Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Определение нагрузок и воздействий




· Вертикальная нагрузкаот собственного веса вспомога­тельных сооружений и устройств определяется по специфика­циям, приведенным в проекте этих сооружений, или по проектным объемам и объемным весам материалов и грунтов, приведенным в прил. 3, 4, 5, 7 и 8.

В ряде случаев должно быть учтено и гори­зонтальное воздействие вертикальной нагрузки (распор, на­тяжение и т. п.).

Распределение нагрузки от собственного веса в рассчиты­ваемых конструкциях принимается:

а) в настилах, поперечинах, прогонах, насадках, балоч­ных и кружальных фермах, коробках опалубки и других линей­ных элементах – равномерным по длине конструкции, если действительная неравномерность не превышает 10 % средней величины;

б) в стойках подмостей, пирсов, опор, подкрановых эста­кад и других поддерживающих конструкциях – равномерным между всеми стойками рамы или опоры;

в) в прочих конструкциях – по фактическому весу отдель­ных ее частей.

· Вертикальное давление от веса грунта Р, тс/м2, при расчете ограждения котлованов, подпорных стенок и т. п. определяет­ по формуле

 

Р = g Н, (4.1)

 

где g – объемный вес грунта, т/м3; Н – расчетная толщина слоя грунта, м.

· Горизонтальное (боковое) давление грунта на огражде­ния котлованов определяется согласно рекомендациям разд. 6. Эти рекомендации применяются также при опре­делении горизонтального давления на подпорные стенки вре­менного типа.

 

· Гидростатическое давление воды учитывается для частей
сооружений и грунтов, расположенных ниже уровня поверхностных или грунтовых вод, путем уменьшения веса частей сооружений и введения в расчет бокового давления воды, а также давления воды на днища
(подушки).

Уровень воды принимается невыгоднейший – наинизший или наивысший возможный вероятностью превышения 10 % для периода производства данного вида работ (разд. 6).

Уровень воды, давящей на ограждения котлованов, опре­деляется с учетом рекомендаций (см. разд. 6).

Гидростатическое давление воды Р, тс/м2, в любом направлении
определяется как

Р = g Н, (4.2)

 

где g – объемный вес воды, принимаемый 1 тс/м3; Н – расчетная высота слоя воды, м.

 

· Гидродинамическое давление воды на подводную часть конструкции ВВСУ NВП, кг, принимается в виде

NВП = NЛ + NТ, (4.3)

 

где NЛ – лобовое давление воды, кгс,

NЛ = 50 φ0 F V2; (4.4)

 

NТ – сила трения воды по поверхности плавающего те­ла в кгс, принимаемая равной

NТ = f S V2; (4.5)

 

V – средняя скорость те­чения воды, принимаемая для неподвижных конструкций по данным поплавковых наблюдений и измерений вертушкой в пределах го­ризонта погружения; для перемещающихся конст­рукций V – относительная скорость перемещения воды и плавающего тела, м/с.

В случае, если подводная часть конструкции (плавсистемы) стесняет живое сечение более чем на 10 %, необходимо учитывать возрастание скорости водного потока; j – коэффициент, учитывающий степень обтекаемости погруженного в воду тела, принимаемый для за­остренных или закругленных в плане очертаний рав­ным 0,75, а для прямоугольных очертаний –1; f – коэффициент, характеризующий трение воды по
по­верхности по груженного тела, принимаемый для металлических
поверхностей равным 0,17, для дере­вянных – 0,25, для бетонных –
0,20 кгс × с24; F – подводная площадь по миделю (наиболее широкому поперечному сечению), м2; S – площадь смоченной поверхности (поверхность трения воды), м2.

Значения F и S принимаются:

а) для плашкоутов и барж

F = t B, S = L (2t + B);(4.6)

 

б) бездонных ящиков, кессонов и т. п.

 

F = (H + 0,5 ÷ 1) B, S = L [ 2 (H + 0,5 ÷ 1) + B ], (4.7)

где t – осадка плашкоута или баржи, м; H – глубина воды в месте опускания бездонного ящика или кессона, м; В – ширина плашкоута, баржи, бездонного ящика, кессона, м; L – длина плашкоута, баржи, бездонного ящика, кессона, м.

