Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Автоматизация произношения звука «С»




СХЕМА РАСПОЛОЖЕНИЯ РЕЧЕВОГО МАТЕРИАЛА В РАЗДЕЛАХ

 
 

(указаны номера рифмовок для отработки соответствующих звуков)


Продолжение схемы

 
 

Синицына И. Ю.

Буду чисто говорить.

Логопедическое пособие в стихах.

М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002.

 

Книга содержит более тысячи коротких и веселых стихотворений, специально написанных для того, чтобы дети могли отработать практически все «логопедически трудные» звуки. Эти стихи очень легко запоминаются, а их игровой характер помогает поддерживать интерес ребенка к логопедическим занятиям.

Дети без логопедических проблем могут использовать их как чистоговорки, скороговорки и считалки. Для детей, совсем недавно научившихся читать, они могут стать первым опытом самостоятельного чтения. Педагоги, занимающиеся с детьми развитием речи, найдут в предлагаемом пособии богатый материал для развития фонематического слуха своих маленьких учащихся.

Книга адресована логопедам, воспитателям детских садов, учителям младших классов, а также родителям детей дошкольного и младшего школьного возраста.

СОДЕРЖАНИЕ

1000 ШУТОК НА СЕРЬЕЗНУЮ ТЕМУ (логопедическое предисловие)....................... 5

ОТ АВТОРА.................................................................................................................................. 8

Раздел 1. ГРУППА СВИСТЯЩИХ........................................................................................ 11

Раздел 2. ГРУППА ШИПЯЩИХ............................................................................................ 69

Раздел 3. ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ, МЯГКИЕ И ТВЁРДЫЕ ЗВУКИ,
ЗВУКИ «Ы» — «И»............................................................................................................... 140

РАЗДЕЛ 4. ЗВУКИ «Т», «Д», ЗАДНЕЯЗЫЧНЫЕ СОГЛАСНЫЕ................................ 174

РАЗДЕЛ 5. СОНОРЫ И ЙОТОВАННЫЕ ГЛАСНЫЕ..................................................... 205


1000 ШУТОК НА СЕРЬЕЗНУЮ ТЕМУ
(логопедическое предисловие)

Как известно, работа логопеда с детьми, испытывающими трудности в произношении тех или иных звуков, включает в себя несколько этапов.

Первый этап, этап постановки звука и его автоматизации в отдельных слогах и словах, достаточно подробно описан в любой специальной литературе и, наверное, не требует дополнительного освещения в изданиях наших дней.

Следующему этапу, этапу автоматизации произношения звука во фразах и стихах, также посвящено несколько авторитетных изданий, в которых приводится множество замечательных стихов, подобранных специалистами для работы с разными группами звуков. Однако при непосредственном проведении такой работы даже у опытного логопеда могут возникнуть затруднения. Зачастую эти стихи довольно объёмны и могут быть сложными для заучивания детьми. Далеко не каждый ребёнок с нарушением речи с лёгкостью запоминает 10-12, а то и 16 рифмованных строк, и далеко не всегда эти рифмованные строки изобилуют нужными логопеду звуками. Но ещё сложнее дело обстоит, если необходимо отработать в стихах произношение таких звуков, как «Д»—«ДЬ», «Г»—«ГЬ», «X»—«ХЬ» и т. п. Здесь мы напрямую сталкиваемся с дефицитом стихотворного материала в логопедических пособиях.

Однако ещё более остро дефицит речевого материала ощущается, когда речь идёт о дифференциации трудно различаемых детьми звуков. Если материалов на одни традиционные дифференцировки («С»—«Ш», «З»—«Ж», «Л»—«Р» и т. д.) в литературе достаточно, то на другие, более тонкие дифференциации («ГЬ»—«ДЬ», «КЬ»—«ТЬ», «Ч»—«ТЬ» и т. п.), его или очень мало, или же нет совсем. Но и в этом, и в другом случае очевидно, насколько удобно и полезно было бы логопеду иметь под руками подборку стихов, специально написанных для облегчения этой сложной дифференцировочной работы.

