Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Испанский костюм эпохи Возрождения

 

Идея освобождения родной земли от иноземных захватчиков объединяла испанский народ в течение почти пя­ти веков и дала силы вынести все тя­готы реконкисты. В 1492 году по­следняя часть территории Испа­нии— Гранада была очищена от мавров. Из этой многовековой борьбы Испания вышла достаточно силь­ным государством, и процесс центра­лизации власти, выдвинутый самим ходом исторических событий, по су­ществу был закончен на два десяти­летия раньше, чем окончилась рекон­киста.

Мужской костюм. Овеянный сла­вой вошел в историю Испании пери­од реконкисты. Внешний облик ис­панца резко меняется в XVI веке, и чтобы понять это, следует коротко обратиться к периоду предыдущему.

Из всех западноевропейских стран одна лишь Испания находи­лась под столь длительным инозем­ным игом и сумела в конце концов отстоять свою самостоятельность: явление исключительное и определя­ющее многие стороны национально­го характера испанца. На протяже­нии реконкисты все испанцы были воинами: и феодалы, и мелкие идаль­го, и ремесленники, и крестьяне. Кре­стьяне составляли основную массу войск, и участие в реконкисте осво­бождало их от крепостной зависимо­сти. Пятивековое состояние войны сделало участников реконкисты мно­гих поколений профессионалами-во­инами. Но вот закончилась война с маврами, началась мирная жизнь, и появились новые заботы. Слава же о былых военных подвигах жила в памяти поколений, и идеал воина стал воплощаться во внешнем обли­ке испанца, в его костюме. Особенно явственно это начало ощущаться 30-х годах XVI века, когда могущество Испании достигло своего преде­ла. Обширные территории в Европе, завоеванные земли в Западном полу­шарии, поток золота, драгоценных камней — все создаст иллюзию веч­ного богатства. роскоши и беспре­дельной силы. Но за этим таились страшные симптомы падения, нере­гулируемые процессы экономическо­го распада и духовной деградации бывшего рыцарства. Исторический крах Испании еще не наступил: его час пробьет в XVII веке, но непри­метные для современников его сим­птомы появились в период полного внешнего благополучия. В это время гордость испанцев, игравшая, безус­ловно, положительную роль в пери­од реконкисты, превращается в чув­ство национального превосходства, и идея мирового господства стано­вится достаточно популярной. При­вычка дешево ценить жизнь другого человека, сложившаяся в военное время, поселяет в сердцах многих людей жестокость, послужившую благодатной почвой для разгула ин­квизиции.

Однако о духовной силе испан­скою парода в XVI веке можно су­дить по небывалому расцвету куль­туры и искусства, который достиг кульминации в первой половине XVII века и создал мировую славу творениям испанцев,

В этой борьбе испанцев в период реконкисты принимали участие ры­цари других европейских стран, и, таким образом, непосредственное общение способствовало распространению многих форм мужского ко­стюма, существовавшего у францу­зов или итальянцев. К ним прежде всего относятся элементы готическо­го костюма: обувь с длинными нос­ками, некоторые виды головных уборов. длинное сюрко без рукавов. Большинство верхних одежд были средней длины спокой­ных, можно сказать, благородных форм. Плащ был обязательной ча­стью костюма, и длина его варьиро­валась в зависимости от возраста и социального положения. Обычно одна сторона плаща драпировалась на плече). Длинной и широ­кой была торжественная одежда, на­зывавшаяся «касака».

Однако в XVI веке испанцы за­мыкаются в костюм-броню, в ко­стюм на каркасе, и в этом проявля­ется не только дань военной славе реконкисты и могуществу Испании Карла V. Какими-то тонкими нитя­ми психологических аналогий внеш­ний облик испанца отображает и его внутренний мир. Человеку новой эпохи, находившемуся в сложной об­становке испанской действительно­сти времен Карла V и Филиппа II. было необходимо скрыть свой внут­ренний мир, огородить его от любо­пытства посторонних, подобно тому как костюм на каркасе скрывал ис­тинные формы его тела.

Испанский мужской костюм на­чала XVI века, как и костюм других европейских стран, состоял из не­скольких основных частей: рубашки (камиса). разъемных штанов-чулок (кальсес). узкого безрукавного жиле­та (корпесуэло), к которому тесемка­ми привязывали кальсес. Верхняя одежда (соответствующая современ­ному пиджаку), имела несколько раз­новидностей и названий. Иногда сверх корпесуэло надевали род курт­ки — хубон. Во второй половине XVI века хубон становится одной из главных мужских одежд. Сверх каль­сес носили короткие штаны. С помо­щью туго набитых прокладок созда­ют форму для хубона и верхних кальсес. В зависимости от вкуса И средств владельца костюма для на­бивки используют различные мате­риалы: вату, конский волос, пух, мя­кину и сено.

