, что субъект под влиянием бессознательного чувства вины стремится занять позицию жертвы, прямо не связанную с сексуальным удовольствием.

Проблемы насилия тесно связаны с вопросами агрессии. Оно выступает одной из форм проявления агрессии. Агрессия представляет собой тенденцию или совокупность тенденций, проявляющихся в реальном поведении или фантазировании, цель которых заключается в том, чтобы нанести ущерб, вред другому человеку, группе, уничтожить, унизить, принудить к каким-либо действиям и т.д.

Насилие имеет манифестные и структурные формы.

Структурное насилие имеет характер общественного признания, оно представлено в культуре, в социальных символах, общественных и политических ритуалах и атрибутах. Таким образом, это форма легитимного насилия. Д.Галтунг, выделяя структурное насилие, особое внимание обращает на «культурное насилие». Он отмечает, что оно ведет к тому, что структурное насилие начинает выглядеть и восприниматься как справедливое или, во всяком случае, «недурное дело». Оправдание насилия не является чем-то постоянным в обществе. Оно может усиливаться, превращаться в принцип социальных отношений (например, рост классовой, расовой ненависти), либо общество отказывается от подобной оценки и склоняется к гуманности, общечеловеческим ценностям, концепции сотрудничества. Происходит соответственно изменение социальных ориентаций, социальной политики.

Манифестное насилие различается по параметрам: насилие общественное, насилие в семейных отношениях и сексуальное насилие.

Использование насилия происходит при деструктивных формах развития конфликтов. Характеризуется враждебностью, агрессивностью в отношениях между субъектами, нанесением преднамеренного либо непреднамеренного ущерба, вреда.

Э.Фромм выделяет несколько форм насилия: игровое, реактивное, насилие из мести, потрясение веры, компенсаторное и архаичный тип насилия - «жажда крови». Насилие из мести свойственно как отдельным индивидам, так и группам, как примитивным, так и цивилизованным. Зрелый, здоровый человек в меньшей степени мотивирован жаждой мести, чем слабый, либо невротик. Для последних месть стала формой восстановления чувства собственного достоинства, элементом самодвижения и восстановления идентичности. Э.Фромм показал связь между интенсивностью чувства мести и экономическим, а также культурным одичанием, обнищанием социальных групп.

Существует множество теорий преодоления и профилактики насилия, в частности, доказывается положительный эффект сублимации насилия. «Эффект катарсиса», то есть психологической разрядки, наступающий вследствие действий, замещающих реальное проявление насилия (возможность высказаться, сочинить рассказ, выразить свое отношение к герою киносюжета и т.д.), используется для реорганизации социально опасных поведенческих реакций. Однако смена объекта агрессии не приводит к существенному изменению конфликтной ориентации поведения.

В обществе установлены «первичные» и «вторичные» формы контроля за проявлением насилия.

«Первичный» социальный контроль имеет характер социальных и культурных норм, традиций, обычаев. Универсализированные нормы призваны обеспечить общественный порядок.

«Вторичный» социальный контроль осуществляется с помощью специальных инстанций, прежде всего государственных (полиция, работники социальной сферы, учителя и др.).

Если же обратиться к трактовке понятия «семья» можно заметить, что данная дефиниция во все времена постоянно находилась в центре внимания передовой общественной мысли, прогрессивных деятелей и ученых. И это неудивительно. Семья представляет собой систему социального функционирования человека и находится под воздействием не только социально-политических условий, но и внутренних процессов своего развития.

Роль семьи в обществе по своей значимости несравнима ни с какими другими социальными институтами, так как, именно, в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение социальными ролями, необходимыми для адаптации ребенка в обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни.

В научной литературе существует огромное количество определений понятия «семья».

Семья - организованная социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном самовоспроизводстве.

Согласно большому энциклопедическому словарю семья понимается как «объединение людей, основанное на браке или кровном родстве, связанных общностью быта и взаимной ответственностью. Через семью сменяются поколения людей, осуществляется продолжение рода».

В социологическом энциклопедическом словаре под редакцией Г.В.Осипова семья представлена как «малая группа, основанная на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной ответственностью и взаимопомощью».

Семья принадлежит к важнейшим общественным ценностям. Согласно некоторым научным теориям, именно форма семьи могла на протяжении многих веков определять общее направление эволюции макросоциальных систем. Каждый член общества, помимо социального статуса, этнической принадлежности, имущественного и материального положения, с момента рождения и до конца жизни обладает такой характеристикой, как семейно-брачное состояние.

Для ребенка семья - это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.

Для взрослого человека семья является источником удовлетворения ряда его потребностей и малым коллективом, предъявляющим к нему разнообразные и достаточно сложные требования.

Современные исследователи изучают семью как малую группу, в которой с наибольшей естественностью удовлетворяются многие важнейшие личностные потребности человека. В то же время акцент делается на понимании семьи как социального института и внимание сосредоточивается на взаимообусловленности семьи и общества. Семьей называется социальный институт, то есть устойчивую форму взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть повседневной жизни людей: сексуальные отношения, деторождение и первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания, особенно по отношению к детям и лицам пожилого возраста.