Именно такое пособие и предлагается настоящим изданием. Это пособие уникально сразу в нескольких направлениях.

Во-первых, все включенные в него рифмовки, их около 1200, специально созданы в первую очередь как речевой материал для работы по автоматизации и дифференциации различных групп звуков, а следовательно, эти звуки встречаются в них намного чаще, чем в других детских стихах, в том числе тех, которые обычно приводятся в логопедических пособиях.

Во-вторых, благодаря своему живому игровому характеру и небольшому объёму эти рифмовки легко запоминаются и способствуют поддержанию интереса ребёнка к логопедическим занятиям.

В-третьих, в них отрабатываются практически все группы звуков, для автоматизации которых трудно, а то и невозможно найти материал в специальной литературе.

В-четвёртых, очень широко и полно представлены пары для дифференциации звуков, близких по способу образования и звучания.

Среди этих дифференцируемых пар кроме традиционных присутствуют и нетрадиционные. Как известно, трудность различения звуков находится в прямой зависимости от типа искажения данных звуков.

Так при губно-зубном произношении свистящих и шипящих звуки «С» и «Ш» слышатся как звук «Ф», а следовательно, необходим материал для дифференциации таких пар звуков, как «С» — «Ф», «СЬ» — «ФЬ», «Ш» — «Ф», «Ж» — «Ф».

При так называемом «тетизме», когда вместо свистящих и шипящих произносятся соответственно звуки «Т» и «Д», необходим материал на дифференциацию пар «С» — «Т», «З» — «Д», «Ш» — «Т», «Ж» — «Д», «СЬ» — «ТЬ», «ЗЬ» — «ДЬ», «Щ» — «ТЬ», «Ч» — «ТЬ».

Большую сложность в работе над дифференциацией звуков представляет группа детей-логопатов с дефектом бокового произношения, который может охватить почти все группы согласных звуков и звук «Й». У таких детей при боковом произношении одинаково звучат: «С», «СЬ», «З», «ЗЬ», «Ш», «Ж», «Щ», «X», «ХЬ»; «Ц», «Ч», «ТЬ», «ДЬ», «КЬ», «ГЬ»; «РЬ», «ЛЬ», «Й», что также даёт сразу несколько пар звуков для дифференциации.

В пособии стихотворный материал для дифференциации звуков распределён по принципу усложнения: сначала даются «облегчённые» рифмовки, затем — более насыщенные.

Важно отметить, что все эти рифмовки составлены человеком, чья профессиональная деятельность (детский психолог-педагог) — это постоянный, непосредственный, творческий контакт с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, и поэтому они проникнуты пониманием детского мировоззрения и любовью к детям.

Бесспорно, использование данного пособия в логопедической работе поможет нашим маленьким гражданам успешно справиться с трудностями, связанными с дефектами произношения, снять негативизм, который часто становится барьером при общении с окружающими, расширит кругозор, пополнит словарный запас, а также вызовет положительную эмоциональную реакцию детей, органично вписывая логопедическую работу в живую, творческую атмосферу детской игры.

Трифонова Татьяна Михайловна,

логопед

ОТ АВТОРА

Дорогие родители! Уважаемые педагоги!

Мы с вами хорошо знаем, как радостно заниматься с ребенком, если, у него блестят глаза и он всей душой тянется к предлагаемому нами делу. И, конечно, каждый из нас много раз сталкивался с проблемой детского «не хочу» и огорчался, чувствуя явное или скрытое сопротивление ребенка тому, чему мы его собираемся научить. Как часто мы видим, насколько трудно донести до маленького человека то, к чему не лежит его душа!

