Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Фиксация атмосферного азота.




В природных условиях связывание молекулярного азота воздуха и пополнение запасов азота в почве происходит двумя путями:

Небольшое количество связанного азота (до 3-5 кг/га ежегодно) образуется в самой атмосфере под действием грозовых разрядов и с осадками в форме аммиака и отчасти нитратов поступает в почву.

Большее значение имеет связывание (фиксация) азота воздуха азотофиксирующими организмами, свободно живущими в почве, и, особенно, клубеньковыми бактериями, живущими в симбиозе с бобовыми растениями (биологический синтез азота).

Свободноживущие азотофиксирующие микроорганизмы способны при благоприятных условиях ассимилировать в год до 3-5 кг связанного азота на 1 га.

Значительные количества азота из воздуха поглощают клубеньковые бактерии, которые живут в симбиозе с бобовыми растениями. При благоприятных условиях жизнедеятельности клубеньковых бактерий бобовые за вегетационный период накапливают 150-200 кг и больше азота на 1 га. Количество его зависит от вида бобового растения, реакции почвы и величины урожая. Активность клубеньковых бактерий во многом зависит от содержания в почве элементов пищи. Высокая обеспеченность почвы органическими веществами и подвижным фосфором и калием, а также микроэлементами (бор, молибден) усиливает образование клубеньков и повышает активность бактерий. Большое количество минеральных форм азота в почве, наоборот, снижает фиксацию молекулярного азота бобовыми растениями.

 

Задание 1. Изучите основные этапы круговорота азота в почве и роль микроорганизмов в этих процессах.

 

Микробиологические процессы Характер превращения азотсодержащих соединений Микроорганизмы, участвующие в процессах Условия среды
         

Задание 2. Определите содержание нитратов в почве ионометрическим методом и дайте оценку интенсивности процесса нитрификации.

 

Работа 9. Использование достижений биотехнологии в растениеводстве и животноводстве

 

Цель занятия. Изучить основы биотехнологии применительно к решению практических задач современного сельскохозяйственного производства.

Литература.

1. Н. Е. Павловская. Общая биотехнология, с. 8-14, 135-159.

2. Периодические издания.

 

Рост народонаселения мира обостряет проблему обеспечения людей пищей. Как показывают расчеты, чтобы обеспечить хотя бы минимальное пищевые потребности населения, в ближайшие 20-25 лет необходимо резко увеличить производство пищевого белка, доведя его количество хотя бы до 40-50 млн. тонн в год к началу XXI века.

Поскольку традиционных мер недостаточно для повышения количества и качества пищи, её производство стало важнейшим направлением генетической инженерии. Задачей этого направления является повышение на принципиально новой основе урожайности сельскохозяйственных растений и в первую очередь злаковых культур как источник хлеба, а также повышение продуктивности сельскохозяйственных животных как источника мяса и мясопродуктов.

Генная инженерия распространила свои претензии на создание условий для управления такими процессами, как фиксация азота атмосферы, фотосинтез, цветение растений, водные режимы, минеральное питание, транспорт веществ и др.

Важной задачей генной инженерии является повышение путей обеспечения растений генами, контролирующими:

- фиксацию азота атмосферы (перечень генов фиксации азота от клубеньковых бактерий, являющихся симбионтами бобовых и способных фиксировать азот атмосферы, к почвенным организмам, обитающим в ризосфере злаковых);

- сроки цветения;

- устойчивость к заморозкам, засухе и другим неблагоприятным факторам.

Ведутся поиски новых способов повышения продуктивности животноводства на основе методов генетической инженерии:

-«конструирование» животных с заданными свойствами путем пересадки генов;

- клонирование животных путем клонирования клеток после разделении эмбрионов и трансплантацией эмбрионов.

Это позволит ускорить развитее животных с высокими хозяйственными качествами, а в ряде случаев позволит сохранить ценный генофонд, т.к. эмбрионы можно консервировать, замораживать и хранить долгий срок.

 

Вопросы к семинару.

1. Что изучает генетика? Основные понятия: ген, аллели, фенотип, генотип, доминантные и рецессивные признаки, скрещивание (гибридизация).

2. Что изучает биотехнология? Современная и традиционная (классическая) биотехнология.

3. Методы современной биотехнологии. Их характеристика.

4. Производство кормового «одноклеточного» белка, кормовых антибиотиков, гиббереллинов и энтомопатогенных препаратов. Перспективы использования (Доклад по теме и его обсуждение).

5. Основные задачи генной инженерии в области растениеводства (Доклад по теме и его обсуждение).

