Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правовая охрана товарных знаков и знаков обслуживания.




Товарные знаки и знаки обслуживания характеризуют товары и услуги, предлагаемые и реализуемые потребителю, их регистрация имеет своей целью защитить покупателя от недобросовестной торговли.

Закон «О товарных знаках и знаках обслуживания» определяет, что «товарный знак и знак обслуживания – это обозначение, способствующее отличию товаров и услуг одних юридических или физических лиц от однородных товаров или услуг других юридических или физических лиц.

В качестве товарных знаков регистрируются обозначения, которые могут быть представлены в графической форме: словесные, буквенные, цифровые, изобразительные, трехмерные, включая форму товара и его упаковку, другие обозначения и их комбинации. Товарный знак может быть зарегистрирован в любом цвете или цветовом сочетании.

Словесные знаки находят свое выражение в определенном слове, например, «Элема», «Фея», «Casio», которое может быть как фантазийным, так и элементом общепринятой лексики, например, «Верзтразь», «ДИФОР», «ТОРИМЭКС», словосочетаний «Express hotline”, “French collection”, “DKNY”, «Вечерний город», предложений «Ну-ка отними» и т.д.

Буквенные товарные знаки регистрируются в виде сочетания букв: “IBM”, “BP”, “UFT”, цифровые - в виде набора цифр – «777», «555» и т.д.

Изобразительные товарные знаки представляют собой рисунки самых разнообразных тем. Это различные символы, изображения животных, птиц, они строятся на использовании броских, лаконичных графических элементов.

Трехмерные или объемные товарные знаки имеют три измерения, длину, ширину и высоту (пачка сигарет, флакон духов).

Комбинированные товарные знаки представляют собой различные сочетания словесных и изобразительных элементов. Композиция таких знаков может представлять собой сочетание рисунка и слова, рисунка и букв, рисунка и цифр, слов и букв и т.д.

Закон предусматривает право на регистрацию коллективного знака. Коллективным знаком является товарный знак объединения юридических лиц, предназначенный для обозначения выпускаемых и реализуемых им товаров, обладающих едиными качественными или иными общими характеристиками.

Юридические и физические лица вправе зарегистрировать товарный знак в иностранном государстве или произвести его международную регистрацию в соответствии с международными договорами РБ.

Товарные знаки выполняют следующие функции:

- отличительная (обозначение производителя товара, организации по оказанию услуг)

- средство индивидуализации товаров и услуг (различие для однородных товаров)

- стимулирующая или качественная (товарный знак свидетельствует о качестве продукции)

- рекламная

Право на товарный знак и знак обслуживания охраняется государством. На основании решения о регистрации товарного знака патентный орган производит регистрацию знака в государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания. На зарегистрированный товарный знак выдается свидетельство, которое удостоверяет приоритет знака, исключительное право владельца на товарный знак (знак обслуживания), и содержит изображение знака.

Законом определены основания для отказа в регистраци знака. По абсолютным основаниям не допускается регистрация товарных знаков:

--не имеющих признаков различия (например, обозначения в виде отдельной буквы или цифры, не имеющих характерного графического исполнения, отдельной линии, простых геометрических фигур, математических знаков)

--вошедших во всеобщее употребление как обозначения товаров определенного вида (обозначения, ранее зарегистрированные в качестве товарных знаков)

--являющихся общепринятыми символами и терминами (условные обозначения, применяемые в науке и технике, символизирующие отрасль хозяйства)

Не допускается регистрация товарных знаков, состоящих только из обозначений, представляющих собой государственные гербы, флаги, эмблемы, официальные названия государств, межправительственных организаций и т.д.; товарных знаков тождественных или схожих до их смешения с товарными знаками, зарегистрированными в РБ, охраняемыми в РБ на основе международных договоров. Регистрация сходных до смешения обозначений допускается только при условии представления письменного согласия владельца такого знака. Не регистрируются в качестве товарных знаков обозначения, воспроизводящие известные в РБ в отношении однородных товаров фирменные наименования, принадлежащие другим лицам, промцышленные образцы, права на которые в РБ принадлежат другим лицам, наименования мест происхождения товаров, охраняемых в РБ, названия известных в РБ произведений науки и искусства, цитаты или их персонажи, произведения или их фрагменты без согласия обладателя авторского права, фамилии, имена, псевдонимы, портреты известных в РБ лиц в нарушение личных неимущественных прав этих лиц без согласия таких лиц.

Заявка на товарный знак (знак обслуживания) должна относиться к одному товарному знаку и содержать:

1. заявление о регистрации обозначения в качестве товарного знака с указанием заявителя, а также места его нахождения или места жительства

2. заявляемое обозначение

3. перечень товаров и услуг, для которых испрашивается регистрация

К заявке прилагается документ, подтверждающий уплату госпошлины.