Аристотель видел в семье основу государства, моногамную ячейку общества, общность, возникшую для удовлетворения повседневных потребностей человека: «Так как всякая семья составляет часть государства, а все люди являются частями семьи и так как добродетели отдельных частей должны соответствовать добродетелям целого, то необходимо и воспитание детей и женщин поставить в соответствующее отношение к государственному строю; и если это не безразлично для государства, стремящегося к достойному устроению, то надо иметь также достойных детей и достойных женщин. И с этим необходимо считаться, потому что женщины составляют половину всего свободного населения, а из детей потом вырастают участники политической жизни, для которых любовь к родине начинается с семьи». Подобное многообразие определений свидетельствует о сложности явления.

Семья «не умещается» в рамки какой-то одной области знаний, различные ее стороны описываются, по меньшей мере, десятью самостоятельными науками. Каждый исследователь семьи в соответствии со своими целями берет для рассмотрения один из аспектов семейных отношений (философский, исторический, экономический, демографический, социологический, медицинский, психологический, педагогический) и формулирует свое рабочее определение семьи, которое зачастую настолько узко, что применимость его ограничивается только рамками того или иного исследования.

Обобщая перечисленные выше определения, можно сказать, что семья относится к особым, фундаментальным группам общества. Она является одновременно социальной группой и общественным институтом.

Семья и брак - общественные формы регулирования отношений между людьми, состоящими в родственных связях, но, несмотря на близость этих понятий, они не являются тождественными.

В категории семей, нуждающихся в особой помощи, на первое место выдвигается молодая семья. Потребовалось немало усилий и времени, чтобы в современном обществе утвердился сам термин «молодая семья». Это не означает, что сформировался какой-то особый тип семьи. Ее проблемы входят составной частью в круг проблем современной семьи.

Молодая семья - это семья в первые три года после заключения брака (в случае рождения детей - без ограничения продолжительности брака) при условии, что ни один из супругов не достиг 30-летнего возраста.

Отношение к молодой семье определяется той социальной политикой, которая проводится в отношении института семьи в целом. Слабость государственной политики, которая не способствует укреплению брачно-семейных отношений, приводит к тому, что наибольший процент разводов сегодня приходится на семью, прожившую менее 3-5 лет.

Вместе с тем нельзя не учитывать особого значения и особой функции молодой семьи в жизни общества. Это необходимо видеть и понимать при определении ее инновационного потенциала, стиля жизни и деятельности.

Семья обычно рассматривается как социальный институт, в котором изобилует любовь и теплые взаимоотношения. Однако противоположное часто оказывается истиной и насилие, как социальное явление, широко распространено в семьях.

Домашнее насилие - (англ. domestic violence) неустойчивое выражение для обозначения жестокого обращения в семейно-бытовой сфере. Явление известно так же под названиями: бытовое насилие, семейное насилие, гендерное насилие. Насилие над детьми (англ. child abuse), жестокое обращение с животными, насилие в однополых семьях, насилие на свиданиях (англ. dating violence), насилие между интимными партнерами, не состоящими в браке (англ. intimate partner violence), насилие между друзьями и соседями входят в общую категорию домашнее насилие. Классифицируется на подразделы физического, психологического, сексуального, эмоционального и экономического насилия. Семейное насилие переходит в разряд преступления в зависимости от степени причиненного жертве ущерба, обычно имеет циклический и, в редких случаях, единичный характер. Уровень толерантности по отношению к домашнему насилию в разных странах варьируется.

Домашнее насилие - это реальное действие или угроза умышленного физического, сексуального, психологического или экономического воздействия, принуждения со стороны одного члена семьи по отношению к другому с целью контроля, запугивания или удовлетворения своих потребностей.

Проблема насилия в семье долгое время была табуированной областью, и до настоящего времени сохраняется сопротивление социума обращению к этой проблеме: семейное насилие рассматривается как сугубо личное, внутрисемейное дело, а его изучением занимаются только специалисты в рамках своей профессиональной деятельности. В общественном сознании и СМИ проблема насилия представляется в очень усеченной и трансформированной форме «ужасов отдельного случая». По этой причине существует много мифов о проблеме домашнего (семейного) насилия, таких как: насилие имеет место только в социально неблагополучных семьях, существует определенный внешний вид и социальное положение граждан, подвергающихся насилию и т.п. Между тем, насилие существует во всех социальных группах независимо от уровня дохода, образования, положения в обществе, классовых, расовых, культурных, религиозных, социоэкономических аспектов, то есть распространенность различных видов и форм насилия в семье такова, что охватывает всю популяцию.

Первые научные публикации, раскрывающие социальную природу насилия, в нашей стране в стали появляться лишь в 90-е годы, одновременно с этим по инициативе общественных организаций стали создаваться телефоны доверия, кризисные центры, убежища и приюты для пострадавших от домашнего насилия.

Особенность насилия в семейном контексте - и для насильника, и для жертвы - состоит в необходимости продолжать общение, сохранять и поддерживать систему межличностных взаимоотношений.