При V > 2 м/с учитывают повышение уровня воды у сооружения

 

∆H = , (4.8)

 

где g – ускорение силы тяжести, м/с2.

При косине течения, когда продольная ось тела составляет с направлением струй угол, отличный от 0°, лобо­вое давление воды NЛ должно исчисляться не по площади миделя, а по проекции погруженной в воду части плавучего тела на плоскость, нормальную к направлению течения.

Кроме давления текущей воды должна учитываться на­грузка от воздействия волн в размере 0,03 тс/м для рек ши­риной до 300 м и 0,12 тс/м при ширине 500 м.

При производстве работ на акваториях с большими высотами волн (озера, водохранилища, широкие реки) должен произ­водиться более точный расчет волнового давления в соответ­ствии СНиП 2.06.04-82* «Нагрузки и воздействия на гидро­технические сооружения (волновые, ледовые и от судов)».

· Воздействие искусственного регулирования усилий в конструкциях вспомогательных сооружений учитывается в случаях, предусмотренных проектом (например, придание плашкоутам первоначально обратного выгиба соответствую­щим порядком их балластировки). Величина усилий устанав­ливается при составлении проекта.

 

· Вертикальная нагрузка на ВВСУ от веса возводимых мостовых конструкций, а также строительных материалов и других грузов определяется по спецификациям или объ­емам и объемным весам материалов, приведенным в проекте конструкции.

При реконструкции существующих мостов вес конструкций должен определяться с учетом их фактического состояния.

В случае необходимости должно быть учтено и гори­зонтальное воздействие вертикальной нагрузки (распор, натя­жение и др.).

Вес возводимых конструкций, передаваемый на вспомога­тельные сооружения (сборочные клетки, прогоны и т. п.), до­пускается принимать равномерно распределенным по длине, если фактические колебания его по длине не превышают 10 %.

При устройстве нескольких (более двух) прогонов, рядов сборочных клеток и т. п. в плоскости поперечной к оси моста нагрузка от возводимых конструкций принимается равномер­но распределенной в поперечном направлении, если крутиль­ная жесткость возводимой конструкции равна или больше кру­тильной жесткости вспомогательных сооружений.

Вес устанавливаемых или укладываемых кранами на вспомогательные сооружения (подмости и т. п.) элементов и гру­зов (за исключением бетона) учитывается с динамическим коэффициентом, равным 1,1.

 

· Вертикальная нагрузка на ВВСУот копров, монтажного оборудования и транспортных средств прини­мается по паспортным данным и каталогам. Нагрузку от вагонов и тепловозов, обращающихся по сети, следует определять, пользуясь эквивалентными нагрузками, а от кон­сольных кранов – по прил. 9. Нагрузка от нестандартного оборудования определяется по проектной документации данного оборудования.

Копры, монтажное и транспортное оборудование должны быть установлены в положение, вызывающее наибольшие си­ловые воздействия на конструкции вспомогательных сооруже­ний, их элементы и соединения (например, при минимальном вылете и максимальном весе груза или максимальном вылете и минимальном весе груза, без груза, при различном положе­нии стрелы в плане и наклоне стрелы копра).

При производстве монтажных работ вес наклоняющейся стрелы крана и вес подвешенных к нему элементов следует принимать с динамическим коэффициентом, равным 1,2 – при весе элементов до 20 т и 1,1 при большем весе.

При производстве свайных работ применяются следующие динамические коэффициенты:

для веса свай во время подъема........................................................ 1,4

для веса наклоняющихся стрел копра (крана).................................. 1,2

для веса молота при подъеме............................................................. 1,3

Вертикальные нагрузки на отдельные ноги (колеса) кра­нов должны определяться с учетом распределения веса кра­на и груза, а также с учетом действия горизонтальных нагру­зок (тяговых, ветровых, инерционных), действующих на кран. При этом места приложения отдельных нагрузок (тяговых, ветровых, инерционных) принимаются в соответствии с условиями работы крана.

