Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лабораторные работы студентов




Недостаточность одного демонстрационного эксперимента преподавателя и безусловно необходимость и важность лабораторных занятий по физике. Пока студент только со стороны следит за явлением, воспроизводимым другим, оно может оставаться ему чуждым, далеким, еще недостаточно понятным. Надо дать студенту в руки прибор, поставить его лицом к лицу с самим явлением. Сам участвуя в опытных исследованиях, сам наблюдая и воспроизводя явления, самостоятельно пытаясь выяснить зависимость между ними, преодолевая встречающиеся трудности, студент усваивает тверже, отчетливее, сознательнее основные понятия и законы физики, от неполных и неточных знаний приходит к более полным и более точным.

В курсе физики найдется много вопросов, которые трудно или невозможно исследовать без самостоятельного эксперимента студентов. Так, не может быть полностью, помимо самостоятельных занятий, освещена количественная сторона явлений. Только путем лабораторных работ можно ознакомить студентов с физическими измерениями и методами нахождения физических постоянных.

Студенты, проходя лабораторную практику, приобретают своего рода «грамотность», позволяющую им увереннее следить за опытами учителя, не относится к ним, как к «фокусам», которые всецело зависят от ловкости и умения экспериментатора. Вместе с тем у студентов создаются суждения об окружающих явлениях, на которые они смотрят уже своими глазами, а не сквозь призму чужих слов.

Знания студентов часто формальны, носят отвлеченный характер, оторваны от всего того, что окружает студентов в практической жизни. Уверенно формулируя законы физики и помня различные определения, они часто не умеют объяснить самых простых физических явлений, применить известные им законы для разрешения частных проблем и выяснения действия различных механизмов. Отсутствует самостоятельность мысли и действия.

Те специфические черты, которые привносят с собой лабораторные занятия в восприятие студентами явлений, становятся надежным орудием в борьбе с формализмом при изучении физики.

Расширяя и углубляя базу самостоятельных работ студентов, мы сумеем преодолеть разрыв теории и практики, сделаем для студентов более очевидной связь, которая существует между наукой и техникой, более очевидной основную важнейшую мысль, что законы, изучаемые в физике, являются отображением реальной, окружающей нас действительности.

Придавая ряду лабораторных работ техническую направленность, мы будем углублять технические знания студентов, пойдем по пути расширения их технического кругозора.

Окончившие среднюю школу часто не владеют приемами экспериментальной работы и встречают, особенно на первых порах, большие затруднения при занятиях в техникуме или на практической работе по той или иной специальности. Среди школьников и окончивших среднюю школу мы наблюдаем своего рода «приборобоязнь». Они не знают, как «подойти к прибору», не умеют совершенно обращаться с электронагревательными приборами, стеклянной посудой, амперметрами, вольтметрами и пр.

Только при правильно организованных и систематически проводимых лабораторных занятиях студенты приобретают многие притом разнообразные умения и навыки по постановке и технике эксперимента в обращении с приборами, ведении наблюдений и измерений.

Cамостоятельные лабораторные занятия являются одним из важнейших средств технического обучения студентов.

В процессе самостоятельной практической работы студенты развивают органы своих чувств и повышают свою наблюдательность. Сами проделывая опыты, производя наблюдения, измерения, пробы, внимательно следя за происходящими явлениями, обдумывая каждый шаг в работе, студенты развивают способности логического мышления, приучаются глубже проникать в явления природы, отличать главное и существенное от второстепенного и случайного.

При проведении каждого эксперимента студентам прежде всего должна быть ясна цель его. Часто они проводят работу чисто механически, по шаблону, не представляя себе ясно целевой установки поставленного эксперимента. Это происходит потому, что преподаватели не обращают достаточно внимания на эту сторону в поставке лабораторных работ.

Работа может проводится по твердой инструкции, данной учителем; план и порядок работы могут составляться при активном участии студентов; разработка плана и порядка работы может быть предоставлена самим студентом. При постановке лабораторных работ надо практиковать все приемы.

Как общее правило, лабораторные работы проводятся студентами на приборах фабричного изготовления или самодельных, сделанных преподавателем, лаборантом и студентом во внеурочное время. На уроках, отведенных для лабораторных занятий, готовить приборы не предоставляется возможным, так как это отнимало бы слишком много времени потребовало бы специального оборудования и обучения. Но вообще работы технологического порядка, связанные с изготовлением простейших физических приборов, моделей, чертежей монтажей и прочего, предоставляют большую ценность для студентов, в особенности в свете задач для технического обучения. Студенты, сами изготовляя и собирая приборы, лучше и глубже поймут те явления, которые они должны будут потом пронаблюдать и изучать с помощью изготовленных приборов. Кроме того, при таких работах студенты приобретают знания свойств материалов и навыки их использования, познают принципы устройства и действия различных инструментов и научаются их рационально применять. Такие работы студенты могут проводить на кружковых занятиях и дома. Но и во время лабораторных занятий по физике, там, где это предоставляется целесообразным, надо дать возможность студентам самим производить сборку приборов из отдельных частей и установку их для наблюдения и опытов.

Правильно организованные и умело проводимые лабораторные занятия по физике оказывают на студентов огромное воспитательное влияние. Воспитывая в каждом студенте личную ответственность за порученное дело, они вместе с тем осуществляют задачу развития прочных навыков коллективной работы, позволяют привить студентам ценные навыки по культуре труда.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...