Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

С позиции Леонтьева, соц. установка определяется личностным смыслом, порождаемым отношением мотива к цели.




Что касается развития исследований в области аттитюда в западной психологии, Шихирев выделил 4 этапа в данном направлении исследований.

С 1918 до Второй Мировой — введение термина, рост интереса к проблеме и числа исследований.

Упадок исследований из-за тупика в теоретическом осмыслении проблемы.

Признание тупиковых кризисного состояния, возрождение интереса и исследований по проблеме.

Е – застой, связанный с обилием несопоставимых фактов.

В 1942 г. М. Смит внес ясность в структуру социальной установки, выделив три известных компонента: когнитивный, содержащий знание, представление о социальном объекте; аффективный, отражающий эмоционально-оценочное отношение к объекту; и поведенческий, выражающий потенциальную готовность личности реализовать определенное поведение по отношению к объекту. Будет или не будет реализовано поведение, соответствующее когнитивному и аффективному компонентам данной установки, зависит от ситуации, то есть взаимодействия с другими аттитюдами.

21. Установка и поведение.

Связь установки и поведения необязательно отчетливо выражена. Причин тому несколько.

Первая – на поведение человека оказывают влияние не только установки, но и ситуация.

Вторая – субъективность восприятия и интерпретация поведения.

Связь «установка – поведение» может быть опосредованной и ослабленной и в силу других факторов: конкуренции установок между собой по степени интенсивности, поведенческих привычек, свидетельствующих о незнании индивидом собственных установок (бездумное поведение), влияния самосознания (Я-концепция) и т. п.

1. ситуационные факторы. чем опаснее, острее ситуация, тем в меньшей степени проявляются, с одной стороны, индивидуальные различия в установках, а с другой – вообще влияние социальных установок на поведение людей.

2. диспозиционные факторы. – чем сильнее развито самосознание человека, тем отчетливее прослеживается связь между его установками и поведением.

установки разделяют на смысловые, целевые и операциональные.

Смысловые установки проявляются в деятельности в виде личностного смысла, совмещающего мировоззрение, симпатии и антипатии по отношению к значимым объектам, и в готовности проявлять ативное отношение к тому, что наделено личностным смыслом.

Целевые установки возникают при условии значимости достижения цели, они определяют устойчивость в характере протекания деятельного процесса, а в случае прерывания деятельности их можно обнаружить в виде динамической тенденции к обязательному завершению.

Операциональные установки имеют место в ходе решения задачи, что помогает деятелю учитывать условия наличной ситуации, вероятностно прогнозировать эти условия, опираясь на прошлый опыт проведения подобных ситуаций.

Академиком Ядовым разработана диспозиционная концепция регуляции социального поведения личности.

Ее основная идея заключается в том, что человек обладает сложной системой различных диспозиционных образований, которые регулируют его поведение и деятельность. Эти диспозиции организованы иерархически, т. е. можно обозначить более низкие и более высокие их уровни. Ядов выделяет 4 уровня диспозиций.

Первый уровень составляют элементарные фиксированные установки, они формируются на основе витальных потребностей и в простейших ситуациях (по схеме Ядова, в условиях семейного окружения и в «предметных ситуациях»). Этот уровень диспозиций можно обозначить как «установка». Аффективный компонент играет значительную роль при формировании диспозиций.

Второй уровень это более сложные диспозиции, которые формируются на основе потребности человека в общении, осуществляемом в малой группе, и соответственно в тех ситуациях, которые заданы деятельностью в этой группе. Здесь регулятивная роль диспозиции заключается в том, что личность уже вырабатывает какие-то определенные отношения к тем социальным объектам, которые включены в деятельность на данном ее уровне. Диспозиция такого уровня соответствует социальной фиксированной установке, или аттитюду, который по сравнению с элементарной фиксированной установкой имеет сложную трехкомпонентную структуру и содержит когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты.

Третий уровень фиксирует общую направленность интересов личности относительно конкретной сферы социальной активности, или базовые социальные установки. Диспозиции такого рода формируются в тех сферах деятельности, где личность удовлетворяет свою потребность в активности, проявляемой как конкретная «работа», конкретная область досуга и пр. Так же как и аттитюды, базовые социальные установки имеют трехкомпонентную структуру, т. е. это не столько выражение отношения к отдельному социальному объекту, сколько к каким-то более значимым социальным областям.