Существует четыре отличительные особенности домашнего насилия:

1) повторяющиеся во времени инциденты (паттерны) множественных видов насилия (физического, сексуального, психологического и экономического). Наличие паттерна - важный индикатор отличия домашнего насилия от просто конфликтной ситуации в семье. Для того чтобы семейный конфликт мог попасть в категорию домашнего насилия, необходимо, чтобы это повторилось хотя бы дважды. Если конфликт имеет локальный изолированный характер, то насилие имеет системную основу и состоит из инцидентов, следующих друг за другом. Конфликт обычно имеет в своей основе некую конкретную проблему, которую можно разрешить;

2) особенности отношений между объектом и субъектом насильственных действий. В отличие от преступления, совершенного на улице незнакомцем, домашнее насилие происходит в отношениях между близкими людьми, которые включают в себя супругов или близких партнеров, бывших супругов, родителей, детей, других родственников;

3) домашнее насилие имеет четкие очертания гендерной проблемы. Чаще всего жертвами этого вида насилия становятся именно женщины. Женщина прибегает к насилию в основном после того, как сама продолжительное время неоднократно оказывалась в положении жертвы своего мужа или партнера. Нередко женщины применяют насилие в отношении мужчин как средство самозащиты или в целях прекращения насилия мужчин в отношении их самих. Лишь немногие женщины систематически применяют насилие, чтобы властвовать над мужем; редкая женщина обладает необходимой для этого физической силой. К тому же женщины, в отличие от мужчин, лишены культурного одобрения применения силы;

4) говоря об опасности, которую представляет собой насилие в семье, и о масштабах его воздействия, необходимо учитывать, что даже если насильственные действия направлены только против одного человека, то все остальные члены семьи все равно оказываются подвержены тому, что обозначается исследователями как «вторичная виктимизация» и заключается в переживании свидетелями насилия тех же психологических последствий, что испытывает жертва. Особенно тяжелые переживания испытывают дети, наблюдающие за тем, как отец издевается над матерью.

Как правило, домашнее насилиепредставляет собой повторяющийся с увеличением частоты цикл. Однажды начавшись в семье, с каждым последующим разом увеличивается по частоте и степени жестокости; насилие чередуется с обещаниями измениться и извинениями, приносимыми обидчиком; при попытке порвать отношения наблюдается эскалация опасности для жертвы.

Насилие в семье нарушает целый ряд признанных на международном уровне прав человека - право на равную защиту перед законом и защиту от дискриминации по признаку пола; право не подвергаться жестокому обращению; право на жизнь и физическую неприкосновенность; наивысшие стандарты физического и психического здоровья.

Важными источниками законотворчества и контроля за соблюдением прав человека на национальном уровне являются международные правовые стандарты, закрепленные в прецедентных решениях Европейского суда по правам человека, рекомендациях, докладах о соблюдении прав человека ООН.

 За последние годы в Российском законодательстве был сделан шаг вперед в сфере помощи жертвам семейного насилия. К принципам регулирования семейных отношений отнесено равенство прав супругов в семье и обеспечение приоритетной защиты прав несовершеннолетних (Статья 1. п. 3 Семейного кодекса РФ). Ребенок имеет право обратиться за защитой своих законных интересов в орган опеки и попечительства, любое учреждение социального обслуживания семьи и детей, а по достижении 14 лет - также в суд (Статья 56. п. 2 Семейного кодекса РФ). Учитывая, что дети очень редко самостоятельно обращаются за защитой своих прав, Семейный кодекс РФ обязывает всех, кому известно об угрозе жизни или здоровью ребёнка, о нарушении его прав и законных интересов, незамедлительно сообщить об этом в орган опеки и попечительства (Статья 56. п.3 Семейного кодекса РФ). Получение такого сообщения является основанием для проведения проверки и принятия соответствующих мер по защите и восстановлению нарушенных прав ребенка.

Уголовный кодекс РФ устанавливает ответственность родителей и иных лиц, обязанных осуществлять надзор за детьми, за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по их воспитанию, если это сопряжено с жестоким отношением; вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления; антиобщественных действий; злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей; изготовление и оборот материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних и т.д.  Правовой статус женщин и других совершеннолетних жертв семейного насилия позволяет им, согласно действующему законодательству, самостоятельно использовать все меры правовой защиты. Ужесточена уголовная ответственность за умышленные преступления против жизни, здоровья и половой неприкосновенности граждан независимо от места их совершения и наличия или отсутствия родства между преступником и жертвой. Установлена ответственность за вовлечение в занятие проституцией. Подводя итоги, мы можем сказать, что насилие в семье представляет собой особое властно-силовое действие, причиняющее психический и/или физический вред (ущерб) человеку как члену семьи и ущемляющее его права и свободы. Необходимо также отметить, что какой бы ни была ситуация насилия, она всегда причиняет ущерб развитию личности. Последствия пережитого насилия для ребенка или взрослого можно структурировать, разделяя их либо на физические (заболевания, тяжелые телесные повреждения), психологические (фобии, ночные кошмары, суицидальные тенденции) и социальные (трудности в межличностных отношениях, деликвентность).

 

Поделиться:





©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...