Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Политика как социальное явление.

План.

1. Политика................................................................3

2. Политика как социальное явление.........................................6

3. Структура политики.....................................................12

 

Политика.

Во всяком обществе на определенном этапе его развития неизбежно возникают политические отношения, складываются и функционируют полити­ческие организации, формируются политические идеи и теории. Что же такое политика?

Смысл слова “политика” лучше всего выражает его этимология: греч. politike —искусство управления государством. Политика есть особого рода деятельность,регули­рующая отношения членов общества, объединенных в различ­ные социальные группы и классы, с целью сохранения опреде­ленной общественной структуры и организации, а также с целью ее дальнейшего развития и совершенствования в интересах как правящего класса, так и общества в целом. “...Политика есть участие в делах государства, направление государства, определение форм, задач, содержания деятельности государ­ства...”.

Американские политологи Т. Маргштадт и П. Шоттен указывают: “Хотя

политическая деятельность может быть представлена на многих уровнях, феномен, называемый “политика”, обычно наиболее значителен на уровне “нации —государства”. Политологи —на­ши соотечественники — также в большинстве своем признают наличие аспектов политических отношений в области национальной жизни. Но и здесь есть различные подходы. Ряд авторов признают наличие во взаимоотношениях социально-этнических образований связей политического характера, они не ведут речи о нациях, народностях, народах как субъектах политических отношений. Вот один из примеров: “В системе национальных отношений, — пишет Г.Т. Тавадов, — политические аспекты являются ключевыми, решающими. Это обусловлено прежде всего значением государства как важного фактора формирования и развития нации, внутренней связью национальных и классово-социальных проблем. Поскольку политика - это деятельность в сфере отношений между большими социальными группами, то, по существу, аспекты взаимоотношений наций и народностей имеют политический характер"

Не всякое действие, выражающее отношение между класса­ми, есть политика.

Когда, например, рабочий нанимается к капи­талисту на работу и подвергается с его стороны эксплуатации, это не политические, а экономические отношения. Когда же трудящиеся ставят вопрос о власти, ее формах, тогда они вступают в сферу собственно политики. Политика всегда в качестве своей цели преследует сохранение или создание наиболее выгод­ных условий осуществления власти. Поэтому одна из главных целей в политике — устройство государственной власти: госу­дарство призвано охранять и защищать интересы “самого могущественного, экономически господствующего класса, кото­рый при помощи государства становится также политически гос­подствующим классом...”.

В политике находят свое наиболее заостренное и полное вы­ражение коренные экономические интересы господствующего класса, которые сознательно защищаются всей системой политической организации общества.

В этом смысле политика, по определению В. И. Ленина, есть концентрированное выражена экономики. Политика — сфера, порожденнаяматериально-про­изводственной, экономической основой общества: экономиче­скиеинтересы в конечном счете выступают как социальная при­чина политических

действий.

Но политика в свою очередь оказывает огромное обратное влияние на развитие

экономики. Если повседневные изменения в экономике обычно происходят под

непосредственным влия­нием развивающихся производительных сил, то коренные

изме­нения всего экономического строя общества, имея в основе своей те же

сдвиги в производительных силах, совершаются под непо­средственным

воздействием политики, при использовании поли­тической власти для перестройки

экономических отношений. Известно, что в социалистической революции

политический переворот предшествует экономическому. Политика, таким об­разом,

выступает предпосылкой строительства новой экономики.

Сфера политики обладает относительной самостоятельно­стью: логика

политических деяний и идей не есть простой слепок с логики экономических

отношений, что обусловливает возможность и реальность противоречий между

объективной логикой движения экономики и логикой политических действий.

возникающих зачастую и в результате недостаточного учета политикой

закономерностей экономического развития. Если политика адекватно отражает

назревшие потребности экономиче­ского развития, то она становится силой,

способствующей эффективной реализации возможностей, заложенных в

экономической системе общества. Если же политика выступает как

абсолютизированная власть (как это, например, имело место при фашизме),

которая стремится действовать в обход экономической необходимости, то это

приводит на практике к волюнтаризму и авантюризму.