6. Основные задачи генной инженерии в области животноводства (Доклад по теме и его обсуждение).

7. Проблема кормового белка и способы её решение (Доклад по теме и его обсуждение).

8. Использование в качестве источников кормового белка различных видов дрожжей (Доклад по теме и его обсуждение).

9. Включение в рацион питания животных белковых концентратов из бактерий (Доклад по теме и его обсуждение).

10. Трансгенные растения как фактор повышения урожайности сельскохозяйственных культур. Перспективы и опасения. (Доклад по теме и его обсуждение).

11. Повышение продуктивности животноводства на основе методов генной инженерии. (Доклад по теме и его обсуждение).

12. Биоконсервация навоза и навозных стоков для получения тепловой и других видов энергии. (Доклад по теме и его обсуждение).

13. Использование растительного сырья для получения моторного топлива. Энергетический спирт и перспективы его использования. (Доклад по теме и его обсуждение).

 

Работа 10. Основы анатомии и физиологии человека. Загрязнение окружающей среды и здоровье человека.

 

Цель занятия. Изучить влияние антропогенного воздействия на среду обитания и здоровье человека, факторы риска.

Литература.

1. С.И.Колесников. Основы экологии для инженеров, с. 354-409.

2. Периодические издания.

 

Вопросы для самоконтроля.

1. Ткани, органы и системы органов человека.

2.Система органов пищеварения. Строение и функции.

3. Система органов кровообращения. Строение и функции.

4. Система органов дыхания. Строение и функции.

5. Система органов выделения. Строение и функции

6. Эндокринная система. Строение и функции.

7. Нервная система человека. Строение и функции.

8. Система анализаторов. Строение и функции.

9. Биосоциальная природа человека.

10. Антропогенное воздействие на среду обитания и здоровье человека.

11. Влияние социально-экологических факторов на здоровье человека.

12. Основные пути оздоровления окружающей среды и сохранение здоровья человека.

Все процессы в биосфере взаимосвязаны. Человечество – лишь незначительная часть биосферы, а человек является лишь одним из видов органической жизни – Homo sapiens (человек разумный).

Движущими силами становления человека как вида являются биологические и социальные факторы.

Биологические факторы – это наследственность, изменчивость, борьба за существование и естественный отбор.

Социальные факторы – трудовая деятельность, общественный образ жизни, речь и мышление.

Биосоциальная природа человека вызывает необходимость не только его биологической, но и социальной адаптации, т.е. приведение межиндивидуального и группового поведения в соответствии с господствующими в данном обществе нормами и ценностями путем усвоения знаний об этом обществе. Биологическая адаптация человека стремится сохранить не только его биологические, но и социальные функции при возрастающем значении социального фактора.

Здоровье – одно из основных прав человека. Не менее важным правом является право человека на информацию о тех факторах, которые определяют здоровье человека или являются факторами риска, т.е. их воздействие может привести к развитию болезни.

Фактор риска – общее название факторов, не являющихся непосредственной причиной определенной болезни, но увеличивающих вероятность ее возникновения. К ним относятся условия и особенности образа жизни, а также врожденные или приобретенные свойства организма. Они повышают вероятность возникновения у индивидуума болезни и (или) способны неблагоприятно влиять на течение и прогноз имеющегося заболевания. Обычно выделяют биологические, экологические и социальные факторы риска.

К биологическим факторам риска относятся генетические и приобретенные в онтогенезе особенности организма человека. Существуют наследственная предрасположенность к заболеванию гипертонической болезнью, язвенной болезнью, сахарным диабетом, и другими болезнями. Для возникновения и течения многих болезней, в том числе сахарного диабета, ишемической болезни сердца, серьезным фактором риска является ожирение.

Экологические факторы риска. Изменение физических и химических свойств атмосферы влияют, например, на развитие бронхолегочных заболеваний. Резкие суточные колебания температуры, атмосферного давления, напряженности магнитных полей ухудшают течение сердечно – сосудистых заболеваний. Ионизирующее излучение является одним из онкогенных факторов. Особенности ионного состава почвы и воды, а, следовательно, и продуктов питания растительного и животного происхождения, приводят к развитию заболеваний, связанных с избытком или недостатком в организме атомов того или иного элемента. (Недостаток пода может способствовать развитию эндемического зоба).

Социальные факторы риска: неблагоприятные жилищные условия, многообразные стрессовые ситуации, такие особенности образа жизни человека, как гиподинамия, вредные привычки, например курение, употребление алкоголя.

Наиболее неблагоприятно оценивается совокупное воздействие на организм нескольких факторов риска.

 

Задание. Сгруппируйте факторы риска по их влиянию на здоровье человека.