· Нагрузка от людей, инструмента и мелкого оборудования при расчетах ВВСУ учитывается в виде:

а) равномерно распределенной вертикальной нагрузки интенсивностью 250 кгс/м2 – при расчете досок опалубки плит и неинвентарных средств подмащивания (подвесные подмости, площадки, люльки, проходы и пр.), а также непосредственно поддерживающих их конструк­ций. Инвентарные средства подмащивания рассчитываются по специальным указаниям;

б) равномерно распределенной вертикальной нагрузки интенсивностью 200 кгс/м2 – при расчете рабочих подмостей, вре­менных опор, пирсов, рабочих мостиков с длиной загружае­мого участка менее 60 м и интенсивностью 100 кгс/м2 при длине загружаемого участка 60 м и более. Указанной нагруз­кой загружаются участки, не занятые монтируемой (бетони­руемой) конструкцией;

в) нагрузки, равной 75 кгс/м для железнодорожных мостов и 10 кгс/м2 для автодорожных мостов при загружении собираемых пролетных строений;

г) сосредоточенной горизонтальной нагрузки величиной 70 кгс, приложенной посередине пролета между стойками пе­рил или к стойке перил.

Доски опалубки и настилов подмостей, ступени лестниц, а также непосредственно поддерживающие их конструкции, независимо от расчета на нагрузки, указанные выше, прове­ряются на сосредоточенный груз величиной 130 кгс. При ши­рине доски менее 15 см нагрузку распределяют на две доски (при условии сплачивания их поперечными планками).

Нагрузка для крюков, служащих для подвешивания лест­ниц, принимается равной 200 кгс.

Нагрузка (от материалов, инструмента, рабочих) для подвесных люлек на одного рабочего принимается равной 120 кгс, на двух рабочих – 250 кгс.

Каждая тетива приставных лестниц рассчитывается на сосредоточенный груз 100 кгс.

· Величина силы трения N при перемещениях пролет­ных строений, бездонных ящиков, подкрановых и подкопровых тележек кранов и копров и др. по горизонтальной плос­кости определяется по формулам:

а) при перемещении по рельсам на подкладках (салаз­ках) или по бетонному, грунтовому и деревянному основанию

 

N = f1 P;(4.9)

 

б) при перемещении по рельсам на катках

 

N = k ; (4.10)

 

в) при перемещении по рельсам на тележках с подшипни­ками скольжения

N = ;(4.11)

 

то же с подшипниками качения

 

N = ;(4.12)

 

г) при перемещении по полимерным устройствам сколь­жения

 

N = f 5 P, (4.13)

 

где P – нормативная нагрузка от веса перемещаемой конструкции (механизма), тс; f 1 – коэффициент трения скольжения, принимаемый по прилож. 5; f 2 – коэффициент трения качения катка (колеса) по рельсам, принимаемый по табл. 4.3; f 3 – коэффициент трения скольжения в подшипниках, принимаемый равным от 0,05 до 0,10 см; f 4 – коэффициент трения качения в подшипниках, равный 0,02 см; f 5 – коэффициент трения скольжения для полимерных материалов, принимаемый по табл. 4.4; R1 радиус катка, см; R2 радиус колеса, см; k = 2 – коэффициент, учитывающий влияние местных неровностей рельсов и катков, их перекоса, непараллельности накаточных путей и прочих факторов, вызывающих возрастание сопротивления движению; r – радиус оси колеса, см.

Таблица 4.3

Коэффициент трения качения

Диаметр катка (колеса), мм 200–300 и менее 400–500 600–700   900–1000
Коэффициент трения качения, f 2, см 0,04 0,06 0,08 0,10 0,12

 

Таблица 4.4

Коэффициент трения полимерных устройств скольжения

Материал трущейся пары Давление, кгс/см2 Коэффициент трения f 5 при температуре
отрицательной положительной
Полимерный лист + фторопласт <100 >100 0,12 0,09 0,07 0,06
Полимерный лист + нафтлен <100 >100 0,12 0,10 0,07 0,06
Полимерный лист + металлофторопласт <100 >100 0,12 0,12 0,08 0,08
Полимерный лист + полиэтилен ВП <100 >100 0,18 0,12 0,10 0,06

 

Примечания. 1.В таблице указаны значения коэффициента трения при трогании с места. При скольжении значения f 5 понижаются в среднем до 80 %.

2. При замене полированного листа листом, покрашенным эмалью, значения коэффициента трения увеличиваются на 10 %.

