Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

7. Дезадаптивно-интегрированный когнитип




7. Дезадаптивно-интегрированный когнитип

Дезадаптивно-интегрированный когнитип сочетает в себе различные комбинации рассмотренных выше 6 дезадаптивных когнитивных типов. Наиболее часто наблюдаются интеграции гиперактуализирующего, идеалистического и негативно-интер­претирующего типов.

Дезадаптивно-эндогенные когнитипы

Дезадаптивно-эндогенные когнитипы имеют в своей основе то или иное эндогенное заболевание (шизофрению, аффективные

расстройства, эпилепсию), определяющее когнитивные и эмо­ционально-поведенческие особенности больного, нарушающие процесс социальной адаптации. При этом уровень патопсихоло­гических проявлений может быть пограничным, допсихотиче-ским или психотическим.

1. Эндогенный пограничный когнитип

Этот когнитивный тип отличает наличие эндогенных психи­ческих расстройств пограничного уровня. Особенности личности, когнитивных процессов и эмоций, адаптационные возможности здесь зависят от особенностей заболевания и преморбидных лич­ностных предпосылок, концепции существования несут на себе соответствующий нозологический оттенок, но не выходят за пре­делы сверхценных построений.

Данный тип когнитивных структур развивается соответст­венно закономерностям мягкого эндогенного процесса и наблю­дается при неврозоподобных и психопатоподобных проявлениях шизофрении, непсихотическом уровне депрессивных или гипо-маниакальных состояний, циклотимии и дистимии.

2. Эндогенный психотический когнитип

Эндогенный психотический когнитип характеризуется грубы­ми явлениями эпизодической или хронической дезорганизации ког­нитивных процессов, личности и психической деятельности в це­лом, в т. ч. их распадом (галлюцинаторно-бредовые состояния, раз­личные варианты деменции в связи с эндогенным заболеванием). Динамика когнитипа, глубоких и поверхностных концепций, эмо­циональной сферы отражает процесс разрушения и замещения пре­морбидных интеллектуально-личностных образований специфиче­скими патопсихологическими, эндогенно-психотическими.

Таким образом, нарастают, например, эпилептоидные или шизоидные изменения личности, появляются определенные (пре­допределенные) бредовые идеи. В случаях углубления когнитив­ного хаоса поведение больного становится все более нецелена­правленным и дезадаптивным, вплоть до потери дееспособности.

Дезадаптивно-органические когнитипы

1. Погранично-органический когнитип

При погранично-органическом когнитивном типе премор-бидные индивидуальные особенности постепенно вытесняются характерными биологически, экзогенно-органически обуслов­ленными психическими изменениями, которые становятся при­чиной социальной дезадаптации. Набор этих изменений может быть различным и включает в себя те или иные нарушения из пе­речисленных ниже, соответствующих по МКБ-10 органическому расстройству личности.

Среди них наблюдаются отклонения в эмоциональной сфере: эмоциональная лабильность, неоправданная гипертимность, вплоть до степени эйфории, и вместе с тем легкость возникнове­ния дисфории с кратковременными приступами раздражительно­сти, злобы и агрессии. В некоторых случаях ведущее место мо­жет занимать апатия.

Это сочетается с нарушениями в сфере потребностей и вле­чений, которые реализуются без учета последствий или социаль­ных условностей (делинквентность, антисоциальность, неадек­ватные или извращенные сексуальные притязания, прожорли­вость, несоблюдение правил личной гигиены и др. ).

В когнитивной сфере отмечается снижение познавательной потребности, аномалии в планировании, прогнозировании и кон­троле над деятельностью, истощасмость и прссыщаемость, слу­чайные ассоциации, сверхвключение (расширение, включение в тематику побочных ассоциаций), вязкость и гиперграфия, а также подозрительность, параноидность, паранойяльность, охвачен­ность какой-либо одной, обычно абстрактной темой (религией, моралью и т. п. ).

В речевой сфере имеют место более или менее выраженные изменения в темпе и потоке речевой продукции.

Базисные концепции существования при погранично-органическом когнитивном типе могут быть аморфными или оп­ределенно-устойчивыми и приобретают характер когнитивной оболочки, оправдывающей и закрепляющей патологически изме­ненные аффекты, влечения и стереотипы негативного поведения.

2. Погранично-органический

когнитивно-дефицитарный когнитип

Проявления погранично-органического когнитивно-дефици-тарного когнитипа включают в себя интеллектуальные и лично­стные расстройства, не переходящие пределы пограничной ин­теллектуальной недостаточности (в детском возрасте - задержки психического развития). Интеллектуальный коэффициент при этой патологии, по данным разных авторов и классификаций, на­ходится в диапазоне от 70 до 79-89.

