Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Оглушение звонких согласных




Тема. Оглушение звонких согласных в середине слова.

Цель. Наблюдать несовпадение норм произношения с нормами правописания, упражнять учеников в проверке сомнительных согласных.

1. Рассмотреть и назвать предметные картинки (попарно):

а) чашка — ложка

 

б) ветка — лодка

В каждой паре слов выделить третий звук:

а) в обоих словах слышится (произносится) ш;

б) в обоих словах слышится (произносится) г.

Сравнить написание рассмотренных слов.

Выяснить в беседе, что оглушение звонких согласных ж и д в словах ложка, лодка объясняется соседством глухого согласного к. Если устранить это соседство, звуки зазвучат звонко, без искажения: ложечка, лодочка. Прояснению согласных способствует соседний гласный (е, о).

Оглушение может происходить с любым из парных звонких согласных. В этом случае звонкий согласный произносится как его парный глухой согласный:

б в г д ж з

↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓

п ф к т ш с

 

2. Рассмотреть примеры оглушения звонких согласных в словах (когда за звонким следует глухой согласный):

Произношение: Написание:

Глаза - гласки глазки

Борода - боротка бородка

Ноготь - нокти ногти

Юбочка - юпка юбка

Книжечка - книшка книжка

Рукава - рукафчик рукавчик

 

3. В середине слов чашка, ветка встретились два глухих согласных: шк, тк. Чтобы убедиться в том, что здесь нет противоречия между произношением и правописанием, обратимся за помощью к тем же гласным: чашечка, веточка.

4. Проверить сомнительные согласные в словах:

… - лавка … - шубка … - матрёшка

… - тетрадка … - плитка … - полоска

… - селёдка … - обложка … - сказка

… - крышка

 

5. Прочитать; подобрать проверочные слова; записать, вставляя пропущенные согласные:

Стоит избу-ка на курьих но-ках. В ка-ке дождевая вода. Собака спит в бу-ке. На этой гря-ке растёт морко-ка. На опу-ке зеленеют берё-ки. На выру-ке поспела сла-кая малина. Бегут по доро-ке доски да но-ки. (Лыжи.)

6. Вставить после проверки пропущенные согласные:

Ры-ка мелка, да уха сла-ка. Садись ря-ком да поговори ла-ком. На мы-ку и ко-ка зверь.

По у-кой доро-ке гусиным ша-ком

гусиное войско шагает гу-ьком.

Явился в жёлтой шу-ке –

прощайте, две скорлу-ки! (Цыплёнок.)

Падают с ве-ки золотые

моне-ки. (Листья.)

Похлопочет над цве-ком и поделится ме-ком. (Пчела.) (А.Рождественская.)

7. Подобрать слова, соответствующие данным схемам. Устно проверить согласный в середине слов:

- - шка (чашка, кошка, вышка, мышка, кашка, сушка, пышка, чушка, мишка, шишка, мошка,

пушка)

- - - шка (клюшка, плошка, брошка, плюшка, крошка, крышка)

- - - - шка (рубашка, катушка, подушка, лягушка, окрошка, засушка)

- - - - - шка (братишка, покрышка, верхушка, картошка, старушка)

 

- - жка (ножка, ложка)

- - - жка (пряжка, стёжка, кружка, книжка)

- - - - жка (стрижка, фуражка, стружка, сережка, варежка, обложка)

- - - - - жка (сыроежка, застёжка, подножка)

 

- - дка (лодка, кадка, будка, дедка)

- - - дка (грядка, грудка, сводка, прядка)

- - - - дка (загадка, соседка, отгадка, посадка, беседка)

- - - - - дка (разведка, проводка)

 

- - тка (нитка, сетка, ветка, ватка, детка)

- - - тка (клетка, плитка, глотка, плётка)

- - - - тка (пилотка, палатка, попытка)

- - - - - тка (таблетка, конфетка, кроватка)

- - ска (каска, маска, леска, соска)

- - - ска (краска, сноска, описка)

- - - - ска (коляска, записка, полоска, вывеска)

- - - - - ска (прописка, колбаска, подвеска, подписка)

 

- - зка (вязка)

- - - зка (указка, смазка, слёзка, сказка, связка)

- - - - зка (берёзка, завязка, вырезка, замазка)

- - - - - зка (погрузка, подрезка)

 

8. Наблюдение за оглушением звонких согласных в конце слов проводится аналогично изложенному ранее рассмотрению случаев оглушения в середине слов.

Проверить сомнительный согласный в конце слова:

а) устно — с перекидыванием мяча либо с подниманием соответствующей согласной буквы;

б) письменно (выборочно).

Образец: лёд - ледок (д).

п - б — суп, краб, зуб, сугроб, прорубь, залп, ястреб, сруб;

д - т — сад, завод, крот, мёд, народ, невод, лёд, труд, пилот;

ш - ж — малыш, шалаш, рожь, ландыш, нож, ёрш, ёж;

с - з — мороз, арбуз, рассказ, груз, нос, глаз, воз, трус;

ф - в — клюв, шкаф, обувь, шарф, морковь, посев, жираф, бровь;

к - г - стук, утюг, овраг, флаг, берег, шаг, друг, фартук.

9. Прочитать и записать слова, вставляя подходящие буквы. Устно проверить последний согласный в слове.

л – в р – д с – г в - - г г - - з с - - д г- -б д - - г

Слова для справок:

лев, лов; рад, род, ряд; снег, стог, слёг, слог; враг, визг; глаз, груз, грыз; след, стыд, свод; горб, гриб, герб, груб, грёб; друг, долг.

 

10. Прочитать пары слов, сравнить по смыслу, звучанию, написанию. Подобрать проверочные слова, составить предложения (словосочетания).

Образец: цветущий луг (луга), горький лук (луковица).

Пруд - прут, плод - плот, молод - молот, лёд - лет, рот - род, сток - стог, серб - серп, гриб - грипп.

11. Прочитать загадки, пословицы, вставляя пропущенные согласные. Подобрать проверочные слова:

Кто любит тру-, того люди чтут. Бро-ь да гла- ря-ком живут. На языке мё-, а под языком лё-. Спасибо, моро-, что снегу нанё-. Без ру-, без но-, а рисовать умеет. Пей, ешь, а правду ре-ь. Како- корень, тако- и пло-.

Три мудреца в одном тазу

пустились по морю в грозу.

Бу-ь попрочнее старый та-,

длиннее был бы мой расска-. (С.Маршак.)

Восемь но-, как восемь ру-,

вышивают шёлком кру-.

Мастер в шёлке знает тол-.

Покупайте, мухи, шёл-! (Паук.) (В.Фетисов.)

12. Выписать после проверки сомнительных согласных данные ниже слова в две колонки по наличию звонкого или глухого согласного:

а) кни-ка, кры-ка, ча-ка, ко-ка, бума-ка, сапо-ки, кату-ка, сырое-ка, пря-ка, теле-ка, покры-ка, серё-ка, доро-ка, опу-ка, кру-ка, стру-ка;

б) була-ка, кно-ка, коро-ка, попра-ка, су-ки, мо-ки, клу-ки, про-ка, лоша-ка, ве-ка, коля-ка, ре-кий, ни-кий, ре-кий, сле-ки, шка-чик, рука-чик, бли-ко, гла-кий;

в) но-, гла-, страу-, голо-, докла-, сапо-, кру-, вол-, вра-, стол-, мое-, тор-, малы-, бага-, похо-, камы-, гара-, солда-, шар-, уло-, прили-, рука-, рыболо-.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...