 

· Инерционная горизонтальная нагрузка на ВВСУ, направлен­ная вдоль кранового (копрового) рельсового пути, должна приниматься равной 0,08 собственного веса любого элемента крана (ноги, ригеля, тележки, груза) и приложенной в центре тяжести соответствующего элемента.

При перекосе и заклинке ног крана продольная нагрузка принимается равной 0,12 нормативной вертикальной нагрузки на ведущие колеса передвигающейся ноги и приложенной к головке рельсов подкранового пути. Направление усилий на заклиненной и передвигающейся ноге принимается противо­положным.

Нормативная горизонтальная нагрузка, направленная по­перек кранового пути и вызываемая торможением тележки, должна приниматься равной 0,05 суммы весов груза, веса те­лежки и канатов грузового полиспаста.

Инерционные горизонтальные нагрузки Т, тс, возникающие при остановке механизма вращения крана (копра), принимаются:

а) от собственного веса стрелы

 

T =;(4.14)

 

б) суммы весов груза, грузового блока и канатов грузового полиспаста

T = 2; (4.15)

где GС – вес стрелы, приведенный к оголовку, т; GГР – сумма весов груза, грузового блока и канатов гру­зового полиспаста, т; a² – величина замедления вращательного движения, м/с2, определяемая по формуле

 

a² = ,(4.16)

 

где n – скорость вращения платформы крана (копра), об/мин; – вылет стрелы, м; t – время остановки, с, определяемое по табл. 4.5.

 

Примечания.

1. В вес груза включаются веса грузозахват­ных устройств, траверс и оттяжек.

2. При подъеме груза двумя или более грузозахватными меха­низмами должна учитываться неравномерность передачи веса груза, если она может иметь место по условиям производства работ.

 

Инерционная сила Т прикладывается к оголовку стрелы.

Нагрузка от торможения автомашин и автокранов (при скоростях
не свыше 30 км/ч) принимается равной 0,25 Ра, где Ра – вес автокрана (автомашины), и 0,З Р г, где Р г – вес гусеничного крана (трактора, бульдозера). При скоростях ме­нее 5 км/ч тормозную нагрузку допускается
не учитывать.

Таблица 4.5

Время остановки механизма вращения крана

Вылет стрелы , м   7,5          
Время остановки t, с   1,5 2,5        

 

Примечание. Для промежуточных значений определяются по интерполяции

 

· Нагрузки от укладки и вибрирования бетонной смеси принимаются:

а) вертикальные – от вибрирования бетонной смеси – 200 кгс/м2 горизонтальной поверхности опалубки;

б) горизонтальные (на боковую поверхность опалубки):

от давления свежеуложенной бетонной смеси – по табл. 4.6;

от сотрясения при выгрузке бетонной смеси – по табл. 4.7;

от вибрирования бетонной смеси – 400 k3, кгс/м2,

где k3 – коэффициент, учитывающий неодновременную рабо­ту вибраторов по ширине бетонируемого изделия и вводимый в расчет прогонов и стоек опалубки; k3 = 1 – для изделий шириной 1,5 м и менее и изделий, уплот­няемых с помощью наружных вибраторов; k3 = 0,8 – для изделий шириной свыше 1,5 м.

 

 

Таблица 4.6

Горизонтальные нагрузки
от давления свежеуложенной бетонной смеси

Способ укладки и уплотнения бетонной смеси Расчетная формула для опре­деления максимальной вели­чины бокового давления Пределы применения формулы
При помощи внут­ренних вибраторов р = g Н НR, V < 0,5
То же р = g (0,27V + 0,78) k1 k2 V ≥ 0,5 при условии, что Н ≥1
При помощи на­ружных вибраторов р = g Н V < 4,5, H ≤2 R1
То же р = g (0,27 V + 0,78) k1 k2 V > 4,5 при условии, что H > 2 м
Подводное бетонирование методом впт р = hД (g – 1000)

 