Четвертый, высший уровень диспозиций образует система ценностных ориентаций личности, которая регулируют поведение и деятельность личности в наиболее значимых ситуациях ее социальной активности. В системе ценностных ориентаций выражается отношение личности к целям жизнедеятельности, к средствам удовлетворения этих целей, т. е. к таким «обстоятельствам» жизни личности, которые могут быть детерминированы только общими социальными условиями, типом общества, системой его экономических, политических, идеологических принципов. Преобладающее выражение получает когнитивный компонент диспозиций. Предложенная иерархия диспозиционных образований выступает как регулятивная система по отношению к поведению личности. Более или менее точно можно соотнести каждый из уровней диспозиций с регуляцией конкретных типов проявления деятельности. Разработка предложенной концепции позволяет подойти ко всей проблеме аттитюдов с принципиально новых позиций.

22. Формирование установок: теория и исследования.

1. И. П. Павлов, Э. Торндайк и Д. Уотсон "метод проб и ошибок".

2. "Формирование установки под влиянием СМИ" (Харрис,Берн Ш, Чалдини Р, Бандура)

23. Теория социальных суждений.

Суть ее заключается в том, что люди осознают наличие у себя определенных убеждений и установок и точно знают, какие они и что собой представляют. Поэтому человек строго контролирует имеющиеся у него установки сам, определяя и решая, какие изменения в них можно допустить, а какие нет. Отсюда следует, что любая вновь поступившая информация оценивается индивидом сквозь призму имеющихся у него установок. Если информация близка к имеющейся установке, то существует вероятность ее изменения (небольшая). Если информация слишком противоречит наличным позициям человека, то он ее отвергает. В основе теории М. Шерифа лежат два понятия: эффект ассимиляции и эффект контраста.

Эффект ассимиляции – мы чутко реагируем на любые взгляды, хотя бы отдаленно схожие с нашими собственными взглядами. Уловив «родство» мы сразу перестаем замечать различия.

Эффект контраста состоит в том, что отличающаяся информация, будет воспринята индивидом как целиком противоречащая его установке.

Для объяснения того, как формируется решение о принятии или отвержении информации, М. Шериф ввел еще три понятия: 1) сфера принятия; 2) сфера отвержения; 3) сфера неопределенности.

Если человеку предложить ряд суждений, то некоторые из них он наверняка сочтет соответствующими его установке. Это и будет сфера его принятия, и те суждения, которые не вызовут его возражений, будут им ассимилированы.

Другие суждения человек воспримет как противоречащие его взглядам, они то и попадут в сферу отвержения.

Сферу неопределенности составит ряд тех суждений, в отношении которых у человека нет уверенности.

В соответствии с теорией социальных суждений изменение установок человека возможно лишь тогда, когда новая информация попадает либо в сферу принятия, либо в сферу неопределенности.

Установки, содержащие ценности, которые определяют самосознание человека, труднее всего поддаются изменениям. Любая информация, ставящая под сомнение эти ценности, будет вызывать протест и отвергаться. Кроме того, покушение на ценности, лежащие в основе убеждений, создает угрозу для самооценки, т.к. если подвергается сомнению система ценностей, определяющих Я-концепцию, то, следовательно, подвергается сомнению и та, в высшей степени достойная оценка, какую дает себе человек. Очевидно, что это тяжело и вызывает дистресс.

Ключевым пунктом в процессе переубеждения, с точки зрения теории социальных суждений, является сфера неопределенности, а это ставит под вопрос базовый постулат всей теории М. Шерифа. Уже само понимание сферы неопределенности в установках заставляет усомниться в том, что люди всегда точно знают свои установки.

Установка (в соответствии с теорией социальных суждений) определяется как совокупность трех сфер – принятия, отвержения и неопределенности, а не как жесткая позиция (поддержка со стороны многих).

24. Теория когнитивного баланса.

Согласно теории баланса, формирование или изменение наших установок подчиняется принципу когнитивного соответствия.

Предполагается, что люди осознают как свои установки, так и свое поведение. Основоположником теории когнитивного баланса (соответствия) является Фриц Хайдер. Каждый из нас стремится к тому, чтобы между нашими установками, а также между нашими установками и поведением существовало хотя бы видимое соответствие. Если человек обнаруживает у себя наличие несоответствующих друг другу установок, то это может вызвать у него психическое напряжение, состояние дискомфорта. Оно служит для индивида побудительным мотивом к достижению когнитивного баланса, т.е. соответствия между установками.