Группы факторов риска Факторы риска Влияние группы факторов риска на здоровье человека, %
Биологические      
Экологические      
Социальные      

 

 

Тесты

1. Назовите основные функции почвенных микроорганизмов: а) участвуют в процессах разложения органических веществ в почве;

б) осуществляют ассимиляцию атмосферного азота; в) улучшают воздушное питание растений; г) выделяют вещества, необходимые для синтеза ферментов и белков.

2. Как называют бактерии, усваивающие углерод готовых органических соединений?

а) автотрофные; б) аэробные; в) гетеротрофные; г) анаэробные.

3. Какие микроорганизмы способны к фотосинтезу? а) пурпурные серобактерии; б) грибы; в) зелёные бактерии; г) нитрифицирующие бактерии.

4. Какие микроорганизмы предпочитают кислую реакцию среды?

а) бактерии; б) актиномицеты; в) грибы; г) водоросли.

5. Симбиоз каких организмов приводит к развитию микоризы? а) гриба и водоросли; б) гриба и древесных растений; в) клубеньковых бактерий и бобовых растений;

г) гриба и кустарников.

6. Какие почвенные микроорганизмы участвуют в процессах выветривания горных пород и первичном почвообразовании? а) нитрифицирующие бактерии; б) лишайники; в) водоросли; г) денитрифицирующие бактерии.

7. Между какими почвенными микроорганизмами возможен симбиоз:

а) между аммонифицирующими и нитрифицирующими бактериями; б) между аэробными и анаэробными микроорганизмами; в) между грибами и водорослями; г) между актиномицетами и гнилостными бактериями.

8. Как называются взаимоотношения между микроорганизмами, при которых они сосуществуют рядом благодаря различному отношению к окружающей среде? а) симбиоз; б) метабиоз; в) антагонизм; г) паразитизм.

9. Какие процессы лежат в основе образования почвенного гумуса?

а) минерализация продуктов разложения поступающих в почву органических остатков; б) микробный синтез; в) реакции окисления, поликонденсации и полимеризации происходящие вне клеток микроорганизмов и при участии выделяемых ими ферментов; г) нитрификация.

10. Как называются процессы минерализации органических соединений почвы с образованием аммиака? а) нитрификация; б) аммонификация; в) азотфиксация; г) денитрификация.

11. В результате каких процессов может уменьшиться содержание нитратного азота в почве? а) азотфиксации; б) денитрификации; в) иммобилизации; г) вымывание из корнеобитаемого слоя осадками.

12. Назовите основные газообразные продукты процесса денитрификации:

а) HNO2; б) N2; в) N2O; г) NO.

13. Какие процессы приводят к ухудшению азотного питания растений?

а) аммонификация; б) азотфиксация; в) иммобилизация; г) денитрификация.

14. Какими агротехническими мероприятиями можно снизить интенсивность процесса денитрификации? а) внесение органических удобрений; б) рыхлящими приёмами обработки почвы; в) внесением минеральных удобрений; г) известкованием.

15. Какие факторы усиливают фиксацию атмосферного азота клубеньковыми бактериями? а) внесение большого количества азотных удобрений; б) нитрогенизация семян; в) обработка семян микроэлементами – бором и молибденом; г) известкование кислых почв.

16. Какие функции выполняет корень растения? а) обладает двигательной активностью; б) запасает питательные вещества; в) служит для закрепления в почве; г) поглощает воду из почвы.

17. Как называется корень, который развивается из зародышевого корня?

а) стержневой; б) боковой; в) главный; г) придаточный.

  1. Придаточные корни – это корни, которые отрастают от: а) главного корня; б) листьев; в) боковых корней; г) стебля.
  2. Назовите метаморфозы корней: а) корнеплод; б) корневище; в) клубни картофеля; г) клубни георгин.
  3. Какие метаморфозы корней характерны для лиан? а) воздушные корни; б) ложные корни; в) цепляющиеся корни; г) дыхательные корни.
  4. Какую функцию выполняют воздушные корни? а) функцию питания; б) дыхательную функцию; в) поглощают атмосферную влагу; г) запасающую функцию.
  5. Что включает в себя побег? а) корневая шейка; б) листья; в) стебель; г) цветки.
  6. Какие точки называют придаточными или адвентивными? а) на концах побега; б) на пнях; в) в пазухе листа; г) на корнях.
  7. Назовите метаморфозы побега: а) клубни картофеля; б) луковицы; в) клубни георгин; г) усики гороха.
  8. Назовите основные функции листа: а) осуществляет фотосинтез; б) регулирует газообмен; в) запасает воду; г) осуществляет транспирацию.
  9. Укажите метаморфозы листа: а) усики винограда; б) колючки кактуса; в) чешуйки луковицы; г) усики гороха.
  10. Назовите процентное содержание воды в клетках вегетирующих растений:

а) 40-55%; б) 30-40%; в) 60-65%; г) 70-95%.

