Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности развития речи детей с ФФНР




Рабочая программа для детей 5-7 лет с ФФНР

 

 

 

Учитель-логопед:

Букалова О.А.

 

 

 

 

Белгород

2014

 

Содержание

1.Пояснительная записка………………………………………………………………3                                                                                          

 2. Особенности развития речи детей с ФФНР……………………………………….6                                                            

 3. Организация коррекционно-развивающей деятельности с детьми                     

3.1 Содержание коррекционно-развивающей деятельности с детьми…………7

 3.2 Формы организации коррекционно-развивающей деятельности……………18                

 4. Планируемые результаты освоения детьми коррекционной программы ………21        

 5. Диагностика речевого развития…………………………………………………….22                                                                              

 Список литературы                                                                                    

 

Пояснительная записка

Среди разнообразных речевых расстройств в детском возрасте часто встречается фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) - это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Изучением этой проблемы занимались и занимаются такие авторы как Р.Е. Левина, Р.И. Лалаева, Т.В. Волосовец, Т.Б. Филичева, Коноваленко В.В., Коноваленко В.С. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность ребёнка в своих силах. Компенсировать дефект может только квалифицированная помощь.                                                        В настоящее время в системе дошкольного образования количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, растет. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом (дисграфия) и чтением (дислалия). Основная причина — недостаточное развитие процессов звуко-буквенного анализа и синтеза. Известно, что звуко-буквенный анализ базируется на четких, устойчивых и достаточно дифференцированных представлениях о звуковом составе слова. Процесс овладения звуковым составом слова, в свою очередь, тесно связан с формированием слухоречедвигательного взаимодействия, который выражается в правильной артикуляции звуков и их тонкой дифференциации на слух.                                                                     Предпосылки для успешного обучения письму и чтению формируются в дошкольном возрасте. Установлено, что возраст пятого года жизни является оптимальным для воспитания особой, высшей формы фонематического слуха — фонематического восприятия и ориентировочной деятельности ребенка в звуковой действительности.                                                                                                           Как показывают исследования речевой деятельности детей с отклонениями в развитии (Р. Е. Левина, Г. А. Каше, Л. Ф. Спирова, Т. Б. Филичева, М. Ф. Фомичева, Г. В. Чиркина, С. Н. Шаховская, Коноваленко В.В., Коноваленко В.С.и др.), а также огромный практический опыт логопедической работы, обучение детей по коррекционно-развивающим программам позволяет не только полностью устранить речевые нарушения, но и сформировать устно-речевую базу для овладения элементами письма и чтения еще в дошкольный период.                                      В настоящее время в нашем дошкольном образовательном учреждении реализуется проект примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» (под ред. Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой). Данная программа рассчитана на дошкольников без речевой патологии. В связи с этим, а также в связи с появлением большого количества детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи, стала необходима разработка рабочей программы по их коррекции у старших дошкольников в условиях логопедического пункта.                                                                                Рабочая программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребёнка дошкольного возраста с речевой патологией, как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в массовой школе, а так же его социализации.                                                                                 Предлагаемая Программа дает возможность ранней диагностики речевого дефекта,коррекции нарушений устной речи на каждом возрастном этапе, учитывая единство требований, подходов и методов обучения и воспитания дошкольников. Содержание рабочей Программы соответствует федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС), устанавливаемым в соответствии с пунктом 6 части 1статьи 6 Закона Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», образовательным стандартам и требованиям, целям и задачам образовательной программы учреждения. В соответствии с ФГОС Программа основана на интеграции образовательных областей, направлена на развитие познавательно-речевой, игровой, оздоровительной деятельности, компонентов устной речи детей, практическое овладение нормами речи и культуры поведения, на формирование индивидуального прогресса в развитии коммуникативных навыков.                        При разработке рабочей Программы использованы следующие программы и системы коррекционной работы с детьми с ФФН:                                                     - Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина «Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием».                                                     Цель программы – сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки в различных ситуациях, формировать лексико-грамматические категории и развивать связную речь у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Задачи:

     - раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений; 

     - преодоление недостатков в речевом развитии;                                         - воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения и развитие слухового восприятия; 

    - формирование лексико-грамматических категорий и связной речи; 

    - формирование навыков учебной деятельности;

      - подготовка к обучению грамоте;                                                                    -осуществление совместной деятельности с родителями дошкольников, педагогами ДОУ.                                                                                        Содержание коррекционной работы направлено на обеспечение коррекции речи детей, имеющих фонетико-фонематические нарушения речи и оказание помощи  детям в освоении общеобразовательной программы ДОУ.          

