Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Типология заданий 1-2 туров региональной олимпиады по обществознанию




I. Объяснение логического ряда событий, имен, понятий и т.п.

1. Принцип образования рядов

По какому принципу образованы ряды? Дайте КРАТКИЙ ответ.

1. Зависимый, достигаемый, предписанный, смешанный.

2. Мелкое хищение, злоупотребление спиртными напитками в общественных местах, нарушение санитарных норм при торговле, нарушение правил охраны природы.

3. Противоправность поведения потерпевшего, несовершеннолетие виновного, беременность, явка с повинной.

 

Комментарий: 1) – виды социальных статусов; 2) – административные правонарушения; 3) – обстоятельства, смягчающие наказания.

 

2. Определение лишнего в ряду

Что является лишним в ряду? КРАТКО поясните почему?

1. Переход на другую работу с сохранением должности, смена конфессиональной принадлежности, приобретение гражданства, получение образования.

2. Связующее звено между населением и государственными структурами, установление межгосударственных отношений, средство решения широкого круга близких населению социальных проблем.

3. Областное Правительство, Губернатор области, Областной суд, Областное Законодательное Собрание.

 

Комментарий: 1. – переход на другую работу с сохранением должности. Это пример горизонтальной мобильности, а остальное – примеры вертикальной мобильности. 2. – все, кроме установление межгосударственных отношений, относится к функциям органов местного самоуправления. 3. – Областной суд, является федеральным органом государственной власти, все остальное – органы власти субъекта федерации. (Могут приниматься ответы – Законодательное собрание, так как после вступления в силу нового закона о выборах руководителей субъектов федерации, только оно избирается народом непосредственно. А также – Губернатор области, так как остальные органы власти работают на основе коллегиальности.)

 

II. Классификация событий, понятий, явлений, дат и т.п.

1. Выбор правильного ответа из множества

Кто из указанных граждан имеет право участвовать в выборах в качестве избирателя?

а) П., семнадцатилетняя выпускница школы

б) М., находящийся под следствием по обвинению в краже

в) Г., заключенный, отбывающий срок в колонии строгого режима

г) В., военнослужащий срочной службы

д) К., офицер запаса

е) Д., восемнадцатилетний студент вуза.

 

Комментарий: б, г, д, е.

 

2. Определение правильности и ошибочности утверждений

«Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «Да», если не согласны – «Нет».

1) Капитал и управление – первичные экономические ресурсы.

2) Когда ожидаемые доходы равняются ожидаемым расходам, бюджет называется сбалансированным.

3) С ростом цен растет и величина спроса.

4) Средства труда – это временной отрезок, в течение которого достигается поставленная цель.

5) Земля и труд – первичные экономические ресурсы.

6) Отличительная черта денег – их ликвидность.

7) Зарождение биржи связано с укреплением системы налогообложения.

8) Подоходный налог относится к числу косвенных.

 

Комментарий: Нет, да, нет, нет, да, да, нет, нет

 

3. Определение соответствия

Известно, что существует три мировые религии. Впишите в первую колонку таблицы их названия, во второй колонке обозначьте цифрами соответствующие каждой религии характеристики.

1. Самая ранняя по времени возникновения мировая религия.

2. Самая поздняя по времени возникновения мировая религия.

3. Мировая религия, священная книга которой называется «Типитака».

4. Мировая религия, два основных направления которой называются шиизм и суннизм.

5. Мировая религия, сущностью учения которой являются «четыре благородные истины».

6. Мировая религия, возникшая в Палестине.

7. Мировая религия, исповедующая триединство Бога.

8. Мировая религия, возникшая на Аравийском полуострове.

9. Мировая религия, наиболее распространенная в России.

 

Название религии Ее характеристики
   
   
   

 

Комментарий:

 

Название религии Ее характеристики
Буддизм 1, 3, 5.
Христианство 6, 7, 9.
Ислам 2, 4, 8.

 

 

4. Соотнесение имен, фактов, понятий и т.п. с их признаками.

Немецкий социолог М. Вебер (1864 - 1920) выделял три типа политического господства. Их сравнительные черты можно свести в таблицу. Заполните такую таблицу. Перечень черт всех типов политического господства приведен внизу. Проставьте их порядковые номера в таблице в соответствии с каждым типом господства, согласно обозначенным в первой колонке сравнительным характеристикам.

