Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рост численности населения




ВВЕДЕНИЕ

Дисциплина «Экология» преподается в ВУЗе на фундаментальном уровне. В целом эта дисциплина носит естественно - научный и мировоззренческий характер.

…..Целью курса «Экология» является формирование у студентов способности оценки своей будущей профессиональной деятельности с точки зрения охраны биосферы. Он призван формировать у студентов представления о человеке как о части природы, о единстве окружающего мира и невозможно­сти выживания человечества без сохранения биосферы, а также привить эколо­гическую культуру труда, быта и отдыха.

Дисциплина «Экология» преподается в соответствии с Государственным стандартом ЕН 06:

Биосфера и человек: структура биосферы, экосистемы, взаимоотношения организма и среды, экология и здоровье человека; глобальные проблемы ОПС. Экологические принципы рационального использования природных ре­сурсов и охраны природы. Основы экономики природопользования; экозащитная техника и технология; основы экологического права, профессиональная ответственность; международное сотрудничество в области охраны окружаю­щей среды.

Экология как наука сформировалась в XIX веке, ее предметом было изучение взаимоотношения живых организмов с окружающей природной средой. В ХХ веке в экологию введены понятия «экосистема» и «биогеоценоз» как струк­турных единиц биосферы. Экология стала системной наукой. Поэтому ее определение претерпело изменение: «Экология – это наука о законо­мерностях формирования, функционирования, развития, устойчивости и де­градации экологических систем различного порядка».

Задачи экологии как науки:

*исследование закономерностей организации жизни, в т.ч. и в связи с антропогенным воздействием на отдельные экосистемы и на всю био­сферу в целом;

*создание научной основы рационального использования природных ресур­сов;

*восстановление нарушенных природных систем;

*регулирование численности популяции живых организмов;

*сохранение эталонных участков биосферы.

Объектами экологических исследований являются: экологические системы, биоценозы (сообщества), популяции и виды.

Методы: экологических исследований: наблюдения, экологический эксперимент,

(натурное, математическое и компьютерное).

ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИИ

На конфереции ООН по окружающей среде и развитию, состоявшейся в 1992 г. был сделан вывод о том, что если характер развития нашей цивилизации не будет изменен, ее ожидает гибель. Чем же обусловлено столь неутешительное и категорическое заявление?

Первым фактором, вызывающим серьезную обеспокоенность в глобальном плане, является быстрый рост населения планета. Чис­ленность населения Земли составляет сегодня 6,5 млрд человек, причем за последние 20 лет прирост составил 1,7 млрдчеловек (из них 1,5 млрд в развивающихся странах). Ежемесячный прирост насе­ления планеты составляет в наши дни величину, равную численности населения Нью-Йорка, годовой - населения Мексики, а десятилетний - населения Китая.

Быстрый рост народонаселения, естественно, увеличит нагрузку на окружающую среду, которая и так находится в критическом состоянии. Важно при этом подчеркнуть следующее: каждый человек в развитых странах потребляет за свою жизнь в 20-30 раз больше ресурсов планеты, чем гражданин развивающейся страны, а доля на­селения развивающихся стран сегодня в три-четыре раза выше, чем развитых.

Второй фактор- это процесс деградации окружающей среды в результате хозяйственной деятельности, который вышел за пределы отдельных территорий и стал приобретать такие масштабы, что в природе стали проявляться глобальные изменения. К ним обычно от­носят трансграничный перенос химических загрязнений атмосферы и выпадение кислотных дождей, оказывающих губительное влияние на природу; истощение озонового слоя под влиянием хлорфторуглеродов и связанное с этим нарастающее действие на все живое жесткого ультрафиолетового излучения; накопление в атмосфере углекислого газа и ряда других веществ, ведущее к усилению парникового эф­фекта и далее к глобальному потеплению климата, что также чрева­то для человечества весьма тяжелыми последствиями, которые проявятся, в частности, в ухудшении условий ведения и продуктивности сельского хозяйства и подъеме уровня мирового океана.