Тории когнитивной согласованности анализируют лишь те случаи, когда люди изменяют свои установки из внутренних побуждений, а не под влиянием внешних сил, как это имеет место в ситуациях, описываемых в теории социальных суждений.

Роберт Абельсон и Мильтон Розенберг предложили новое понятие – «психологика». Этот термин обозначает процессы, с помощью которых люди меняют свои когниции и убеждения так, чтобы они оставались для них психологически приемлемыми, т.е. находились в видимой согласованности, но в то же время не обязательно следовали правилам формальной логики.

Так, например, человек может быть искренне убежден, что нет плохих или хороших наций, и в то же время считать свою национальную группу самой лучшей. Многие считают жадность и ложь пороками, но при этом могут спокойно лгать или из всех сил стремиться к богатству, в чем проявляется психологика. Ведь свои поступки люди не воспринимают как проявление лживости или жадности.

Как же люди достигают состояния когнитивной согласованности?

Дональд Киндер исследовал избирателей и выявил, что люди попросту приписывают симпатичным им политическим фигурам те взгляды, которых они сами придерживаются.

Люди достигают согласованности посредством ложного консенсуса.

Когнитивный баланс здесь достигается в соответствии со схемой: мои установки, мой выбор – самые правильные, а если это так, то точно так же думают и выбирают все остальные, следовательно, я думаю и выбираю так, как это делают все нормальные люди.

Теория когнитивного баланса действительно способна объяснить причины изменения установок индивидов, но не во всех случаях жизни

25. Теория когнитивного диссонанса.

Когнитивный диссонанс (иначе — рассогласование) возникает тогда, когда два когнитивных образования — мысли, установки, убеждения — не соответствуют или прямо противоречат друг другу. Если человек начинает воспринимать и осознавать такое рассогласование, то это порождает в его психике дискомфорт и побуждает избавиться от диссонанса или хотя бы свести его к минимуму. Достичь такого результата можно за счет изменения одного из когнитивных компонентов.

Автор теории когнитивного диссонанса Леон Фестингер впервые изложил ее принципы в 1957 году. Фестингер акцентирует внимание на деталях механизма самоубеждения людей, пытающихся избавиться от напряжения, вызванного дисбалансом, и достичь душевного равновесия. Фестингер одним из первых высказал неожиданную для многих психологов мысль, что не только установки влияют на поведение, но и поведение, в свою очередь, влияет на установки. Более того, воздействие поведения на установочную систему настолько сильно, что способно радикально изменить ее.

Одним из самых интригующих моментов теории когнитивного диссонанса (ТКД) является утверждение, что поведение человека, не соответствующее его установке, приводит к изменению его установки с тем, чтобы привести ее в соответствие с уже совершенными действиями. В частности, если человека вынудить публично сделать какое-либо заявление, противоречащее его убеждениям, то конфликт между установкой и публичным заявлением побудит его изменить свои убеждения. При этом ТКД исходит из довольно странного, с обыденной точки зрения, предположения, что чем меньше у человека мотивация к совершению поступка, противоречащему его установкам и убеждениям, тем с большей вероятностью изменятся его убеждения. Проще говоря, чем меньше вознаграждения получает индивид за свое поведение, тем больше вероятность, что он изменит свои взгляды на этот поступок. Данное утверждение Фестингера бесчисленное количество раз находило и находит убедительное и драматическое подтверждение не только в лабораторных исследованиях, но и в жизни.

Возникновение диссонанса связано с двумя критически важными факторами:

1). Последствия действий или поведения индивида должны быть неприятными или неприемлемыми для него самого. Другими словами, человек должен совершить что-то такое, что заставило бы его переживать, мучиться, стыдиться, досадовать и т. д. Усугубляющим фактором здесь служит публичность совершенного поступка.

2). Признание человеком собственной ответственности за нежелательные последствия своего поведения. Диссонанс возникает, когда человек объясняет свои поступки личными причинами, а не кивает на обстоятельства (тяжелое детство, безвыходность ситуации и т. д.). Понятно, что такое поведение с большей вероятностью присуще людям с внутренним локусом контроля, то есть тем, кто считает самого себя ответственным за свои поступки и вообще за все обстоятельства своей жизни.

