Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

История, культура и течение жизни




Исследование развития взрослых является во многом исследованием течения их жизни, изучением того, как личная биография индивидуума связана с тем историческим периодом, в котором он живет, с его местом в общественной системе. Исследования показывают нам, что социальные, культурные и исторические факторы оказывают активное, решающее воздействие на жизнь взрослого и помогают сформулировать ожидания личности (Наде-stad, 1990; Stoller, Gibson, 1994).

Следовательно, важно выяснить, каким образом исторические факторьиопределяют демографические условия данного периода времени, влияют на его типичные ожидания и жизненные сценарии. Очевидно, что ход жизни афроамериканки, родившейся в бедной семье в 1950 году, будет иметь мало общего с жизнью этнически белой женщины, живущей в богатом районе города и принадлежащей к семье из высшего общества. Также ясно, что жизнь афроамериканки, родившейся в 1970 году, будет отличаться от жизни афроамериканки, появившейся на свет на 100 лет позже. Возможно, что наиболее важным историческим изменением, оказывающим влияние на ход жизни, является увеличение ее продолжительности. В то время как в 1900 году в США лишь 14% женщин доживали до возраста 80 лет или старше, в 1980 году более половины из них могли надеяться, что достигнут этого возраста (Watkins, Menken, & Bongaarts, 1987). В Германии в 1600 году почти половина детей не доживала до зрелого возраста. Такая ситуация приводила к тому, что в течение столетий «нужно было двое детей, чтобы появился один взрослый» (Imhof, 1986). Происходящие изменения оказывают влияние на то, как семьи переживают смерть ребенка. Когда-то потеря ребенка было обычным и ожидаемым событием; теперь это стало аномальной частью жизненного сценария. В 1800 году, когда женщине исполнялось 35 лет, она уже теряла каждого третьего из своих детей. В 1990 году менее 1 % 35-летних женщин утратили одного ребенка. Итак, смерть ребенка в настоящее время является сокрушительной личной утратой, а не обыденным событием, рано или поздно затрагивавшим жизнь почти каждой женщины.

Периоды истории также влияют на «бюджет времени» взрослого возраста, вследствие чего взрослые в наше время проводят свою жизнь не так, как когда-то. Когда Эллен Джи (Ellen Gee, 1986, 1987, 1988) исследовала демографические условия, превалировавшие в 1830 году, она обнаружила, что после замужества женщины 90% времени тратили на воспитание детей, в то время как в 1950 году они уделяли детям только 40% своего времени. Другим интересным наблюдением было то, что в 1860 году лишь у 16% 50-летних людей были живы их родители, а к 1960 году это число возросло до 60%.

Смерть родителя сегодня стала более привязанным к возрасту явлением, чем когда-либо ранее, то есть она происходит в течение более предсказуемого периода жизни человека. Потеря родителя теперь происходит значительно позже в жизни ребенка и, как правило, встречается в течение относительно короткого возрастного интервала (Winsborough, 1980). В итоге часто приходится слышать о детях периода бэби-бума (неожиданно большой рост рождаемости в течение примерно 15 лет после завершения Второй мировой войны. - Примеч. перев.) как о тех, кто относится к поколению «сэндвича»: они несут на себе ответственность и за выращивание детей, и за заботу о стареющих, часто немощных родителях.

Когда помимо исторического контекста мы рассматриваем влияние таких факторов, как пол, раса, социально-экономический статус, личностные особенности и уровень интеллекта, ход жизни каждого индивидуума приобретает свои уникальные черты. Тем не менее внимание исследователей привлекают характерные паттерны, являющиеся общими для

Глава 13. Ранняя взрослость: физическое и когнитивное развитие 565

представителей одной возрастной группы. Их интересует, как эти паттерны будут развиваться в течение следующих 100 лет, когда при помощи медицины и новейших технологий продлят жизнь и уменьшат болезни и страдания, когда будет происходить дальнейшее изменение тендерных ролей, а этнические меньшинства станут более ощутимой частью этой «великолепной мозаики» населения США.

При наличии некоторых культурных различий они включают в себя материальную, социальную независимость и автономию, самостоятельное принятие решений, а также определенную степень стабильности, здравомыслия, надежности, честности и сострадания. Исследователи включают в этот перечень разнообразные характеристики, а различные культуры предъявляют разные требования, что приводит к отсутствию универсального определения зрелости.