Поскольку политика — это искусство управления, постоль­ку, чтобы быть

искусством в высшем смысле этого слова, она, во-первых, должна опираться на

достижения наук, а во-вторых, соответствовать высшим критериям

нравственности: ведь имен но политическая деятельность является наиболее

ответственной из всех видов социальной деятельности.

 

 

Политика как социальное явление.

В самом общем виде политологию, как правило, тракту­ют как науку о политике.

Что представляет собой полити­ка? В Древней Греции под словом “политика”

понималось все то, что относилось к государственной деятельности. В.И.Ладь

подчеркивал, что “политика” — это наука государствен­ного управления, виды,

настроения, цели государя, образ его действий, нередко скрывающий цели.

Политик — это умный, ловкий (не всегда честный) государственный дея­тель,

умеющий “наклонять дела в свою пользу, кстати мол­вить' и вовремя смолчать”

(Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: 1980, Т. 3. р.

261). В сов­ременном словаре английского языка Вебстера политика

рассматривается как деятельность гражданского правитель­ства, его планы и

меры, особенно по реализации собствен­ных интересов.

Социальная политика – это комплекс социально-экономических мер государства

предприятий, организаций, местных органов власти, направленных на защиту

населения от безработицы, возрастания роста цен и т. д,

Основными принципами проведения социальной политики являются:

1. Защита уровня жизни путем введения разных форм компенсации при

повышении цен и проведения индексации;

2. Обеспечение помощи самым бедным семьям;

3. Выдача помощи на случай безработицы;

4. Обеспечение политики социального страхования, установления минимальной

заработной платы для работающих;

5. Развитие образования, охрана здоровья, окружающей среды в основном за

счет государства;

6. Проведение активной политики, направленной на обеспечение квалификации.

Отвечая на вопрос, что такое политика, Макс Вебер от­мечает: “Говорят о

валютной политике банков, о дисконтной политике Имперского банка, о политике

профсоюза во время забастовки; можно говорить о школьной политике городской

или сельской общины, о политике правления, руководящего корпорацией, наконец

даже о политике умной жены, кото­рая стремится управлять своим мужем” (Вебер

М. Избран­ные произведения. М.: 1990. С. 644). И в самом широком смысле

слова, по замечанию М. Вебер а, политика охваты­вает “все виды деятельности

по самостоятельному руковод­ству”. Но за основу рассуждения М. Вебер не берет

такое 'широкое понимание и предлагает говорить “о руководстве или оказании

влияния на руководство политическим союзом, то есть в наши дни —

государством” (Там же. С. 645). ко­торое является “единственным источником

“права” на наси­лие”. И тогда политика, по М. Веберу, “означает стремление к

участию во власти или оказанию влияния на распределе­ние власти, будь то

между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые

оно в себе за­ключает” (Там же. С. 646).

Французский мыслитель Поль Валери, оценивая полити­ку, отмечал, что “политика

— это искусство не давать людям заниматься тем, что для них является

главным”. Не­мецкий исследователь Н. Ноак в книге “Что такое политика?

Введение в науку”, изданной в Мюнхене, полемизируя с П. Валери, подчеркивал,

что политика, напротив, должна быть искусством склонять людей к тому, чтобы

они заботи­лись о том, что для них является главным. Американский политолог,

профессор Стэнфордского университета Д. Хелд в книге “Политическая теория и

современное государство. Очерки о государстве, власти и демократии трактует

поли­тику в наиболее общем виде как борьбу “за организацию человеческих

возможностей”..

В “Философском энциклопедическом словаре” читаем:

“Политика (от греческого “политика” — государственные или общественные дела)

— сфера деятельности, связанная с отношениями между классами, нациями и

другими соци­альными группами, ядром которой является проблема за­воевания,

удержания и использования государственной власти”.

Известно, что большое внимание исследованию политики уделялось в марксизме.