Человеку трудно смириться с мыслью или чувством, что он сам виновен в своих или чужих бедах, неудачах и т. д.Понятно также и то, что если человек не считает себя ответственным за свои действия, то и диссонанс не возникнет

26. Функции установки

Основные функции установки:

1. Инструментальная функция. Об установках, которых мы придерживаемся, говорят, что они выполняют инструментальную функцию. Они просто отражают определенные конкретные случаи нашего общего стремления получать выгоду и вознаграждение и избегать наказания.

1. Функция знания. Об установках, помогающих нам осмыслить окружающий мир, упорядочить различную информацию, усваиваемую из повседневной жизни, говорят, что они выполняют функцию знания. По сути, такие установки есть не что иное, как схемы, позволяющие эффективно организовывать и обрабатывать различную информацию, не вдаваясь в детали. Как и все схемы, такие установки чрезмерно упрощают реальность и вносят пристрастие в восприятие событий.

3. Функция выражения ценности. Об установках, выражающих наши ценности или отражающих наше понятие о Я, говорят, что они выполняют функцию выражения ценности. Например, у человека может быть позитивное отношение к гомосексуалистам, поскольку он глубоко привержен ценностям разнообразия, личной свободы и терпимости; у другого человека может быть к ним негативное отношение из-за его глубокого религиозного убеждения в предосудительности гомосексуализма. Такие установки нелегко изменить; для этого человек должен убедиться, что другая установка будет лучше отвечать его ценностям и представлению о Я.

4. Функция психологической защиты. Об установках, которые защищают нас от тревожности или от угрозы нашему самоуважению, говорят, что они выполняют функцию психологической защиты. Понятие психологической защиты ведет свое начало от психоаналитической теории Зигмунда Фрейда. Один из описанных Фрейдом механизмов такой защиты называется проекцией: индивид подавляет свои неприемлемые импульсы и затем выражает враждебное отношение к тем людям, у которых он замечает наличие тех же самых импульсов. Например, человек, боящийся собственных гомосексуальных чувств, может отрицать и подавлять их, а затем проявлять враждебность к гомосексуалистам.

5. Функция социального приспособления. Об установках, помогающих нам чувствовать себя частью социального окружения, говорят, что они служат функции социального приспособления. Реальное содержание таких убеждений и установок менее важно, чем наделяемые ими социальные узы. В той степени, в какой установки выполняют преимущественно функцию приспособления, они меняются, когда меняются социальные нормы.

27. Социальное влияние.

Социальное влияние имеет место в том случае, если в результате взаимодействия повторный ответ человека на некую проблему более сближается с ответом другого, чем с собственным первоначальным, т. е. поведение одного человека становится подобно поведению других людей.

В связи с проблемой социального влияния следует различать понятия конформности и внушаемости.

Конформность — это подверженность человека групповому давлению, изменение своего поведения под влиянием других лиц, сознательная уступчивость человека мнению большинства группы для избежания конфликта с ней.

Внушаемость (или суггестия) — непроизвольная податливость человека мнению других лиц или группы (человек и сам не заметил, как изменились его взгляды, поведение, это происходит само собой, искренне)

Различают:

1. Внутреннюю личную конформность (усваиваемая конформная реакция): мнение человека действительно меняется под воздействием группы, он соглашается, что та права, и изменяет свою первоначальную позицию в соответствии с групповой, впоследствии демонстрируя усвоенное групповое мнение, поведение и при отсутствии группы.

2. Внешняя, публичная конформность: демонстративное согласие с группой по разным причинам (чаще всего чтобы избежать конфликтов, неприятностей лично для себя или близких людей при сохранении собственного мнения в глубине души).

Исследования показали, что внушаемость и конформизм в той или иной степени присущи каждому человеку с детства и до конца жизни, но на степень их выраженности влияют возраст, пол, профессия, состав группы и пр.

Факторы уступления группе:

1. Особенности самого человека: в подростковом, юношеском возрасте конформизм самый высокий, потом снижается, после 25 лет остается у каждого на устойчивом уровне, причем у женщин он выше, чем у мужчин, но, впрочем, не всегда. Уровень конформности зависит и от профессиональной деятельности человека. Так, он высок у музыкантов из оркестра (70%), а у военных выше, чем у инженеров.