Чтобы придать хубону форму лат, спереди вставляли куски карто­на. Особенно выпуклым был перед хубона в 70—80-х годах. В это же время ею стоячий ворот­ник делают таким высоким, что он подпирает подбородок и мочки ушей. По краю воротника выпускают рюш, размер которого постепенно увеличивается и к концу столетия достигает 15—20 см. Та­ким образом, рюш превращается в «гранголу» или горгеру — знамени­тый гофрированный испанский во­ротник. На протяжении XVI века из­меняется и форма кальсес. Еще в 1530 году Тициан пишет портрет Карла I (V) в костюме с узкими ка­льсес несколько выше колен (ил. 308), а в 1542 году он изобразил Филиппа II в богатой, вышитой дра­гоценностями одежде, и кальсес ко­роля уже сделаны на небольшом каркасе. В 70-—80-х годах вошли в моду двойные кальсес, со­стоявшие из узких, облегавших ногу штанов до колен и округлых, на тол­стой набивке, «грегескос», покрыва­вших только бедра.

В последнем же десятилетии XVI века появились свободные, широкие вверху кальсес в виде «окорока». Первыми их стали носить солдаты, а затем — аристократы, Возможно, эта форма кальсес была заимствова­на испанцами у жителей Фландрии, находившейся в зависимости от Ис­пании.

Верхней королевской, а также торжественной придворной одеждой была полукороткая или короткая «ропон» на меху, с меховым или вышитым воротником В по­следней четверти XVI века вместо ропона стали носить маленький плащ «капита» или более длинный— «фиельтро», весьма удоб­ные для испанской шпаги. Вообще плащ на протяжении нескольких сто­летий был основной верхней одеж­дой испанцев. Он имел несколько ва­риантов форм и названий. Класси­ческий плащ с капюшоном — капа — был широкий и длинный.

Головным убором в первой поло­вине XVI века был мягкий берег с жестким, опущенным книзу борти­ком, во второй — жест­кая шляпа в форме усеченного кону­са с небольшими полями. Даже в период наибольшего распространения широконосой обуви в Ев­ропе испанские аристократы носили узкие туфли из бархата или атласа, украшенные разрезами. Эта обувь сохранилась до кон­ца XVI века. Сапоги были только военной обувью и, по обычаю того времени, имели мягкие узкие голени­ща и мягкую подошву. При сравнительной стабильности форм испан­ского костюма происходит очень ин­тересное изменение его цветовой гаммы. Как было сказано выше, Ис­пания па протяжении нескольких ве­ков славилась своими роскошными тканями. Основными организатора­ми производства таких материй бы­ли арабы. От них испанцы и научи­лись этому прибыльному ремеслу. Кроме различных шелковых тканей в Испании выделывались и шерстя­ные— разведение овец было одной из главных отраслей сельского хо­зяйства этой страны.— и, конечно, основная масса народа одевалась в материи собственного производст­ва. Далеко не всегда это были доро­гие материи с тканым рисунком, носили много одежды из полосатых или одноцветных тканей, но гамма их цветов всегда яркая. Иным стано­вится цветовой строй испанского ко­стюма в XVI веке. Со времени учреждения инквизиции (1480 год) постепенно меркнут краски испанс­ких одежд, особенно в аристократи­ческой придворной среде. Во второй половине XVI века все чаще и чаще аристократ появляются в черном бархате и самыми распространенны­ми цветами становятся черный, се­рый, белый, коричневый, то есть цве­та главных монашеских орденов. Это совпадение едва ли можно счи­тать случайным. Усиление официаль­ной религиозности, пример фанати­ка короля Филиппа II, на склоне лет всегда одетого в строгие черные одежды (см. его портреты работы Пантохи де ля Крус), приводят к то­му, что тусклая гамма цветов начи­нает служить символом серьезного образа мыслей, чуждого еретиче­ским отклонениям, даже в какой-то мере является признаком благонаде­жности.

Однако если мы обратимся к «Назидательным новеллам» Серва­нтеса (1612 ГОД), то увидим, что в различных социальных слоях, осо­бенно среди незнатных горожан, но­сили много цветных одежд и даже испанское дворянство в провинции одевалось больше по своему вкусу, чем по примеру аристократов или придворных, выполнявших свои скучные обязанности в Мрачном таи­нственном королевском дворце — Эскориале, больше похожем на гро­мадный монастырь.

На некоторых гравюрах XVI ве­ка есть изображения простых людей Испании — горожан среднего достат­ка. Их костюм заметно отличается от аристократического. Вместо узкого хубона с баской и выпуклым пе­редом— «капингот» почти до колен простого и удобного покроя.