  1. Какие функции выполняет вода в растении? а) является терморегулирующим фактором; б) главный компонент в транспортной системе; в) важнейший растворитель; г) объединяет все части растения в единое целое.
  2. Когда количество связанной воды в растении возрастает? а) в период цветения; б) при наступлении засухи; в) при созревании; г) при подготовке к перезимовки.
  3. Какая формулировка соответствует определению осмоса? а) движение молекул или ионов из области с высокой концентрацией в область с более низкой концентрацией; б) переход молекул растворителя из области с более высокой их концентрацией в область с более низкой концентрацией через полупроницаемую мембрану; в) смешивание жидкостей или газов при непосредственном их соприкосновении; г) переход молекул или ионов растворённых веществ через избирательно проникающую мембрану.
  4. Что будет происходить с растительной клеткой, если её поместить в гипертонический раствор? а) станет вялой; б) вода будет поступать в клетку путём осмоса; в) вода будет выходить из клетки; г) клетка станет плазмолизированной.
  5. Куда следует поместить плазмолизированную клетку, чтобы она стала тургесцентной? а) в гипертонический раствор; б) в чистою воду; в) в гипотонический раствор; г) в раствор с одинаковым с клеткой водным потенциалом.
  6. От чего зависит сосущая сила клетки? а) от осмотического давления; б) от разности концентрации растворов внутри и снаружи клетки; в) от тургорного давления; г) от свойств цитоплазмы.
  7. Какой показатель характеризует количество граммов воды, израсходованной растением в процессе транспирации при образовании 1 грамма сухого вещества?

а) продуктивность транспирации; б) интенсивность транспирации; в) коэффициент транспирации; г) относительная транспирация.

  1. Какая часть, поглощенной растением воды, расходуется на построение органического вещества? а) 2%; б) 98,0%; в) 0,2%; г) 99,8%.
  2. Какие процессы происходят в световую фазу фотосинтеза? а) образование АТФ; б) поглощение CO2; в) фотолиз воды; г) синтез углеводов.
  3. От чего зависит интенсивность фотосинтеза? а) от освещения; б) от содержания в воздухе углекислого газа; в) от влажности почвы; г) от обеспеченности почвы элементами питания.
  4. С какими физиологическими процессами связана интенсивность поглощения растениями элементов питания? а) дыхание; б) фотосинтез; в) транспирация; г) обмен веществ.
  5. Какие этапы корневого питания растений не требуют затраты энергии?

а) диффузия; б) адсорбция; в) транспорт адсорбированных ионов внутрь клетки через мембрану; г) транспорт из клетки ионов, находящихся в ней в функционально избыточном количестве.

  1. Чем объясните непрерывность транспорта питательных веществ внутрь клеток корня? а) поступавшие в цитоплазму ионы вовлекаются в биосинтетические процессы; б) транспортом питательных веществ из клетки в клетку по плазмодесмам; в) диффузией ионов почвенного раствора; г) поступлением ионов в межклеточное пространство.
  2. Какие удобрения являются физиологически кислыми? а) NH4CL – хлористый аммоний; б) KCL – хлористый калий; в) NaNO3 – натриевая селитра; г) Ca(NO3)2 – кальциевая селитра.
  3. При применении каких удобрений наблюдается подщелачивание почвенного раствора? а) K2SO4 – сульфата калия; б) (NH4)2SO4 – сульфата аммония; в) NaNO3 – натриевой селитры; г) Ca(NO3)2 – кальциевой селитры.
  4. Назовите отличительные признаки растительной клетки: а) тонкая клеточная стенка; б) пластиды; в) центральная вакуоль; г) запасной углевод-крахмал.
  5. Назовите одномембранные органоиды клетки: а) вакуоли; б) митохондрии; в) пластиды; г) лизосомы.
  6. Какие органоиды клетки имеют двумембранное строение? а) митохондрии; б) аппарат Гольджи; в) рибосомы; г) пластиды.

46. Какие функции выполняет аппарат Гольджи? а) синтез АТФ; б) накопление и транспорт питательных веществ; в) обеспечение тургорного давления; г) осуществление синтеза белка.