В. И. Ленин, в частности, раскрывая различные грани политики, отмечал, что

политика—это “устройство государственной власти”, “участие в делах

государства, направление государ­ства, определение форм, задач, содержания

деятельности государства”, что она “есть область отношений всех классов и

слоев к государству и правитель­ству, область взаимоотношений между всеми

классами”, что “политика есть концентрированное вы­ражение экономики”.

Как видим, различных подходов и дефиниций политики уже разработано большое

число. Появились попытки систе­матизации подходов к пониманию политики как

социально­го явления. Так, польские исследователи, авторы книги “Ос­новы

политологии”, указывают, что “применительно к совре­менности можно говорить о

двух основных тенденциях в трактовке подобного понимания политики: а)

интерпретация государства (и политики) в классовых категориях (марк­сизм); б)

интерпретация государства (и политики) в кате­гориях деятельности

правительства (американская “наука о политике” и французская “политическая

наука”). Разумеется, такая классификация даже основных тенденций анализа

политики не является исчерпывающей. Например, некоторые авторы, подчеркивая

приоритет общественных и индивидуальных.ин­тересов над государственными,

указывают, что необходимо избегать односторонности. Так, ссылаясь на вывод К.

Маркса о том, что “политическая сущность какого-нибудь вопроса заключается

вообще в его отношении к различным вла­стям политического государства” и на

приведенные выше слова В. Ю. Шпак отмечает: Практика показала, что данный

подход является односторонним, не отражающим глубинную, сущностную основу

политики. Он выражает не всеобщее — общественное, общие интересы народа на

базе учета политических интересов всех субъектов, а только госу­дарственное,

единичное, что на практике приводит к абсо­лютному приоритету

государственного над общественным, ин­дивидуальным”.

На необходимость различения политической и государст­венной власти

неоднократно указывали Ф. М. Бурлацкий, А. А. Галкин и другие авторы. Однако

при наличии ряда по­зитивных моментов в рамках такого подхода возникают и

не­сомненные трудности. Специфика политики как обществен­ного явления

объясняется через политическую власть. А политическая власть, ее специфика?

Она объясняется через политику. “...Политическая власть, — пишут Ф. М.

Бурлац­кий и А. А. Галкин, — как одно из важнейших проявлений власти

характеризуется реальной способностью данного класса, группы, а также

отражающих их интересы индивидов проводить свою волю посредством политики и

правовых норм”. В такой трактов­ке, к сожалению, возникает логический круг.

Представляется, что в подходах (о чем свидетельствуют также и польские

ученые) зарубежных и отечественных по­литологов в большинстве своем совпадает

главное — указа­ние на политику как область, сферу деятельности, отношений по

поводу государственной власти. Именно отношения по поводу государственной

власти выступают “ядром” всей по­литической сферы жизни общества. Эта

трактовка поможет снять противоречия ряда точек зрения. В ее русле политика

может рассматриваться и под углом зрения взаимодействия народа с

правительством, личностей и масс, и как взаимо­действие социальных групп по

поводу власти и т. д.

Кто же выступает в качестве субъекта политики? На пер­вый взгляд, уже все

субъекты социальной жизни являются и субъектами политики. Ряд политологов

придерживаются именно этой точки зрения. В марксистской традиции в качестве

субъектов политики, это явствует уже и из приведенных выше положений,

рассматриваются преимущественно классы, социальные группы, нации. Западная

политическая нау­ка в большей степени акцентирует внимание на индивидах, их

поведении (поддержке, участии и т. д.) в отношении к институтам власти, к

политической системе, хотя и не ис­ключается рассмотрение таких групп, как

правящая элита, группы давления.