Своим костюмом отличались и должностные лица — специальная форма во все времена всегда прави­льно ориентирует людей. Непремен­ные участники пьес испанских драма­тургов— альгвасилы (представите­ли местной власти, выполнявшие по­лицейские функции), имели костюм, в котором сохранялись элементы бо­лее ранних одежд. Это явление было настолько характер­ным, что даже и в XIX веке альгва­силы носили почти полностью костюм XVII века.

Женский костюм. Логическим за­вершением развития испанского жен­ского костюма на протяжении XIV—XV веков было появление кар­каса в одежде. Испанский женский костюм этого времени имел больше различий, чем сходства с общеевро­пейским.

Вся история костюма убеждает нас в том, что художественное реше­ние внешнего женского облика фор­мируется под влиянием двух основ­ных факторов: положения женщины в данных социальных условиях, ко­торое на определенных этапах мо­жет идти вразрез с установившимся, освященным традицией, и отноше­ния к ней со стороны всего общества в целом, а также со стороны муж­чин. Все остальные факторы, часто весьма многообразные, в том числе и эстетические, будут дополнять эти два и создавать разнообразную гам­му многочисленных разновидностей костюма.

К середине же XV столетия чер­ты своеобразия в нем становятся все более заметными и, как всегда это бывало у всех народов, появляется ряд женских головных уборов, хара­ктерных для данной страны. В это время испанское женское платье име­ет резко подчеркнутую тонкую та­лию, от которой вверх (на лифе) и вниз (на юбке) расходятся лучеоб­разные складки. Это зрительно рас­ширяло плечи, и фигура казалась особенно стройной, высокой. Пла­тье часто дополнялось пелеринкой (ил. 324), неизвестной в других стра­нах Европы, придававшей своеобра­зие облику испанки. Волосы испанок были гладко причесаны, с прямым пробором и заплетены в одну косу.

Макушка головы была повязана тканью, в которую затем была заверну­та коса, перевитая крестообразна (сверху) до конца узкой черной лен­той. Этот головной убор называли трансадо, он сохранялся в Испании до 20-х годов XVI века, а в некото­рых местностях и до более позднего времени. Трансадо пришелся по вку­су итальянкам, которые некоторое время его носили. Испанки иногда соединяли трансадо с небольшим тюрбаном, перевитым лентой. Вто­рой испанский головной убор— кофья-де-папос (его носили только женщины) — был из тонкого белого полотна и состоял из двух частей: наколки, непосредственно покрыва­вшей голову, из мелко плоеной тка­ни, пришитой к металлическому кар­касу, обтянутому такой же матери­ей, и своеобразно задрапированного платка Легким и красивым головным убором знатных женщин был «веспайо» Его делали из прозрачной белой ткани, он по­крывал лоб, голову и сзади спускал­ся на плечи. Сверх этого маленького покрывала надевали узкий металлический обруч, украшенный драгоцен­ностями, который не давал ткани со­скользнуть сголовы.

Изысканная простота облика ис­панки свидетельствует о зрелости ху­дожественного вкуса, сложившегося в период, когда Испания успешно от­воевывала у мавров свои исконные земли. Но в это же самое время, не­заметно для самих испанцев, изменя­ется и отношение к женщине. По ме­ре того как уменьшалась террито­рия военных действий и исчезали ре­альные причины для замкнутого образа жизни женщин, складывают­ся стесняющие обычаи, тиранически требовавшие от испанок нарочито скромного поведения. Этот мораль­ный кодекс определенным образом влияет и на костюм. Постепенно пластичные формы одежды середи­ны XV века сменяются более жестки­ми, большой плащ все чаще и чаще покрывает знатных испанок не толь­ко при выходе на улицу, а становит­ся неотъемлемой частью их торжест­венного наряда. Мягкие ткани, чаще всего одноцветные, заменяются тя­желыми парчовыми, и фигуры испа­нок теряют обаяние юности, свойст­венное им в середине XV века.

Однако полнее всего идея превра­щения женского костюма в жесткий
футляр воплотилась в костюме, который, по преданию, изобрела
в 1468 году королева Кастилии Хуана Португальская, желавшая скрыть свою беременность. Ее изо­бретение настолько отвечало духу времени, что не только не удивило испанское общество, а быстро рас­пространилось и в Кастилии, и в Арагоне и положило основу европейскому каркасному женскому костюму, просуществовавшему в разных вариантах до начала XX века.