Что мы делаем в таких случаях? Иногда начинаем настаивать на своем: «Это надо! Хочешь, не хочешь — изволь выполнять!» Казалось бы правильная позиция — ребенку действительно вредно делать только то, что ему хочется. Но почему-то после таких занятий в душе остается какой-то тяжелый осадок, а ребенок все больше и больше укрепляется в чувстве, что учение — это нечто изнуряющее, скучное, безрадостное... Какой уж там блеск в глазах! Насилие и радость редко уживаются вместе.

А возможно, мы и не пытаемся научить ребенка ничему такому, что не вызывает у него интереса. Мы отступаем сразу — ведь ребенок «не хочет»...

И опытный педагог, и чуткий родитель прекрасно понимают, что первая и едва ли не главная задача — сделать так, чтобы его маленькому ученику хотелось, очень хотелось заниматься с ним. А это бывает тогда, когда занятия вплетены в жизнь ребенка, привязаны к тем интересам, которыми он живет, когда учебные задания вырастают из главных для него дел.

И тут начинается поиск. Ребенок любит зверюшек? Давайте устроим звериную школу — причем не формальную, а настоящую — такую, в которой у каждого ученика будет свой характер и даже, возможно, свой голос! В такую игру можно вплести любое наше задание. А может, он любит самолеты? Поиграем в пилотов, которые выполняют заданные рейсы и сталкиваются с трудностями (конечно, при этом мы продумаем все подробности — договоримся, что будет символизировать самолет, как будет отмечаться путь от пункта к пункту, какими будут условия получения топлива и так далее). Ребенок любит машины? Давайте их «чинить», устранять неполадки...

Мы назовем наше задание по-другому — и оно обретет новый смысл. Мы прислушаемся к ребенку — и он сам поведает нам, как его нужно обучать. И наш учительский монолог превратится в прекрасный диалог двух (или более) личностей. Но сначала давайте согласимся выслушать того, кого мы хотим обучать.

Логопедические занятия, как и любые другие, дают нам возможность проявить творчество. Когда моя пяти-, а затем шестилетняя дочка, которой долго не давались шипящие и свистящие, начала заниматься с логопедом, мы быстро обнаружили, что «техническая» сторона процесса, предполагающая многократное домашнее проговаривание различных слов — занятие, увы, не слишком увлекательное и для нашей кипучей натуры малоподходящее.

«С ок... с ок... с ок... С ом... с ом... с ом... С он... с он... с он...». А в жизни столько интересного! Вот мы и начали фантазировать. Слово «с ок» заболело! Лежит, не двигается... Заболело оно в звуке «с» — так сказал доктор. Будем лечить. Даем невидимую таблетку. Ну-ка проверим... Нет, пока не полегчало. Еще таблетку... О, ему уже лучше! Теперь еще... Щеки порозовели! Еще... Пальчиком двинуло! Еще... Рукой пошевелило... И так далее, пока на ноги не встанет!

Но нужны не только слова, нужны фразы. Фантазируем дальше. Словам очень грустно и одиноко. Как бы им подружиться? Как их связать вместе? Давай придумаем... Вот и появились первые фразы — они не могут быть неинтересными, их придумал сам ребенок! «С ом любит пить с ок, потом он идет спать и видит с он!» Вот слова и подружились! Как же они обрадовались — прямо впляс пустились! И песенка подходящая нашлась:

Я — большой усатый сом,

Пью я соки перед сном.

Жаль, что соли в речке нет

Суп без соли ем в обед!

Игра понравилась. И дочери, и мне. Нашему замечательному логопеду Татьяне Михайловне Трифоновой она понравилась тоже. Стишков накопилось много. Мы радовались все вместе. Начались разговоры о других детях, о других звуках. Наверное, так и появилась идея создания логопедического пособия. Конечно, хотелось отразить в нем разные интересы детей — чтобы каждому было из чего выбрать.