Какая из трактовок наиболее близка к истине? Следует, вероятно, подчеркнуть,

что каждая из них содержит в себе определенную долю истины, ибо намечает

контуры тех или иных тенденций и противоречий, реально проявляющихся в

обществе. Встав на позиции, исключающие из субъектов по­литики индивидов,

личностей, мы не получим конкретных форм реализации политических тенденций,

мы не получим политики как общественного явления. Но и представив по­литику

только как выражение индивидуального поведения, мы также не приблизимся к

политике, ибо не ответим на целый ряд возникающих в этом случае вопросов. И

среди них один из принципиальных: когда же возникает, формиру­ется политика.

История все более подтверждает вывод о том, что политика как общественное

явление возникает вме­сте с формированием государства, а оно — с разделением

общества на социальные группы, классы. Таким образом, генетически период

возникновения политики совпадает с об­разованием социальных групп. Именно

наличие, противо­борство, сотрудничество социальных групп и было основой

формирования государства и политики, выступило политико-образующей основой.

Во взаимодействии классов, социаль­ных групп (борьбе, соперничестве,

конкуренции, сотрудниче­стве) в конечном счете определяются и опредмечиваются

реальные объективные тенденции политического развития общества. И потому не

только в филогенезе, но и в онтогенезе социальные группы являются решающими

субъектами политической жизни, политики. Но представление о полити­ке только

как о социально-групповом взаимодействии будет не просто не полным, но и

односторонним, ибо не учитывает­ся очень важная сторона внутренней структуры

самих со­циальных групп, исходной “клеточкой” которых выступает индивид,

личность. В зависимости от целого ряда факторов во внутренне

дифференцированной социальной группе роль отдельных индивидов существенно

различается. И потому политическая воля группы — это определенный вектор,

складывающийся в результате взаимодействия отдельных индивидов. Более того,

роль личности, выражающей интересы господствующих в обществе социальных

групп, возраста многократно. По всей видимости, нельзя рассматривать

соотношение политических ролей личности и социальной группы класса вне

контекста диалектики общечеловеческих и классовых интересов. А это, в свою

очередь, требует учета человеческого фактора в политике, более того, его

возраста­ющей роли.

Анализ даже некоторых, хотя и важных, субъектов по­литических связей

указывает на чрезвычайную сложность политики как общественного явления.

Какова же ее струк­тура?

 


предмет и метод политологии

 