2. Влияют характеристики самой проблемы стимульного материала: чем он сложнее, амбивалентнее, тем чаще проявляется конформность. Категориальные, качественные стимулы (а не количественные характеристики стимулов) увеличивают способность сопротивляться давлению группы.

3. Масштаб группы. Вначале предполагали, что увеличение его приводит к росту конформности, но оказалось, что когда к большинству присоединяется еще один человек, у «наивного» испытуемого конформность усиливается. Конформность возрастает с увеличением группы лишь до определенного предела (3—5—7 человек), после чего не растет. Влияет и степень согласия большинства. Так, при разрушении единства группового мнения человек более смело сопротивляется его давлению.

4. Взаимоотношения человека и группы. Чем выше степень приверженности человека группе, тем чаще проявляется конформность. Но из этого правила есть исключение: вопрос в том, ищет ли человек принятия со стороны группы? Если он этого хочет, то чаще уступает группе, и наоборот: если не дорожит ею, то смелее сопротивляется давлению. Индивиды с более высоким статусом в группе (лидеры) способны довольно сильно сопротивляться ее мнению, ведь лидерство связано с некоторыми отклонениями от групповых шаблонов. Наиболее подвержены их давлению индивиды со средним статусом; лица из полярных категорий более способны сопротивляться групповому давлению.

Чрезмерный конформизм — явление психологически пагубное. Тогда человек, как «флюгер», следует за групповым мнением, не имея собственных взглядов, выступая марионеткой в чужих руках, либо реализует себя в качестве лицемерного приспособленца, способного многократно менять поведение и внешне высказываемые убеждения в соответствии с тем, «откуда ветер дует», в угоду «сильным мира сего». По мнению западных психологов, многие советские люди сформированы в направлении такого повышенного конформизма.

Положительное значение конформизма состоит в том, что он выступает механизмом сплочения человеческих групп, человеческого общества и механизмом передачи социального наследства, культуры, традиций, социальных образцов поведения, установок.

28. Психология конформизма.

29. Внешние и внутренние факторы конформизма.

1. Внешние (угроза) -группа ненавидит инакомыслие.

Внутренние

· Информационное влияние - вызывает ощущение безопасности и предсказуемости мира, типа человек сам управляет своей судьбой

· Процесс самокатегоризации -мы бессознательно определяем себя как представителя к-л группы и действуем в соответствии с ней.

30. Эксперимент в социальной психологии.

Особенно бурным развитием экспериментальных исследований были обозначены 20-е годы XX в., получившие название «период экспериментального бума». Перед психологами тогда стояло чрезвычайно серьезное испытание — показать себя компетентными учеными, и в этом аспекте создание теории считалось менее значимым мерилом компетентности ученого, чем демонстрация экспериментального результата. Первые социально-психологические исследования противопоставлялись спекулятивном и кабинетном подходам, которые сложились в XIX в. Однако постепенно это сформировало у части социальных психологов антитеоретическую позицию, когда из науки была вытеснена не только спекуляция, но и вообще теория. К последним теоретикам, который предложил «общую теорию социального поведения», способную объяснить всю совокупность социальных феноменов, принадлежит Курт Левин.

Социальные психологи постоянно совершенствуют свои методы, лабораторные процедуры, математические методы обработки данных, однако для их деятельности важным является социальная направленность исследования, а также то, что на языке профессионалов называют «социальное видение».

Существенными признаками расцвета социальной психологии является то, что ее охотно изучают студенты в университетах, профессия социального психолога популярна, печатается много трудов, учебников, а работодатели предлагают социальным психологам много вакансий. Однако сегодня социальные психологи выражают недовольство состоянием развития теории и исследований.

При проведении социально-психологического эксперимента социальные психологи обращают внимание на следующие важные проблемы:

1) непостоянство социальных явлений, что делает невозможным открытие каких-либо законов;

2) существование свободы воли, что позволяет человеку определять собственную судьбу вместо того, чтобы «подчиняться научным законам»;

3) зависимость законов от конкретной культурной среды, что делает невозможным проявление универсальных законов;

4) относительность законов, их временный характер;

5) влияние ценностей ученого на выбор социальных явлений, интерпретацию и изложение фактов;

6) трудности экспериментирования в социальных науках и трудности контроля за изучаемыми переменными;

7) проблема существования открытого общества, в котором новая информация постоянно оказывает непредсказуемое влияние на людей;

8) способность людей узнавать о гипотезах социальных наук и произвольно изменять свое поведение с целью отбросить эти гипотезы.