  1. Какие органоиды клетки осуществляют синтез АТФ? а) рибосомы; б) лизосомы; в) митохондрии; г) пластиды.
  2. На каких органоидах происходит синтез белка? а) митохондрии; б) рибосомы; в) вакуоль; г) аппарат Гольджи.
  3. Назовите возможные признаки азотного голодания растений: а) краевой «ожог» листьев; б) хлороз листьев; в) красно-фиолетовая окраска листьев зерновых культур; г) недоразвитость семян у бобовых культур.
  4. Недостаток какого элемента питания может привести к «железистой» и «ржавой пятнистости» клубней картофеля? а) азота; б) фосфора; в) калия; г) бора.
  5. Недостаток какого элемента питания приводит к «гнили сердечка» у свеклы, т.е. к отмиранию самых молодых листьев и точки роста? а) азота; б) фосфора; в) бора; г) калия.
  6. Какие факторы способствуют развитию у зерновых культур «череззерницы»?

а) низкие положительные температуры; б) низкая влажность почв в сочетании с высокой температурой воздуха и суховей; в) сухая и жаркая погода в период формирования пыльцы; г) недостаточное фосфорное питание.

  1. Какие типы болезней могут развиваться в результате воздействия на растения неблагоприятных климатических факторов и низкой обеспеченности почвы элементами питания? а) увядание; б) налёт; в) пятнистость; г) гнили.
  2. Какие факторы могут привести к развитию пустул на растении?

а) бактерии; б) грибы; в) вирусы; г) цветковые паразиты.

  1. Под воздействием каких патогенов возможно развитие гнили у цветковых растений? а) бактерии; б) вирусы; в) грибы; г) цветковые паразиты.
  2. Назовите возможную причину развития налёта на листьях, плодах и побегах растений: а) грибы; б) бактерии; в) неблагоприятные погодные условия; г) вирусы.
  3. Воздействие какого патогена приводит к появлению таких симптомов заболеваний растений как пылящие массы, мумификация, налёт, пустулы? а) бактерии; б) грибы; в) вирусы; г) цветковые паразиты.
  4. Перечислите основные условия развития инфекционного процесса: а) наличие восприимчивого к заболеванию растения; б) непосредственный контакт растения-хозяина с патогеном; в) условия, способствующие развитию патогена; г) недостаточная обеспеченность почвы элементами питания.
  5. Приведите примеры пассивного иммунитета у растений: а) образование защитных некрозов; б) наличие воскового налёта; в) наличие эфирных масел, фитонцидов; г) наличие толстой кутикулы.
  6. Назовите факторы химической иммунизации растений: а) антибиотики; б) удобрения; в) микроэлементы; г) ослабленные культуры фитопатогенных организмов.
  7. Назовите грибные заболевания зерновых культур: а) мучнистая роса; б) спорынья; в) твёрдая головня; г) стеблевая ржавчина.
  8. Когда происходит заражение злаков твердой головней? а) при обмолоте; б) при прорастании семян; в) в период цветения; г) в хранилище.
  9. При каких заболеваниях злаков заражение происходит в период цветения культуры? а) пыльная головня; б) стеблевая ржавчина; в) спорынья; г) мучнистая роса.
  10. Развитие каких заболеваний злаков происходит со сменой растений - хозяев? а) фузариозная снежная плесень; б) бурая ржавчина; в) мучнистая роса; г) стеблевая ржавчина.
  11. Возбудители каких заболеваний поражают вегетативные органы растений? а) головнёвые заболевания; б) ржавчинные заболевания; в) спорынья; г) стеблевая ржавчина.
  12. Симптомом каких заболеваний является наличие налёта на листьях и стеблях злаков? а) мучнистая роса; б) снежная плесень; в) бурая ржавчина; г) стеблевая ржавчина.
  13. Патогеном какого заболевания являются актиномицеты? а) снежная плесень злаков; б) фитофтороз картофеля; в) обыкновенная парша картофеля; г) ризоктониоз.
  14. Когда происходит заражение клубней картофеля фитофторозом? а) при уборке урожая; б) в период цветения; в) в хранилище; г) в начале клубнеобразования.
  15. Патогеном какого заболевания является полупаразит, способный развиваться и на органических остатках в почве? а) фитофтороз картофеля; б) стеблевая ржавчина злаков; в) обыкновенная парша картофеля; г) ризоктониоз картофеля.
  16. Какие факторы способствуют развитию обыкновенной парши картофеля? а) тяжёлые заплывающие почвы; б) свежий навоз; в) лёгкие песчаные почвы; г) жаркое лето.
  17. Развитию какого заболевания способствуют затяжная холодная весна, тяжёлые заплывающие глинистые почвы и внесение хорошо разложившегося навоза? а) обыкновенная парша картофеля; б) твёрдая головня злаков; в) розоктониоз картофеля; г) фитофтороз картофеля.
  18. Какие факторы способствуют развитию фитофтороза картофеля? а) жаркое лето; б) обильные осадки в период цветения; в) затяжная холодная весна; г) известкование почвы.
  19. Назовите агротехнические мероприятия по защите сельскохозяйственных культур от болезней? а) севооборот; б) протравливание семян; в) оптимальные сроки сева; г) своевременная качественная зяблевая обработка почвы.