В табл. 4.6 обозначено: р – нормативное максимальное боковое давление бетонной смеси, кгс/м2; g – объемный вес бетонной смеси (g =
= 2350 кгс/м3 для тяже­лого бетона); H – высота уложенного слоя бетона, оказывающего давление на опалубку (но не более слоя, уложенного в течение 4 ч); V – скорость бетонирования (по вертикали), м/ч; R – радиус действия внутреннего вибратора, м; R1 – радиус действия наружного вибратора, м; k1 коэффициент, учитывающий влияние консистенции бетон­ной смеси:

при осадке конуса 0 – 2 см k1 = 0,8,

при осадке конуса 4 – 6 см k1 = 1, 0,

при осадке конуса 8 – 12 см k1 = 1,2;

k2 коэффициент, учитывающий влияние температуры бетон­ной смеси:

для смеси с температурой 5 – 7 °С k2 = 1,15,

для смеси с температурой 12 – 17 °С k2 = 1,0,

для смеси с температурой 28 – 32 °С k2 = 0,85;

hД – высота «действующего столба» подводного бетона принимается hД = kI, м, где k – показатель сохранения по­движности бетонной смеси в часах; I – скорость бетони­рования, м/ч.

 

Примечания.

1. Ориентировочно принимается: радиус дей­ствия внутренних вибраторов
R = 0,75 м, наружных вибраторов R1 = 1 м.

2. В случае, если температура бетона не известна, то k2 = 1,0.

3. Показатель подвижности бетонной смеси k следует принимать не менее 0,7–0,8 ч, а интенсивность бетонирования I не менее 0,3 м/ч.

 

 

Таблица 4.7

Горизонтальные нагрузки от сотрясения
при выгрузке бетонной смеси, g

Способ подачи бетонной смеси в опалубку Горизонтальная нагрузка на боковую опалубку, кгс/м2
Спуск по лоткам и хоботам, а также непосредственно из бетоновозов Выгрузка из бадей емкостью: от 0,2 до 0,8 м3 включительно более 0,8 м3    

 

Для поверхности форм, наклонных в сторону изделия, дав­ление бетонной смеси определяется путем умножения горизон­тального давления бетонной смеси на синус угла наклона поверхности формы к горизонту. При угле наклона менее 30° к горизонтали давление бетонной смеси на форму не учитывается.

· Воздействие домкратов на конструкции ВВСУ, при регулировании напряжения или вы­правке положения и строительного подъема монтируемых (возводимых) конструкций, определяется как опорное давле­ние на домкраты от нормативных нагрузок плюс дополни­тельное устанавливаемое проектом конструкции усилие, необходимое для регулирования в ней напряжений или положе­ния.

Определение опорных давлений (реакций на домкраты) от монтируемой конструкции производится по расчетной схеме, имевшей место к началу регулирования напряжений или вы­правки положения и строительного подъема, независимо от предшествовавшего порядка монтажа и распределения уси­лий (указанными факторами нельзя пренебречь при расчете самой конструкции).

· Действующее в перпендикулярном направлении передвижки надвигаемой конструкции боковое усилие Н от перекоса катков, от давления на боковое ограждение и от непараллельности нака­точных путей определяется по формулам:

а) при перемещении по пирсам на тележках с устройст­вом подвижного опирания одного конца пролетного строе­ния, а так же при неподвижном опирании обоих концов пролет­ного строения

 

H = 0,015 Р; (4.17)

 

б) при продольном перемещении на катках

 

H = 0,03 Р; (4.18)

 

в) при перемещении на полимерных устройствах скольжения

 

H = 0,03 R, (4.19)

где Р – нормативная нагрузка от веса надвигаемой конструк­ции; R – нормативная опорная реакция от веса надвигаемой конструкции.

 

Примечание. При поперечной передвижке элементов распорных арок (сводов) устройство подвижного опирания одного конца передвигаемого элемента и его проверка на прочность при изменяющейся статической схеме являются обязательными.

 

· Значение статической составляющей ветровой на­грузки q , кгс/м2, нормальной к расчетной поверхности вспомогательных сооружений, монтажных приспособлений, механизмов и возводимых мостовых конструкций определяет­ся по формуле

 

q = q0 k c, (4.20)

 

где q0 – скоростной напор ветра, кгс/м2; с – аэродинамический коэффициент; k – коэффициент, учитывающий изменение скоростного напора ветра по высоте (берется отдельно для каж­дого элемента сооружения с учетом его высоты).