 

Характеристики Легальное господство Традиционное господство Харизматическое господство
Тип политического лидера      
Источник власти лидера      
Тип административного персонала      
Основной тип правовых норм      

 

l. Вера в особые качества лидера. 2. Рационально разработанный закон. 3. Делегирование представителей в Законодательное собрание на основе принципа большинства. 4. Монарх и (или) глава конфессии. 5. Пророк, «сверхчеловек», герой. 6. Персонал, связанный с главой системой сословно-корпоративных связей. 7. Возведенная в закон воля лидера. 8. Избранное должностное лицо. 9. Профессиональная бюрократия. 10. Устоявшиеся вековые нормы. 11. Передача власти по наследству и (или) в силу сложившихся обычаев. 12. Должностные лица, лично преданные лидеру.

 

Комментарий:

 

Характеристики Легальное господство Традиционное господство Харизматическое господство
Тип политического лидера      
Источник власти лидера      
Тип административного персонала      
Основной тип правовых норм      

 

 

III. Работа с иллюстративным рядом

1. Определение обществоведческого понятия на основе представленных иллюстраций

Перед вами рисунки, иллюстрирующие одно из основных социологических понятий. Запишите какое.

 

 

 

       
   

 


 

 

 
 

 

 


Комментарий: Вертикальная мобильность (принимается ответ – изменение социального статуса).

 

IV. Работа с обществоведческими терминами

1. Определение обществоведческого термина

Закончите определения:

1) Устойчивая совокупность негосударственных общественных организаций, групп, институтов, деятельность которых направлена на выполнение конкретных общественных функций и строится на основе определенных идеальных норм, правил, стандартов поведения называется ________________________________________________

2) «Это единое лицо, ответственным за действия которого сделало себя путем взаимного договора между собой огромное множество людей, с тем, чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех так, как считает необходимым для их мира иобщей защиты». Так английский философ, сторонник теории общественного договора Т. Гоббс (1588 - 1679) определяет ______________________________

3) Устойчивые взгляды человека на мир, его идеалы и принципы, а также стремление воплотить их в жизнь через свои действия и поступки являются его__________________________________

4) Переживаемую и осознаваемую человеком нужду в том, что необходимо для егожизни и развития, называют _____________________

 

Комментарий: 1) гражданское общество. 2) государство (принимается также ответ – правитель (глава государства), так как по смыслу текста Гоббса государство персонифицируется в лице правителя). 3) убеждения. 4) потребности.

 

2. Лингвистический конструктор (определение термина и составление его характеристики из предложенных слов и словосочетаний)

Из приведенных слов и сочетаний слов составьте и запишите определение понятия. Назовите это понятие.

1) освоение мира, культуры, в образах, и. связанная, человека, к эстетическому, со способностью, форма, к его, символах, воспроизведению.

2) окружающего, форма, преобразование, специфическая, целесообразное, для человека, активности, направленная, на мира.

Комментарий: 1. искусство – форма культуры, связанная со способностью человека к эстетическому освоению мира, к его воспроизведению в образах и символах. 2. деятельность – специфическая для человека форма активности, направленная на целесообразное преобразование окружающего мира.

 

3. Определение обществоведческого термина на основе анализа источника

В приведенных ниже предложениях все выделенные курсивом словосочетания, представляющие буквальный перевод обществоведческих терминов и понятий, замените этими терминами и понятиями.

1. Любовь к мудрости включает в себя и теорию познания.

2. Искусство возделывания почвы представляет собой нечто соединенное, составленное из частей.

Комментарий: 1. Философия, гносеология. 2. Культура, система.

 

V. Работа со схемами

1. Составление схемы отношений обществоведческих понятий

 

Изобразите взаимоотношения окружающего мира и общества с помощью взаимоположения двух окружностей. Окружность, обозначающую окружающий мир, соедините стрелкой с цифрой 1, а окружность, обозначающую общество, цифрой 2.

1 2

 

Комментарий: Окружность, обозначающая общество, вписана в окружность, обозначающую окружающий мир.

 

2. Выбор правильной схемы из предложенных

В представленных схемах множество А обозначает политическую элиту общества, а множество Б – государственную бюрократию. Какая из схем правильно иллюстрирует их взаимоотношения?

 
 


1. 2. 3. 4.

       
 
   
 

Б А

Б

 


Ответ: Схема _____________

 

Комментарий: Схема 2.

 

VI. Работа с текстовыми и другими источниками социальной информации.

1. Анализ источника обществоведческой информации

Познакомьтесь с фрагментом заметки судьи Конституционного суда РФ К. С. Гаджиева в периодической печати. Кратко ответьте на сформулированные ниже вопросы.