74. На чём основан биологический метод защиты сельскохозяйственных культур от болезней? а) использование паразитов второго порядка; б) использование продуктов жизнедеятельности микробов-антагонистов (антибиотиков); в) использование фунгицидов; г) использование фитонцидов.

  1. Какие фазы в своём развитии проходят насекомые с неполным превращением? а) яйцо; б) личинка; в) куколка; г) имаго.
  2. В какую фазу своего развития насекомое поглощает много пищи и ведёт активный, подвижный образ жизни? а) куколка; б) имаго; в) личинка; г) яйцо.
  3. Чем отличаются гусеницеобразные личинки от червеобразных? а) размерами; б) степенью обособленности головной капсулы; в) формой тела; г) наличием ложных брюшных ног.
  4. Чем отличаются личинки насекомых с неполным превращением от имаго? а) размерами тела; б) отсутствием фасеточных глаз; в) типом ротового аппарата; г) недоразвитыми половыми органами.
  5. Какие процессы происходят у насекомых в фазу куколки? а) питание; б) гистолиз; в) рост; г) гистогенез.
  6. Распадом каких личиночных органов сопровождается гистолиз? а) мышцы пищеварительного канала; б) спинной кровеносный сосуд; в) линочные железы; г) центральная нервная система.
  7. Какие процессы характерны для имагинальной фазы развития насекомого? а) линька; б) питание; в) размножение; г) расселение.
  8. Для каких насекомых обязательно дополнительное питание? а) колорадский жук; б) крестоцветная блошка; в) клубеньковый долгоносик; г) злаковая тля.
  9. В какую фазу развития насекомого проявляется половой диморфизм? а) яйцо; б) личинка; в) куколка; г) имаго.
  10. Назовите насекомых с полным превращением: а) злаковая тля; б) хлебная жужелица; в) клубеньковый долгоносик; г) трипсы.
  11. Какие насекомые зимуют в фазе яйца? а) злаковая тля; б) гороховая зерновка; в) пьявица обыкновенная; г) шведская муха.
  12. У каких насекомых зимовка проходит в фазе личинки? а) хлебная жужелица; б) злаковая тля; в) трипсы; г) шведская муха.
  13. Какой тип повреждения листьев характерен для злаковой тли? а) грубое объедание; б) дырчатое выедание; в) изменение окраски; г) деформация.
  14. Какие насекомые повреждают генеративные органы растения? а) трипсы; б) пьявица обыкновенная; в) злаковая тля; г) гороховая зерновка.
  15. Для каких насекомых характерно дырчатое выедание листьев? а) шведская муха; б) клубеньковый долгоносик; в) пьявица обыкновенная; г) хлебная жужелица.
  16. Личинки какого насекомого имеют камподеобразную форму и характеризуются большой подвижностью? а) гороховая зерновка; б) хлебная жужелица; в) трипсы; г) пьявица обыкновенная.
  17. Зимовка каких насекомых проходит в фазе имаго? а) гороховая зерновка; б) колорадский жук; в) клубеньковый долгоносик; г) крестоцветная блошка.
  18. Какие агротехнические мероприятия снижают вредоносность шведской мухи? а) ранняя зяблевая обработка почвы; б) оптимальные сроки сева; в) внесение удобрений; г) известкование почвы.
  19. Для борьбы с какими насекомыми рекомендуется фумигация складских помещений? а) злаковая тля; б) гороховая зерновка; в) хлебная жужелица; г) шведская муха.
  20. Как называют химические вещества, применяемые для борьбы с вредными организмами? а) фунгициды; б) гербициды; в) пестициды; г) инсектициды.
  21. Как называют химические вещества для борьбы с грибными заболеваниями растений? а) фунгициды; б) акарициды; в) пестициды; г) инсектициды.
  22. Какие пестициды применяют для предуборочного подсушивания культурных растений на корню? а) ретарданты; б) дефолианты; в) десиканты; г) арборициды.
  23. В каких случаях возможно уничтожение всей нежелательной сорной растительности? а) при применении гербицидов сплошного действия; б) при применении оптимальных норм гербицидов избирательного действия; в) при применении завышенных норм гербицидов избирательного действия; г) при применении гербицидов контактного действия.
  24. От чего зависит избирательность действия гербицидов? а) химический состав препарата; б) форма препарата; в) условия внешней среды; г) норма препарата.
  25. В чём состоит биохимическая избирательность действий гербицидов? а) подавляется процесс фотосинтеза; б) усиливаются процессы обмена веществ; в) подавляется процесс дыхание растений; г) улучшается корневое питание растений.
  26. В какую фазу развития кукурузы следует применять гербициды 2,4 – Д и 2М – 4Х? а) 1-2 листа; б) 3-5 листьев; в) 6-7 листьев; г) после фазы 6-7 листьев.
