Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ВВЕДЕНИЕ.. § 1. Место человека в животном мире.




ВВЕДЕНИЕ.

 

Анатомию и физиологию относят к биологическим наукам. Каждый грамотный человек должен хотя бы в общих чертах знать о строении и основных функциях своего организма, отдельных его органов.

Анатомия человека (от греч. anatome – рассечение, расчлене­ние) – это наука о формах и строении, происхождении и развитии человеческого организма, его систем и органов, включая их микроскопическое и ультрамикроскопическое строение. Анатомия рассматривает строение тела человека, его органов в различные периоды жизни, начиная с внутриутробного периода и до старческого возраста, исследует особенности организма в условиях влияния внешней среды.

Физиология (от греч. physis – природа, logos – наука, учение) изучает функции живого организма, его органов и систем, клеток и межклеточные взаимоотношения, процессы их жизнедеятельности, функциональные взаимосвязи в теле человека в различные его возрастные периоды и в условиях изменяющейся внешней среды.

Необходимо отметить, что функции организма человека невозможно понять без знания его анатомии, равно как нельзя представить себе закономерности строения человека без изучения функций.

Прогресс анатомии и физиологии связан с развитием современных методов исследования, появлением электронного микроскопа, успехами молекулярной биологии, генетики, физики, химии (биохимии). Анатомия человека служит фундаментом ряда других биологических дисциплин: антропологии, сравнительной анатомии, гистологии (от греч. hystos – ткань), цитологии (от греч. kytos – клетка), эмбриологии (от греч. embryon – зародыш). Все эти дисциплины в различное время возникли в недрах анатомии и впоследствии отделились от нее благодаря развитию научной мысли, появлению и усовершенствованию новых методов исследования.

Человеческий организм, состоящий из клеток, тканей, органов, их систем и аппаратов, представляет собой целостную биологическую систему, в которой структуры и функции находятся в единстве. Для понимания строения и функций тела человека необходимо знать о его происхождении как вида – антропогенезе (от греч. anthropos – человек, genesis – происхождение), о эволюции организмов – филогенезе (от греч. phylon – род) и процессе его индивидуального развития – онтогенезе (от греч. onthos – сущее), начиная с оплодотворения и кончая смертью.

Знания анатомии и физиологии формируют биологическое и медицинское мышление, понимание процессов, происходящих в организме, раскрывают взаимосвязи человека с внешней средой, природой, животным миром, позволяют понять происхождение вариантов телосложения, пороков развития, различных уродств.

Анатомия человека является по существу «нормальной анатомией», так как изучает строение «нормального», здорового человека. Также и «нормальная физиология» исследует функции практически здоровых людей. В медицине выделяют курсы так называемых патологической анатомии и патологической физиологии – анатомии и физиологии органов, измененных в результате различных заболеваний.

Нормальным можно считать такое строение (состояние) тела человека, его органов, при котором функции их не нарушены. В то же время существует индивидуальная изменчивость (варианты «нормы»), которая предусматривает отклонение от наиболее часто встречающихся случаев (рост, масса тела, органов, интенсивность обменных процессов и др. ). Резко выраженные отклонения от «нормы» называют аномалиями (от греч. anomalia – непра­вильность). Аномалии, имеющие внешние проявления, искажающие внешний облик человека, называют уродствами (например, недоразвитие конечностей, черепа и др. ). Различ­ного рода уродства, их происхождение изучает наука тератология (от греч. teras – урод).

Анатомы и физиологи широко используют эксперименты на животных, что позволяет понять резервные возможности органов и тканей, механизмы приспособительных процессов.

 

§ 1. Место человека в животном мире.

Человек появился на Земле в результате длительного процесса историко-эволюционного развития – филогенеза и тесно связан своим происхождением с животным миром.

Однако человек отличается от животных не только более совершенным строением, но и развитым мышлением, наличием членораздельной речи, интеллектом, которые определяются комплексом социальных условий жизни, общественными взаимоотношениями, общественно-историческим опытом. Труд и социальная среда изменили биологические осо­бенности человека.

