Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Процессы и развитие памяти




1. Виды памяти (по длительности хранения информации, по характеру психической активности, по произвольности).

2. Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение.

3. Забывание как вид сохранения информации, закономерности забывания (закон Эббингауза, факторы, влияющие на забывание информации)

4. Этапы развития памяти в онтогенезе. Характеристика памяти у детей раннего, дошкольного, младшего школьного возраста.

5. Возможности развития памяти. Компенсаторные возможности памяти. Способы улучшения запоминания. Мнемические приемы.

6. Самостоятельная письменная творческая работа: подбор игры и упражнений, направленных на развитие памяти у детей дошкольного и младшего школьного возраста (подобрать по 2-3 игры, направленные на развитие образной (зрительной, тактильной, слуховой) и словесно-логической памяти)

Основные понятия:

Кратковременная память, долговременная память, объем кратковременной памяти, запоминание, сохранение, воспроизведение, произвольное и непроизвольное запоминание, компенсация, развитие.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какова взаимосвязь между развитием и компенсацией?

2. Какое запоминание является наиболее эффективным в дошкольном возрасте? В младшем школьном?

3. В каком возрасте наиболее эффективным является развитие: а) двигательной, б) образной, в) словесно-логической памяти?

Литература:

1. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2005.

2. Ляудис В.Я. Память в процессе развития. – М.,2011.

3. Гиппенрейтер Ю.Б., Романов В.Я. Психология памяти: Хрестоматия. – М.: ЧеРО, 2002.

4. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. Избранные психологические труды. – М.,1996.

5. Изюмова С.А. Природа мнемических способностей и дифференциация обучения. – М.,1995.

6. Лапп Д. Улучшаем память – в любом возрасте. – М.,1993.

7. Лорейн Г. Как развить мощную память. – Екатеринбург,1995.

8. Куприянович Л.И. Резервы улучшения памяти: кибернетические аспекты. М.,1970.

9. Шадриков В.Д., Черемошкина Л.В. Мнемические способности: развитие и диагностика. – М.,1970.

10. Житникова Л.М. Учите детей запоминать: Пособие для воспитателя. – М.,1972.

11. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии. – М.,2000.

12. Развитие логической памяти у детей. – М.,1976.

13. Клацки Р. Память человека: структуры и процессы [Эл. ресурс] http://lib.uni-dubna.ru/search/files/ps_klatzky_pamiat/~ps_klatzky_pamiat.htm

14. Гиппенрейтер Ю.Б., Романов В.Я. Психология памяти: Хрестоматия. – М.: ЧеРО, 2002. [Эл. ресурс] http://qame.ru/book/memory/psihologiya_pamyati/Гиппенрейтер%20Ю.Б.,%20Романов%20В.Я.%20Психология%20памяти.%20М.%20ЧеРо,%202002.%20816%20с/

15. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. [Эл. ресурс] http://psychlib.ru/mgppu/ZNz-1961/ZNZ-001.HTM

16. Лорейн Г. Развитие памяти и способности концентрироваться. [Эл. ресурс] http://www.klex.ru/

17. Житникова Л.М. Учите детей запоминать: Пособие для воспитателя [Эл. ресурс]

http://www.pedlib.ru/Books/6/0408/6_0408-1.shtml

18. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии http://log-in.ru/books/praktikum-po-detskoiy-psikhologii-uruntaeva-g-a-afonkina-yu-a-vozrastnaya-psikhologiya/

 

Тема 6 (2 часа)

Мышление и его развитие

1. Операции мышления.

2. Классификации видов мышления по разным основаниям.

3. Этапы развития мышления у детей в концепциях разных исследователей (Ж. Пиаже, Д. Брунер, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, Л.Ф. Обухова)

4. Развитие понятий и умозаключений в детском возрасте. Концепция Л.С. Выготского о развитии понятий у ребенка.

5. Способы развития мышления у детей.

6. Письменная самостоятельная работа: подбор игр и упражнений, направленных на развитие операций мышления у детей (подобрать по 2-3 игры, направленных на развитие каждой мыслительной операции; 2-3 игры на развитие творческого и конвергентного мышления).

Основные понятия:

Мышление, наглядно-действенное мышление, наглядно-образное мышление, словесно-логическое мышление, анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, абстрагирование, конкретизация, эгоцентризм детского мышления, конкретные операции, формальные операции.

Вопросы для самоконтроля:

1. Покажите на примере той или иной мыслительной операции, как проходит развитие мыслительных операций на разных этапах становления детского мышления.

2. Какой возраст является наиболее сензитивным для развития а) наглядно-действенного, б) наглядно-образного, в) словесно-логического мышления?

3. Каковы психологические условия, способствующие развитию мышления у детей?

4. Какова роль общения со взрослым в развитии детского мышления?

Литература:

1. Брунер Дж. Психология познания. - М.: Прогресс, 1977.

2. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М.,1960.

3. Веккер Л.М. Психические процессы. Т.2. Л.:ЛГУ,1974.

4. Пиаже Ж. Психология интеллекта // Избранные психологические труды.- М., 1969.

5. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. – М.: Педагогика-пресс,1994.

6. Кольцова М.М. Обобщение как функция мозга.- Л., 1967.

7. Обухова Л.Ф. Этапы развития детского мышления. - М.,1972.