Принципы построения коррекционной программы                                          В программе реализованы в соответствии этиопатогенетической симптоматикой речевого нарушения следующие принципы дошкольной коррекционной педагогики:

- Принцип развивающего обучения (формирование «зоны ближайшего развития»);

- Принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии;

  - Принцип генетический, раскрывающий общие закономерности развития детской речи применительно к разным вариантам речевого дизонтогенеза;

- Принцип коррекции и компенсации, позволяющий определить адресные логопедические технологии в зависимости от структуры и выраженности речевого нарушения;

- Деятельностный принцип, определяющий ведущую деятельность, стимулирующий психическое и личностное развитие ребёнка с отклонением в речи.    На логопедический пункт зачисляются дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, характеризующимся нарушением процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем и дети  с фонетическим недоразвитием речи, для которого характерно нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.                                                                                      Общедидактические принципы: научности, систематичности, последовательности, доступности, наглядности, прочности, воспитывающего характера, сознательности, активности, индивидуального подхода.                  Задачи развития речи и коррекции её недостатков реализовываются на групповых и индивидуальных занятиях. Весь период коррекционной работы рассчитан на 1 учебный год по возрастам (старшая группа и подготовительная к школе группа).                                                                                                                Форма проведения занятий – индивидуальная и подгрупповая (не более 6 человек).                                                                                                         Периодичность – 2 раза в неделю – подгрупповая, 1-2 раза в неделю - индивидуальная.                                                                               Индивидуальные занятия составляют существенную часть работы логопеда в течение каждого рабочего дня недели в целом. Они направлены на осуществлении коррекции индивидуальных речевых недостатков и иных недостатков психофизического развития воспитанников, создающие определённые трудности в овладении программой.                                                                  Учёт индивидуальных занятий фиксируется в журнале посещаемости занятий детьми.                                                                                      План логокоррекционной работы составляется логопедом на основе анализа речевой карты ребёнка с ФФН. В плане индивидуальной работы отражены направления коррекционной работы, которые позволяют устранить выявленные в ходе логопедического обследования нарушения речевой деятельности и пробелы в знаниях, умениях, навыках ребёнка с ФФН и ФН. Это позволяет повысить эффективность занятий и осуществлять личностно – ориентированный подход в обучении и воспитании. При планировании индивидуальных занятий учитываются возраст ребёнка, структура речевого дефекта, его индивидуально – личностные особенности.                                                                                        Подгрупповые занятия проводятся в соответствии с перспективным планированием работы, которое направлено на изучение определенных звуков. Подгрупповые занятия для детей в группе 5 - 6 лет с ФФН (старшая группа) ориентированы на развитие моторных навыков, дыхательной и голосовой функции, мимической мускулатуры, формирование лексико- грамматических категорий  языка, развитие связной речи, развитие фонетико-фонематических процессов и проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность каждого занятия 25 мин. Подгрупповые занятия для детей в группе 6 - 7 лет с ФФН (подготовительная группа) ориентированы на развитие моторных навыков, формирование лексико – грамматических категорий языка, развитие связной речи, развитие фонетико-фонематических процессов, развитие интонационной выразительности и дикции и проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность каждого занятия 30 мин. 

 

Особенности развития речи детей с ФФНР

Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФНР) — это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка. В речи ребенка с фонетико-фонематическим недоразвитием отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. Несформированность произношения звуков может быть выражена в речи ребенка различным образом: заменой  звуков более простыми по артикуляции трудностями различения звуков; особенностями употребления правильно произносимых звуков в речевом контексте.                                                                                          Следует подчеркнуть, что ведущим дефектом при ФФНР является несформированность процессов восприятия звуков речи.    На недостаточную сформированность фонематического восприятия также указывают затруднения детей при практическом осознании основных элементов языка и речи. Кроме всех перечисленных особенностей произношения и различения звуков, при фонематическом недоразвитии у детей нередко нарушаются просодические компоненты речи: темп, тембр, мелодичность.                                 Проявления речевого недоразвития у данной категории детей выражены в большинстве случаев нерезко. Отмечается бедность словаря и незначительная задержка в формировании грамматического строя речи. При углубленном обследовании речи детей могут быть отмечены отдельные ошибки в падежных окончаниях, в употреблении сложных предлогов, в согласовании прилагательных и порядковых числительных с существительными и т. п.                           Указанные отклонения в развитии детей, страдающих речевыми аномалиями, спонтанно не преодолеваются. Они требуют специально организованной работы по их коррекции.                                                                                                              Основные направления работы:

    - диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ФФН; 

    - коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков детей с ФФН в условиях дошкольного образовательного учреждения, способствует формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков;                  - информационно – просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей с ФФНР, их родителям, педагогическим работникам.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...