И теперь нам очень хочется пригласить к творчеству и вас. Наверное, не стоит просто заучивать эти стишки все подряд. Может, лучше сначала выделить те, которые показались более интересными. Пусть выберет сначала сам ребенок, а потом, к примеру, любимая игрушка. Сначала одна, потом другая — может быть, им понравится что-то иное. Дети очень любят выбирать! А может, мы будем «приземляться» наугад и читать тот стишок, куда прилетели. А может, мы раскрасим картинку (как это красиво!) и найдем, с каким стишком она дружит?..

Можно придумать множество подходов, но самый лучший, конечно, будет свой, собственный, неповторимый — Ваш и Вашего ребенка. Желаю Вам самых светлых и радостных минут! Главное — настроиться на Диалог и на Творчество!

Раздел 1.
ГРУППА СВИСТЯЩИХ

 

АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКА «С»

СА

Вот до са да так до са да:

Не растёт в са ду рас са да!

Кот-кра са вец два часа

Любовался: «Чуде са!

Са мый, са мый я у са тый,

Са мый, са мый поло са тый!

И любая поло са

Мне милей, чем колба са

Сви са ют пару са:

До рей са — три ча са!..

4

От гиены поло са той

Нас спа са л гу са к но са тый.

Опи са л пи са тель,

Как нас спа са л спа са тель!

Са хар, каша из ов са,

Са ло, са йки, колба са

Всё са мо собой явилось!

Вот так с катерть! Чуде са!

Са ня с собакой по са ду гулял,

Топал по лу ж ам и са блей махал.

С ловно са лют вылетал из-под ног...

 
 

В лу ж е остался Са нин са пог!

И с А нечкой, и с А ллочкой

Играла Са ша в са лочки!

А с А сей и с С у са нночкой

Катался я на са ночках!

СО

— Ну и со н! — сказал ко со й. —

Я по сс орился с ли со й!

С крыться где? Кругом пе с ок!

Я — по сопкам и в ле со к!

С кво з ь вы со кую о со ку

Видно со йке, как вы со ко

Со рок со колов летят,

С со сен со вушки с ледят!

С прячет со йка с вой но со к,

С молкнет со йкин голо со к...

 

У Со мовой Со ни разлился ква со к —

На Со нин но со к и на мой поя со к...

Под со хнет на со лнышке Со нин но со к,

Под со хнет на со лнце и мой поя со к!

11

Ты — С ы со й,

И я — С ы со й!

Ты — в кро ссо вках,

Я —бо со й!

СУ

12

С у тра су харики и су шки

Су рки су шили и не су шки.

Су слик был су дья су ровый:

В су д ли су он вызвал с нова!

Что носят в су мках су даки?

Су кно с ебе на с юртуки!

Ри су ю су гробы, ко су лю в ле су,

Ко су ле в по су де я ри су не су.


СЫ

У гу сы ни, у гу сы ни

Сы новья всегда бо сы е!

Сы новья её бо сы,

А в поле сы ро от ро сы!

У сы чихи — бу сы, клип сы,

У сы ча — ча сы и чип сы,

А сы чонок, их сы нок,

Ест с изюмчиком сы рок!

СА, СО, СУ, СЫ, С

18

Я — большой у са тый со м.

Пью я со ки перед с ном.

Ж аль, что со ли в речке нет

Су пбез со ли ем в обед!

Со ня спит и видит со н:

Су к с огромным су ндуком!

Кто зале з на этот су к

И повесил там су ндук?

У меня — красавица ко са.

Как-то в ней запуталась о са.

Были бы не ко сы, а у сы

В них бы не запуталось о сы!

21

— Как бле с тит в траве ро са! —

Молвит ры ж ая ли са. —

Вот бы бусы для лисы

Сделали из той ро сы!

Поло ж ите на весы

Двести граммов колбасы,

Сыра то ж е граммов двести,

И со си со к вкусных взвесьте!

23

Со кол и со ва в ле су

Ели сы р и колба су,

Со сметаной и со у сы,

С ук сусо м анчоу сы!

С мело сы н на са нки с ел,

С мело с горки полетел!

С куклами Со ня играла в пе со к.

— Ку са ть! — услышали мы голо со к.