8. Усова А.В. Психолого-дидактические основы формирования у детей научных понятий. – Челябинск, 1986.

9. Акимова М.К., Козлова В.Т. Упражнения по развитию мыслительных навыков младших школьников. – Обнинск, 1993.

10. Зак А.З. Учимся мыслить, стараясь рассуждать. - М., 1996.

11. Зак А.З. Развитие мышления детей. - М.,1993.

12. Заика Е.В. Комплекс интеллектуальных игр для развития мышления учащихся // Вопросы психологии. – 1990. - № 6.

13. Воробьев А.Н. Тренинг интеллекта. - М.,1989.

Интернет-ресурсы:

1. Тихомирова О.К. Психология мышления [Эл. ресурс] http://psy.khspu.ru/wp-content/uploads/2012/02/Тихомиров-О.К.-Психология-мышления-фрагмент.pdf

2. Гипенрейтер Ю.Б. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления [Эл. ресурс] http://www.klex.ru/9zz

3. Брунер Дж. Психология познания: за пределами непосредственной информации [Эл. ресурс] http://qame.ru/book/common_psychology/psihologia_poznania_za_predelami_neposredstvennoj_iyformacii/psihologia_poznania_za_predelami_neposredstvennoj_iyformacii.doc

4. Вертгеймер М. Продуктивное мышление [Эл. ресурс] http://qame.ru/book/superlearning/produktivnoe_mishlenie/Вертгеймер%20М.%20-%20Продуктивное%20мышление.doc

5. Пиаже Ж. Психология интеллекта [Эл. ресурс] http://elib.gnpbu.ru/textpage/download/html/?bookhl=&book=piazhe_izbrannye-psihologicheskie-trudy_1969

 

Тема 7 (2 часа)

Воображение

1. Воображение как психический процесс.

2. Функции воображения.

3. Виды воображения.

4. Механизмы воображения.

5. Развитие воображения в детском возрасте.

6. Игры и упражнения, направленные на развитие воображения у детей.

Основные понятия:

Воображение, агглютинация, гиперболизация, схематизация, типизация, заострение, мечта.

Вопросы для самоконтроля:

1. В чем основное отличие воображения от мышления, от образов памяти?

2. Каково практическое значение в деятельности человека различных видов воображения?

3. Какие психологические условия способствуют развитию воображения у детей?

Литература:

1. Выготский Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте.- СПб, 1997.

2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 2004.

3. Скоробогатов В.А., Коновалова Л.И. Феномен воображения: Сравнительно-исторический анализ. – СПб., 1992.

4. Коршунова Л.С., Пружинин Б.И. Воображение и рациональность: Опыт методологического анализа познавательных функций воображения. – М., 1989.

5. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. – М., 1986.

6. Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека: Введение в психологию / Пер. с англ. Под ред Лурия. – М., 1974.

7. Натадзе Р.Г. Воображение как фактор поведения: Экспериментальное исследование. – Тбилиси, 1972.

8. Никифоров О.И. К вопросу о воображении // Вопросы психологии. – 1972. - № 2.

Интернет-ресурсы:

1. Выготский Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте [Эл. ресурс] http://www.psyoffice.ru/3-0-hrestomati-readerage007.htm

2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [Эл. ресурс] http://publ.lib.ru/ARCHIVES/R/RUBINSHTEYN_Sergey_Leonidovich/_Rubinshteyn_S.L..html

3. Дьяченко О.М. [Эл. ресурс] Об основных направлениях в развитии воображения дошкольника http://www.voppsy.ru/issues/1988/886/886052.htm

 

Тема 8 (2 часа)

Внимание

1. Дискуссия о сущности внимания (внимание как познавательный процесс, как свойство личности, как регулятивная функция, как деятельность самоконтроля).

2. Свойства внимания.

3. Развитие внимания в онтогенезе. Особенности внимания дошкольников, младших школьников.

4. Возможности и психологические условия развития внимания у детей.

5. Развитие внимания детей по методу П.Я. Гальперина и С.Л. Кабыльницкой.

Основные понятия:

Внимание, доминанта, концентрация, распределение, переключение, устойчивость внимания, произвольное, непроизвольное и послепроизвольное внимание.

Вопросы для самоконтроля:

1. Каковы внешние проявления внимания?

2. Охарактеризуйте особенности внимания детей разного возраста.

3. Какие свойства внимания в наибольшей степени влияют на эффективной учебной деятельности школьника?

4. Какие психологические условия способствуют развитию внимания у детей?

Литература:

1. Гатанова Н.В., Тупина Е.Г. Развиваю внимание. – СПб, 2000.

2. Осипова А.А., Малашенская Л.И. Диагностика и развитие внимания: программа для детей 5-9 лет.- М.,2001.

3. Кикоин Е.И. Младший школьник: возможности изучения и развития внимания.- М.,1993.

4. Андреев О.А., Хролов Л.Н. Тренировка внимания. – Минск, 1997.

5. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания.- М., 1995.

6. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. – М.,1974.

Интернет-ресурсы:

1. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. [Эл. ресурс] Экспериментальное формирование внимания http://www.twirpx.com/file/990108/

2. Гиппенрейтер Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания: Хрестоматия [Эл. ресурс] http://klex.ru/3pb

 

 

Тема 9 (2 часа)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...