Не менее опасны локальные и региональные загрязнения атмос­феры, воды и почвы вредными веществами. В результате интенсивного и слабо контролируемого в экологическом плане развития промышленности ряд регионов России отнесен к зонам с очень острой экологической ситуацией. Это Кольский полуостров, Северный Прикаспий, среднее Поволжье, промышленная зона Урала и др.

Деградация природы идет не только под влиянием попадающих в окружающую среду вредных химических веществ, но и в результате ее хищнической эксплуатации - вырубки обширных лесных массивов, истощения и эрозии почв, плохо контролируемого рыболовства и т.д. В итоге в биосфере в целом сформировались отрицательные тенденции (например, резкое сокращение видового разнообразия и, следовательно, генетических ресурсов), которые будут быстро раз­виваться по мере нарастания упомянутых выше глобальных изменений.

Как выжить в этих условиях, какие пути развития выбрать человечеству, чтобы обеспечить устойчивое развитие нашей цивилизации - ответы на эти вопросы дает наука экология, которая изучает взаимодействие живых организмов в их собственном "жилище", или окружающей среде, включающей в себя все действующие на организм внешние условия и факторы, как живые, так и неживые.

 

РОСТ ЧИСЛЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

 

Если нанести на график численность населения, оцененную в определенные промежутки времени, мы получим экспоненциальную кривую роста численности населения в виде латинской буквы Ј. Такой рост наблюдается при условии, когда какой-либо фактор, нап­ример численность населения, имеет постоянный процентный рост за каждый промежуток времени.

В течение нескольких миллионов лет этот рост составлял 0,002% в год, затем он ускорился и повысился до самой высокой величины, равной 2,06% в 1970 г., в период между 1980 и 1988 гг. снизился до 1,75%, а в 1989 г. вновь повысился до 1,8%.При таких темпах экспоненциального роста все меньше времени требуется для добавления каждого нового миллиарда людей. В тече­ние двух миллионов лет численность населения возросла до одного миллиарда человек, в течение 130 лет добавился второй миллиард, 30 лет - еще один, третий миллиард, 15 лет - четвертый и только в течение 12 лет - пятый. При современных темпах роста численность населения достигла 6 миллиардов к 2000 г. и 7 млрд. к 2008 г. Такой быстрый рост численности населения оказал сильнейшее воздействие на всю живую природу, на состояние воздуха, вод и почв, от которых зависит существование человека и других жизненных форм.Время, за которое происходит удвоение численности населения при постоянном ежегодном проценте роста (Т), может быть рассчитано по эмпирическому уравнению, описывающему экспоненциальную зависимость:

70: процентный годовой рост = время удвоения в годах

Если темпы прироста сохранятся, население Земли удвоится за 39 лет (70; 1,8 = 39 лет). Зная статистические данные прироста населения любой страны, можно рассчитать его процентный годовой прирост и время, необходимое для удвоения численности его населения. Например, самая большая по численности населения страна - Китай (1,5 млрд. чел.), значительно снизила процентный годовой прирост, ограничив рождаемость. Время удвоения его составило уже 49 лет, что на 10 лет больше, чем в среднем на планете, в то же время такая страна, как Индия, занимая второе место вмире по численности населения – 1,2 млрд. человек, имеет время удвоения населения, равное 32 годам, что указывает на очень вы­сокий процентный рост населения.


Время, за которое происходит удвоение численности населения при постоянном ежегодном проценте роста (Т), может быть рассчитано по эмпирическому уравнению, описывающему экспоненциальную зависимость:

70: процентный годовой рост = время удвоения в годах

Если темпы прироста сохранятся, население Земли удвоится за 39 лет (70; 1,8 = 39 лет). Зная статистические данные прироста населения любой страны, можно рассчитать его процентный годовой прирост и время, необходимое для удвоения численности его населения. Например, самая большая по численности населения страна - Китай (1,5 млрд. чел.), значительно снизила процентный годовой прирост, ограничив рождаемость. Время удвоения его составило уже 49 лет, что на 10 лет больше, чем в среднем на планете, в то же время такая страна, как Индия, занимая второе место вмире по численности населения – 1,2 млрд. человек, имеет время удвоения населения, равное 32 годам, что указывает на очень вы­сокий процентный рост населения.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...