Контекстные парадигмы или подходы

Парадигма является гипотетической моделью системы, или систематическим подходом. При помощи контекстных подходов (парадигм) делается попытка описания и суммирования результатов воздействия сил различного рода на развитие человека. Термин контекст используется здесь в том же значении, как и в других частях этой книги: мы говорим о контексте окружающей среды, историческом, социальном, психологическом контекстах, каждый из которых, взаимодействуя с другими, оказывает влияние на развитие.

Контекст составляет большую часть того, что делает нас уникальными как личность. Нет двух личностей, сталкивающихся с одной и той же комбинацией контекстов. Контекстные подходы пытаются свести различные контексты вместе в единый упорядоченный блок и тем самым помочь пониманию как общих черт, так и индивидуальных особенностей развития. Они обращают особое внимание на силы развития как единое целое независимо от того, являются ли они внутренними или внешними для индивидуума, т. е. биологическими (созревания) или эмпирическими (историческими) силами (Dixon, 1992). Противоположным (и устаревшим) подходом является рассмотрение развития одновременно только с одной точки зрения, исключая все остальные.

Контекстные подходы являются комплексными. Кроме того, они применимы в течение всей жизни, начиная с раннего детства. Однако нигде контекстные соображения не являются столь важными, как при изучении развития взрослых, в период, когда, как ранее отмечалось, жизненные пути начинают существенно расходиться по сравнению с детством и подростковым возрастом.

Контрольные вопросы к теме

«Перспективы развития в период взрослых»

• Возрастные часы в основном имеют культуральную природу.

• Хронологический возраст - наилучший способ определить, где находится человек в отношении его продолжительности жизни.

• Контекстные подходы обращены к силам развития как единому целому.

Вопрос для размышления Почему трудно установить начало и завершение периода ранней взрослости?

566 Часть IV. Взрослость

Общее физическое развитие

В некоторой степени наши реакции на события жизни определяются физическими способностями: нашим здоровьем, физической формой, силой и выносливостью. Почти каждый аспект физического развития достигает своего максимума в ранней взрослости. Большинство людей в этот период являются более сильными и здоровыми, чем они когда-либо были или когда-либо станут.

Сила и выносливость

В период ранней взрослости — в возрасте от 20 до 40 лет — большинство людей получают удовольствие от роста энергии, силы и выносливости в сравнении с людьми других возрастных групп. Это является нормативным, определенным для данного возраста ожиданием, как обсуждалось в главе 3. Большинство культур извлекает свою пользу из этого возраста расцвета, проводя профессиональное обучение посредством изнурительных систем интернатуры, экзаменов и защиты диссертации, посылая молодежь в бой; боготворя молодых спортсменов и моделей, ожидая, что женщины будут рожать детей.

Как правило, функционирование органов, время реакции, сила, моторные навыки и сенсомоторная координация достигают своего максимума в возрасте от 25 до 30 лет, после чего они постепенно снижаются. Тем не менее снижение данных показателей в возрасте от 30 до 40 и от 40 до 50 лет не столь значительно, как это себе представляет большинство людей. Как показывает рис. 13.1, существенное снижение функционального уровня большинства биологических систем появля-

Рис. 13.1. Средняя величина снижения продуктивности биологических систем. Это снижение может быть в значительной степени скорректировано здоровым образом жизни, включающим в себя регулярные физические упражнения. Источник: По материалам J. Fries and Crapo. Vitality ang aging. San Francisco, W. H. Freeman and Company, 1981

Глава 13. Ранняя взрослость: физическое и когнитивное развитие 567

ется примерно после 40 лет. Таким образом, хотя спад после максимальной точки продуктивности, появляющийся примерно в возрасте после 25-30 лет, и может быть важным для выдающихся спортсменов, он слабо затрагивает большинство из нас. Не все системы, тем не менее, достигают своего максимума в указанный период. Например, зрительная аккомодация постепенно, хотя и равномерно, снижается уже в среднем детском возрасте. Острота зрения начинает очень медленно падать примерно с 20 лет, а затем существенно снижается после 40 лет (Meisami, 1994).

Снижение физических умений и способностей наиболее заметно в критических ситуациях и в других экстремальных случаях, требующих максимального сосредоточения сил (Troll, 1985). Например, когда женщине около 40 лет, беременность отражается значительно тяжелее на ее резервной физической выносливости в сравнении с тем, когда ей 20-30 лет. Кроме того, у старших женщин период возвращения к нормальному состоянию после рождения ребенка может быть более длительным. Подобным образом 25-летнему мужчине легче работать на нескольких работах, чтобы вывести семью из финансового кризиса, чем 40-летнему.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...