Дезадаптация при задержках психического развития возни­кает главным образом при обучении таких детей в массовой школе по стандартным программам. Обучение по программам школ 7 вида (для детей с задержкой психического развития) су­щественных проблем, как правило, не вызывает. В большинстве случаев при этой патологии наблюдается тенденция к постепен­ному сглаживанию интеллектуальных различий с возрастной нормой, развитие личности и когнитивно-поведенческих воз­можностей и стилей может достичь «среднестатистического» уровня, соответственно улучшается и адаптация.

Однако наряду с этим зачастую наблюдается сохранение та­ких личностных особенностей, как недостаточная самостоятель­ность, внушаемость, узкий круг интересов (преимущественно ма­териально-бытовая сфера), низкая стрессоустойчивость, слабые прогностические способности, недостаточное развитие волевых качеств и способности к произвольной регуляции эмоционально-поведенческой сферы и интеллектуальных процессов.

Индивидуальные глубокие, организующие поведение кон­цепции при погранично-органическом когнитнвно-дефицитарном когнитипе с большей или меньшей степенью приближенности или утрированности отражают описанные выше концептуальные основы адаптивных и дезадаптивных когнитивных типов. Они отличаются наивностью, базируются на недостаточно полном понимании социальных отношений, особенно тонких условно­стей, и могут включать в себя идеи о собственной неполноценно­сти, невозможности жить без поддержки со стороны, социофоби-ческие установки. При сочетании с поведенческими расстрой-

ствами концепции существования часто приобретают цинично-эгоцентрический антисоциальный оттенок.

Выделяются 2 разновидности погранично-органического когнитивно-дефицитарного когнитипа.

1. Неосложненный погранично-органический когнитивно-дефицитарный когнитип - здесь наблюдаются преимуще­ственно интеллектуальные проблемы, не отягощенные лич­ностными или невротическими расстройствами, связанные с усвоением информации, овладением определенными умст­венными операциями, контролем над деятельностью, про­гнозированием поведения, которые осложняют социальную адаптацию, особенно в учебном возрасте при неадекватных программах обучения. В юношеском и зрелом возрасте пси­хологическая структура индивидуума представляет собой комбинацию легкой интеллектуальной недостаточности с упрощенными вариантами адаптивных когнитивных типов.

2. Осложненный погранично-органический когнитивно-дефицитарный когнитип - различные сочетания дезадап­тирующих пограничных интеллектуальных проблем с психо­генными или органически обусловленными расстройствами.

Когнитивно-поведенческие стили при этом варианте пред­ставляют собой комбинации с теми или иными органически за­остренными разновидностями описанных выше дезадаптивно-психогенных когнитипов, которые могут в части случаев соче­таться с патологией влечений и потребностей.

Психогенные нарушения - невротические, поведенческие характерологические и патохарактерологические реакции и со­стояния - возникают здесь вследствие социальной (в учебном возрасте в первую очередь - школьной) несостоятельности, в от­вет на ситуацию неуспеха и дискредитации в сферах значимой деятельности и общения.

Невротические расстройства включают в себя анксиозные, фобические (главным образом, социофобические), депрессивные, астенические, моносимптомные, психосоматические и др. нару­шения. В группу поведенческих отклонений входят реакции ком­пенсации и гиперкомпенсации, агрессии и аутоагрессии, делин-

квентное и антисоциальное поведение, реакции протеста, отказа, бродяжничество и т. п. К ним нередко присоединяется зависи­мость от психоактивных веществ.

Основой этих психогенных отклонений часто является идея о собственной интеллектуальной неполноценности, которая мо­жет сочетаться или не сочетаться с завистью и недоброжелатель­ным отношением к другим, желанием отомстить более успешным ученикам, а далее - коллегам по работе, обществу в целом, или доказать собственную значимость альтернативными, иногда аутодеструктивными, способами.

Концепция собственной несостоятельности, слабая способ­ность к прогнозированию может быть также причиной социофо-бии и зависимости от более адаптированных лиц.

Другая группа расстройств, осложняющих погранично-орга­нический когннтивно-дефицитарный когнитип, - неврозоподоб-ные и психопатоподобные - является следствием резидуально-органической церебральной недостаточности или ее декомпенса­ции вследствие истощающих нервную систему умственных нагру­зок. Они проявляются в виде нарушений, внешне напоминающих невротические или психогенно-поведснческис, но не реактивного, социогенного происхождения. В детском и подростковом возрасте личность, как правило, незначительно фиксирует свое внимание на этих явлениях (кроме церебрастенических и краниалгических).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...