Экспертиза заявки на регистрацию товарного знака осуществляется патентным органом и включает предварительную экспертизу и экспертизу заявленного обозначения. В ходе первой проверяются документы, правильность оформления заявки, уплата пошлины. Срок предварительной экспертизы – 2 месяца от даты подачи заявки. Экспертиза заявленного обозначения проводится после завершения предварительной экспертизы. В ходе экспертизы проверяется соответствие заявленного обозначения определенного товарного знака требованиям Закона.

Географические указания

В соответствии с Законом РБ «О географических указаниях» под географическим указанием понимается обозначение, которое идентифицирует товар как происходящий с территории страны или региона или местности на этой территории, где определенные качество, репутация или другие характеристики товара в значительной степени связываются с его географическим происхождением.

Географическое указание как объект промышленной собственности включает в себя понятие «указание происхождения товара» и «наименование места происхождения товара». Указание происхождения – это наименование, выражение или знак, указывающие, что изделие или услуга имеют свое происхождение в конкретном месте (например, сделано в РБ). Указание происхождения не подлежит государственной регистрации. Наименование места происхождения товара – название страны, населенного пункта, местности, географического объекта, используемое для обозначения товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для географического объекта природными условиями, иными факторами (минеральная вода «Ессентуки», «Боржоми», вино «Бордо»).

Указание происхождения и наименование происхождения товара определяет источник или происхождение товара (изделия), для которого они используются. Однако если указание определяет лишь источник происхождения изделия, наименование указывает дополнительно на характерные качества товара, обусловленные географическим районом его происхождения, фигурирующим в наименовании. Наименование места происхождения товара всегда является географическим названием.

Регистрации с предоставлением права пользования подлежит наименование места происхождения товара.

Заявитель вправе обратиться в патентный орган с целью регистрации и предоставления права пользования наименованием места происхождения товара (либо уже зарегистрированным наименованием места происхождения товара).

Заявка должна относиться к одному наименованию и содержать:

заявление о регистрации и предоставлении права пользования наименованием места происхождения товара с указанием заявителя и его местонахождения

заявляемое обозначение

указание товара, для обозначения которого исправшивается регистрация, и особые свойства которых исключительно или главным образом определяются характерными для географического объекта природными условиями либо иными факторами

указание места производства товара

описание особых свойств товара.

Экспертиза заявки производится по той же схеме, что и при регистрации товарного знака.

При положительном результате экспертизы выдается свидетельство, которое действует в течение 10 лет (с продлением на 10 лет).

Использованием неименования места происхождения товара считается его применение на упаковке, таре, рекламе, проспектах.

Фирменные наименования

Парижская конвенция по охране промышленной собственности относит фирменные наименования к одному из охраняемых объектов промышленной собственности, причем фирменные наименования могут охраняться без обязательной подачи заявки или регистрации.

Фирменное наименование – это специальное наименование, являющееся частью полного или сокращенного наименования юридического лица, используемое для отличия его от других коммерческих организаций.

Фирменное неаименование может состоять из слова, сочетания слов, аббревиатуры слов, обладающих отличительными признаками и позволяющих индивидуализировать участников гражданского оборота. В то время как товарные знаки служат для отличия товаров и услуг одного производителя от товаров и услуг другого, наименование идентифицирует все предприятия безотносительно к товарам и услугам, реализуемым ими на рынке, и является символом репутации фирмы. В РБ право на фирменное наименование возникает с момента регистрации предприятия в установленном порядке. Фирменное наименование заносится в Госреестр, закрепляется уставными документами и воспроизводится на печати предприятия. Юридическое лицо, предпринимательская деятельность которого зарегистрирована, имеет исключительное право на свое фирменное наименование. Это право не ограничено временем действия, т.е. является бессрочным, и прекращается вместе с ликвидацией предприятия. Фирменное наименование рассматривается как неотчуждаемое имущественное право. Владелец фирменного наименования имеет исключительное право его использования, распоряжения им, запрещения использования другими лицами. Передача права на фирменное наименование новому владельцу возможна только одновременно с продажей предприятия (коммерческой организации). Нарушением прав владельца признается любое использование фирменного наименования без согласия владельца (воспроизведение фирменного наименования на бланках, печатях, штампах, товарах, упаковке, вывеске, применение в качестве элемента товарного знака, в рекламных средствах и др.). Защита прав на фирменное наименование осуществляется в административном и судебном порядке. Административной мерой является отказ в регистрации предприятия с названием, совпадающим с ранее зарегистрированным наименованием.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...