31. Экспериментальные исследования Шерифа, Аша, Шехтера.

Шериф: изучал влияние недостатка информации. Чел находился в тёмной комнате и смотрел на источник света. Через к-то время ему начинает казаться, что свет смещается. это возникает от того, что источник света только один, и рядом нет другой светлой точки чтобы сопоставить. Если участника спрашивали одного, он говорил что свет сместился незначительно, если в группе, которая говорила о большем смещении, испытуемый говорил так же. человек типа получает инфу от "знающих людей"

Аш: группа 7 человек, где 1- испытуемый. для оценки 2 карточки. 1я- эталон с одной линией, 2я с тремя линиями для сравнения какая больше подходит. испытуемые дали 32% неверных ответов.

Шехтер: "эффект отторжения инакомыслия в группе". группа из 9ти человек, 3е- сообщники. 1й- конформист, 2й- перебезчик, 3й- деседент. Обсуждают ситуацию о наказании несовершеннолетних. Вся группа дрочила деседента. В конце участники оценивали друг друга, самое отрицательное мнение - о деседенте, самое лучшее - о конформисте. Вывод: несогласие с группой приводит к отвержению и изоляции.

32. Психология подчинения. Эксперимент Милграма.

В экспериментах американского психолога Милгрэма испытуемые в роли «учителей» наказывали током «учеников» — жертв, и 66% испытуемых продолжали принимать участие в эксперименте даже при сильных болевых ощущениях, обмороках «жертвы». Почему они не отказались от эксперимента?

При взаимодействиях у человека возникают состояния двух типов:

1. Автономное состояние личности, чувство личной ответственности за все, что вокруг происходит.

2. Человек представляет себя занимающим определенную ступень в иерархической лестнице, включенным в иерархическую систему, и потому полагает, что ответственность за его поведение несет индивид, который находится на более высокой ступени этой иерархии, — это феномен диффузии ответственности, или атрибуции ответственности, приписывания ее другому лицу, а не себе.

Так и в этом эксперименте многие испытуемые воспринимали экспериментатора как человека, который обладает более высоким статусом, и, значит, именно этот человек несет ответственность за все происходящее. Такая внутренняя позиция приводит к некритическому, безоговорочному подчинению авторитету лиц, занимающих более высокое социальное положение, даже если их указания противоречат требованиям закона, нравственности, да и самим взглядам, установкам конкретного человека.

33. Теории лидерства: врожденых черт лидера, лидерство как ф-ия развития группы, лидерство как ф-ия ситуации, управленческая.

харизматическая теория - психологическая теория, в которой доказывается, что, для того чтобы стать хорошим лидером, необходимо обладать особенным, врожденным набором так называемых лидерских качеств.

лидерство как ф-ия развития группы - (Г. Хомманс и др.), в которой лидер понимается как лицо, в наибольшей степени отвечающее социальным ожиданиям группы и наиболее последовательно придерживающееся ее норм и ценностей.

лидерство как функция ситуации -(Р. Бейлс, Т. Ньюком, А. Хейр). Наблюдая, как одни и те же люди в разных группах могут занимать разное положение, играть в них различные роли (ребенок может быть «лидером» среди ребят своего двора и «ведомым» в классе; учитель может быть «лидером» в школе и лишаться этого положения в семье), ее авторы сделали вывод, что лидерство является не столько функцией личности или группы, сколько результатом сложного и многопланового влияния различных факторов при вхождении в различные ситуации.

управленческая теория -(К. Левин, Р. Липпит и др). за основу классификации принимается стиль руководства: авторитарный, директивный или же демократический, либеральный.

34. Типология лидеров.

1) Лидер организатор/лидер вдохновитель

2) Эмоциональный/Инструментальный

3) По стилю управления:

· авторитарный

· демократический

· либеральный

4) Универсальный/Ситуативный

35. Практические приложения социальной психологии.

36. Приёмы и методы социально-психологического познания.