«Опубликованы результаты опросов общественного мнения, показавшие, что авторитет судебной власти находится в критической зоне. Президент России признал, что коррупция поразила судебную и правоохранительную сферы, и авторитет российского суда надо защищать. Обостренное чувство справедливости – вот чем должен обладать судья наряду с высокой квалификацией в области права. По всей видимости, требуется публичное обсуждение всем судейским сообществом стандартов поведения судьи. Я не вижу ничего плохого в том, что судья будет «опутан» сетью из тысяч прецедентов – стандартов поведения. Их надо публиковать в сборниках, доступных и для каждого судьи и для всего общества. Наконец, самая болезненная для судей проблема – упреки в том, что они живут, что называется, не по средствам. Наверное, не всегда надо полагаться только на заботу законодателя. Вспомним, что в соответствии с Конституцией органы судебной власти самостоятельны. И это один из великих конституционных принципов. Думаю, что необходимо поставить вопрос о том, как обеспечить эту самостоятельность. Почему бы не принять решение о введении публичности информации о доходах и имуществе судей? Решение может быть принято в порядке саморегуляции самими судьями, добровольно».

1. К каким видам социальных норм относятся те, которые предлагает ввести автор?

2. Почему введение подобных норм среди судей приобретает особую общественную значимость?

3) Как связаны введение подобных норм и реализация упоминаемого автором конституционного принципа?

 

Комментарий: Предполагается, что ответы участников отражают следующие позиции: 1) корпоративные нормы. 2) так как работа судей имеет особую значимость для общества, эффективное функционирование суда возможно только при его высоком моральном авторитете, вере граждан в справедливость судей. 3) решение о введении корпоративных норм должно быть принято судьями добровольно.

 

2. Заполнение пропусков в обществоведческом тексте

Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из приведенного списка. Слова в списке даны в именительном надеже, единственном числе. Обратите внимание: в списке слов и сочетаний слов больше, чем пропусков в тексте!

Большое распространение в ___ получила классификация, выделяющая в зависимости от оснований и условий приобретения членства кадровые и __ партии. Первые отличаются тем, что они формируются вокруг группы политических ____, а основой их строения является комитет активистов. Кадровые партии формируются обычно «сверху»

на базе различных __ фракций, объединений партийной бюрократии. Такие партии обычно активизируют свою деятельность только во время __. Другие партии представляют собой централизованные, хорошо дисциплинированные организации. Большое значение в них придается __ единству членов партии. Такие партии чаще всего формируются «снизу», на основе профсоюзных и иных __движений, отражающих интересы различных социальных___

 

1)социология 7) массовый 13) партийный
2) общественный 8) импичмент 14) парламентский
3) фактор 9) политология 15)консенсус
4) избирательный 10) группа 16) идеологический
5) национальный 11) выборы 17) система
6)социум 12)норма 18) лидер

Комментарий: пропуски заполняются в таком порядке: 1, 7, 18, 14, 11, 16, 2, 10.

VII. Работа с социальной информацией, представленной на диаграммах, таблицах, графиках

Представленные на диаграмме данные отражают ситуацию в одной стране в начале и в конце года. Проанализируйте их. Понятия, обозначающие категории населения, показанные на диаграмме, употребляются в классическом значении.

 

1. Опишите все изменения, показанные на диаграммах.

2. Вследствие какого процесса и почему в экономике происходят подобные изменения?

Комментарий: 1. сокращение доли занятых, рост доли безработных, общий рост числа экономически активных людей (сумма долей занятых и безработных). 2. экономический кризис. Часть людей теряет работу – сокращается число занятых и растет число безработных, часть людей, которые имели возможность не работать, тоже вынуждены искать работу. Принимаются и другие ответы, не искажающие теоретические понятия, внутренне непротиворечивые, отражающие различные казусы социальной действительности, грамотно аргументированные.

 

VIII. Кроссворд

Решите кроссворд. В выделенных клетках получится слово. Запишите его определение.

 
 

 

 


По горизонтали. 1. Основанная на браке или кровном родстве малая группа, связанная общностью быта, моральной и правовой ответственностью. 3. Тот, кого опрашивает социолог. 4. Одно из правомочий собственника. 5. Ощущение нужды в чем-либо. 6. Всенародное голосование, одна возможных из форм принятия законов. 7. Устойчивая система социально значимых качеств индивида. 8. Соответствие мысли предметы познания. 9. Высшая форма психического отражения, свойственная человеку. 10. Причина, движущая сила какого-либор процесса. 11. Мера положительного или отрицательного воздействия. 12. Человек, покинувший один социальный слой и не приобщившийся к ценностям и образу жизни другого. 13. Один из типов этнической общности.

По вертикали. 2. _____________________

Комментарий: По горизонтали. 1. Семья. 3. Респондент. 4. Владение. 5. Потребность. 6. Референдум. 7. Личность. 8. Истина. 9. Сознание. 10. Фактор. 11. Санкция. 12. Маргинал. 13. Племя.

По вертикали. 2. Модернизация – процесс перехода от традиционного общества к обществу индустриальному.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...