Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Современное социально-гуманитарное образование школьников




ВСЕРОССИЙСКИЕ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ

ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

Методическое пособие

Авторы-составители:

М.Ю. Брандт, С.И. Козленко, А.В. Лукутин,

В.В. Тороп, Т.И. Тюляева

Под ред. С.И. Козленко

Москва


ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие………………………………………………………………….с. 3

Глава 1. Современное социально-гуманитарное образование школьников

и методологические подходы к проведению олимпиад учащихся по обществознанию…………………………………………………………………….. с. 6

1.1. Сущность современного школьного социально-гуманитарного образования……………………………………………………………………………. с. 6

1.2. Характеристика современного школьного историко-обществоведческого образования………………………………………………………………….. с. 8

1.3. Школьное обществоведческое образование………………………….. с. 9

1.4. Профильное обучение в средней школе в рамках социально-гуманитарного образования………………………………………………… с. 10

1.5. Региональный компонент школьного курса обществознания……….. с. 13

1.6. О включении вопросов по изучению государственной символики Российской Федерации, символов отдельных регионов России в содержание олимпиады по обществознанию…………………………………………….. с. 17

1.7. Олимпиады школьников по обществознанию в условиях становления современной парадигмы социально-гуманитарного образования………….. с. 18

1.8. Эссе как особый тип ученической работы по обществознанию, задания олимпиады школьников………………………………………………………с. 21

Глава 2. Содержание и методика проведения Всероссийского этапа олимпиады школьников по обществознанию……………………………………….. с. 44

2.1. Органы подготовки и управления Всероссийской олимпиадой………с. 44

2.2. Содержание и методика проведения туров Всероссийской олимпиады

………………………………………………………………… с. 45

Глава 3. Содержание и методика проведения школьного, муниципального и регионального этапов олимпиад школьников по обществознанию…………………………………………………………………………..с. 119

3.1. Школьный и муниципальный этапы олимпиады………………… с. 119

3.2. Региональный этап олимпиады школьников………………………с. 132

 

 

 

 


Всероссийские олимпиады школьников по обществознанию стали проводиться сравнительно недавно. Их прошло только две: в 2001 г. в г. Кирове и в 2005 г. в г. Набережные Челны. Отметим, что в 2002 г. в г. Пскове, в ходе Всероссийской олимпиады по истории, вне зачета по отношении к самой олимпиаде, членами жюри для пожелавших участвовать (ими оказались почти все конкурсанты) был проведен «День обществознания», содержавший конкурсы по различным номинациям, отразившим отдельные модули этого интегрированного курса. По итогам данного соревнования победителям были вручены награды.

Несмотря на такой небольшой опыт проведения Всероссийских олимпиад по обществознанию можно говорить о складывании некоторых традиций.

Это в значительной степени объясняется:

во-первых, опытом проведения региональных конкурсов и олимпиад по предмету, которые и создали базу для многих принципиальных подходов к проведению олимпиад Всероссийских;

во-вторых, органической связью олимпиад по истории и обществознанию, общей логикой их проведения по двум базовым предметам социально-гуманитарного образования школьников;

в-третьих, влиянием опыта олимпиад (в т.ч. Всероссийских) по праву, экономике, основам предпринимательской деятельности, отражающих, кроме прочего, содержание отдельных модулей интегрированного предмета обществознание.

Традицией Всероссийских олимпиад школьников по обществознанию стало формирование Жюри, в котором отражены четыре категории участников: учителя, научные сотрудники, преподаватели вузов, методисты. Часто один и тот же член жюри олицетворяет собой несколько из этих категорий.

Также одной из традиций олимпиады стали встречи ученых, авторов учебников – членов жюри с руководителями делегациями (учителями, методистами, работниками дополнительного образования, преподавателями вузов) команд из регионов России. Среди тех тем, которые рассматривались на таких встречах выделим следующие:

- содержание и методика проведения различных этапов олимпиад школьников;

- подготовка школьников к Всероссийским олимпиадам;

- современные школьные учебники по обществознанию: состояние, проблемы, перспективы;

- региональный компонент школьного курса обществознания

и др.

Одной из общих черт олимпиад по обществознанию стало все более активное участие в составе методической комиссии и жюри представителей вузовской науки, особенно университетов из мест проведения олимпиады и МГУ им. М.В. Ломоносова.

 

Олимпиады школьников с каждым годом становятся все более популярными, вовлекая в свою орбиту значительное число учащихся. Особенностью современного этапа олимпиадного движение является становление его новой функции – создание льготных условий для поступления в высшие учебные заведения тех учащихся, которые стали победителями высоких уровней (Всероссийского, регионального) этих состязаний.

Сегодня выстраивается логика проведения олимпиад по обществознанию. В связи с этим имеется возможность обобщения уже накопленного опыта, а потребность в его представлении для тех, кто организует олимпиады по данному предмету, участвует в нем в качестве конкурсанта, тем более назрела.

Данное методическое пособие адресовано организаторам проведения олимпиад по обществознанию, педагогам, которые готовят конкурсантов, студентам исторических факультетов педагогических вузов, для которых участие в олимпиадном движении в качестве специалиста-учителя еще впереди. Авторы полагают, что много полезной информации (прежде всего, образцы заданий, их комплекты) из книги почерпнут главные участники олимпиады – учащиеся школ.

Первая глава книги содержит методологические и научно-методические подходы к организации олимпиад по обществознанию, как составляющей предмета в общей системе работы общеобразовательной школы. В связи с тем, что в современных условиях происходит становление новой парадигмы обществоведческого образования, авторы сочли необходимым представить различные стороны своего видения названной проблемы.

Вторая глава предлагает общие подходы к проведению Всероссийского этапа олимпиады и содержит развернутую конкретную информацию об ее организации, содержанию и методике проведения. Рассмотрение завершающего этапа олимпиады перед обращением к школьному, муниципальному и региональному этапам вызвано тем, что в становлении современного подхода к этим состязаниям по социально-гуманитарным дисциплинам, именно Всероссийская (заключительная) часть является тем камертоном, на основании которого «звучат» предшествующие ей этапы.

Третья глава раскрывает содержание и методику проведения школьного, муниципального и регионального этапов олимпиады.

Авторами составителями данной книги стали непосредственные организаторы и создатели нормативных документов и комплектов заданий различных этапов олимпиады.

В составе авторского коллектива:

Брандт Максим Юрьевич – заместитель председателя предметных комиссий и жюри Всероссийских олимпиад школьников по истории и обществознанию, главный редактор издательства «Дрофа» и детского журнала «История и обществознание для школьников», кандидат исторических наук.

Козленко Сергей Иванович – председатель предметных комиссий и жюри Всероссийских олимпиад школьников по истории и обществознанию, заведующий кафедрой социально-гуманитарных дисциплин Московского института открытого образования, профессор, директор Центра исторического образования школьников, Заслуженный учитель РФ.

Лукутин Андрей Владимирович – член методических комиссий Всероссийских олимпиад школьников по истории и обществознанию, лауреат конкурса «Учитель года России-2004», методист по истории окружного методического центра Южного административного округа г. Москвы.

Тороп Валерия Валерьевна - член методических комиссий Всероссийских олимпиад школьников по истории и обществознанию, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин Московского института открытого образования, кандидат исторических наук.

Тюляева Тамара Ивановна – член методических комиссий Всероссийских олимпиад школьников по истории и обществознанию, доцент кафедры истории, социально-гуманитарных дисциплин и права Федеральной академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки РФ, кандидат исторических наук, Заслуженный учитель РФ.

 

 

Глава 1

Современное социально-гуманитарное образование школьников

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...