  27. При какой температуре большинство гербицидов обладает наибольшей токсичностью? а) 8-10 ºС; б) 25-30 ºС; в) 18-24 ºС; г) 15-18 ºС.
  28. Что изучает общая экология? а) поведенческие реакции организмов в разных экологических условиях; б) круговорот вещества и энергии с участием живых организмов; в) закономерность существования живых организмов во времени и пространстве; г) способы приобретения человеком навыков здорового образа жизни.
  29. Какие элементы присущи человеку как биосоциальному существу? а) изменчивость; б) естественный отбор; в) трудовая деятельность; г) общественный образ жизни.
  30. В чём может проявляться негативное влияние социально-экологических факторов на здоровье человека? а) нарушение биоритмов; б) аллергизация населения; в) наследственная предрасположенность к тому или иному заболеванию; г) развитие сердечнососудистых заболеваний.
  31. Назовите основные направления инженерной защиты окружающей среды от загрязнения: а) внедрение ресурсосберегающих малоотходных технологий; б) наращивание объёмов производства при сокращении энергозатрат на единицу продукции; в) использование биотехнологии для деградации отходов; г) рециркуляция материальных ресурсов.
  32. Какое влияние оказывают факторы риска на здоровье человека? а) являются непосредственной причиной заболевания; б) повышают вероятность заболевания; в) ухудшают течение и прогноз имеющегося заболевания; г) способствуют адаптации организма.
  33. Метод какой из перечисленных наук используется при выращивании клеток вне организма на специальных питательных средах, где они растут и размножаются, образуя культуру тканей? а) генная инженерия; б) биохимия; в) клеточная инженерия; г) микробиологический синтез.
  34. Какими вопросами занимается генная инженерия? а) искусственной перестройкой генома растений и животных; б) выращиванием клетки вне организма на специальных питательных средах; в) поиском пути обеспечения растений и животных генами, контролирующими их хозяйственно-полезные свойства, т.е. «конструированием» растений и животных; г) поисками новых антибиотиков; производством вакцин нового поколения, физиологически активных белков, используемых в качестве лекарств; вопросами радикального лечения наследственных болезней.
  35. Почему микроорганизмы используют в качестве источника кормового белка? а) они характеризуются высокой интенсивностью синтеза белка; б) микробные клетки синтезируют белки из отходов сельского хозяйства и промышленности; в) белки микробных клеток имеют повышенное содержание незаменимых аминокислот; г) содержание белков в микроорганизмах достигает 90% сухой массы.
  36. Какие микроорганизмы можно использовать в качестве источников кормового белка? а) одноклеточные водоросли; б) микроскопические грибы; в) дрожжи; г) бактерии.
  37. Что является исходным сырьём для получения кормовых дрожжей? а) н – парафины нефти; б) молочная сыворотка; в) отходы целлюлозной и деревообрабатывающей промышленности; г) солома.
  38. Где находят применение белки дрожжей? а) в кормопроизводстве; б) при получении искусственного мяса; в) при производстве энергетического спирта; г) при производстве сосисок, мясных и кондитерских начинок.
  39. Какие преимущества имеют белковые концентраты из бактерий по сравнению с кормовыми дрожжами? а) более высокое содержание белка; б) более высокое содержание незаменимых аминокислот; в) лучшая поедаемость; г) быстрее наращивают биомассу.
  40. Назовите причины глобального интереса к разработке и использованию технологии биоконсервации органических отходов? а) поиск новых видов органических удобрений; б) обострение экологических проблем; в) истощение запасов невозобновляемых энергоресурсов; г) рост цен на газ и нефтепродукты.
  41. Что может быть использовано в качестве сырья для биогаза? а) навоз; б) мусор; в) отходы химической промышленности; г) коммунальные отходы.
  42. Какие процессы происходят при анаэробном сбраживании навоза? а) дезодорация и дегельминтизация навоза; б) получение биогаза; в) потеря элементов питания из навоза; г) перевод питательных веществ навоза в легко усвояемую растениями минеральную форму.
  43. Назовите возможные способы использования биогаза в народном хозяйстве: а) в горелках отопительных установок; б) для производства электроэнергии; в) в автотракторных двигателях; г) получение энергетического спирта (биоспирта).