Знания о политике необходимы каждому человеку, который стремится понять свое место и роль в жизни, наиболее полно реализовать свои потребности в обществе. Сегодня нет индивида, который бы не пребывал под влиянием политики, даже если он считает себя аполитичным. Как сказал польский политолог А.Боднар, если человек не интересуется политикой, то политика интересуется ним. Широкими возможностями для обстоятельной и объективной характеристики общества, в котором мы живем, и политики, которую необходимо проводить в жизни страны и за ее пределами, располагает наука о политике - политология. Современный термин "политика", составляющий основу понятия "политология", происходит от древнегреческих слов: "полис"- город-государство и "логос" - знание, наука. Следовательно, политика - наука о государстве. Политическая мысль зародилась две с половиной тысячи лет назад в Древней Греции, после длительного забвения стала возрождаться в эпоху Ренессанса, затем - бурно развиваться в ХХ веке. Политику в том или ином аспекте, изучают все общественные науки. В связи с этим можно было бы сказать, что политология включает и политическую философию, и теорию государства, и политическую социологию, и политическую психологию, и международные отношения, и другие науки, изучающие политическую жизнь общества. Но дело в том, что эти науки соотносятся с политологией только своим политическим содержанием, все остальное не выходит за рамки соответственных наук. Например, политология, изучает реальный механизм политической власти, юриспруденция - ее правовые формы. Наиболее тесно с политологией связана политическая социология. Если первая рассматривает политические процессы сквозь призму политического сознания, интересов отдельных личностей, социальных групп и их организаций, то вторая основное внимание уделяет анализу социальной структуры, неформальным политическим институтам, общественного мнения с позиций их влияния на политическую жизнь общества. Таким образом, можно дать следующее определение политики: политика - это отношения между социальными группами, классами, нациями, народами и государствами по поводу власти, а предмет политологии как науки, которая изучает тенденции и законы, структуры функционирования и развития жизни социальных общностей людей посредством включения их в деятельность относительно реализации политической власти и политических интересов. Она подразделяется на теоретическую, практическую и эмпирическую. К основным разделам политологии как учебной дисциплины относятся: - история и теория политики, где рассматривается предмет политологии, история политических учений, современная политология; - основы политики, где изучается политическая власть, политическая сфера, политические отношения; -институционированные элементы политики: политическая система, государство, партии, движения, политическое лидерство; -духовность политики: политическое сознание, политическая идеология, политическая психология, политическая культура; -практическая деятельность в сфере политики: политическая деятельность, политические процессы. Политология как наука имеет свой метод, законы, категории, функции, т.е. свой методологический аппарат и способы анализа. При этом следует отметить, что методологический анализ в политике связан с познавательной деятельностью, которая базируется на опыте политической жизни. Следовательно, методологические принципы могут применяться соответственно с историческим ходом развития общества. Ведущим методом в теории и практике политической деятельности является метод общечеловеческих ценностей, который не разделяет людей, а соединяет интересы различных социальных общностей. Определяющими методами в политике есть методы конкретности, которые реализуются через диалог, аргументацию, поиск конструктивных решений, изучение общественного мнения, убеждение. Применяются и всеобщие философские методы /материалистическая диалектика, позитивистский метод, прагматический и т.д. / а также метод принуждения. Рассматривая законы политологии, необходимо исходить из того, что экономика является определяющей относительно политики. Экономические интересы - социальная основа политических действий. Эта закономерность была открыта К.Марксом и Ф.Энгельсом и является общепринятой во всем мире. Вместе с тем политика имеет и обратное влияние на экономику, но абсолютизировать самостоятельность политической власти нельзя, ибо это приводит к неминуемому торможению экономических процессов, краху общественно-политической системы. Важнейшими специфическими законами политической жизни являются: закон противоречия и единства классового и общечеловеческого в политической жизни; закон, учитывающий разнообразные формы взаимоотношений социальных субъектов политической жизни, возрастание роли человеческого фактора в политических процессах, закон цикличности политических режимов и др. Главным в законах политической науки является система отношений, которая обеспечивает стабильность политической жизни общества, через такие принципы, как консенсус, конструктивная оппозиция, толерантность. Так, закон единства и противоречия общесоциального и классового в политической жизни отражает не только борьбу классов, социальных групп за власть, но и указывает на то, что политика должна быть главным рычагом стабилизации жизни всего общества, учитывать национальные, групповые, классовые интересы. Важнейшее место в понимании сущности любой отрасли знаний и оценки ее роли в жизни общества является определение функций, выполняемых ею. Политологии принадлежат следующие: -теоретико-познавательная функция - посвящена изучению глубинных сущностных черт политической жизни, ее тенденций и закономерностей; -методологическая функция - связана с разработкой методов, способов познания политических процессов; -мировоззренческая функция - влияет на формирование политического сознания и поведения, политической культуры, гражданских качеств личности, позволяет лучше понять, познать позиции тех или иных партий, лидеров движений; -прикладная функция - состоит в том, чтобы на основе познания закономерностей политической жизни разрабатывать технологию практического применения политических теорий, внедрения их в жизнь и соответственно этому существует прикладная политология т.