Величины скоростного напора ветра q0 приведены в табл. 4.8, значения k и с – втабл. 4.9, 4.10.

Таблица 4.8

Нормативный скоростной напор ветра

Район РФ q0, кгс/м2
I II III IV V VI VII Горные районы БАМа на участке Кунерма – Чара Горные районы БАМа на участке Чара – Березовка  

 

Примечания. 1. Районирование территории РФ по ветровой нагрузке принято по СНиП 2.01.07-85 карта 3 прил. 5.

2. При проверке прочности и устойчивости сооружений на стадиях работы продолжительностью эксплуатации не более двух недель или в безветренный период (опалубка перед бетонированием, монтажная вышка перед загружением и т. п.) до­пускается величину нормативного скоростного напора принимать равной 0,8 от значений, приведенных в таблице.

3. Нормативный скоростной напор ветра принят для высоты над поверхностью земли до 10 м.

 

 

Для высоких сооружений с периодом собственных коле­баний более 0,25 светровая нагрузка должна определяться с учетом динамической составляющей, согласно указаниям главы СНиП 2.01.07-85 «Нагрузки и воздействия».

В случаях, когда скорость ветра при производстве работ ограничивается по условиям производства работ и техники безопасности, скоростной напор ветра принимается:

а) при расчете мощности тяговых обустройств и буксиров для установки пролетных строений на плавучих опорах – 9,0 кгс/м2 (из условия производства работ при ветре ско­ростью до 10 м/с);

б) при расчете:

– подмостей, опор, подкрановых эстакад и других устройств в процессе работы монтажных кранов;

– тяговых средств при перекатке (надвижке) про­летного строения;

– подъемных устройств в процессе подъемки про­летного строения;

– устройств, воспринимающих воздействие домкратов в про­цессе
регулирования напряжений или выправке положения и строительного подъема монтируемых конструкций – 18,0 кгс/м2 (их условия производства работ при ветре до 13 м/с).

Таблица 4.9

Изменение скоростного напора ветра по высоте

Высота расположения от межени (низшей точки суходола)        
Коэффициент k, учиты­вающий изменение скоростного напора ветра по высо­те для типов местности: А 1,00 1,25 1,55 2,1
Б 0,65 0,9 1,20 1,8

 

Примечания. 1. Местности типа А – открытые степи, лесо­степи, озера, водохранилища.

2. Местности типа Б – города, лесные массивы с высотой препят­ствий более 10 м.

 

Таблица 4.10

Аэродинамический коэффициент

Наименование элементов коэффициент с
Опалубка и подобные элементы, составные в горизонтальном сечении Сплошные элементы прямоугольного сечения Элементы круглого сечения Ванты и оттяжки Буксиры, баржи, суда Плашкоуты Горизонтальные поверхности (зоны отсоса) + 0,8 - 0,6 1,4 1,2 1,1 1,4 (поперек) 0,8 (вдоль) 1,4 - 0,4

 

Примечание. Для сооружений со сложным контуром до­пускается уточнять величину с согласно СНиП 2.01.07-85 «Нагрузки и воздействия».

 

Расчетную ветровую поверхность определяют по проект­ным контурам, т. е. площади проекции частей сооружения (силуэт судна, крап, копр) на вертикальную плоскость, перпендикулярную направлению ветра. Для решетчатых кон­струкций с однотипными элементами разрешается расчетную поверхность принимать равной площади фермы, вычисленной по ее наружному габариту со следующими значениями коэф­фициентов заполнения j:

а) для монтируемых пролетных строений со сквозными фермами:

– первая ферма – 0,2;

– вторая и последующая фермы – 0,15;

б) для вспомогательных сооружений:

– решетчатые башни из инвентарных конструкций – по табл. 4.11;

– решетчатые башни и стрелы кранов (копров) – 0,8.

Таблица 4.11

Коэффициент заполнения

Наименование инвентарных конструкций Коэффициент заполнения j при количестве плоскостей (ферм)
  4 и более
УИКМ-60 МИК-С 0,6 0,5 1,0 0,9

 

Для других решетчатых конструкций значения с и j должны определяться согласно табл. 8 СНиП 2.01.07-85 «Нагрузки и воздействия» [11].