В системе животного мира человек занимает следующее положение: царство – Животные, тип – Хордовые, подтип – Позвоночные, класс – Млекопитающие, отряд – Приматы, подотряд – Человекоподобные, секция – Узконосые, надсемейство – Гоминоиды, семейство – Гоминиды, род  – Человек, вид – Человек разумный (Homo sapiens).

Организм человека обладает следующими отличительными признаками, свойственными всем представителям класса млекопитающих.

1. Семь шейных позвонков и сочленение черепа с первым шейным позвонком при помощи мыщелков затылочной кости.

2. Грудобрюшная преграда (диафрагма), построенная из мышечной ткани и отделяющая грудную полость от брюшной.

3. Два поколения зубов – молочные и постоянные, подразделяющиеся на резцы, клыки и коренные зубы.

4. Наличие оформленных губ и мускулистых щек.

5. Четырехкамерное сердце, обеспечивающее доставку в ткани артериальной крови, которая не смешивается с венозной.

6. Сохранение одной (левой) дуги аорты, тогда как амфибии и рептилии имеют две (правую и левую) дуги аорты.

7. Развитие наружного уха и наличие в полости среднего уха трех слуховых косточек.

8. Кожа покрыта волосяным покровом (у некоторых – только в утробный период развития), богата потовыми и сальными железами.

9. Наличие молочных желез.

Кроме перечисленных признаков строения человек имеет ряд сходных с млекопитающими биологических особенностей. Так, тело человека обладает постоянной температурой, близкой к 37 °С. Человеку свойственно живорождение, продолжительное вынашивание плода в теле матери и развитие специальных органов для выполнения этих функций.

Наиболее велико сходство человека с приматами. Приматы – животные, обладающие пятипалой хватательной конечностью. Они способны схватывать предметы, что обеспечи­вается увеличением подвижности пальцев и способностью большого пальца противопоставляться остальным.

Большая подвижность верхней конечности связана с развитием ключицы и с особенностями строения шаровидного плечевого сустава. Пальцы приматов снабжены плоскими ногтями, а не когтями. Приматы – стопоходящие животные. При передвижении они опираются на всю стопу. Приматы имеют хорошо развитые полушария большого мозга.

Для них характерна низкая плодовитость, забота о потомстве, высокое развитие стадных отношений, богатая мимическая и звуковая сигнализация.

Человек и антропоморфные (человекообразные) обезьяны (шимпанзе, горилла, орангутанг, гиббон) образуют надсемейство высших узконосых, или гоминоидов. Важнейшие черты сходства антропоморфных обезьян с человеком проявляются в пропорциях тела: короткое туловище и длинные конечности, комплекс признаков, связанных с прямохождением: редукция хвостовых позвонков, уменьшение числа грудных и поясничных позвонков, увеличение количества крестцовых позвонков, наличие зачатков изгибов позвоночного столба, широкая грудина и др.

Человек и антропоморфные обезьяны сходны по цитологическим и биохимическим признакам. Так, двойной набор (диплоидное число) хромосом в ядрах соматических клеток у высших антропоморфных приматов и у человека почти одинаков (48 хромосом у приматов, 46 – у человека). Установлена гомология человека и шимпанзе по группам крови и резус-фактору, который был впервые обнаружен у обезьян.

В то же время человек в отличие от высших, человекообразных обезьян имеет ряд характерных особенностей (признаков «гоминизации»).

1. Прямохождение, связанное с преобразованиями в опорно-двигательном аппарате.

2. Интенсивное развитие головного мозга, особенно коры полушарий большого мозга.

3. Приспособление руки и особенно кисти к трудовой деятельности. Возможность противопоставления большого пальца кисти остальным пальцам, особенно мизинцу.

4. Изменения зубочелюстного аппарата и формирование членораздельной речи.

5. Перестройка этапов онтогенеза – увеличение длительности внутриутробного периода, замедление полового созревания, удлинение периода детства, увеличение продолжи­тельности жизни.

Следует подчеркнуть, что у человека свойства, появившиеся у высших обезьян, выражены наиболее ярко.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...