Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понимание речи через подражание

Развитие речи в раннем возрасте

 

Ранний возраст – это 1-3 года.

Ведущим видом деятельности в этом возрасте является – предметно-манипулятивная деятельность.

 

И соответственно потребность в речевом общении развивается у ребенка не сама по себе, а через общение со взрослым по поводу предметной деятельности. Очень часто именно в этом возрасте ребенок спрашивает «Что это?». Через этот вопрос он отражает интерес к миру вещей.

 

 

Развитие речи в раннем детстве идет по 2 направлениям:

 

Важно! Если взрослый исполняет желание ребенка по первому жесту, то ребенок долго будет обходиться без речи. Если с ребенком разговаривать только по вопросам, связанным с его физиологическими потребностями, то он будет отставать в развитии речи.

 

Умение относить слова к обозначаемым ими предметам к детям приходит не сразу. Сначала понимается ситуация, а не конкретный предмет или действие. Если слово многократно повторяется в сочетании с определенными жестами (например, когда взрослый говорит малышу: «Дай ручку», — и при этом сам делает соответствующий жест), то ребенок быстро учится ответному действию. При этом он реагирует не только на слова, но и на всю ситуацию в целом.

 

 

Этапы овладения словом (по М.Г. Еланиной)

Этапы Ребенок Взрослый
  Все внимание ребенка и его активность направлены на предмет: «Дай – дай» (проявляется желание овладеть предметом). Сам взрослый и его слова интереса у ребенка не вызывают.
  Внимание ребенка переключается на взрослого. Он прислушивается к слову, смотрит на взрослого и указывает на предмет пальцем. Назвать предмет правильно пока еще не удается, отчего ребенок сердится. Повторяет слово, указывая на предмет.
  Малыш начинает смотреть на губы взрослого и прислушиваться к его словам, пытается произносить то или иное слово, а при удаче повторяет его снова и снова. Вынуждает называть предмет словом, сам произносит его выразительно, с артикуляцией, поощряет ребенка в случае успеха при повторении.

 

Для данного периода характерна автономная речь. Детьми употребляются такие слова, которыми взрослые не пользуются. Первые слова ребенка — в основном звукоподражания: «му», «мяу», «тик-так» и др.

Ребенок начинает говорить на своем, понятном только ему и близким людям, своеобразном языке.

Существует несколько категорий таких слов.

1. Облегченные слова, придуманные мамами и нянями: «ам-ам», «ням-ням», «ав-ав».

2. Искаженные слова. Произносится часть слова, чаще всего — корень:

• из-за неразвитого фонематического слуха;

• из-за несовершенной артикуляции: «молоко» — «моко», «большой» — «босей», «маленький» — «макий».

3. Придуманные ребенком автономные слова. Ребенок использует только определенные части слов «Кука, топа-топа» (петушок пришел).

 

Роль взрослого в становлении активной речи ребенка

Взрослый
Требует четкого произношения слов   Стимулирует фонематический слух   Автономная речь исчезает Поддерживает автономную речь ребенка (ему нравится, как говорит ребенок)   Автономная речь сохранятеся

 

 

Особенности значения первых слов

слово малыша по смысловой нагрузке – целая фраза (например, «Дай» может обозначать следующее: «Мама, достань мне куклу в платьице, и поскорей!»), и эту скрытую фразу должна понимать мама;

слово как обобщение целого класса предметов и явлений, причем обобщения могут осуществляться по самым разным, порой неведомым для взрослого признакам, (например, «Кика» обозначает все теплое, мягкое, приятное: кошку, мех, волосы, варежку, мишку; «Папа» — все то, что принадлежит папе: портфель, очки, шляпу).

 

Понимание речи через подражание

Непонятный вначале материнский язык становится ребенку знакомым только благодаря непрерывному слушанию и подражательному повторению, после чего делается его достоянием. Подражание проявляется в разнообразных формах, бессознательно совершенствуется.

Ребенок старается повторять трудные слова. Воспроизведение им услышанных слов называется эхолалией. неконтролируемое автоматическое повторение слов, услышанных в чужой речи.

В 2 года слово в качестве запрета еще не действует так, как хотелось бы.

К 3 годам речевое указание взрослого начинает регулировать поведение ребенка в разных условиях:

♦ вызывать действие;

♦ прекращать действие;

♦ оказывать отсроченное воздействие.

Роль взрослого в понимании ребенком речи

 

Ребенок Взрослый
Понимание речи взрослого качественно меняется Руководство развитием речи ребенка
- понимает отдельные слова; - выполняет предметные действия по инструкции; - слушает с интересом разговоры взрослых, стремится их понять; - внимательно слушает сказки, рассказы, стихи; - слушает и понимает сообщения, не связанные с ситуацией общения - развивает способность слушать и понимать речь, не относящуюся к конкретной ситуации; - развивает активную речь ребенка, используя сказки, рассказы, стихи

 

 

В. Стерн выделяет несколько эпох в развитии детской речи.

1 эпоха (1 год — 1 год 6 месяцев). Делается открытие, что звуковые комплексы обладают обозначающей (символической) ценностью и что каждому предмету принадлежит такой знак, который служит для его называния и для сообщения о нем. Ребенок узнает, что каждая вещь имеет название. В этот период пробуждается стремление ребенка спрашивать имена вещей («Это? Это?»), запас его слов заметно увеличивается.

2 эпоха (1 год 6 месяцев — 3 года). Начинают произноситься первые сочетания слов, хотя дается это ребенку с большим трудом.

Речь связана с главными интересами ребенка: с родителями, игрушками, животными, окружающими предметами, с одеждой и пищей. Все, что занимает детское внимание, становится материалом их речи.

Лексикон девочек в 2 годам включает 3300 слов. У мальчиков такое количество слов набирается только к возрасту 2,5 года.

3 эпоха (2 года — 2 года 6 месяцев). Слова для ребенка постепенно начинают «оживать». Путем незначительного звукового изменения они начинают выражать единственное и множественное число. Ребенок понимает, что можно перенестись из настоящего в прошлое или будущее посредством добавления к слову приставки или добавления к нему окончания. В этот период он начинает активно использовать различные формы флексий, отражающих нужное склонение, спряжение, сравнительную форму и т. д. Правда, даже дети 4–5 лет, не говоря уже о двухлетних, испытывают определенные затруднения с правилами использования окончаний в некоторых словах.

К концу 2 года наблюдается значительное развитие многословного, развернутого предложения. Три, четыре, а нередко и больше слов уже связываются для выражения какой-либо мысли.

Первоначально метод сцепления слов случаен, а потому в речи малыша может возникнуть самый неожиданный ряд. При этом странное расположение слов часто бывает очень выразительным.

Восклицательные предложения, в которых проявляются воля или чувства, преобладают в течение всего детства. Утвердительные предложения встречаются при объяснении того, что изображено на рисунке.

Изменяются и вопросительные предложения. К вопросам о названии вещей («Это?») присоединяется вопрос о местонахождении искомого Появляется вопрос («Где?»).

4 эпоха (с 2 лет 6 месяцев). Ребенок учится передавать главную и второстепенную мысли с помощью придаточных предложений. Эта стадия может быть скрытой, длящейся от нескольких месяцев до 4 лет.

 

Итак, в раннем возрасте:

понимание и соотношение слова и предмета,

автономная речь

развитие активной речи

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...