· Горизонтальная продольная ветровая нагрузка на сквозные фермы монтируемых и вспомогательных сооружений принимается в размере 60 % и на балки со сплошной стен­кой – в размере 20 % от полной нормативной поперечной вет­ровой нагрузки.

На остальные сооружения и подъемно-транспортное обо­рудование продольная ветровая нагрузка определяется тем же порядком, как и поперечная ветровая нагрузка.

В конструкциях, имеющих развитые горизонтальные (на­клонные) плоскости (настилы, опалубки, навесы), должно учитываться образование зон разрежения и скоростного на­пора у горизонтальных (наклонных) плоскостей, вызываю­щее образование вертикальных (подъемных) усилий.

Эти усилия должны определяться, как и горизонтальная ветровая нагрузка при значениях с = – 0,4.

· Нагрузка от давления льда на защитные конструк­ции вспомогательных сооружений, подвергающихся по условиям производства работ ледовым воздействиям, на реках с ледоходом принимается (в тс на метр ширины опоры или ле­дореза):

а) при отсутствии режущего ребра – 50 hл, (55 hл – для рай­онов БАМ и севернее линии Красноярск – Воркута);

б) при наличии режущего ребра – 35 hл (40 hл – для районов БАМа и севернее линии Красноярск – Воркута), где hл – толщина льда.

Нагрузка от давления льда прикладывается вдоль реки на уровне высокого ледохода вероятностью превышения 10 %.

Для особо ответственных сооружений (опоры при полуна­весной сборке), а также при действии заторных масс льда и нагрузки от ледяных полей ледовая нагрузка должна опреде­ляться точными способами в соответствии с указаниями СНиП 2.06.04-82* «Нагрузки и воздействия на гидротехнические сооружения (волновые, ледовые и от судов)».

Величина hл принимается равной 0,8 от наиболь­шей за зимний период толщины льда вероятностью превыше­ния 10 %.

На реках, промерзающих до дна, учитывается толщина льда, наблюдаемая при осеннем ледоставе.

 

Примечание. Толщина льда, принятая в расчете, должна указываться в проекте. Если фактическая толщина льда будет боль­ше принятой в расчете, то необходимо применять дополнительные ме­ры при пропуске ледохода.

 

· Нагрузка от навала судов и плавсистем на вспомо­гательные сооружения или защищающие их устройства следующая:

– от обращающихся по реке судов – по табл. 4.12;

– от плавсистем, имеющихся на строительстве, согласно при­веденным ниже указаниям.

Таблица 4.12

Нагрузка от обращающихся по реке судов

Класс внутренних водных путей Нагрузка от навала судов, тс
вдоль оси моста со стороны пролета поперек оси моста со стороны
судоходного несудоходного верховой низовой, при отсутствии течения, и верховой
Т        
II        
III        
IV        
V        
VI        
VII        

 

Кинетическую энергию навала судна Ен, тс×м, при под­ходе его к причальному сооружению следует определять по формуле

 

Ен = ,(4.21)

 

где Dc – расчетное водоизмещение судна, тс; V – нормальная к поверхности сооружения составляю­щая скорости подхода судна, принимаемая в обычных условиях равной 0,2 м/с; – коэффициент, учитывающий поглощение кинетиче­ской энергии подходящего судна и равный 0,45, для сооружений на сваях.

Энергию деформации причальных сооружений допускается определить по формуле

Е = 0,7 ,(4.22)

 

где k – коэффициент жесткости причального сооружения в горизонтальном направлении, тс/м (ориентировочно k»200 тс/м); Нх поперечная горизонтальная нагрузка на причал от на­вала судовпри подходе к сооружению. Значения Нх определяют, приравнивая выражения (4.21) и (4.22).

Продольная нагрузка Ну, тс, от навала судна при под­ходе к сооружению должна определяться по формуле

 

Ну = f Нх, (4.23)

 

где f – коэффициент трения, принимаемый в зависимости от материла лицевой поверхности отбойного устройства: при поверхности из бетона или резины f = 0,5, при де­ревянной поверхности f = 0,4.