е. политическая технология как совокупность методик и действий, последовательная реализация которых дает желаемый результат/ и ее отрасли: -политический маркетинг - дифференцированное воздействие на различные социальные слои и группы с целью донесения к ним информации в наиболее доступной форме /своего рода "реклама" различными политическими группами своих программ для привлечения избирателей/; -предвыборная инженерия - наука о тактике проведения избирательной кампании; -имиджология - наука о политическом образе политического лидера, его внешности, поведении; -ментальность - совокупность ценностей, традиций, ориентаций, установок, характерных для данного региона; -парламентская социология - изучает проблемы деятельности парламента. Изучение проблем политологии опирается на применение разнообразных методов и техники исследования: - системный метод предполагает комплексный анализ сложнейших механизмов современных многофакторных политических явлений, организаций, институтов; - исторический метод - состоит в том, чтобы, раскрывая диалектику реальных политических процессов, трактовать политические системы, институты и процессы в их конкретно-исторических взаимосвязях, с точки зрения, их развития в прошлом, настоящем и будущем; - сравнительный метод - ориентирует ученого на раскрытие общих черт политической жизни разных стран, народов и эпох, на выявление специфики политической жизни во всем многообразии ее форм. Только соединение сравнительного анализа со всеми ныне существующими методами и приемами исследования способно сегодня обеспечить совершенствование теории политики; -бихевиористические методы / англ.behavior-поведение, поступок/ заключаются в исследовании общественных аполитических явлений, в анализе поведения отдельных людей и групп. Его исходными принципами является: во-первых, действия людей, направленные на достижение своих политических целей; во-вторых, наблюдение за политическим поведением личности -метод модернизма состоит в том, что не отвергая бихевиористический метод, он стремится преодолеть недостатки и крайности последнего, силами естественных и точных наук; -структурно-функциональный метод - одна из важнейших форм применения системного подхода в исследовании социально-политических явлений и процессов. Его можно определить как прием изысканий, заключающийся в расчленении сложного объекта на составные части, изучении связей между ними и определении места и роли всех составных частей в функционировании объекта как целого; -эмпирический метод - исходит из того, что чувственный опыт - единственный источник знаний, которые обосновываются в опыте и посредством опыта; -метод конкретно-социологических исследований заключается в анализе и объяснении конкретных политических явлений, особенностей функционирования тех или иных конкретных политических систем, их конкретной эволюции. Данный метод применяется, главным образом, для изучения относительно недавних или современных политических явлений; -метод моделирования в области изучения политики и политических явлении имеет своей целью обобщение и фиксацию регистрируемых связей и изменений, а затем их упорядочение, допустимые трансформации и согласованные изменения для установления соответствия между теоретической гипотезой и наблюдаемыми фактами. Следует подчеркнуть, что только в органическом единстве всех отмеченных методов можно правильно оценить и регулировать будущее политических и социально-экономических процессов и явлений. Составной частью метода политологии есть категории - основные понятия, которые выражают сущность данного предмета, узловые пункты, ступени познания законов. Политология, как и всякая наука, не может успешно функционировать и развиваться без четкого определения понятийно-категориального аппарата. К основным понятиям /категориям/ в политологии относятся: "политика", "политические отношения", "политический процесс", "политические явления", "политические институты и организации", "политическая система", "политическая жизнь", "политическая власть", "политическая революция", "политическое влияние", "политический авторитет", "политическая свобода", "демократия", "государство" и др. Политика как явление имеет двойственный характер. С одной стороны - это наука, поскольку она базируется на законах общественного развития. С другой - искусство, которое состоит в умении использовать существующие возможности, принимать правильные политические решения на основе соединения теоретических знаний с интуицией, смелостью, творческой фантазией. Прагматическое значение политологии связано с регулированием, сменой н совершенствованием политических отношений. Назначение политологии не только в том, чтобы дать точную модель политической жизни, но и в том, чтобы обеспечить поступательное развитие общества.

 

Использованная литература.

1. Канке В.А. “Философия”. М.: “Логос”, 1998.

2. Основы политологии: Курс лекций / Под общей ред. Иванова

С.С – Курск: КГПИ, 1993.

3. Спиркин А.Г. Основы философии: Учеб. Пособие для вузов. –

М.: Политиздат, 1988.

4. Философия. Под ред. Л.Г. Кононовича, Г.И. Медведева,

Ростов-на-Дону “Феникс” 1996.

5. Шаповалов В.Ф. “Основы философии”, М.: “Гранд”, 1998.

6. Шпак Ю. В. Предмет и метод политологии. Воронеж. 1991. С.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...