С ела со бачка, не в с илах понять:

«Ку са ть?» А мо ж ет быть, надо «ку са ть?»

Ри с в кастрюлю, Со ня, сы пь!

О с торо ж но, не про сы пь!


Был курно сы м Са нин но с.

Са ня выро с — но с подро с!

Пыле сос ить Са ша с тал —

Пыле сос но со к в соса л!

Са м до с тану я но с ок!

С тойте! Это ж поя со к!

Длинным поя с получил ся

Ве с ь но со к мой ра с пу с тил ся!

Ве с ь наш кла сс любит ква с!

Ква с и со к в че с ти у на с!

Вон, с мотри, ле с ок сос новый

А у Са ни — компа с новый!

Наш ве с ёлый кла сс в тот ле с

Вё з автобу с «Мер с еде с»!

— Что там, в по с ылке?

С транный вопро с!

Компа с, по су да,

Подно с и на сос!

Допи са ть су мел Бори с

Букву «и» — и вот с юрпри з!

Превратил ся «ри с» в «ири с»

С рочно фоку с нику при з!

Какту с на на с

По с мотрел с верху вни з:

С тоит ли с тройным быть

Как кипари с?

 

СТ, СН, СК, СВ и др.

34

Е ст ь у на с овечек ст адо —

Выпа с ать в ст епи их надо!

Ст ая с оек ск ок-по ск ок!

С о ск амейки на пе с ок!

Ск олько сн егу намело!

Ст ало в с ё св етлым- св етло!

Со сн ы сн е ж ные ст оят,

Сл овно в ск а зк е ле с и с ад!

На ст адион ст удент Ст епан ст ремит ся!

Св ой ба ск етбол он пропу ст ить боит ся!

В ст оловой — ст улья и ст олы,

А на ст олах ст оят ст аканы...

Ст уденты ст удень е ст ь дол ж ны,

Бифште кс ы е ст ь ст уденты ст анут!..

 

На с ст упеньки на ск алу ведут!

Ск азочной принце сс ы замок тут!

С отня с о с ен — ст о ст волов,

Св етлых ска зочных ст олбов!

И ст оит на тех ст волах

Цар ст во св ета в облаках!

Про ли с у со ск алочкой

Сл ушай ск а зк у, Сл авочка!

 
 

По ст епи ст релой не с утся ск акуны!

Ск олько св ета, ск олько с олнца и ве сн ы!

 

АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ
ЗВУКА «СЬ»

Пё с ик е с ть у Ко с тика —

Он с ов с ем бе з хво с тика!

Ах, про с тите, хво с тик е с ть!

Он у с пел на хво с тик с е с ть!

— Что, ли с ичка, загру с тила? —

У ли с ички я с про с ила.

— Я б гу с ятник наве с тила,

 
 

У гу с яток пого с тила...

Днём о с енним, в во с кре с енье

С еня но с ит с ено в с ени.

Что ты но с ишь с ено, С еня?

Не для с ена во с кре с енье!

Ло с ь с про с ил с воих ло с ят,

Гу с ь с про с ил с воих гу с ят,

Ры с ь с про с ила у ры с ят:

— Где тут пер с ики ви с ят?

Наш С ерё ж а был ве с ёлым,

Ве с елил он ве с ь по с ёлок!

48

Пё с ик прыгал и крутил с я,

И за хво с тиком но с ил с я!

Во с емь ра з ве с ёлый пё с ик

Уку с ил с ебя за хво с тик!

А с я, с ядь в бе с едку,

По с иди с с о с едкой!

Мы с егодня вме с те

В с е припомним пе с ни!

У Лю с еньки с Мару с енькой

С ерё ж ки е с ть и бу с ики,

А Ва с енька с Тара с иком

Поймали с емь кара с иков!

Подарил Мак с им с е с трёнке

С тёклышки и ше с терёнки,

С еренькие тро с ики,

От ча с иков коле с ики!

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...