Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1.1. Понятие и сущность координационных способностей детей школьного возраста




Слово " координация" имеет латинское происхождение. Это означает координацию, объединение, приведение порядка в соответствие. В случае, когда речь заходит о координации движений тела звеньями в пространстве и времени при решении конкретной двигательной задачи, принято говорить о координационных способностях человека. [5]

Под координационной способностью исследуется способность понимать, во-первых, способность строить соответствующие двигательные акты; во-вторых, способность трансформировать выработанные формы действия или переключаться с одного действия на другое в соответствии с требованиями изменяющихся условий.

Следовательно, координационные способности характеризуют способность человека организовывать движения и управлять ими. Их проявление связано с преодолением координационных трудностей, возникающих при решении различных двигательных задач. Сложность управления двигательным аппаратом зависит в первую очередь от того, что организм человека представляет собой мультисистему с огромным количеством степеней свободы. Учитывая возможные перемещения между корпусом, головой и конечностями в нашем теле не менее 107 степеней свободы. Например, только руки и ноги имеют 30 степеней свободы. [6]

Одновременное или последовательное управление многими частями тела является очень сложной задачей. Если координационные возможности 8 человека недостаточны, он частично стремится облегчить движение (обычно не осознавая этого), фиксируя большое количество суставов. Этот механизм облегчения трудностей действительно имеет место, это легко проверить из первых рук. Достаточно соблюдать хотя бы первые шаги новичков при обучении их катанию на лыжах или коньках. Прямые ноги с фиксированным коленом и даже голеностопным суставом четко указывают на то, что на ранних этапах обучения новичок пытается освоить движения своих непослушных многорычажных конечностей, превратив их в одно жесткое звено. Однако все это приводит к жесткости координации, напряжению движений. [7]

Это значительно облегчает задачу контролировать прибор мотора. Естественно, такая координация движений неуместна и указывает на соответствующий уровень координационных способностей.

Координационные способности индиви[8]да к оптимальному управлению и регулированию двигательного действия.

Координация-возможность упорядочения внешних и внутренних сил, возникающих при решении двигательных задач, для достижения, желаемого рабочего эффекта при полном использовании двигательной мощности отметил доктор наук, профессор, является мировым лидером в теории и методике скоростно-силовой подготовки спортсменов высшего мастерства и основоположником методологии и программирования и оптимизации тренировочного процесса Ю. В Верхошанский.

Если мы добавим все определения в одно, то чувство координации будет заключаться в преодолении чрезмерных степеней свободы. Степени свободы - возможные основные направления движения. Это главная задача координации.

Ю. Ф Курамшин кандидат педагогических наук выделил основные координационные способности:

• способность сбалансировать

• возможность переставлять движения

• возможность подключения (комбинирования) движений

• способность приспособиться ситуациям и необыкновенной установке проблемы

• возможность выполнять задания в заданном ритме

• способность контролировать время реакции мотора

• способность предвидеть (контрассигнация) различные признаки движений, условия их выполнения и ход изменения ситуации в целом

• способность к рациональному расслаблению мышц

Согласованность - результат согласованного сочетания движений в соответствии с поставленной задачей, состоянием организма и условиями эксплуатации.  Как видно из определения, координационные, координационные и координационные способности напрямую зависят от состояния организма, согласованности его отдельных частей и внешних условий. Например, координация зависит от гибкости, а гибкость от внешних условий: если температура понизится, гибкость уменьшится, следовательно, способность координации тоже. Это самый простой из многих примеров. [9]

Д. Д Донской доктор педагогических наук профессор, предлагает выделить три вида координации:

• нервная координация-согласование нервных процессов, управляющих движениями через мышечные напряжения. Это согласованное сочетание нервных процессов, приводящих к решению двигательной задачи в конкретных условиях.

 • мышечная координация напряжения мышц, передающих команды управления на звенья тела как от нервной системы и других факторов. Мышечная координация не является однозначной нервной, хотя и контролируется. [10]

 • двигательная координация - это согласованное сочетание движений звеньев тела в пространстве и времени, одновременных и последовательных, [11]соответствующих двигательной задаче, внешней среде и состоянию человека. И она не однозначна мышечной координации, хотя и определяется ею.

По всем этим причинам, координационной способности можно определить, как совокупность свойств человека, проявляющихся в процессе решения двигательных задач, разной сложности и координации способствует успеху управление двигательными действиями и их регуляции. [12]

Для характеристики координационных способностей человека при выполнении любой деятельности в отечественной теории и методологии физической культуры уже давно используется термин «ловкость». [13]

По определению Берштейна, ловкость - это единство взаимодействия функций Центрального и периферийного управления двигательной системой человека, позволяющее реконструировать биомеханическую структуру действий в соответствии с изменяющимися условиями решения двигательной задачи. Ученый выделил несколько свойств ловкости:

• всегда обращенные во внешний мир груши тренировочные боксеры будут меньше развивать ловкость, чем в бою с соперником.