Силуэт испанского женского ко­стюма XVI века отличался ясно­стью четких линий и создавал определенную схему: два треуголь­ника— малый (лиф) и большой (юб­ка)— расположены Друг против дру­га, и вершины их пересекаются на талии. При этом линии, образу­ющие вершину малого треугольни­ка, заканчивают низ лифа. Каркас лифа чаще всего был из металличес­ких (на шарнирах) прорезных пла­стин, согнутых определенным обра­зом и обтянутых тонкой замшей или бархатом. В нижнюю юбку из плот­ной ткани вшивали металлические обручи — это сооружение называ­лось вердугос, или «вертигадо». Сверх вердугос надевали юбку из че­рной тафты — «баскипья» и, нако­нец, верхнее платье (вестидо), кото­рое некоторые историки называют «сайо». Оно состояло из лифа — «вакэро» со съемными и откидными фальшивыми рукавами или откидными рукавами особой формы и юбки клеш. Уз­кий лиф с очень широкими рукава­ми-крыльями, покрывавшими узкие съемные рукава, назывался «а 1а jubon». Съемные рукава со­единялись с проймами шнуровкой, скрытой под валиком или фестона­ми. Пропорции фигуры, со­здаваемые этим костюмом, еще больше способствовали впечатле­нию стройности, но геометрическая четкость форм и линий придавала им большую сухость.

Жесткой форме испанской одеж­ды соответствовали и другие детали костюма, например воротник, пре­вратившийся к 90-м годам из узкого рюша в громадную плоеную гранголу. Металлический каркас, силуэт ко­стюма и плоеный крахмальный воротник завоевали всю Европу XVI века и создали славу «испанской мо­де». В Испании же возникла верхняя женская одежда с короткими илидлинными рукавами — «рода», также распространившая­ся в других европейских странах. Су­ществует предположение, что ропа была заимствована испанцами у ма­вров, и это подтверждается тем, что, например, во Франции ее называли марлотт, как и узкую верхнюю жен­скую одежду морисков.

Вердугос носили только в аристо­кратической, особенно придворной среде, и они были обязательны для официального придворного женско­го костюма. На протяжении XVI ве­ка их форма несколько видоизменя­лась. В конце XVI столетия испанки значительно увеличили ширину вердугоса внизу. К этому времени изме­нились и пропорции костюма, что было признаком перехода к его но­вому художественному решению.

Испанки других областей одева­лись иначе, чем жительницы Мадри­да. Так, большим своеобра­зием отличается костюм богатых жительниц Севильи. Хотя Севилья была довольно отдаленной областью Испании, но объемные формы этого женского ко­стюма 30-х годов XVI века ближе к итальянским, чем к испанским. В то же время характерной испан­ской деталью является короткий тю­ник, из которого впоследствии обра­зовалась «баска» национальной ис­панской женской одежды.

Примечательной особенностью всех грех костюмов является обувь на толстой деревянной подошве. Из­вестно, что среди испанок считалось совершенно недопустимым и безнравственным показывать даже носки обуви, но это, вероятно, относилось к обычным туфлям, их делали из мягкой кожи, бархат а или даже атла­са, украшая вышивкой. Когда же ис­панка надевала обувь на деревянной подошве — «чапинес», то нога была видна почти до щиколотки. При этом, чем знатнее была дама, тем то­лще были деревяшки, которые часто украшали орнаментом, образован­ным блестящими шляпками медных гвоздей (ил. 338).

Изменение цветовой гаммы на протяжении XV—XVI веков было характерно и для женского костюма. Чем больше распространялись вердугос, тем чаще испанки носили одежду ил плотных тканей, и уже во второй половине XVI века жизнера­достная расцветка узоров испанской парчи сменяется сухим, довольно мелким рисунком, выполненным ме­таллической нитью на одноцветном фоне. Наряду с этим увеличивается и роль драгоценностей в женском костюме (ил. 340.).

Как было уже сказано, вердугос были распространены главным обра­зом в придворно-аристократической среде и являлись некоей привилегией этого круга. Одежда же горожанок различных социальных слоев про­должала сохранять мягкие пластич­ные формы, свойственные испанско­му костюму середины XV века Костюм женщин низших слоев городского населения состоял из ру­башки, узкого, но не всегда облега­ющего фигуру лифа со съемными ру­кавами, и юбки, то заложенной кру­гом крупными складками, то сосборенной по талии. В XVIII и XIX веках лиф без рукавов превра­тился в отдельную часть народной одежды. Верхней одеждой для улицы у ис­панок по-прежнему был плащ. Бога­тые носили плащи из шелковых или добротных шерстяных тканей и ча­сто делали их на цветной подкладке. Крестьянки и бедные горожанки до­вольствовались накидками из грубо­го домотканого сукна. Самым люби­мым цветом этой верхней одежды как богатых, так и бедных был чер­ный.

По обычаю всех народов того времени, замужние, особенно пожи­лые испанки, если только они не при­надлежали к аристократической сре­де, покрывали голову белым плат­ком или чепцом, в основу формы ко­торого лег головной убор XV века — кофья-де-папос (ил. 350).

Различия в костюме тех или иных социальных групп Испании со­хранились дольше, чем в других ев­ропейских странах. Причины этого лежали в своеобразии ее историче­ского пути на протяжении XVII и XVIII веков

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...