Нагрузка от навала на вспомогательные сооружения счи­тается приложенной посередине их длины или ширины на уровне рабочего горизонта воды, за исключением случаев, когда имеются выступы, фиксирующие уровень действия этой нагрузки, и когда при более низком уровне нагрузка вызы­вает более значительные воздействия.

· При расположении опор подмостей в пределах полот­на действующей автомобильной дороги ограждение опор дол­жно быть рассчитано на действие горизонтального усилия от наезда автомобиля. Нормативная величина этого усилия, приложенного на высоте 1,0 м над уровнем проезжей части, принимается равной 20 тс при условии ограничения скоро­стей грузовых автомашин до 25 км/ч.

· Воздействие осадки грунта в основаниях вспомога­тельных сооружений следует принимать по результатам рас­чета оснований.

· Осадка грунта учитывается при расчетах сборочных пла­зов на насыпях, опор сборочных подмостей при сборке (надвижке) по неразрезной схеме в тех случаях, когда осадка не исключается конструктивными мерами.

· Нагрузка от воздействия карчехода на защитные устройства определяется для уровня воды вероятностью пре­вышения 10 %:

а) от удара одиночного бревна Н, тс,

 

H = 1,5 V2, (4.24)

 

где V – скорость течения воды, м/с;

б) от навала и образования затора Рз, тс, по формуле

 

Рз = ВL 104(1,5 V2 + g ), (4.25)

 

где В и L – длина и ширина затора, м; g – интенсивность ветровой нагрузки, кгс/м2.

· Приведенные выше нормативные нагрузки и воздействия принимаются с коэффициентами надежности по нагрузке (перегрузки п), приведенными в табл. 4.13 для расчетов по пер­вому предельному состоянию.

Указанные в табл. 4.13 коэффициенты надежности учитывается по каждой строке одинаковыми в пределах це­лой части сооружения (пролетного строения, подмостей, пир­сов, промежуточных опор, призмы обрушения и т. п.), за исключением расчета на устойчивость положения конструк­ции. В этом случае коэффициенты надежности по нагрузкепринимают в соответствии с табл. 4.13 и с учетом рекомендаций подразд. 3.2.

Расчет поддерживающих конструкций на воздействие крановой нагрузки, а также нагрузки от транспортных средств, следует в необходимых случаях производить с учетом веса вспомогательных и монтируемых конструкций, а также строительных материалов и оборудования, подвешенных к крану, либо погруженных на транспортные средства. Вес этих конструкций, материалов и оборудования следует принимать с соответствующими коэффициентами надежности по нагрузке (см. табл. 4.13). Вышеизложенное следует применять и в случае использования грузоподъемных кранов номенклатуры Госгортехнадзора, при применении которых действительный вес груза и захватных приспособлений не должен превышать паспортной грузоподъемности крана при данном вылете стрелы (для стреловых кранов).

Таблица 4.13

Коэффициенты перегрузки

Нормативные нагрузки и воздействия Коэффициенты надежности по нагрузке (перегрузки п)
Вес стальных вспомогательных соору­жений, смонтированных из инвентарных и неинвентарных конструкций 1,1 и 0,9
Вес деревянных вспомогательных сооружений 1,2 и 0,9
Вертикальное давление от веса грунта 1,2 и 0,9
Горизонтальное давление грунта 1,2 и 0,8
Гидростатическое давление воды 1,0
Гидродинамическое давление воды 1,2 и 0,75
Воздействие искусственного регулирования усилий во вспомогательных сооружениях 1,3 и 0,8
Вес возводимых (монтируемых, бетонируемых или перемещаемых) мостовых конструкции 1,1 и 0,9
Вес строительных материалов и утепляющих слоев опалубок 1,3 и 0,9
Вес копров монтажного (грузоподъемного) оборудова­ния и транспортных средств 1,1 и 0,9
Вес людей, инструмента и мелкого оборудования 1,3 и 0,7
Усилие трения при перемещении пролетных строений и других грузов:  
на салазках 1,3 и 1,0
накатках 1,1 и 1,0
на тележках 1,2 и 1,0
на полимерных устройствах скольжения 1,3 и 1,0
Воздействие электролебедок при подъеме, опускании и передвижках грузов и конструкций 1,3 и 1,0
Нагрузки от укладки и вибрирования бетонной смеси 1,3
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...