• специфическое качество, вы можете иметь хорошую ловкость в командных видах спорта и недостаточной в спортивной гимнастике.

• Основа координационные способности. В последнее время было проведено множество исследований по изучению проявлений координационных способностей.

Ловкость выступает как интегральное проявление разновидностей координации. Различие между координацией и ловкостью в том, что координация проявляются во всех видах деятельности, связанных с управлением согласованностью и соразмерностью движений, а ловкость – в тех, которым присуща не только регуляция движений, но и элементы неожиданности, внезапности, что требует находчивости. Недаром в обиходно-бытовой и разговорной речи о ловком человеке говорят: изворотливый, складный, юркий и т. д. [14]

Следовательно – координация чисто двигательная характеристика, а ловкость более обширная способность, связанная с умственной активностью, быстротой психических процессов (внимание, переключаемость), способностью импровизировать.

К числу разновидностей координации относят:

1) Способность к дифференцированию различных параметров движения (временных, пространственных, силовых и др. ) обуславливается точностью двигательных ощущений и восприятий, которые часто дополняются слуховыми и зрительными. Удивительной способностью тончайшей оценки и регуляции динамических, временных, пространственных параметров движений владеют спортсмены высокого класса.

 2) Способность к ориентированию в пространстве определяется умением человека оперативно оценить сложившуюся ситуацию относительно пространственных условий и отреагировать на неё рациональными действиями, обеспечивающими эффективное выполнение двигательной задачи.

 3) Способность к равновесию - это способность человека сохранить устойчивое положение тела в условиях разнообразных движений и поз. Способность к сохранению равновесия обуславливается совокупной мобилизацией возможностей зрительной, слуховой, вестибулярной, соматосенсорной систем.

4) Тонкое мышечное чувство – способность человека быстро активизировать необходимое количество двигательных единиц и обеспечивать оптимальное взаимодействие мышц.

 5) Способность к соединению (комбинированию) движений – это способность человека выполнять разнонаправленные действия разными частями тела, как одновременно, так и соединяя их в произвольном порядке.

 6) Способность к изменению движений – это способность человека мгновенно менять характер двигательных действий в соответствии с внезапно изменившимися условиями их выполнения. В повседневной жизни данная способность проявляется, когда человек, например, поскользнувшись или споткнувшись, успевает с помощью компенсаторных движений перестроиться и восстановить равновесие. В профессиональной деятельности эта способность необходима морякам в условиях качки. В спорте она имеет большое значение в спортиграх, т. к. очень часто по ходу игры спортсмены вынуждены менять свои первоначальные намерения, на ходу перестраивая уже начатые движения.

7) Способность к управлению временем двигательных реакций– это способность целенаправленно выполнять двигательные действия с учётом возникновения различных помех. Ловкость является одним из важнейших физических качеств.

Физическое качество представляет собой врожденные многофункциональные свойства, определяющие физическую активность человека, которая, в свою очередь, проявляется в двигательной деятельности. Без развития физических качеств, двигательная активность человека невозможна.

Анализ методических, научных и спортивных теоретических источников показывает, что в отечественной, принято различать пять физических качеств: силу, быстроту, выносливость, гибкость, ловкость. Их проявление зависит от возможностей функциональных систем организма, от их подготовленности к двигательным действиям.

Ловкостью принято называть способность быстро, точно, целесообразно, экономно решать двигательные задачи. Ловкость выражается в умениях быстро овладевать новыми движениями, точно дифференцировать различные характеристики движений и управлять ими, импровизировать в процессе двигательной деятельности в соответствии с изменяющейся обстановкой. При развитии ловкости решаются следующие задачи:

− осваивать координационно-сложные двигательные задания;

 − быстро перестраивать двигательные действия в соответствии с изменяющейся обстановкой (например, в условиях спортивных игр);

 − повышать точность воспроизведения заданных двигательных − действий.

Развитию ловкости способствуют систематическое разучивание новых усложненных движений и применение упражнений, требующих мгновенной перестройки двигательной деятельности (например, спортивные игры).

Упражнения должны быть сложными, нетрадиционными, отличаться новизной, возможностью и неожиданностью решения двигательных задач.

Как уже отмечалось выше, ловкость как физическое качество базируется на координационных способностях организма.

Развитие координационных способностей тесно связано с совершенствованием специализированных восприятий: чувства времени, темпа, развиваемых усилий, положения тела и частей тела в пространстве.

Именно эти способности определяют умение занимающевося эффективно управлять своими движениями.