 

 

Рекомендуемая литература:

 

Основная литература.

1. Андреева., И. И. Ботаника: учебник / И. И. Андреева, Л. С. Родман. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: КолосС, 2010. - 584 с.

2. Березина, Н. А. Экология растений: учеб. пособие / Н. А. Березина, Н. Б. Афанасьева. - М.: Академия, 2009. - 400 с.

3. Биотехнология: учеб. пособие / И. В. Тихонов [и др.]. - Орел: Изд-во Орел ГАУ, 2010. - 104 с.

4. Вахненко, Д. В. Биология с основами экологии: учебник / Д. В. Вахненко, Т. С. Гарнизоненко, С. И. Колесников; под общ. ред. В. Н. Думбая. - Ростов н/Д: Феникс, 2003. - 512 с.

5. Гриценко, В. В. Вредители и болезни сельскохозяйственных культур: учеб. пособие / В. В. Гриценко, Ю. М. Стройков, Н. Н. Третьяков; под ред. Ю. М. Стройкова. - М.: Академия, 2008. - 224 с.

6. Защита растений от болезней: учебник / В. А. Шкаликов [и др.]; под ред. В. А. Шкаликов. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: КолосС, 2010. - 404 с.

7. Зинченко, В. А. Химическая защита растений: средства, технология и экологическая безопасность: учеб. пособие / В. А. Зинченко. - М.: КолосС, 2007. - 232 с.

8. Новикова, Н. Е. Физиология растений [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Н. Е. Новикова. - Электрон. дан. - Орел: Изд-во Орел ГАУ, 2010. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM)

9. Общая биотехнология: учебник / Н. Е. Павловская [и др.]. - Орел: Изд-во Орел ГАУ, 2007. - 332 с.

10. Попкова, К. В. Общая фитопатология: учебник / К. В. Попкова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Дрофа, 2005. - 445 с.

11. Попкова, Т. В. Физиология человека [Электронный ресурс]: учебн. пособие / Т. В. Попкова, И. С. Клейменов, Н. В. Клейменова. - Орел: Изд-во Орел ГАУ, 2009. - 2,39 мб.

12. Шевченко, В. А. Биология растений с основами экологии: учеб. пособие / В. А. Шевченко, А. М. Соловьев. - М.: Т-во научных изданий КМК, 2006. - 342 с.

13. Якушкина, Н. И. Физиология растений: учебник / Н. И. Якушкина, Е. Ю. Бахтенко. - М.: Владос, 2005. - 463 с.

 

Дополнительная литература

1. Атлас основных видов сорных растений России: учеб. пособие / В. Н. Шептухов [и др.]. - М.: КолосС, 2009. - 192 с.

2. Бей-Биенко, Г. Я. Общая энтомология: учебник / Г. Я. Бей-Биенко. - стер. изд. - СПб.: Проспект Науки, 2008. - 486 с.

3. Биологическая защита растений: учебник / М. В. Штерншс [и др.]; под ред. М. В. Штерншис. - М.: КолосС, 2004. - 264с.

4. Емцев, В. Т. Микробиология: учебник / В. Т. Емцев, Е. Н. Мишустин. - 6-е изд., испр. - М.: Дрофа, 2006. - 444 с.

5. Колесников, С.И. Основы экологии для инженеров/ С.И.Колесников - Ростов н/Д: «Феникс», 2003.-352 с..

6. Лисица, Л. А. Ботаника с основами микробиологии: учеб. пособие / Л. А. Лисица, Л. А. Кротова, Н. И. Кузнец. - Омск: Изд-во ОмГАУ, 2005. - 300с.

7. Лысенко, Н. Н. Болезни, вредители, сорные растения и защита от них посевов зерновых культур / Н. Н. Лысенко; Орловский государственный аграрный университет. -: Изд-во Орел ГАУ, 2004. - 49 с.

8. Нарыжнева, Е. В. Физиология человека и животных в вопросах и ответах: учеб. пособие / Е. В. Нарыжнева, Ш. М. Биктеев. - Оренбург: Изд. центр ОГАУ, 2005. - 124 с.

9. Никольский, В. И. Генетика: учебник / В. И. Никольс

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...