1. Эвристики. Амос Тверски и Дэниэл Канеман определяют эвристики как типичные приемы образования суждений в условиях недостаточной или неопределенной информации. Сразу уточним, что эвристики необязательно и не всегда приводят к ошибочным выводам

Виды эвристик:

· Эвристика представительности - она отражает такие особенности нашего восприятия, как преувеличение значения одних деталей, черт и характеристик и преуменьшение или вообще игнорирование других. Если, например, обычному человеку предложить определить, какая из книг является значительным, фундаментальным, научным трудом (одна объемом в школьную тетрадь, другая — в тысячу с лишним страниц), то какую он выберет? Вероятнее всего, массивный фолиант, т.к. значительный, да к тому же фундаментальный научный труд ассоциируется у большинства людей с чем-то большим и объемным. Этот выбор может быть верным, а может быть и нет.

· Эвристики доступности - готовые примеры из собственного жизненного опыта или имеющиеся знания, на которые мы полагаемся при вынесении суждений. Другими словами, эвристики доступности отражают тот факт, что столкнувшись с каким-либо явлением и пытаясь его понять, мы используем наиболее дос-тупные знания, имеющиеся у нас в памяти и подходящие к случаю. Например, если человека спросить, доброе или злое животное собака, то, вероятно, ответ будет зависеть либо от опыта общения с этим животным, либо от тех знаний о собаках, которыми он располагает

2. Ложный консенсус. Эта тенденция — считать, что большинство людей разделяет наши установки, убеждения и ведет себя точно так же, как мы сами, получила в американской социальной психологии название ложного консенсуса. Заняв такую позицию, человек как бы помещает себя в центр мира и начинает полагать естественным, разумным и нормальным только то, что думает и делает он сам, поскольку, как он считает, так думают и поступают все. Исходя из ложного консенсуса, человек может заявлять, что есть две точки зрения: его собственная и неправильная.

3. Каузальная атрибуция (теория приписывания причин) Мы ищем и находим причины действий и поступков, причем как своих собственных, так и поведения других людей. При этом в своей повседневной жизни мы, как правило, редко используем научно выверенную методологию. Так что чаще всего мы не ищем причины событий, а скорее, приписываем их. Этот процесс называется каузальной атрибуцией. Первая, наиболее простая модель атрибуции была разработана Фрицем Хайдером ней выделялось два вида атрибуции:

· диспозиционная (когда причины событий усматриваются в

самом человеке)

· ситуационная (причины обнаруживаются в ситуации).

 

37. Процесс восприятия и понимания человека человеком.

Типичные ошибки:

1. Эффект ареола

2. эффект новизны (сведения, предъявленные в 1ю очередь)

3. эффект снисходительности

4. социальный стереотип

5. эффект установки

6. каузальная атрибуция (приписывание причин поведения)

Факторы привлекательности:

1. детскость

2. красота

3. пространственна близость

4. сходство

5. вежливость и лесть

6. взаимная симпатия

38. Факторы социальной перцепции.

1. возраст

2. личностная зрелость

3. проф. фактор

4. темперамент

39. Эффект стереотипизации.

Стереотипизация – это построение образа на основе уже существующего, устойчивого представления, например, о членах определенной социальной группы. Стереотипизация имеет два различных следствия. С одной стороны она упрощает процесс построения образа другого человека, сокращает необходимое на это время. С другой стороны – при включении этого механизма может произойти сдвиг в сторону какой-либо оценки воспринимаемого человека и тогда это порождает предубеждение или, напротив, переоценку реальных свойств объекта восприятия.

Стереотипы конкретны. Они влияют на принятие решение нередко вопреки логике. В зависимости от характера установки (позитивной или негативной) стереотипы подсказывают одни доводы и вытесняют другие, противоположные первым. Стереотипы бывают: положительными, отрицательными и нейтральными (стереотипы “известности, но безразличия”).

Гендерные стереотипы:

Возрастные стереотипы:

Этнические стереотипы:

Профессиональные

Структура:

· когнетивные

· эмоцион

· поведенческие

40. Культурно-философская психопатология личности. Теория К. Хортни.

понятие базальной тревоги переживание враждебности мира по отношению к человеку. С точки зрения влияния культуры базальная тревога определяется противоречивыми ценностями и что особенно характерно для развеивающихся культур. Это приводит к патологическим вн конфликтам. Тревога из за отношений с родителями- Базальное зло. В результате ребенок оказывается во вн противоречивой ситуации. Т.е. он любит родителей привязан к ним но переживает их враждебность и собственную безсознательную ответную агрессивность. Выделяют 3 основные тендеции личности: стремление к людям, против людей, от людей. Характерны для здоровой личности. невротик только одна. Это приводит в возрастанию тревоги.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...