В период школьного возраста происходит так называемое становление фундаментальных основ для развития этих способностей, а также приобретение знаний, умений и навыков при выполнении упражнений на координацию.

Этот возрастной период называется «золотым возрастом», наиболее сенситивным для развития координационных способностей. Поскольку скорость формирования и развития психических процессов в этом возрасте особо велика.

О возможностях исследования особенностей психических состояний, их феноменологии, взаимоотношений с другими психическими процессами, свойствами личности школьников писал Н. Д. Левитов, подчеркивая, что в подростковым возрасте легче, чем в другом, можно установить закономерности связи психических состояний с динамикой личности.

Проведенные в этом направлении исследования показывают. Что психические состояния детей возраста 10-12 лет характеризуются легкостью возникновения, изменениями и подверженностью влияния извне (социальным воздействием). Психические состояния связаны с деятельностью ребенка. Они служат сигналом успешности не успешности овладения деятельностью с одной стороны, а с другой, деятельность определяет психические состояния. Таким образом, излишняя интенсивность и длительность состояний детей могут вызывать изменения в организме. Психические состояния определяет фон здоровья и сами зависимы от него.

В исследованиях А. В. Запорожец, Я. З. Неверович, А. Д. Кошелевой обнаружено, что дошкольник не всегда может осознавать, какое состояние он испытывает и причины его возникновения. Я. З. Неверович, характеризуя эмоциональные состояния детей, отмечает, что они могут быть чрезвычайно разнообразны по силе, длительности. Устойчивости, глубине протекания, последствиям, осознанности; могут вызываться различными воздействиями: отдельными физическими раздражителями, сложными условиями того или иного вида деятельности, отношением других людей - сверстников и взрослых.

В этом возрасте психические состояния характеризуется глобальностью и слабой дифференциацией, возникновением новых более высоких уровней организации, берущих на себя координацию и перестройку функционирования нижележащих уровней

Но воспитание координационных способностей не сводится ни к одной из сторон конкретной подготовке, а составляет как бы одну из инертных сторон.

Ведущую роль при физической трактовке координационных способностей отводят к координационным функциям центральной нервной системы. Возможность качественно координировать движения.

Способность преобразовывать новые, все усложняющиеся формы движений в наибольшей мере требуется в различных видах спорта, имеющих периодически обновляемую и произвольную программы состязаний (спортивная и художественная гимнастика, фигурное катание и так далее). От этой способности существенно зависит прогресс и в других видах спорта со сложным составом двигательных действий.

Уровень координационной способности определяется следующими способами индивида:

 - быстро реагировать на различные сигналы, в частности, на движущийся объект;

 - точно и быстро выполнять двигательные действия за минимальный промежуток времени; [15]

 - дифференцировать пространственные временные и силовые параметры движения;

- приспосабливаться к изменяющимся ситуациям, к необычной постановке задачи; - прогнозировать (предугадывать) положение движущегося предмета в нужный момент времени; - ориентироваться во времени двигательной задачи координационных способности.

 Одной из важнейших задач физического воспитания является развитие двигательной функцией и умение управлять своими движениями. Еще Т. Ф. Лестгафт, говоря о задачах физического образования, отмечал важность «умение изолировать отдельные движения, сравнивать между собой, сознательно управлять ими и приспосабливать к препятствиям, преодолевать их с возможно большей ловкостью»

Значимость воспитания координационных способностей объясняется четырьмя основными причинами:

1. Хорошо развитые координационные способности являются необходимыми предпосылками для успешного обучения физическим упражнениям. Они влияют на темп, вид и способ усвоения спортивной техники, а также на ее дальнейшую стабилизацию и ситуационно-адекватное разнообразное применение. Координационные способности ведут к больше плотности и вариативности процессов управления движениями, к увеличению двигательного опыта.

 2. Только сформированные координационные способности — необходимое условие подготовки детей к жизни, труду, службе в армии. Они способствуют эффективному выполнению рабочих операций при постоянно растущих требованиях в процессе трудовой деятельности, повышают возможности человека в управлении своими движениями.

 3. Координационные способности обеспечивают экономное расходование энергетических ресурсов детей, влияют на величину их использования, так как точно дозированное во времени, пространстве и по степени наполнения мышечное усилие и оптимальное использование соответствующих Фаз расслабления ведут к рациональному расходованию сил.

4. Разнообразные варианты упражнений, необходимые для развития координационных способностей — гарантия того, что можно избежать монотонности и однообразия в занятиях, обеспечить радость от участия в спортивной деятельности. Таким образом, координационные способности выполняют в организме человека значимые функции, относящиеся к упорядочению различного вида движений. Помимо физических качеств, в дошкольном возрасте не менее важно совершенствование координационных способностей детей, дошкольный возраст является наиболее благоприятным в этом отношении.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...